IV . Актуализация знаний учащихся. — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

IV . Актуализация знаний учащихся.

2021-06-01 28
IV . Актуализация знаний учащихся. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

I четверть

«МЫ РИСУЕМ ОСЕНЬ»

Урок 1

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ.

«КРАСОТА ОСЕННИХ ДЕРЕВЬЕВ»

Цели: обучение выполнению изображений с натуры; развитие умения анализировать специфические свойства акварели и гуаши; воспитание желания передавать в работе эмоции и эстетические чувства.

Оборудование:

Изобразительный ряд: коллекция осенних листьев де­ревьев разных пород; образец педагогического рисунка «Осенние листья; репродукция картины В. Д. Поленова «Золотая осень».

Литературный ряд: Ю. Щербаков «Осень».

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие учителя.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Посмотрите, какой красивый у нас сегодня класс!

- Что его так украсило? (Ответы детей.)

Конечно, наш кабинет преобразился после того, как вы принес­ли букеты из осенних листьев. Сейчас мы будем учиться передавать красоту осенних листьев в своих работах.

III. Вводная беседа.

1. Анализ репродукции: В. Д. Поленов «Золотая осень».

Учитель. Посмотрите, как это сделал замечательный русский художник Василий Дмитриевич Поленов в картине «Золотая осень». На картине мы видим излучину реки, Высокий берег, по­росший лесом, и дали, дали до самого горизонта. Передний план — поляна с протоптанной через нее тропинкой, молодой березняк, кое-где краснеют листья осины, еще не утратили своих сочных красок зеленые кроны дубов. Нежарко греет осеннее солнце. Его мягкие лучи озаряют все вокруг спокойным ровным светом. В пейзаже В. Д. Поленова мы как бы идем по тропинке над рекой. В кар­тине изображен уголок 11одмосковья, знаменитые своей красотой места под Тарусой, близ Серпухова, где Поленов жил и работал многие годы. Его пейзаж написан с высокого берега реки; внима­тельно и любовно всматривался художник в жизнь осенней приро­ды. Цвет является главным помощником художника в передаче эмоций и эстетических чувств рисующего.

2. Литературный ряд.

Учитель. Послушайте, как поэт Юрий Щербаков передал свое восхищение красотой осенних листьев в стихотворении:

ОСЕНЬ

Карусели, карусели!

Всюду листья полетели.

С крепких веток сорвались –

Закружились, понеслись.

Желтые...

                                          Розовые...

Кленовые...

Березовые...

И в мое влетел окошко,

Опустился на тетрадь

Листик дуба,

Как ладошка –

Мне

Здоровья

Пожелать!

С праздником

Осенним!

С ярким,

Карусельным!

VI. Практическая работа.

Задание. Выполните красивые осенние листочки, постарай­тесь при этом использовать все возможности цвета.

VII. Итог урока.

1.Вы ставка работ учащихся.

Учитель. Перед вами лучшие работы. Красивые листья полу­чились потому, что вы учитывали особенности работы акварелью.

2. Обобщение изученного материала.

Учитель подводит итоги изученного и выполненного на уроке.

- Какими возможностями обладает акварель?

- Верно, акварельные краски предполагают использование большого количества воды. Работы, выполненные акварелью, про­зрачны — через красочный слой просвечивается белизна бумаги.

- А какими возможностями обладают гуашевые краски?

- Правильно. Гуашь - краска, которую используют при укра­шении каких-либо поверхностей, при выполнении декоративной работы. Гуашь меньше подходит для рисования с натуры. Поэтому сегодня на уроке мы выполняли работу акварельными красками.

Урок 2

Тема: РИСОВАНИЕ С НАТУРЫ. «ДАРЫ ОСЕНИ»

Цели: знакомство с натюрмортом как жанром изобразительно­го искусства; изучение формы овощей и фруктов, их локального (общего) цвета; развитие наблюдательности, умения видеть харак­терный цвет изображаемых предметов; воспитание у детей уваже­ния к труду сельских тружеников.

Оборудование:

Изобразительный ряд: образец педагогического рисунка «Фрукты и овощи»; репродукция картины И. Т. Хруцкого «Цветы и плоды»; фрукты и овощи, вылепленные учащимися на уроках тех­нологии (муляжи).

