Базовые понятия туристской практики и их авторская трактовка — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Базовые понятия туристской практики и их авторская трактовка

2021-10-05 31
Базовые понятия туристской практики и их авторская трактовка 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Одна из основополагающих проблем изучения, связанных с безопасностью туризма, основана на несовершенстве понятийного аппарата, порождающем порой терминологические различия. Не определены соотношения таких понятий, как активный и пассивный туризм, туризм и рекреация, самодеятельный и спонтанный туризм; несмотря на то, что существует довольно большое количество типологий и классификаций туризма.

Для обоснования более универсальной в сравнении с имеющейся концепции безопасности необходимы как совершенствование понятийного аппарата, так и принципиально иная типология (классификация) опасности, базирующаяся как на традиционном, так и на новом подходах.

Существует множество определений понятия «туризм», формулировки которых вполне оправданно различаются в зависимости от целей и масштаба исследований, для которых созданы. Мы в данной работе опираемся на двух наиболее универсальных, на наш взгляд, и не противоречащих друг другу определений.

Туризм во всём разнообразии его проявлений определяется в Российском законодательстве как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее – граждане) с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, профессионально-деловых, спортивных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания» [74].

Существует так же вполне согласующееся с этим, более универсальное определение В.Е. Арефьева, подчёркивающее массовость явления, где туризм — это путешествие за пределы постоянного места жительства с любой целью, кроме заработка и смены постоянного места жительства, а также удовлетворение общественных потребностей (рекреационных, деловых, политических, образовательных и др.), связанных с необходимостью перемещения в пространстве масс людей [3].

Не оставляют сомнений в адекватности и не создают больших отличий формулировок также определения таких производных от туризма понятий и явлений, как «турист», «туристская деятельность», «туроператор», «турагент», «туризм внутренний», «туризм выездной», «туризм въездной», «туризм социальный», «туристская индустрия», «тур», «туристский продукт».

Под путешествием традиционно принято понимать передвижение по какой-либо территории или акватории с целью их изучения, а также с общеобразовательными, познавательными, спортивными и другими целями [87]. В этом толковании так же нет особых различий.

До XVIII-XIX вв. путешествия были одним из основных источников получения сведений о тех или иных странах (их взаиморасположении, размерах и конфигурации, природе, населении, истории, хозяйстве). Но они, естественно, могли удовлетворить лишь запросы первичного и общего знакомства с особенностями той или иной территории. Поэтому уже в XVIII-XIX вв., по мере углубления исследований, конкретизации и специализации научных целей и задач, путешествия стали приобретать характер научных экспедиций, а с середины XX в. термин «путешествие» стал употребляться в основном применительно к туризму.

По иному складывается ситуация в трактовке определения термина «самодеятельный туризм». Данное в том же Федеральном законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации понятие, на наш взгляд, не отвечает реальности и является искусственно расширенным, так как объединяет различные логические категории – степень организованности маршрута, способ передвижения и, в какой-то мере, туристскую мотивацию, поскольку самодеятельный туризм определяется как «путешествия с использованием активных способов передвижения, организуемые туристами самостоятельно» [75].

Из данной формулировки не появляется ясного представления о том, какую связь имеет организация путешествия самими туристами с «активными способами передвижения», и что представляют собой такие способы.

Видимо, здесь сказывается стереотип, унаследованный от советской системы планового туризма. В СССР существовало разделение внутреннего туризма на организованный (плановый) и самодеятельный, и традиционно считалось, что самостоятельно организовать и осуществить путешествие с использованием способов передвижения, отличных от «активных», советский турист не в состоянии. Тем не менее, от половины до подавляющего большинства (с заметным колебанием соотношения по годам) туристских путешествий внутри страны осуществлялось именно самодеятельно – неофициальными туристскими объединениями и просто независимыми группами.

