Тема: декоративная работа «наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: декоративная работа «наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров»

2021-06-01 34
Тема: декоративная работа «наши любимые узоры. В гостях у народных мастеров» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: закрепление знаний детей о декоративной переработке форм растительного и животного мира; развитие эмоциональной отзывчивости на роспись мастеров Городца, Полхов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; формирование эстетического вкуса и фантазии детей; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству нашей Родины, патриотизма, уважительного отношения к труду народных мастеров.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образцы изделий Городца, Пол­хов-Майдана, Гжели, мастеров родного края; образцы педагогиче­ского рисунка «Наши любимые узоры» (карандаш, гуашь).

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы повторим изученные народ­ные промыслы, выполним узор из декоративно переработанных форм растительного мира.

III. Актуализация знаний учащихся.

Вопрос классу:

- Что входит в понятие «декоративная переработка форм рас­тительного мира и животного мира»?

IV. Вводная беседа.

Учитель. Посмотрите, какие прекрасные изделия стоят у ме­ня на столе!

- К каким промыслам они относятся? (Ответы детей.)

- Верно, это изделия Городца, Полхов-Майдана, Гжели. А вот это работы нашего земляка... (Назвать имя и фамилию мастера.)

Посмотрите, какие замечательные произведения искусства вы­полняют мастера нашего родного края!

1.Народное декоративное искусство.

Народные мастера занимались изготовлением вещей, предна­значенных удовлетворять практические потребности людей и при этом обладающих определенными художественными качествами. Однако в условиях современного быта такого рода предметы чаще всего выступают во второй своей функции - как украшение нашей жизни. Поэтому мы в основном сейчас просто любуемся этими из­делиями. При этом мы забываем о некогда неразрывной связи ме­жду практическим назначением этих предметов и их художествен­ными качествами.

А между тем художественно оформленные предметы издревле изготовлялись мастерами для сугубо практических целей. Распис­ные деревянные ложки и миски, глиняные горшки и кружки, рез­ные или украшенные росписью берестяные туески были необходи­мы людям в повседневной жизни. Но разве эти вещи не могли так же хорошо служить людям, не будучи расписаны или украшены затейливой резьбой? Разумеется, могли бы. Дело, однако, не в этом. Стремление украсить любой предмет было вызвано той же потребностью народа в красоте, благодаря которой и родились сказки и легенды, возникли танцы и песни. В художественном творчестве отразился вековой коллективный опыт мастеров-умельцев. Этим во многом объясняется традиционность художест­венной формы в произведениях народного искусства.

В прошлые века медленно изменялся уклад жизни русского че­ловека. Из года в год одна и та же работа на земле в окружении хо­рошо знакомых мест: приволье полей, холмы и зубчатая полоска леса на горизонте, небольшая речушка, неспешно несущая свои воды, - все это вырабатывало в народе устойчивость жизненных представлений, а также художественных навыков и традиций.

2. Знакомство с произведениями декоративно-прик­ладного искусства.

Всем хорошо известны расписные изделия Городца, Полхов-Майдана, Гжели. Произведения Полхов-Майдана и Городца вы­полняются из дерева. И игрушки, и посуда в этих промыслах бога­то украшены росписью. В работах Полхов-Майдана преобладают малиновый, фиолетовый и желтый цвета. Все элементы росписи обводятся черным контуром. Произведения Городца выдержаны в более спокойной гамме. В этой росписи главными являются два цветка: розан - распустившийся цветок и купавка - бутон. Обяза­тельным этапом работы является оживка. Мастера считали, что, нанося в рисунке короткие штрихи и точки на птиц, коней и цветы, они как бы оживляют эти предметы. Роспись Гжели выполняется по фарфору. На белом фоне голубой и синей краской мастера со­здают изображения. Из одинаковых, на первый взгляд, элементов получаются оригинальные и неповторимые произведения.

V. Изучение нового материала (беседа учителя).

1.Узор в декоративном искусстве.

Самым красивым в представленных работах Городца, Гжели и Полхов-Майдана является цветочный узор и роспись. Для выпол­нения таких элементов часто используют следующие приемы декоративного изображения цветов, листьев и ягод:

· прием прикладывания кисти,

· прием тычка,

· белая и темная оживка.

- А теперь расскажите, какие цветовые сочетания характери­зуют работу нашего мастера родного края. (Ответы детей.)

- Значение народного декоративно-прикладного искусства для украшения нашего быта, для познания красоты жизни и труда, вос­питания чувства национальной гордости очень велико.

На предыдущих уроках вы познакомились с узором. Вы знаете, что в узоре ритмично чередуются элементы.

- Каких видов бывает узор? (Ответы детей.)

- В зависимости от характера мотивов различают следующие виды орнаментов: геометрический, растительный, зооморф­ный, антропоморфный и комбинированный.