Литературный ряд: русские народные загадки о фруктах и овощах.

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня нам предстоит выполнить рисунок с нату­ры овощей и фруктов. Отгадайте, что мы будем изображать.

IV. Вводная беседа.

Учитель. Вы обратили внимание на красоту формы и цвето­вой окраски овощей и фруктов. Чтобы вырастить эти фрукты и овощи, люди много работают. Труд сельских тружеников надо це­нить и уважать.

- А как вы помогаете своим родителям, бабушкам в работе на даче, огороде? (Ответы детей.)

1.  Анализ формы овощей и фруктов.

Учитель. На уроках труда вы лепили овощи и фрукты. Рас­смотрим их форму.

- Чем форма груши отличается от формы яблока?

Правильно, у яблока округлая форма, а у груши вытянутая кверху.

- В чем сходство между помидором и яблоком? Помидор более приплюснутый по форме, нежели яблоко.

2.  Знакомство с натюрмортом как жанром изобрази­тельного искусства.

Учитель. Многие художники обращались к такому жанру изобразительного искусства, как натюрморт. Натюрморт - карти­на, на которой обычно бывают изображены различные предметы обихода, а также овощи, фрукты, цветы. Сам термин, обозначаю­щий такие произведения, происходит от французского паШге тоПе, что буквально означает «мертвая натура».

3.  Анализ натюрморта: И. Т. Хруцкий «Цветы и плоды». Учитель. В русском искусстве известен натюрморт, выпол­ненный художником Иваном Трофимовичем Хруцким.

- Как бы вы назвали данную работу? (Ответы детей.)

-    Иван Трофимович назвал работу «Цветы и плоды». Это про­изведение постоянно привлекает к себе внимание зрителей и вос­принимается ими с большой симпатией. Натюрморт И. Т. Хруцкого написан с подлинным мастерством, все предметы в картине подо­
браны очень продуманно и кропотливо прописаны. В богатом по краскам подборе явно преобладают цветы светлых тонов, особенно желтые. Желтый цвет господствует и в окраске плодов, лежащих по обе стороны от вазы, - в корзине с персиками и в груде плодов,
среди которых выделяется большая тыква. Желтый цвет преобла­дает по краям и вверху, в центре.

- А где художник разместил фрукты? (Ответы детей.)

- Верно, автор как бы случайно сгруппировал плоды в правом углу картины. С огромной тыквы красиво и небрежно свисает кисть винограда. В глубине справа чуть поблескивает стеклянный графин, слева видна корзина, полная ягод. Самым привлекательным в картине Хруцкого оказывается почти настоящее изображе­ние фруктов: при помощи светотени ему удалось донести до зрителя ощущение их объемности, округлости. Хруцкий мастерски су­мел передать нежность цветочных лепестков и шероховатость ли­стьев, пушистую поверхность персиков, их сочный влажный излом, грубую дранку корзины. Художник великолепно сопоставил гру­боватую кожуру тыквы и чуть пористую лимона, матовую поверхность груши и блестящую яблока, изобразил виноград, как бы на­литый прозрачным соком. Не менее блистательно написана ваза, ее поверхность украшена рельефом с изображением животных. Кра­сиво написан стакан, наполненный чистой прозрачной водой с пла­вающей в ней аппетитной долькой лимона. В произведении Хруц­кого мы находим спокойную, уравновешенную композицию; ху­дожнику было важно сделать предметы прежде всего такими, какими они бывают в натуре. Цвет соответствует их природной окраске, хотя и трактуется Хруцким довольно эффектно.

V. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

Образец рисунка «Фрукты и овощи».

1.Компоновка рисунка.

Определим место фруктов на листе бумаги. Так как мы изо­бражаем три предмета, то сначала проведем горизонтальные линии, ограничивающие расположение предметов по высоте листа. При этом вверху места должно быть немного меньше, чем внизу.

Теперь отмечаем место центрального предмета — груши, а затем определяем положение яблока и помидора.

2.  Построение формы предметов.

Обозначим геометрические формы, в которые можно вписать каждый из фруктов. Для груши такой формой является треуголь­ник, для помидора - прямоугольник, а для яблока - квадрат. Про­рисуем более детально каждый из предметов.

3.  Работа цветом.

В работе мы передаем общий, наиболее характерный цвет изо­бражаемых объектов. Посмотрите внимательно на фрукты и овощи.