Объяснения термину «активные способы передвижения» одинаково отсутствуют и в упомянутом Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации, и в подзаконных актах и в трудах ведущих специалистов в области туризма. Ближе всего (называя, но ничего не объясняя) к «активным способам» оказывается Единая Всероссийская Спортивная Классификация Маршрутов (ЕВСКМ). Она подразделяет маршруты по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео, парусные, конные [по 88], а также их сочетание – комбинированные маршруты.

Появляется, тем не менее, важный вопрос: что же объединяет абсолютно разные виды туризма? Что общего между пешеходным и лыжным, водным и велосипедным, спелео, горным и другими видами? Если считать, что «активность» - это передвижение, которое предполагает приложение физических усилий, работу мышц, тогда следует исключать мотоциклетный, автомобильный, конный и, возможно, парусный туризм. Не ясно, также, по какому признаку парусный туризм отделён от водного.

Если считать таким признаком спортивную мотивацию, то это также не даёт ответа на вопрос, поскольку турист – приверженец любого из названных направлений – не обязан выступать на соревнованиях, заявлять свои маршруты (даже высших категорий сложности) на участие в чемпионатах, получать справки, звания и разряды.

В случае склонности принять за квалификационный признак пребывание «вне цивилизации», то это не позволяет включать большую часть маршрутов авто- и мототуризма в состав активного туризма.

Ответ на эти нерешённые пока вопросы в значительной степени можно получить, проанализировав комплекс классических туристских мотиваций. В.А. Квартальнов [31] определяет туристскую мотивацию как «побуждения человека, направленные на удовлетворение рекреационных потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования». И в качестве основных целей путешествия выделяет следующие.

· Отдых, досуг, развлечения;

· Познание;

· Спорт и его сопровождение;

· Лечение;

· Паломничество;

· Деловые цели;

· Гостевые цели.

Не возражая против такого структурирования целей, заметим, что выделение данных целей произведено в одной плоскости – социальной и полностью игнорирует пространственный аспект туристской мотивации.

Среднестатистический современный человек существует в достаточно определённо оконтуренном участке пространства – так называемой среде обитания, которая складывается из бытовой среды (непосредственное место обитания), производственной среды (место работы), рекреационной среды (периодически посещаемые рекреационные объекты, обычно – в пределах своего населённого пункта) и миграционной среды (среды перемещений между составляющими среды обитания). Туризм же подразумевает временное добровольное выключение человека из его среды обитания, то есть его перемещение в новую среду обитания (из которой исключается производственная среда), либо в точку пространства, где человек вынужден создавать для себя временную среду обитания при частичном или полном отсутствии какой бы то ни было инфраструктуры.

Возвращаясь к видам туризма, выделяемым ЕВСКМ, мы можем констатировать, что выделение видов проведено по двум признакам – способ передвижения (пешеходные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, парусные, конные маршруты) и вмещающие ландшафты (водные, горные, спелеомаршруты), а объединены эти виды как раз полным или частичным отсутствием обслуживающей туристов инфраструктуры. В подобных маршрутах, определяемых специалистами безопасности жизнедеятельности как добровольная автономия, туристы находятся вне не только своей, но и вне какой бы то ни было среды обитания и вынуждены предпринимать активные действия по обеспечению автономной жизнедеятельности своей группы.

В свете сказанного, рассматривая туризм как «путешествие за пределы постоянного места жительства с любой целью, кроме заработка и смены постоянного места жительства, а также как удовлетворение общественных потребностей (рекреационных, деловых, политических, образовательных и др.)», оправдано рассматривать существование двух равноправных разновидностей туризма – активного туризма и пассивного туризма и их сочетания – комбинированного туризма.

Для адекватного оперирования этими понятиями можно сформулировать следующие определения.

Активный туризм – способ поддержания и восстановления работоспособности граждан путем реализации оздоровительной, познавательной, спортивной и других мотиваций отдыха, связанный с временным выездом из мест проживания (на срок не менее 24 часов), без обязательного и систематического использования стационарных объектов проживания и обслуживания, подразумевающий прохождение определенного маршрута с возможным, но необязательным использованием механических средств передвижения.

