Что находилось в центре внимания Иисуса — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Что находилось в центре внимания Иисуса

2017-05-23 250
Что находилось в центре внимания Иисуса 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Как великий Учитель Иисус хорошо понимал разные уровни обучения. Он применял методы, которые только сейчас мы стали считать наилучшими с психологической точки зрения. Проанализируйте, в чем состояла основная суть приведенных ниже вопросов Иисуса. На какой уровень обучения эти вопросы выводили людей? Подчеркните правильный ответ.

1. "Неужели вы никогда не читали, что сделал Давид, когда имел нужду и взалкал?" (Мк. 2:25).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

2. "Или не читали ли вы в законе?" (Мф. 12:5).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

3. "Что вы помышляете в сердцах ваших? Что легче сказать: "прощаются тебе грехи твои", или сказать: "встань и ходи"?" (Лк. 5:22, 3).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

4. "Крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков?" (Мф. 21:25). Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

5. "Который из них более возлюбит его?" (Лк. 7:42).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

6. "Как может сатана изгонять сатану?" (Мк. 3:23).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

7. "Что должно делать в субботу? добро или зло? спасти душу, или погубить?" (Лк. 6:9).

Понимание фактов.

Новая формулировка-обобщение.

Скрытый смысл — практическое применение.

Первые два вопроса находятся на уровне понимания фактов. Иисус просит вспомнить факты. Вопросы с третьего по шестой находятся на уровне новой формулировки-обобщения. Отвечавшим надо было знать и понимать определенные факты и синтезировать или обобщить информацию, чтобы прийти к правильным суждениям. Это более высокий уровень мышления, требующий логических суждений и формулировки идей.

Седьмой вопрос находится на уровне скрытого смысла и практического применения. Он также требует знания библейских фактов о соблюдении субботы и способности обобщать.

Многие вопросы не вписываются в рамки какой-то одной категории, но содержат в себе элементы всех трех уровней. Однако если вы будете анализировать свои вопросы с точки зрения их принадлежности к той или иной категории, то сможете побудить своих учащихся к глубокому мышлению.

 

ПОДЧЕРКИВАЙТЕ БОЛЕЕ ВЫСОКИЕ УРОВНИ

Нелегко преподавать на более высоких уровнях обучения. Для этого надо обобщать факты и выстраивать их в виде понятий; понимать взаимосвязь разных идей; формировать мнения. Это значит помогать учащемуся увидеть себя в конкретной истории. Составьте план, согласно которому вы поможете учащимся распознавать их нужды и понимать отношение исследуемых истин к повседневной жизни. Помните наставление: "Стоящие перед народом в качестве учителей истины должны браться за великие темы" ("Евангелизм", с. 151).

Нам надо научиться быстро и основательно охватывать содержание урока — важную фактическую информацию и углубляться в "великие идеи" Писания. Секрет выхода на более высокий уровень мышления заключается в правильно поставленных вопросах, которые исследуют, стимулируют и бросают вызов.

Имеет смысл повторить высказывание Фрэнсиса Бэкона: "Умело поставленный вопрос — это половина ответа".

От теории к практике

Цель: Научиться использовать вопросы на трех уровнях обучения и анализировать, где поставить главный акцент.
Подготовка: 1. В случае необходимости повторите эту главу. 2. Основательно изучите материал урока субботней школы. 3. С помощью учебного плана: А. Выявите и запишите центральную истину. Б. Перечислите нужды учащихся. В. Запишите цель обучения. Г. Запланируйте способ привлечения внимания. Д. Запланируйте что-нибудь для создания на уроке доверительной и теплой атмосферы.
Метод: 1. Запланируйте ряд вопросов как часть вашей классной беседы по каждому из трех уровней обучения, предложенных в данной главе: А. Понимание фактов Б. Новая формулировка-обобщение В. Скрытый смысл — практическое применение 2. Проанализируйте, что находится в центре вашей дискуссии. Если есть возможность, запишите на магнитофон свое изложение урока и проанализируйте, как вы переходите с одного уровня обучения на другой. Ваши вопросы будут свидетельствовать о том, что находится в центре вашего внимания.
Оцените: свои действия после урока.    

ГЛАВА 7. ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩЕГОСЯ

"Что слышу, то забываю;

Что вижу, то запоминаю;

Что делаю, то выучиваю"

Тот, Кто создал разум и законы обучения, продемонстрировал ряд выдающихся методов обучения. Он предусмотрел, чтобы Его народ творчески подходил к учебе, а не только выслушивал фактическую информацию.