- Так каков «общий цвет» яблока, груши и помидора? (Ответы детей.)

- Верно, яблоко - желтое, помидор -красный, а груша - зеленая. Выполним заливку фруктов этими цветами.

4.  Детальная прописка предметов.

А теперь прорисуем каждый из предметов, добавляя оттенки.

- Какие цвета можно добавить в изображение каждого из фруктов? (Ответы детей.)

- Верно, в грушу можно добавить коричневой и синей красок. У яблока можно дописать красный бочок. А помидор украсят ко­ричневые и бордовые оттенки. Посмотрите, фрукты получились почти такими же, как и в натуре. Рисунок закончен (см. Приложе­ ние 2).

VI. Практическая работа.

Задание. Теперь попробуйте выполнить фрукты такими же, какие находятся перед вами.

VII. Итог урока.

1.Вы став к а работ.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Их авторы правильно скомпоновали свои предметы на листе бумаги. Кроме того, удачно передали не только форму предметов, но и точно оп­ределили их цвет. Всего этого ребята добились благодаря своей на­блюдательности.

2. Обобщение изученного материала.

Вопросы классу:

- С каким автором вы сегодня познакомились?

- Как называется работа И. Т. Хрупкого?

- Как в изобразительном искусстве называется жанр, при кото­ром художник изображает группу неодушевленных предметов, объединенных общей темой?

Учитель. Молодцы! Вы хорошо работали сегодня на уроке.

Урок 3

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы будем выполнять декоратив­ную работу - рисовать узор. Эти узоры вам будут служить для вы­полнения другого задания. На уроках технологии вы будете делать бумажные салфетки, а сегодняшние узоры будут служить их укра­шением.

IV. Вводная беседа.

Учитель. Все эти предметы относятся к произведениям деко­ративно-прикладного искусства. Декоративно-прикладное искус­ство - это искусство создания красивых вещей, которые можно использовать в повседневной жизни. Например, когда мне надо поставить цветы в воду, то я для этого беру красивую вазу, а не стеклянную банку. Если я вяжу для ребенка варежки, то украшу их вышивкой. А если задумаю украсить кухню, то для этого распишу деревянную доску. (Рассказ сопровождается показом расписной деревянной доски, вязаных варежек с вышивкой, керамической вазы.)

Декоративно-прикладное искусство широко используется в нашей жизни. Посмотрите вокруг - все стенды и репродукции кар­тин, красочная роспись на стенах нашего кабинета и в коридорах школы — это тоже относится к декоративно-прикладному искусст­ву. Люди издавна занимались созданием красивых вещей, не толь­ко полезных, но и украшающих нашу жизнь. Целые деревни зани­мались народными промыслами - производством декоративно-прикладных изделий. Эти вещи, выполненные умельцами, наиболее ярко передавали национальные особенности, характеризовали быт и обычаи разных народов.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните рисунок «Веселые узоры». Помните о том, как надо использовать линию симметрии, чтобы узор полу­чился красивым.

VIII. Итог урока.

1. Вы ставка работ учащихся.

Учитель. Полюбуйтесь «Веселыми узорами», выполненными вами сегодня на уроке.

2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- Какой промысел вы сегодня копировали?

- Что интересного вы узнали об этом промысле?

- Как называется линия, с помощью которой вы выполняли узоры?

- А что такое узор?

- Кто помнит, что такое ритм?

 

Учитель. Молодцы! Вы хорошо поработали на уроке.

Урок 4

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

П. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим изучение народ­ного промысла по росписи деревянной посуды, с которым позна­комились на прошлом уроке.

- Как называется этот промысел?

IV. Вводная беседа.

Учитель. Самыми известными изделиями являются полхов- майданские тарарушки. Тарарушки - это пестрые деревянные игрушки: погремушки, копилки, грибочки, птички-свистульки, ка­талки на палочке, пистолеты-хлопушки. Само название напоминает шум, прибаутки, бойкую торговлю на базаре. Веселое сказочное царство расписных деревянных игрушек и посуды из Полхов-Майдана радует своей праздничной красотой.

