Тема: декоративная работа «мы рисуем сказочную ветку» — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Тема: декоративная работа «мы рисуем сказочную ветку»

2021-06-01 48
Тема: декоративная работа «мы рисуем сказочную ветку» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: ознакомление с произведениями и историей развития го-родецкой росписи, творчеством художника-иллюстратора Ю. А. Вас­нецова; развитие эмоциональной отзывчивости на роспись масте­ров; воспитание любви к декоративно-прикладному искусству.

Оборудование:

Изобразительный ряд: произведения городецких масте­ров (репродукции или фотографии изделий); образцы работ учите­ля «Городец» (гуашь), «Сказочная ветка» (гуашь); фотографии цве­тов, растущих в России; книги с иллюстрациями Ю. А. Васнецова.

Литературный ряд: народное творчество. Музыкальный ряд: русские народные песни.

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

П. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение народ­ных промыслов по росписи деревянной посуды. Этот промысел -городецкая роспись.

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. Вы уже знакомы с понятием «декоративно-при­кладное искусство».

- Что входит в это понятие?

Декоративно-прикладное искусство - создание художествен­ных изделий, имеющих практическое назначение в быту и отли­чающихся декоративностью. Все предметы, окружающие человека, должны быть не только удобны, практичны, но и красивы. Предмет должен быть выразителен в целом - в конструкции, пропорциях, а также в отделке. Расписать узорами кувшин, украсить резьбой раз­делочную доску, связать кружевную салфетку, выткать узоры на ткани - все это требует большого мастерства. Вероятно, такие ук­рашенные орнаментами изделия относятся к декоративно-приклад­ному искусству еще и потому, что необходимо руки приложить, чтобы создать эту удивительную красоту. Польза и красота всегда рядом, когда берутся за дело художники, - из самых различных материалов (дерева, металла, стекла, глины, камня, ткани) они со­здают предметы быта, являющиеся произведениями искусства.

IV. Вводная беседа.

Учитель. Многие народные мастера отражают в своих узорах красоту цветущих лугов и садов. Рассмотрим произведения городецких мастеров (репродукции или фотографии). 1. Старинная роспись Городца.

Старинный русский город Городец Нижегородской области словно пришел из сказки. В нем живут замечательные мастера, ко­торые создают красоту своими руками, поэтому этот город называ­ется «городом мастеров». Порой кажется, что каждый его житель — художник или мастер. Здесь всегда любили сказки: мастерили ска­зочно красивые корабли, дома и украшали разную домашнюю ут­варь затейливой резьбой и росписью.

Расписные панно, ларцы, тарелки с всадниками, барышнями, воинами, птицами и цветами городецких художников излучают добро и радость. Традиционны для этой росписи сцены чаепития, катания на тройках, праздничные гуляния.

Композиции с чаепитиями похожи на большой торт, украшен­ный пышными цветами. Какая прелесть таится в чашках и вазоч­ках, чуть намеченных «оживками», на фоне нарядной скатерти. Кавалер с дамой расположились за чашкой чая. Сцена чаепития с традиционным пузатым самоваром, вареньем и пряниками переда­ет домашний уют и тепло семейного очага.

На прялочных донцах всегда размещают праздничные сюжеты городецкой росписи — катание на тройках, свадьбу и другие, в ко­торых переданы торжественность, красочность, декоративность. Пышный орнамент из купавок, роз, листьев обрамляет сюжетные картинки, расположенные ярусами.

Цвета старые мастера писали фантастические, каких в природе не встретишь, но это только на первый взгляд так кажется. Если присмотреться внимательно, то можно узнать купавки, ромашки, ягоды, а в середине сказочного букета - пышную розу. Центр роза­на совпадает с центром розетки лепестков. У купавки центр цветка смещен влево или вправо.

Растительный орнамент, как и фигуры, выполняется сочными легкими мазками. Свобода кистевой росписи сродни веселью на русских праздничных гуляньях, удали и душевной широте, что сближает городецкую роспись с русской народной песней.

Красивый городецкий конь с сильной шеей - поэтический об­раз-загадка. Гордых коней рисуют на дверцах шкафчиков, спинках детских стульчиков, столах, тарелках для стен. Окружают коней сказочные цветы, иногда здесь же изображают диковинных птиц и зверей. Кажется, что скачут кони по волшебным садам.

Сказочные, летящие, как птицы, кони, волшебные цветы и сце­ны из обычной жизни - все у городецких художников выглядит радостно и празднично.

2. Современная роспись Городца.

Учитель. Посмотрите, как эстетически выразительна совре­менная городецкая роспись.

- А какие элементы в городецкой росписи главные?

Главными элементами цветочной росписи являются розан и ку­павка.

- Какова роль цвета в изображении красивых и выразительных купавки и розана?

Розан и купавка выполняются насыщенными и густыми цвета­ми - красным и синим цветами и их оттенками - розовым, голу­бым. Особую праздничность и нарядность цветочной росписи при­дает оживка.

Важные изменения произошли в городецкой росписи в наши дни: вместо темперных и клеевых красок мастера стали писать масляными. Это отразилось и на характере декора. Ведущим в рос­писи становится растительный орнамент. Масляные краски позво­ляют добиваться разнообразных сложных цветовых оттенков. Например, даже в симметричных росписях можно один цветок сде­лать сиреневым, а другой - малиновым.

Пишут городецкие мастера как по цветному фону, так и по не­окрашенному дереву. Чаще всего они используют красивую факту­ру сосны. Палитра городецкой росписи красочна и разнообразна. Зеленые, золотые, желтые, голубые, синие, коричневые, розовые и красные цвета сочетаются с черным и белым. Однако у каждого мастера своя любимая палитра цветов.

Особую выразительность городецкой росписи придает наряд­ная «оживка», выполненная белилами. Штрихи, линии, дуги укра­шают цветы и фигуры. Известная художница Т. Маврина, глубоко понимающая народное искусство, очень метко и образно оценила значение «оживки» в городецкой росписи: «Самое интересное в этой живописи - ее завершение, «оживка». Закончить, поставить точку, много белых точек, штрихов, линий; не для светотеневой моделировки, а просто для красы-басы. Иногда так много и так густо наложена эта оживка, что хочется потрогать ее руками, как дорогое шитье жемчугом». Некоторые изделия так и называются - жемчужные.

Черным цветом тоже можно подчеркнуть форму ягод, цветов, листочков. Очень выразительны цветы, у которых половина круга выделена черной оживкой, а половина - белой. Этот простой прием создает впечатление движения, вносит динамику в роспись.


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.