Культурно ориентированный (пассивный) туризм – способ поддержания и восстановления работоспособности граждан путем реализации их потребностей в лечении и оздоровлении (курорты, санатории, профилактории, друге учреждения оздоровления и медицинской реабилитации), познавательной и деловой мотиваций отдыха, связанные с выездом из мест проживания (на срок не менее 24 часов) и использованием стационарных объектов соответствующей специализации.

Комбинированный туризм – логически обоснованное сочетание мотиваций, а так же пространственных и функциональных элементов активного и культурно ориентированного туризма.

Возвращаясь к определению самодеятельного туризма, данному в Федеральном законе об основах туристской деятельности, отметим, что на данный момент оно верно лишь в той части, где говориться о его организации. С точки зрения организации путешествий целесообразно было бы подразделять туризм на такие равнозначные направления, как самодеятельный, организованный, и спонтанный.

В предложенной системе самодеятельный туризм может быть как активным, так и пассивным или комбинированным и представляет собой путешествия, организуемые туристами самостоятельно.

Организованный туризм (так же – активный, культурно ориеттированный либо комбинированный) – представляет собой путешествия (туры), разработанные и предоставленные туристам специализированными организациями – туроператорами – при посредничестве турагентов, либо без такового. Причём созданный туроператорами продукт может предоставляться туристам как на коммерческой основе (организованный коммерческий туризм – массовый или индивидуальный), так и практически безвозмездно (с оциальный туризм).

Такое явление, как спонтанный туризм возникло относительно недавно и на настоящий момент практически не изучено. Именно это направление опасно и потенциально и в реальной практике его осуществления, причём, наиболее угрожающий характер спонтанный туризм имеет именно в России. Возникло это явление как следствие взаимодействия четырёх объективно действующих в современном обществе факторов.

Первый из них – нарастание объёма доступной, но далеко не всегда качественной информации об объектах и территориях, реально или потенциально являющихся аттрактивными для туристов. Причём полнота и достоверность этой информации, зачастую, крайне низки, поскольку в большинстве случаев сведения, поступающие к потенциальным туристам, носят строго субъективный характер.

Первое место по объёму подобной «безответственной» информации по праву занимает сеть Интернет, в особенности форумы туристской и околотуристской тематики. Вызвано это тем, что ни администрация, ни модераторы подобных форумов никакой ответственности за достоверность информации, которой обмениваются участники, не несут, данная информация никем не проверяется (за исключением стандартных процедур профилактики прямой несанкционированной рекламы пропаганды насилия, использования ненормативной лексики, орфоарта и т.п.), как и не прогнозируются возможные последствия её использования. Фактически, учитывая объем и «разреженность» информации, делать это в сложившихся в настоящее время условиях невозможно.

Легко объяснить трудности туристов, собирающихся в путешествия, пользующихся информацией из форумов. Характеризовать их как организованные группы неправомерно, отнести к самодеятельным – тоже, как правило, нет достаточного основания, поскольку организация путешествия (сторонняя или самодеятельная) в обычном её понимании отсутствует по той простой причине, что люди с трудом представляют себе нитку маршрута, предполагаемый порядок следования по нему, по разному мотивированы и, зачастую, просто лично не знакомы друг с другом. Степень организованности и жизнеспособности подобных групп легко понять, если проанализировать материалы практически любого туристского форума (например, [89]).

Нельзя отрицать факт существования электронных ресурсов, в которых информация частично систематизирована и структурирована, например, библиотеки туристских отчётов [90]. Однако это следует отнести, скорее, к исключениям, подтверждающим правило. Кроме того, достоверность информации, содержащейся в данных ресурсах, к сожалению, также далека от стопроцентной.