Как правило, хозяин дома вытачивал основу игрушки, а жен­щины и дети разрисовывали их яркими анилиновыми красками. Для игрушек характерны строгие, простые, округлые формы пред­метов и яркие, звучные краски, которые эффектно сочетаются со светлым фоном дерева. Пишут красками по загрунтованной по­верхности и покрывают лаком. Роспись располагают так, чтобы подчеркнуть криволинейную поверхность предмета. В основе рос­писи - рисунок пером и тушью. Черная линия контура сочетается с цветовым пятном, положенным то плотным мазком, то полупро­зрачным расштывом. Разнообразные изделия отличают простота рисунка и яркость красок.

- Почему особое внимание мастера из Полхов-Майдана уде­ляют подбору цветов для росписи изделий?

Ф Какие цвета используют художники?

Мастера в основном рисуют насыщенными цветами: зеленым, красным, синим, желтым, фиолетовым, переходящим в розовые оттенки. Малиновые цвета полхов-майданской росписи напомина­ют солнышко на закате или отблески пламени в русской печке. Ху­дожники любят рисовать растительные мотивы орнамента и пей­зажи: домик среди лужайки, мельница на берегу реки, кусты, а над ними полыхает алая заря. В росписи букета, как в сказке, на одной ветке могут расти и золотые яблочки, и ягодки, и цветочки. Стиль полхов-майданской росписи, контрастной по цвету, пышной и яр­кой, хорошо выражает идею изобилия цветов, плодов и красочности мира. Сюжеты росписи тарарушек навеяны сказочными образ­ами и природой.

Древние и современные художники для выполнения своих про­изведений обращаются к окружающей природе. Для народных мас­теров основой творчества чаще всего является растительный мир. Художник знает природу, любит ее и в своих работах поэтизирует, приукрашивает. В народном орнаментальном искусстве отражают­ся представления его создателей о прекрасном.

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните «Осенний узор», используя раститель­ные элементы, взятые у природы, но переделанные в декоративные.

VIII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы полу­чились такие красивые осенние узоры, вы работали аккуратно, не выходя за контуры рисунка, вдумчиво выбирая красивое сочетание цветов, подходящее осенней поре.

2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу:

- А какую замечательную линию вы использовали для того, чтобы ваш узор был ровным, с одинаковыми элементами?

- Верно, это линия симметрии.

- Так что же является основой творчества народного мастера?

Окружающая природа - главный источник вдохновения у на­ родных мастеров.

Уроки 5-6

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим любоваться кра­сотой осенней природы.

III. Вводная беседа.

1.Анализ репродукций.

Учитель. Каждый из нас воспринимает окружающий мир по-своему. В картинах художники по-разному выразили свое отноше­ние к красоте осенней природы: солнечной и радостной предстает она перед нами в картине И. Левитана, грустной и задумчивой - в картине В. Серова.

Картина Исаака Ильича Левитана «Золотая осень» заклю­чает в себе образ торжественной, радостной в своем спокойствии осени, она прославляет родную природу. Эту картину по праву можно было бы назвать «справочником русской осени», художник неоднократно изображал осень и в своих более ранних этюдах и картинах. Простым и привычным кажется нам левитановский осенний пейзаж. Художник изобразил неширокую речку, спокойно несущую свои воды меж невысоких берегов.

- Что изобразил художник?

Слева мы видим березовую рощу, справа - лишь отдельные де­ревья. Наш взгляд движется как бы вслед за течением реки, вдали открываются осенние леса, а в просвете между ними на высоком пригорке за изумрудно-зеленой полосой озими - деревня. Небо си­нее, ясное, покрытое легкими белыми облаками. Прохладный день рождает ощущение бодрости и покоя.

- Чем отличается работа В. А. Серова «Октябрь. Домотканово» от картины И. И. Левитана «Золотая осень»? (Ответы детей.')

Верно. В. А. Серов в картине «Октябрь. Домотканово» замеча­тельно передал грустную поэзию поздней осени и задушевную но­ту, которую художник почувствовал в скромном облике русской деревни.

- Что изобразил автор?

Пейзажный мотив прост: край деревни, сжатое поле, желто-бурая полоска леса вдали, по-осеннему голые деревья, над которы­ми кружит стая галок. По стерне пасутся лошади, овцы. Деревен­ский мальчонка в большом отцовском картузе деловито чинит хо­мут. И над всем этим нависает серенькое осеннее небо. Краски не­яркие, спокойные, они не рождают гнетущего чувства безысходности, но настраивают нас на лирическое раздумье. Ху­дожник показывает в картине свое любовное отношение к родной ему русской природе, к деревенской жизни.