Система жертвоприношений, описанная в Ветхом Завете, является одним из величайших средств обучения из всех когда-либо применявшихся. Когда поклоняющийся выбирал животное без пятна и порока, приводил его к скинии собрания и возлагал руки на его голову, с верой взирая на Бога и исповедуя свои грехи, он переживал истину на личном опыте. Обучение было конкретным и непосредственным закреплением.

Авраам больше узнал о вере за три дня, прошедшие после того, как получил повеление принести в жертву своего сына, чем за долгие годы прежней жизни. Бог не читал Аврааму лекций о вере, Он велел ему совершить конкретный поступок.

Иисус выбирал лучшие методы обучения, взывая к высшим процессам мышления, используя аналитические вопросы. Он часто вызывал между учащимися дискуссии на избранные темы, которые способствовали открытию ими истины. Он также преподносил Свою весть с помощью наглядных средств — указывал на сеятеля, пахавшего поле на удаленном холме, или на лилию, или брал ребенка на руки.

Об Иисусовых методах обучения написано много книг. Их авторы обращают внимание на то, как Он использовал вопросы, наглядные средства обучения, иллюстрации и т. д. Но намного меньше говорится и пишется о том, как Христос использовал учебную деятельность или учебные проекты. Иисус, создавший разум человека, знал, насколько люди способны учиться, и преподавал истину соответствующим образом. Иисус все время стремился вовлечь Своих слушателей в процесс обучения.

В прекрасной книге "Библейская учебная деятельность" зафиксировано по крайней мере 50 случаев применения Иисусом учебной деятельности. Из этих пятидесяти видов деятельности сорок шесть затрагивают как минимум три органа чувств. Двадцать четыре затрагивали четыре или более органа чувств. Четыре вида учебной деятельности были обращены только к двум органам чувств. Сорок пять видов деятельности требовали непосредственных видимых действий со стороны учащихся"1. Например, Иисус сказал: "Наполните сосуды водою... теперь почерпните и несите..." (Ин. 2:7,8). "Встань, возьми постель твою и иди в дом твой" (Мк. 2:11). "Отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова" (Л к. 5:4). Каждое чудо было учебной деятельностью и наглядным закреплением.

Одно из самых важных учебных событий в служении Иисуса произошло во время последней Вечери. "Вся жизнь Христа была бескорыстным служением. "Сын Человеческий не для того пришел в мир, чтобы Ему служили, но чтобы послужить" (Мф. 20:28). Однако ученики еще не усвоили этот урок. На последней пасхальной Вечере Иисус подтвердил Свое учение наглядным примером, навечно запечатлевшимся в их сердцах" ("Желание веков", с. 642). Цель обучения сводилась у Христа к тому, чтобы показать, что настоящее величие состоит в любящем служении и истинном смирении. Ученики не хотели служить, поэтому Иисус встал из-за стола, препоясался полотенцем, влил воды в умывальницу и склонился на колени перед Иудой, чтобы омыть ему ноги.

"Ученики прозрели! Они испытали горький стыд и унижение, поняв молчаливое обличение и увидев себя в совершенно другом свете" ("Желание веков", с. 644). Заметьте, что именно поступок, а не лекция, открыла ученикам глаза. И они никогда не забыли об этом.

Давайте вообразим себе, что почувствовал Иуда, когда прохладная, освежающая вода и нежное прикосновение рук Иисуса омыли его грязные ноги. Он услышал невербальное сообщение: "Иуда, Я люблю тебя и готов совершить любое служение ради того, чтобы спасти тебя". "Сердце Иуды трепетало, и он несколько раз порывался исповедать свой грех" ("Желание веков", с. 645).

Немного слов было сказано во время этого незабываемого события, в основном совершались действия. Но какое это было дивное общение! Присутствовали только зрительные образы, чувства и прикосновения. Любовь была высказана невербальными средствами. Своими действиями Иисус достиг самого высокого уровня мотивации — сердец Своих учеников. "И чувства у всех изменились. Глядя на них, Иисус мог теперь сказать: "Вы чисты". Теперь в их среде воцарилось единодушие и любовь. Они обрели смирение и готовность учиться. Все, кроме Иуды, были готовы уступить другому более почетное место. Теперь со смягченными, благодарными сердцами они могли принять слова Христа" ("Желание веков", с. 646). Обучение состоялось на уровне умственного восприятия, чувств и поведения, и заключалось не в лекции или проповеди, но через вовлечение в деятельность.

