Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Топ:
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Интересное:
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Дисциплины:
2017-05-23 | 260 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Разумеется, попытки искусственно продлить «веберов- ский ренессанс», а вместе с этим и миф о добродетельном буржуа-труженике, еще будут возобновляться. В Германии издается полное собрание сочинений А Вебера, которому хотят придать едва ли не тот же статус священного всеобъяс- няющего текста, какой.имело второе (полное) издание сочи- нений К. Маркса в Советском Союзе. Но все эти попытки уже обречены на неудачу: веберианский миф оказался значи- тельно менее долговечным, чем марксистский, смерть кото- рого отразилась и на судьбах советской сверхдержавы, и на судьбах посткапиталистического цивилизационного проекта в целом. Видимо, какое-то время «прогрессивное» интеллек- туальное сообщество еще будет отмалчиваться, делая вид, что ничего не произошло. Но затягивать молчание надолго невозможно Нам следует ожидать конструирования нового мифа о буржуа, который, словно Протей, от эпохи к эпохе меняет свой лик, предопределяя тем самым наиболее при- чудливые зигзаги и повороты теории.
Г. ЗИММЕЛЬ ПРОТИВ М. ВЕБЕРА
Концепция М. Вебера завершает ту линию развития об- щественной мысли, которая была связана с оправданием буржуа в духе гегелевской презумпции: «все действительное разумно, все разумное — действительно». Суть этих оправда- ний — в постулировании необходимой связи между интере- сами буржуазии как специфической общественной группы и интересами всего общества. Классическая политическая экономия выдвигала в этой связи принцип «невидимой ру- ки», увязывающей индивидуальные предпринимательские усилия с ростом общественного блага помимо всяких наме- рений со стороны задействованных агентов.
М. Вебер постарался эту невидимую руку сделать види- мой, сделав акцент на доброкачественности предпринима- тельской мотивации, в основе которой, как он доказывал, лежал не стяжательский инстинкт, а богооправдательный
|
А. С. Панарин
Мотив стяжания душевного спасения. При этом Вебер, как истинно немецкий мыслитель, постарался укоренить буржуа в национальную почву, слив мотив индивидуального призва- ния («ЬешГ») с надындивидуальными ценностями религиоз- ного спасения. В этом контексте представляется наиболее важным перерыв стяжательской традиции' переход от спеку- лятивно-ростовщического, асоциального капитала диаспоры к продуктивному капитализму современного типа, не расхи- щающему, а умножающему национальное богатство.
Г. Зиммель подошел к анализу капитализма совсем с дру- гих позиций. Для него не существует никакого перерыва в традиции делателей денег, никакой разницы между древним ростовщическим ремеслом и современным буржуазным клас- сом. Не случайно свой трактат о буржуазном классе он на- звал «Философия денег».
Там, где речь идет о предприятии как институте, разница между ростовщичеством и производством реальных товаров и услуг бросается в глаза. Там, где акцент делается на деньгах как таковых, это различие уходит в тень, ибо деньги, как из- вестно, «не пахнут», в денежной вселенной никакие качест- венные, тем более моральные различия не существуют — речь идет только о количественном различении. Зиммель от- казывается воспринимать буржуа в качестве какого-то специ- фического исторического и социокультурного типа, проис- хождение которого надо разгадывать. Он постулирует полное тождество буржуазного стяжательского мотива с человечес- кой мотивацией естественного эгоизма. Всю остальную, не- буржуазную часть общества и человечества он рассматривает как неудавшихся буржуа, которым не удалось реализовать свои стяжательские мотивы.
Эпистемологическое «удивление», вызванное появлени- ем буржуа как экстравагантного социального типа, Зиммель подменяет удивлением другого рода: почему все остальные не стали буржуа и заняли по отношению к нему остраненно- настороженную, а то и прямо враждебную позицию. Зим- мель склонен отвечать на этот вопрос в духе явно не компли- ментарном для тех, кто как буржуа не состоялся. Он полага- ет, что мотив обогащения и обретения денег как власти
|
Искушение глобализмЪм 175
Актуализируется у тех, для кого деньги имеют глубоко ком- пенсаторское значение — компенсируют дефицит общест- венного признания, безопасности, доверия. Человек, счита- ет он, потому и стал человеком, что, вместо того чтобы рас- творяться в природном окружении, осознал собственное существование как подлежащую сознательному решению проблему.
С этой точки зрения стратегия тех, кого впоследствии назвали буржуа, является «истинно человеческой» страте- гией: вместо того чтобы безвольно раствориться в благопри- ятной социальной среде, они проблематизировали свое су- ществование в качестве группы, статус и само существование которой изначально не были гарантированы. Ясно, что речь при этом идет об инородческих и в первую очередь о еврей- ских группах, вынужденных, говоря словами Э. Гуссерля,
«тематизировать» свое социальное бытие — осознать его как подлежащую решению проблему.
В этом контексте получается, что хотя профессиональ- ные «делатели денег» и составляют меньшинство человечест- ва, но это, если угодно, — подлинно человечное меньшинст- во, навсегда пробудившееся от животного сна и живущее в состоянии перманентного бодрствования — мобилизованно- го сознания, понимающего, что внешний мир не потакает человеку.
Второй софизм Зиммеля, связанный с восприятием мо- нетаристских групп как соответствующих назначению чело- века в мире, состоит в смешении денежного обмена с обще- ственным обменом как таковым. На людей, не готовых при- знать главенствующую роль денег в мире, падает подозрение в неисправимом и агрессивном изоляционизме, в привер- женности архаичной и контрпродуктивной идее локуса — самоизолирующейся общинности, обреченной на стагна- цию. Таким образом, в отличие от немецкого мыслителя М. Вебера, еврейский мыслитель Г. Зиммель изначально представлен с позиции последовательного глобалиста, ибо имманентная логика денежного обмена, которую он выдает за универсальную, ведет в направлении от локальных мест-
А. С. Панарин
|
|
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!