2. Работа над музыкальным рядом.

Любовью к родной природе пронизана «Осенняя песенка». По­слушайте, как она звучит.

- Какие слова использовал поэт, чтобы передать свою любовь к Родине? (Ответы детей.)

IV. Устное рисование.

Учитель. А теперь вы придумаете картины, в которых пока­жете свою любовь к нашей Родине. Каждый из трех рядов получает свой сюжет для устной картины.

1-й р я д - «Осенние работы».

2-й ряд - «Осенний лес».

3-й ряд - «Осень в городе».

- Итак, какие картины вы придумали? Послушаем по очереди каждый ряд. (Ответы детей.)

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните «Осенний пейзаж», используя ту же по­следовательность, что и я.

VIII. Итог урока.

1.Вы ставка работ учащихся.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы полу­чились такие красивые осенние пейзажи, вы придумали интерес­ную композицию, вдумчиво выбирали сочетание красок, подходя­щее осенней поре.

2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- С какими замечательными произведениями вы сегодня по­знакомились?

-   Верно, это картины И. И. Левитана «Золотая осень» и В. Серова «Октябрь. Домотканово».

- Так что же является главным в этих произведениях?

- Любовь к родной природе - главный источник вдохновения у русских художников.

Уроки 7-8

Ход урока

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы продолжим тему осени и рас­смотрим труд людей в эту пору года.

- Чем занимаются сельские труженики осенью? (Ответы детей.)

IV. Вводная беседа.

1. Анализ репродукции: Ю. Подлясский «С колхозных полей».

Учитель. Перед вами работа, посвященная созидательному труду нашего народа. Изображение труда, создание образа труже­ника, рабочего в русском искусстве имеет давнюю и хорошую тра­дицию. Этой теме посвятили свои лучшие произведения многие выдающиеся мастера русской живописи XIX века. Русские худож­ники изображали своих героев жертвами нелегкого, подневольного труда, но вместе с тем они видели в них главную движущую силу истории. Вот почему им не только сочувствовали, но и восхища­лись. В картине Ю. Подлясского «С колхозных полей» все про­низано верой в человека труда, горячей любовью и уважением к нему. По дороге мчится машина с богатым урожаем. Скромным труженикам, подлинным героям автор уделил главное внимание. Художник с искренней любовью и большой жизненной убедитель­ностью показал людей - творцов новой жизни. Хорошо передан ритм бодрого, радостного, дружного труда колхозников.

2. Характеристика труда осенью.

Вопросы классу:

- Чем занимаются сельские труженики осенью в саду?

- Какие работы ведутся в это время в поле?

- Чем вы помогаете своим родителям и бабушкам с дедушками в уборке урожая?

- Кто из вас работал на пришкольном участке?

3. Музыкальны и ряд.

Учитель. Послушайте песню «Что нам осень принесла».

- Какие чувства вызвала у вас эта песня? (Ответы детей.)

V. Изучение нового материала (беседа учителя).

- Какие сюжеты вы придумали на тему «Богатый урожай»?

- Возможны различные варианты композиции. Можно нарисо­вать, как люди убирают в поле капусту, хлеб, картофель. Также интересным будет рисунок с изображением сбора яблок в саду. А, возможно, вы изобразите себя, убирающим в огороде морковку или арбузы. Возможны и другие сюжеты: сбор урожая на пришкольном участке, перевозка капусты и картофеля на машинах в город, про­дажа овощей и фруктов в магазине.

- А вы видели в жизни или по телевизору, на картинках или в книгах, журналах, как собирают в конце лета и осенью богатый урожай в поле, в садах и огородах? (Ответы детей.)

- Как лучше скомпоновать рисунок, ведь главное в нем - труд людей? (Ответы детей.)

- Верно, лучше лист располагать по горизонтали и крупно вы­полнять рисунок человека на первом плане.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения работы и пока­зывает на образцах.

 

Урок 1

 

Образец рисунка «Богатый урожай» (в карандаше).

1. Сначала надо расположить лист по вертикали. Определим линию горизонта. Наметим место расположения главных героев - одного или нескольких людей.