2. Гармоничные цветовые сочетания. Ф Какие цветовые сочетания наиболее красиво смотрятся в узоре?

-   С зеленым гармонически согласуются пурпурный, красный, бледно-фиолетовый. Красивы гармонически контрастные цвета: белый — черный, синий — желтый, красный — зеленый.

Сегодня вы сами придумаете узор из стилизованных или деко­ративно переработанных форм.

Так как мы выполняем декоративную полосу, то цветовая окра­ска элементов может быть того цвета, который вам больше нравит­ся, и не совпадать с реальным. Главное, чтобы цвет элементов гар­монично сочетался с цветом фона.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Урок 1

 

Образец «Наши любимые узоры (в карандаше).

1. Сначала надо расположить лист по горизонтали и в центре разместить квадрат так, чтобы по краям было одинаковое расстоя­ние. Разделю квадрат с помощью линий симметрии пополам по вертикали и горизонтали на четыре равные части.

2. Теперь в каждую из четырех частей впишем одинаковые элементы - круги, которые превратятся в цветы, и треугольники - будущие листочки. Чтобы узор смотрелся красиво, все элементы должны быть одинакового размера. Для того чтобы нарисовать ба­бочку, наметим в центре прямоугольник неправильной формы.

3. Теперь выполню деление каждого из четырех кругов на во­семь частей, каждая из которых - лепесток. Прорисую треугольни­ки в листики-сердечки. Намечу середину бабочки и деление ее крылышек на нижние и верхние.

4. Прорисую мелкие детали - завитки по кайме узора и украшения на крылышках бабочки. Рисунок закончен (см. Приложение 35).

 

Урок 2

 

Образец «Наши любимые узоры» (в цвете). Учитель. Выполним все элементы в цвете.

- Какие сочетания цветов можно использовать? Хорошо гармонировать по цвету будут:

· желтый, оранжевый, красный;

·  синий, голубой, фиолетовый;

·  зеленый, желтый, коричневый.

Но так же красиво будут смотреться в узоре и контрастные со­четания цветов. Например, сочетание красного, черного, желтого цветов.

- А вы какие сочетания выберете?

Помните, что вы стилизуете формы растительного и животного мира в декоративные, а значит, для окраски элементов узора можно использовать такие цвета, которых в реальной жизни нет.

1. Листья я выполню зеленым цветом. Закрашу сначала все листья.

2. Для бабочки беру красный цвет, хотя, конечно, насекомых такой расцветки нет.

3. Красиво будет сочетаться с зеленым и красным цветом желтый цвет. Поэтому фон и серединки ромашек выполню желтым цветом.

4. Детально прорабатываю тонкой кистью все мелкие детали, для этого использовать можно или красный, или коричневый цвет. Рисунок закончен (см. Приложение 36).

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните узор из декоративно переработанных форм растительного и животного мира. Главное - это проявление творчества при стилизации окраски и формы цветов, бабочек в де­коративном рисунке, использование линии симметрии, ритма как выразительных средств декоративной композиции. Подберите на палитре цветовую гамму основных элементов узора - цветов, бабо­чек, фона. Постарайтесь применить более выразительные сочета­ния, использовать приемы народной кистевой росписи.

VIII. Итог урока.

1. Вы ставка работ учащихся.

Учитель. На доске представлены работы, авторы которых выполнили узоры, удачно стилизовав цветы, бабочек и жуков в декоративные элементы. При этом вдумчиво выбирали красивое со­четание цветов. (Назвать имена и фамилии детей.)

2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- А какие цвета любят использовать в работе народные масте­ра Городца и Полхов-Майдана?

- Правильно, народные мастера Городца и Полхов-Майдана любят красно-алый, малиновый, темно-синий, золотисто-желтый, фиолетовый и черный цвета. Эти насыщенные, яркие цвета празд­нично сияют на светлом фоне игрушек.

- Какие цвета используют мастера гжельской керамики?

В росписи гжельских мастеров сочетаются синие и голубые цвета на белом фоне глины.

3. Обобщение материала, изученного за год.

Вопросы классу:

- Чему вы научились во втором классе в декоративной работе?

- Что нового узнали о труде народных мастеров?

- Составленные эскизы для коврика из декоративно перерабо­танных цветов и бабочек могут быть затем использованы при ук­рашении коврика, изготовленного на уроках технологии.

Посмотрите на лучшие рисунки, выполненные за год.

- Что особенно вам понравилось на уроках изобразительного искусства в этом году?

- Какие картины художников запомнились?

- У кого из ребят рисунки получились особенно выразитель­ными, яркими? (Ответы детей.)

4. Задание на лето.

Учитель. Художники любят рисовать летом на природе. Они рисуют поля, луга, леса, речки и озера, колхозные фермы. Я, наде­юсь, что и вы будете также рисовать летом.

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.027 с.