Тема: рисование с натуры или по памяти гуся. «мы готовимся к рисованию сказки» — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Тема: рисование с натуры или по памяти гуся. «мы готовимся к рисованию сказки»

2021-06-01 39
Тема: рисование с натуры или по памяти гуся. «мы готовимся к рисованию сказки» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цели: изучение анималистического жанра; обучение анализу и сравнению формы птиц; развитие умений изображать форму, строение и цветовую окраску оперения птиц; углубление интереса и любви у детей к животным и птицам.

Оборудование:

Изобразительный ряд: репродукции работ В. Ватагина; образцы работы учителя «Гусь» (в карандаше и в цвете) и схема­тичного расположения туловища гуся; игрушка или чучело гуся.

Литературный ряд: загадка о гусе.

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

П. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы выполним рисунок птицы. А теперь попробуйте угадать, кого мы сегодня будем рисовать.

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый... (гусь).

III. Актуализация знаний учащихся.

Учитель. На прошлых уроках вы выполняли рисунки сказоч­ных птиц. На этих занятиях вы проявили свою фантазию и выдум­ку. Сегодня перед вами другая, очень сложная задача. Мы рисуем гуся таким, каким его видим.

- А каким вы представляете себе гуся?

Вспомните нашу экскурсию в природу. Гусь, которого мы ви­дели, как и все эти птицы, очень важный, с горделивой посадкой головы. И, конечно, гусь отличается от других птиц. У воробья и синицы беспокойные движения головы.

IV. Вводная беседа.

1. Рисование птиц в изобразительном искусстве.

Учитель. Рисовальщиков привлекают как домашние живот­ные, птицы, так и дикие представители животного мира. Картины, скульптуры, посвященные животным, относятся к анималистиче­скому жанру. Художника, который специализируется на изобра­жении животных и птиц, называют анималистом. Художник-ани­малист передает внешний облик животного, его повадки, среду обитания.

Изображения животных известны с глубочайшей древности.

Учителю целесообразно вести беседу увлекательно с целью возник­новения у детей интереса к изображению птиц и зверей и воспитания у них любви и бережного отношения ко всему живому.

2. Творчество В. А. Ватагина.

Так, с юных лет красота зверей и птиц, их забота о потомстве покорили Василия Ватагина, ставшего известным художником-ани-малистом.

В своих работах мастер стремился верно передать не только анатомическое строение представителей животного мира, но и ха­рактер, образ. Ватагин рисовал животных в разных позах и поворо­тах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропор­ций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запе­чатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность изгибов шеи лебедя, художник их хорошо изучал. Размещение на­бросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изме­няло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продол­жал, когда движения животного повторялись. Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. У В. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных, птиц, нарисованных в разных ракурсах. Рисуя, он стре­мился передать характер, индивидуальные черты, создать художе­ственный образ. В портретах зверей и птиц добивался изысканно­сти и выразительности, старался тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев. V. Изучение нового материала (беседа учителя).

1. Анатомическое строение гуся.

Учитель. Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемой птицы. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания.

Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полета. При наличии общих черт в конструктивном строении, пти­цы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловя­щих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для уве­личения воронки рта, чтобы было легче поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечатле­ние, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

- Рассмотрим форму тела гуся. На какую геометрическую фи­гуру похоже туловище? (Ответы детей.)

- Верно, на овал, зауженный около шеи.

- А на что похожа форма сложенных крыльев? (Ответы детей.)

- Правильно, у спокойно стоящего гуся форма крыльев похожа на треугольник.

- И какова форма хвоста? (Ответы детей.)

- Хвост у гуся похож на треугольник. Голова у гуся похожа по форме на туловище, только значительно меньшая по размеру. Об­ратите внимание па конечности - красные лапки с перепонками, они похожи на веер. Шея у гуся длиннее, чем у утки, но все же ко­роче, чем у лебедя.

2. Пространственное расположение гуся.

Учитель. Посмотрите, как можно в пространстве располо­жить туловище гуся (см. Приложение 11). С помощью осевых ли­ний видно, как в пространстве схематично можно располагать ту­ловище, голову и конечности гуся.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

 

Урок 1

 

Образец рисунка «Гусь» (в карандаше).