2. Теперь, чтобы композиция смотрелась красиво, грамотно расположим деревья, находящиеся за героем. Сначала деревья крупные, при удалении они уменьшаются.

3. Выполним фигуру человека. Он расположен на первом пла­не, рисую его крупно. Определяю размер головы, ширину плеч, длину рук, их движение. Намечаю одежду - куртку и брюки. На голове нарисую кепку. Мальчик в моем рисунке срывает яблоко с ветки дерева. Нарисую корзины с яблоками, лестницу около дерева.

4. Теперь выполняю детальную прорисовку всех предметов. Рисунок закончен (см. Приложение Т).

 

Урок 2

 

Образец рисунка «Богатый урожай» (в цвете).

1. Выполняю небо - широкими горизонтальными мазками го­лубого цвета. Чем ближе к земле, тем больше в краске воды. Глав­ное - не закрасить другие объекты. Но и белых мест не должно ос­таваться.

2. Теперь выполняю в цвете землю. Чем ближе к нам земля, тем более яркой и более теплого цвета она должна быть. Вы должны помнить, как этого добиться с помощью добавления в зеленый цвет сначала чуть синего цвета для написания дальнего плана, а потом
цвета охры для выполнения переднего плана.

3. Главного героя выполню яркими цветами - он в центре кар­тины. Красная курточка и синие брюки на моем герое будут видны издалека, а кепку выполню коричневым цветом. В работе исполь­зую дополнительные оттенки - для курточки и брюк это коричне­вый цвет, а для кепки - синий цвет. С помощью дополнительных оттенков напишу тень по контуру фигуры мальчика, и тогда она будет казаться объемной.

4. Выполню в цвете деревья - зелень листвы должна отличаться от цвета земли. Поэтому в зеленый цвет добавлю чуть желтого цве­та. Прорисую тонкой кистью все детали. Яблоки, корзину с фрук­тами, лестницу можно чуть подчеркнуть коричневым цветом. Ри­сунок закончен (см. Приложение 8).

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните рисунок на тему «Богатый урожай», ис­пользуя один из сюжетов придуманных нами картин.

VIII. Итог урока.

1. Выставка работ учащихся.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Очень хоро­шо, что вы нарисовали картины с разными сюжетами.

2. Обобщение материала, изученного на уроке.

Вопросы классу:

- С каким произведением вы сегодня познакомились?

-   Верно, это произведение Ю. Подлясского «С колхозных по­лей». Художник воспел в нем раздолье русской земли, силу и кра­соту человека труда.

- А вам удалось передать в ваших работах красоту труда селян?

-   Вы очень старались и у многих работы действительно отра­жают уважение к труду сельских тружеников.

Уроки 9-10

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

3. Смачивание красок.

II. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы совершим путешествие в сказку и выполним рисунки, посвященные сказочным героям.

IV. Вводная беседа.

1.Творчество Е. И. Чарушина.

Учитель. Одним из замечательных художников, изображаю­щих животных, является известный иллюстратор детских книг Ев­гений Иванович Чарушин, который, кроме того, еще и писал для детей книги. Послушайте отрывок из его рассказа «Кабан».

«Я рисую животных.

Рано...Часов в семь-восемь в зоосаду никого не бывает. Рисовать удобно. Никто через плечо не заглядывает, не расспрашивает. Хорошо! Только звери в клетках да я».

Посмотрите на иллюстрации, выполненные художником для детских книг. В его работах мир зверей раскрыт в ярких образах, с большой теплотой и гуманностью. У него свои приемы передачи формы, цвета и фактуры. Его герои и реалистичны, и сказочны од­новременно. Он стремится выразить через художественные средст­ва характер каждого зверя, передать радость общения с животными.

Чарушин настолько хорошо изучил животных, что, создавая свои рисунки, с легкостью добивался точности в передаче формы или пропорций. Каждая иллюстрация не похожа на другую, в каж­дой свой выразительный образ - определенный характер в опреде­ленном состоянии. Герои Е. Чарушина добры, обаятельны. Они легко входят в сказочный мир. Художник любил изображать зве­риных детенышей — пушистых, мягких и еще совсем беспомощных.