Проявляет себя и ещё один фактор, стимулирующий распространение спонтанного туризма – «товарно-экономический». В течение последних семи – десяти лет в России практически полностью перестало существовать такое явление, как дефицит туристского снаряжения. До этого времени почти полное отсутствие в свободной продаже не просто качественного, а вообще любого снаряжения являлось своего рода сдерживающим фактором, не позволяющим самодеятельно (тем более – спонтанно) выйти на маршрут большинству потенциальных туристов. В природную среду (дальше пригорода) «прорывались» преимущественно туристы с определенными базовыми умениями и навыками, так как получение доступа к туристскому снаряжению без первоначального обучения было практически невозможно, самостоятельное его конструирование – тем более. «Перворазники» и недостаточно подготовленные туристы выходили на маршруты, как правило, в составе турклубов и секций, организованных и самодеятельных групп, под руководством более опытных туристов. То есть, среди туристов количество «случайных» людей оставалось относительно не велико.

В настоящее время практически любой гражданин со средним достатком в состоянии приобрести (одномоментно либо по частям) любое туристское снаряжение и имеет возможность выйти на маршрут как в составе любой группы, так и в одиночку.

Не последнюю роль в распространении спонтанного туризма играет полное отсутствие контроля за соответствием степени подготовленности туристов сложности предполагаемого маршрута. Отсутствие контроля можно считать третьим фактором изначальной опасности спонтанного туризма. Давно уже стала историей такая структура, как Контрольно-спасательная служба (КСС), имевшая право и возможность (вплоть до применения силовых методов воздействия) воспрепятствовать выходу на маршрут недостаточно подготовленных туристов. Современные поисково-спасательные службы и формирования – правопреемники КСС – имеют право лишь предупредить туристскую группу о возможных на данном маршруте опасностях, и то в случае, если группа тем или иным способом заявит о своём выходе на маршрут. Опыт же последних лет показывает, что большая часть туристов не заявляют свои маршруты в поисково-спасательных службах. Результаты ответа туристов на вопрос «часто ли вы регистрируетесь в ПСС?», заданный автором участникам и руководителям туристских групп на реках Койва, Усьва, Сылва, Вильва, Вижай в сплавные сезоны 2008 – 2011 гг. можно увидеть в таблице 1.

 

Таблица 1

Оценка процента регистрации реализуемых водных туристских

маршрутов 2008 – 2011 гг. (составлено автором)

Вариант ответа Количество ответивших Процент от общего количества опрошенных
Всегда, перед каждым маршрутом 4 3,31
Перед первопрохождениями  1 0,87
Перед каждым маршрутом  0 0
Перед сложными маршрутами  10 8,31
Не всегда, но практикую  13 10,81
Только отправляясь в маршрут "по работе" (инструкторы коммерческих групп) 3 2,51
Никогда не регистрируюсь 89 74,21
Всего опрошенных 120 100

Увеличение же количества зарегистрированных в ПСС групп объясняется общим ростом объёма туристских потоков.

Следует отметить, что существующие ныне маршрутно-квалификационные комиссии (МКК) также не имеют права ограничивать выход туристов на маршрут. Их функции сводятся к регистрации выхода определенной группы на конкретный маршрут и присвоение категории пройденному маршруту, а также установленных разрядов и званий руководителю и участникам группы. Причем это происходит лишь при условии самостоятельного обращения туристов в МКК.

Положение таково, что в настоящее время любой турист имеет возможность посещать практически любой аттрактивный объект (кроме особо охраняемых территорий), находясь при этом, вне какого бы то ни было контроля. При этом большая часть туристов недостаточно подготовлена к самостоятельному прохождению намеченных ими маршрутов.

Наконец, справедливо отметить и четвёртый действующий на настоящий момент фактор – недостаток необходимой туристской культуры. Обусловлено это, по нашему мнению тем, что большинство современных туристов (возраст от 16 до 25 лет) начинают свою «карьеру» самостоятельно, вне контроля каких бы то ни было туристских организаций и просто более опытных товарищей. Имеет место разрыв преемственности туристских поколений. Вполне закономерно, что туристы-новички, не владеющие основами туристской техники и тактики (и зачастую не стремящиеся ими овладевать), сознательно или по элементарному незнанию пренебрегающие простейшими требованиями безопасности, порой совершают на маршрутах ошибки, вызывающие у туристов «советской школы», по меньшей мере, недоумение.