1. Сначала надо расположить лист по вертикали и определить место, где будет расположен гусь. Для правильной передачи дви­жения провожу вспомогательные линии вдоль большой формы и намечаю на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей.

Определяю соотношения туловища и остальных частей. Туло­вище в четыре раза больше, чем голова, и его рисую в первую оче­редь. Определяю, где будет расположено туловище, потом наме­чаю расположение головы и шеи, хвоста.

2. Уточняю расположение хвоста, головы и крыльев, рисую геометрические формы, в которые можно вписать эти части птицы. Сравниваю по размеру все части между собой.

- Что больше: крылья или хвост? (Ответы детей.)

- Верно, крылья больше хвоста.

- Во сколько раз конечности меньше туловища?

- Где в пространстве находится шея?

- Линия шеи плавно изгибается, сначала вправо, а потом влево.

3. Нарисую конечности, характерные для гуся, — лапки, сначала узкие и сильно расширяющиеся к концу. Конкретизирую располо­жение крыльев и хвоста.

- Какая форма клюва у гуся?

- Клюв прямой и только кончик чуть поднят вверх.

- Где располагается глаз?

- Верно, глаз расположен близко к клюву.

- На какую форму он похож?

- Правильно, глаз похож на круг.

4. Обобщим детали — плавно соединим все части тела гуся. На­рисую крылья, разделю клюв на верхнюю и нижнюю часть. Под­черкну характерные особенности гуся. Рисунок закончен (см. При­ложение 12).

 

Урок 2

 

Образец рисунка «Гусь» (в цвете).

Учитель. Мы с вами уже говорили, что рисунок - изображе­ние, которое выполняется графическим карандашом или углем, пером, кистью. Живопись - изображение, выполненное в цвете. Про рисунок же говорят, что это работа, выполненная в тоне, то есть заштрихована. Штриховку надо выполнять грамотно. Каждый штрих надо класть по форме. Если заштриховываем голову или туловище, то надо выполнять закругленные штрихи, соответст­вующие округлой форме этих частей птицы. Если работаем над конечностями или клювом, то здесь подойдут короткие прямые штрихи. Кроме того, надо помнить о том, что гусь не может иметь одинаковую окраску со всех сторон, ведь свет на него падает толь­ко из окна. Значит, со стороны света птица освещена хорошо и вы­глядит оперение более светлым.

- А с какой стороны гусь будет темнее и почему? (Ответы детей.)

- Верно, справа на птицу свет совсем не попадает, и эта часть гуся выглядит наиболее темной.

- А как же выглядит цвет птицы в центре?

- Правильно, центр является промежутком между освященной левой стороной и темной правой.

- Как же его будем заштриховывать?

- Конечно, тон в центре птицы будет темнее, чем слева, но светлее, чем справа.

1. Выполним гуся в тоне. Сначала заштрихуем центральную и правую часть одним топом.

2. Теперь еще раз проработаем теневую сторону.

3. Очень аккуратно, еле касаясь карандашом бумаги, за­штрихуйте левую часть птицы.

4. Теперь ярко прорисуйте глаз, лапки, отдельные перышки на крыле гуся. Под крылом еще раз затемните туловище. Проработай­те клюв гуся. Наметьте горизонтальными штрихами поверхность,на которой стоит гусь. Рисунок закончен (см. Приложение 13).

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задания:

1. Выполните тоновой рисунок гуся, используя схематическое изображение осевых линий туловища и головы птицы.

2. С помощью штриховки выполните тональный рисунок гуся.

VIII. Итог урока.

1. Вы ставка работ учащихся.

На доске выставлены лучшие работы, в которых гусь хорошо расположен в пространстве, переданы пропорции птицы.

2.Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу:

- А как называется жанр изобразительного искусства, произве­дения которого посвящены животным и птицам?

- Верно, это анималистический жанр.

- С творчеством, какого художника-анималиста вы познако­мились?

- Да, это В. А. Ватагин — известный русский художник-анималист.

Уроки 13-14


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.