Чарушин выработал свой метод иллюстрирования - чисто жи­вописный. Он рисует необычайно искусно, не контурно, а пятнами и штрихами. Зверь может быть изображен просто «лохматым» пят­ном, но в нем ощущается и настороженность позы, и характерность движения, и особенность фактуры - упругость поднятой дыбом длинной и жесткой шерсти вместе с пуховой мягкостью густого подшерстка. Главным художник считал создание образа.

2. Сказочные птицы.

Учитель. К изображению животных и птиц обращаются и народные мастера. Известные художники из Полхов-Майдана вы­тачивают из дерева и расписывают свистульки. Для цветочной рос­писи они используют такие элементы, как ягодки, листочки, тра­винки. Рассмотрите их на птицах-свистульках. (Показ птиц-свистулек.)

- В искусстве разных народов поклонение природе воплоти­ лось в использовании символов - коня, птицы.

- Каких сказочных животных вы знаете? (Ответы детей.)

- Молодцы, это Сивка - бурка или Конек-горбунок, Чудо-юдо рыба-кит, Серый волк.

- А какие сказочные птицы вам известны? (Ответы детей.)

- Верно, это Жар-птица, птица Феникс, Петушок Золотой гре­бешок.

- Какая из этих птиц вам больше нравится и почему? (Ответы детей.)

VII. Самостоятельная работа учащихся.

Задание. Выполните рисунок своей сказочной птицы и про­явите в рисунке фантазию и свои творческие способности.

VIII. Итог урока.

1.Вы ставка работ учащихся.

Учитель. На доске выставлены лучшие работы. Чтобы полу­чились такие красивые необычные птицы, вы проявили не только свои творческие способности, но и фантазию, выдумку. Многие использовали контрастное сочетание цветов, а другие выполнили рисунки в определенной цветовой гамме. Все работы отличаются красочностью и декоративностью.

2. Обобщение материала, изученного на уроке. Вопросы классу:

- С каким понятием вы сегодня познакомились? (Ответы детей.)

- Верно.

- А что такое стилизация? (Ответы детей.)

- Правильно, стилизация - это переработка форм растительно­го и животного мира в декоративные.

Уроки 11-12

Ход уроков

I. Организация класса.

1. Приветствие класса.

2. Проверка готовности к уроку.

П. Постановка темы урока.

Учитель. Сегодня на уроке мы выполним рисунок птицы. А теперь попробуйте угадать, кого мы сегодня будем рисовать.

Я в любую непогоду

Уважаю очень воду.

Я от грязи берегусь –

Чистоплотный серый... (гусь).

IV. Вводная беседа.

1. Рисование птиц в изобразительном искусстве.

Учитель. Рисовальщиков привлекают как домашние живот­ные, птицы, так и дикие представители животного мира. Картины, скульптуры, посвященные животным, относятся к анималистиче­скому жанру. Художника, который специализируется на изобра­жении животных и птиц, называют анималистом. Художник-ани­малист передает внешний облик животного, его повадки, среду обитания.

Изображения животных известны с глубочайшей древности.

Учителю целесообразно вести беседу увлекательно с целью возник­новения у детей интереса к изображению птиц и зверей и воспитания у них любви и бережного отношения ко всему живому.

2. Творчество В. А. Ватагина.

Так, с юных лет красота зверей и птиц, их забота о потомстве покорили Василия Ватагина, ставшего известным художником-ани-малистом.

В своих работах мастер стремился верно передать не только анатомическое строение представителей животного мира, но и ха­рактер, образ. Ватагин рисовал животных в разных позах и поворо­тах, стараясь уловить характерные особенности силуэта, пропор­ций, его движения. Прежде чем взяться за карандаш, чтобы запе­чатлеть грациозность оленя, мягкость движений рыси, изящность изгибов шеи лебедя, художник их хорошо изучал. Размещение на­бросков на листе мастер продумывал заранее. Если животное изме­няло позу, набросок он оставлял до следующего раза и приступал к новому на этом же листе. Незаконченные рисунки мастер продол­жал, когда движения животного повторялись. Рисунки художник выполнял графитным карандашом, фломастером, углем, мелками. У В. Ватагина огромная коллекция набросков домашних и диких животных, птиц, нарисованных в разных ракурсах. Рисуя, он стре­мился передать характер, индивидуальные черты, создать художе­ственный образ. В портретах зверей и птиц добивался изысканно­сти и выразительности, старался тщательно передать фактуру, блеск, богатство цветовых оттенков шерсти или перьев. V. Изучение нового материала (беседа учителя).