Это и преодоление заторов по льду, и выход на маршрут без минимального набора средств защиты, и недооценка вполне очевидной сложности препятствий, и незаявление в ПСС групп, которые объективно в этом нуждаются, и нанесение неоправданного ущерба окружающей среде, и многое другое. Отражением негативной стороны такой ситуации является не только опасность осуществления спонтанных маршрутов для их участников, но и то, что общественное мнение склонно приписывать наиболее негативные черты некоторых групп с неадекватным поведением (в частности, оставляющих после себя мусор, непогашенные костры и другие явные следы пребывания) абсолютно всем туристским группам и всем туристам. Опыт показывает, что в действительности подобным образом ведут себя около 20% туристов – малоподготовленных, образно говоря, случайных людей, число которых (и доля в общей массе туристов), к сожалению, неуклонно растёт.

Таким образом, спонтанный туризм представляет собой путешествия (активные, пассивные или комбинированные) спонтанно образовавшихся, полностью бесконтрольных туристских групп (либо туристов-одиночек), характеризующиеся крайне низкой степенью организованности маршрута, переменным, в том числе – в процессе прохождения маршрута, составом участников, не объединённых ведущей мотивацией, низкой достоверностью информации, используемой при организации маршрута. Для спонтанного туризма проблема безопасности и необходимость её решения имеет очень большое значение, поскольку речь идёт о здоровье и жизни людей, практически не способных проводить необходимую профилактику возможных нештатных ситуаций и целенаправленно приводить к благоприятному разрешению уже сложившиеся.

Как говорилось ранее, в активном туризме безопасность рассматривается как «техника безопасности» – в виде свода простейших (обычно – запрещающих) правил поведения на маршруте, учитывающих в основном внешние факторы опасности и наиболее типичные (до предела усреднённые) изменения окружающей обстановки.

В попытке найти приемлемый критерий и содержательное основание универсальной концепции безопасности мы опираемся на уже сформулированные толкования.

Белов [4] и солидарные с ним авторы [8] определяют генезис опасности как «неадекватность потоков энергии, вещества и информации». И подразделяют опасности на три класса:

1. Природно-экологические, вызванные воздействием на людей стихийных бедствий или антропогенным нарушением естественных биогеохимических циклов миграции вещества;

2. Техногенно-производственные, связанные с возможностью нежелательных выбросов энергии, накопленной в созданных человеком технологических объектах;

3. Антропогенно-социальные, обусловленные умышленным сокрытием или искажением информации, а так же спецификой её подачи и восприятия людьми.

При таком, несколько одностороннем, подходе проследить взаимодействие всего комплекса процессов и явлений, который и представляет собой безопасность, а особенно выразить их количественно весьма трудно.

Реальным (и в ряде случаев это делается) представляется рассчитать лишь некоторые риски, тоже, как правило, внешнего происхождения. Возможно определить лишь самые простые возможные воздействия, причём без учёта их взаимодействия между собой и факторами, связанными с поведением туристов.

Очевидно то, что подход к изучению проблемы безопасности либо излишне масштабен, либо искусственно упрощен.

Для того чтобы уровень безопасности был адекватен специфике, масштабу и качеству производимого и потребляемого туристского продукта, необходима, на наш взгляд, универсальная система организационной безопасности, применимая на любом уровне – от глобального до отдельных туроператоров и турагентов, а также – пригодная для использования самодеятельными группами и даже туристами-индвидуалами.

Для обоснования подобной системы необходима принципиально иная типология (классификация) опасности, базирующаяся как на традиционных, так и на новом подходах.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.05 с.