Иисус, Глава учителей, предложил Своим последователям хорошо запоминающуюся учебную деятельность. "Ибо всякий раз, когда вы едите хлеб сей и пьете чашу сию, смерть Господню возвещаете, доколе Он придет" (1 Кор. 11:26). Когда мы видим, слышим, прикасаемся и вкушаем, мы учимся. Эти конкретные, непосредственные переживания затрагивают наши умы, и мы познаем истину.

Крещение — это еще одна разновидность учебной деятельности, которую оставил нам наш Старший Учитель. Во время этого простого служения мы своими действиями заявляем, что веруем в глубокие истины.

"Какое было бы благословение, если бы все учили, как учил Христос!" ("Советы по работе субботней школы", с. 182). Сочетание формального обучения, фактической информации и учебной деятельности обеспечивает наивысший уровень сохранения и передачи знаний.

Современные исследования в области образования показали, что метод вовлечения и действия, которым пользовался Иисус, является наиболее предпочтительным. Ребенок запоминает:

10% того, что читает,

20% того, что слышит,

30% того, что видит,

50% того, что слышит и видит,

70% того, что говорит,

90% того, что говорит и делает.

(Данные исследований Техасского университета).

Какой метод преподавания чаще всего используется в классах субботней школы для взрослых? Типичный учитель субботней школы для взрослых говорит от 80 до 90 процентов всего времени урока. Возможно, он задает фактологические вопросы, несколько риторических вопросов и малую толику вопросов на размышление. Но чаще всего он пользуется лекционным методом. Однако я с радостью замечаю, что все большее число учителей используют дискуссионный и другие методы.

 

УЧЕБНЫЙ ТРЕУГОЛЬНИК

Самый эффективный процесс обучения состоит во взаимодействии учащегося с учебным материалом и его активном участии в решении проблемы. Одни методы обеспечивают большее вовлечение, чем другие. Это изображено в нашем "треугольнике обучения".

Чем ниже вы опускаетесь по этому треугольнику, тем эффективнее обучение. Вершина треугольника символизирует вербальные и визуальные символы, когда учащийся учится на абстрактном материале — читает книгу или слушает лекцию. Использование вербальных символов (слов) — это самый абстрактный и наименее успешный метод преподавания.

Обратите внимание на комбинацию аудиовизуальных средств в середине треугольника. Любому понятно, какую огромную пользу в обучении может принести меловая или складная доска. Отвлеченные идеи становятся гораздо понятнее, когда их разъясняют с помощью схем, карт или других наглядных средств обучения.

Самый эффективный метод обучения обозначен в нижней части треугольника — это практические учебные упражнения. Учащийся быстрее усваивает материал, когда делает что-то конкретное, а не просто слушает или смотрит. Учитель субботней школы, который приучает свой класс делать открытия, выбирать, оценивать, сопоставлять и сравнивать факты и идеи, применяет методы преподавания, изображенные в нижней части конуса. Письменные работы, рисование, ролевые игры или экскурсии — любая разновидность непосредственного участия имеет превосходную образовательную ценность.

На нижних уровнях треугольника вместе с тем присутствуют и многие факторы из предыдущих уровней. В большинстве методов используются вербальные символы. Учитель должен сообщать также и фактическую информацию, особенно если учесть, что многие слушатели предварительно не изучают материал урока. Невозможно разбирать серьезные, великие идеи без знания фактов.

В христианском образовании педагог обязан передать учащимся жизненно важное содержание. Короткая лекция, подкрепленная наглядными пособиями и завершенная непосредственным учебным упражнением, способна дать хорошие результаты.

Помните, важно не столько проштудировать весь материал урока, сколько "открыть" его. Как правило, невозможно, да и нежелательно охватывать все тексты и все пункты, изложенные в квартальном пособии. "Нет такого понятия: пройти весь урок" ("Советы по работе в субботней школе", с. 116). Прежде всего вам надо поставить цель обучения., а затем попытаться достичь ее. Важно, на чем вы сосредоточите свое внимание и внимание учащихся.

Если вы будете в первую очередь пытаться охватить как можно больше материала, не вникая глубоко в его смысл и значение для повседневной жизни и не подводя учащихся к необходимости что-то изменить в их жизни и установках, то вы не научитесь преподавать так, как преподавал Иисус. Акцент необходимо делать на процессе изменения, на том, чтобы учащиеся пропустили библейскую истину через себя. Соответственно этому надо подбирать методы преподавания. "Пусть учащиеся находят приложение своей энергии в решении проблем библейской истины" ("Советы по работе субботней школы", с. 114). Вам следует включить в учебный план деятельность, которая фактически введет ваш класс в исследование Библии. Вам надо выбрать практические занятия, ведущие учащихся к волнующим открытиям.

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.