1. Анатомическое строение гуся.

Учитель. Очень важно предварительно изучить анатомию, пропорции изображаемой птицы. Характерное строение тела и внешний облик во многом зависят от среды обитания.

Тело птицы имеет обтекаемую форму, что особенно важно для полета. При наличии общих черт в конструктивном строении, пти­цы могут значительно отличаться друг от друга. Например, по форме клюва: у хищных птиц клюв сильно изогнут; у птиц, ловя­щих насекомых на лету, с боков клюва имеются волоски для уве­личения воронки рта, чтобы было легче поймать жертву; у цапли длинный клюв позволяет ловить лягушек. Так как у многих птиц линия рта заходит за линию глаз, создается обманчивое впечатле­ние, что они всегда улыбаются. Знание анатомического строения и образа жизни птиц помогает рисовальщику найти индивидуальные особенности и запечатлеть их.

- Рассмотрим форму тела гуся. На какую геометрическую фи­гуру похоже туловище? (Ответы детей.)

- Верно, на овал, зауженный около шеи.

- А на что похожа форма сложенных крыльев? (Ответы детей.)

- Правильно, у спокойно стоящего гуся форма крыльев похожа на треугольник.

- И какова форма хвоста? (Ответы детей.)

- Хвост у гуся похож на треугольник. Голова у гуся похожа по форме на туловище, только значительно меньшая по размеру. Об­ратите внимание па конечности - красные лапки с перепонками, они похожи на веер. Шея у гуся длиннее, чем у утки, но все же ко­роче, чем у лебедя.

2. Пространственное расположение гуся.

Учитель. Посмотрите, как можно в пространстве располо­жить туловище гуся (см. Приложение 11). С помощью осевых ли­ний видно, как в пространстве схематично можно располагать ту­ловище, голову и конечности гуся.

VI. Педагогический рисунок.

Учитель объясняет этапы выполнения рисунка и показывает на образцах.

 

Урок 1

 

Образец рисунка «Гусь» (в карандаше).

1. Сначала надо расположить лист по вертикали и определить место, где будет расположен гусь. Для правильной передачи дви­жения провожу вспомогательные линии вдоль большой формы и намечаю на рисунке угол наклона общего силуэта птицы и ее частей.

Определяю соотношения туловища и остальных частей. Туло­вище в четыре раза больше, чем голова, и его рисую в первую оче­редь. Определяю, где будет расположено туловище, потом наме­чаю расположение головы и шеи, хвоста.

2. Уточняю расположение хвоста, головы и крыльев, рисую геометрические формы, в которые можно вписать эти части птицы. Сравниваю по размеру все части между собой.

- Что больше: крылья или хвост? (Ответы детей.)

- Верно, крылья больше хвоста.

- Во сколько раз конечности меньше туловища?

- Где в пространстве находится шея?

- Линия шеи плавно изгибается, сначала вправо, а потом влево.

3. Нарисую конечности, характерные для гуся, — лапки, сначала узкие и сильно расширяющиеся к концу. Конкретизирую располо­жение крыльев и хвоста.

- Какая форма клюва у гуся?

- Клюв прямой и только кончик чуть поднят вверх.

- Где располагается глаз?

- Верно, глаз расположен близко к клюву.

- На какую форму он похож?

- Правильно, глаз похож на круг.

4. Обобщим детали — плавно соединим все части тела гуся. На­рисую крылья, разделю клюв на верхнюю и нижнюю часть. Под­черкну характерные особенности гуся. Рисунок закончен (см. При­ложение 12).

 

Урок 2

 

Образец рисунка «Гусь» (в цвете).

Учитель. Мы с вами уже говорили, что рисунок - изображе­ние, которое выполняется графическим карандашом или углем, пером, кистью. Живопись - изображение, выполненное в цвете. Про рисунок же говорят, что это работа, выполненная в тоне, то есть заштрихована. Штриховку надо выполнять грамотно. Каждый штрих надо класть по форме. Если заштриховываем голову или туловище, то надо выполнять закругленные штрихи, соответст­вующие округлой форме этих частей птицы. Если работаем над ко<


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.