Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Основы обеспечения единства измерений: Обеспечение единства измерений - деятельность метрологических служб, направленная на достижение...
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Интересное:
Как мы говорим и как мы слушаем: общение можно сравнить с огромным зонтиком, под которым скрыто все...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2021-10-05 | 31 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Актуальность проблемы безопасности в активном туризме обусловлена наметившейся в последние годы в Российской Федерации тенденций к учащению несчастных случаев, происходящих на маршрутах.
Положительная динамика численности людей, привлекаемых активным туризмом, сочетается в настоящий момент с учащением возникновения нештатных ситуаций на маршрутах. Вызвано это, очевидно, изменением самой концепции активного туризма, а также отсутствием упорядоченности его развития. Так, коммерческие туры, относящиеся к такому виду, в большинстве своем разрабатываются нелицензированными организациями и реализуются людьми с недостаточным туристским опытом, часто без учета необходимых норм и требований безопасности. Кроме того, все более отчетливой становится тенденция к спонтанности в разработке и осуществление туристских маршрутов.
На маршруте на туриста оказывают воздействие целый ряд неблагоприятных факторов (факторов риска).
Во-первых, это факторы внешней среды, например, смена привычного климатического пояса, сложные погодные условия похода.
Во-вторых – факторы физической (физиологической) трудности маршрута: высокие физические нагрузки, изменение режима питания, кислородное голодание в горах.
В-третьих – факторы технической сложности маршрута: неблагоприятные характеристики рельефа, лесных массивов, водных преград.
Наконец, в-четвертых – факторы психической напряженности похода: повышенный уровень эмоциональной нагрузки и, как следствие, возбудимость нервной системы при пребывании человека длительное время «внутри» малой группы людей, что создает условия ограниченности общения. Они относятся к факторам субъективного характера.
Понятие «субъективный» в применении к опасностям осуществляемого туристского похода или соревнования может быть истолковано как ошибочное действие любого рода, прямо зависящее от самого субъекта (туриста). В такой трактовке «субъективными» факторами риска в туристских мероприятиях следует считать функции неверных управляющих решений и действий туристов на маршруте или дистанции соревнования.
Все субъективные факторы риска в активном туризме мы подразделяем, согласно их сущности, на следующие группы.
· Технические ошибки туристов.
· Тактические ошибки руководителя группы или специалиста предоставляющего группе необходимые услуги (капитан туристского судна, ведущий связки, проводник и др.)
· Несоблюдение туристами правил техники безопасности.
· Неблагоприятное эмоциональное и физическое состояние туристов.
К первой группе выделенных субъективных факторов риска следует отнести: все страховки, ориентирование на местности, организация и обслуживание стоянок.
Приведем примеры характерных ошибок туристов в технике ориентирования на местности. Неверное определение своей точки стояния (ошибки в сличении карты с местностью, ошибки в определении средней скорости движения группы) может предопределить существенное отклонение от линии маршрута, нарушение графика движения, дополнительные физические и психические нагрузки на участников группы. Неверное определение азимута движения и ошибки при движении выбранным азимутом (особенно в условиях недостаточной видимости) могут не позволить группе выйти к ключевым пунктам маршрута (пунктам продуктовых забросок, точкам безопасных переправ через водные препятствия и пр.). Ошибки при движении по азимуту могут так же явиться причиной выхода группы на объективно опасные участки местности (непроходимые болота, крутые горные склоны, сбросы и др.).
Примерами тактических нарушений и ошибок в походе являются: несоблюдение заявленных контрольных сроков похода, самовольное изменение нитки маршрута, несвоевременное преодоление объективно опасных препятствий, выбор неподходящих приемов и средств страховки, переоценка возможностей группы.
К третьей группе субъективных факторов риска следует отнести все действия и решения туристов, которые квалифицируются, как несоблюдение техники безопасности во время бивачных работ (заваливание сухого дерева в непосредственной близости от людей и стоящих палаток, нарушение безопасной техники колки дров, снятие котла с горячей пищей с огня без использования рукавиц и пр.) могут быть причиной травмирования участников и поломки снаряжения.
К четвертой группе субъективных факторов риска относятся различного рода неадекватные нервно-психические и физические состояния туристов. В данном случае одинаково опасны как отрицательные (стресс, усталость, апатия), так и положительные (чрезмерное воодушевление, состояние аффекта) эмоциональные состояния. В такие периоды человек утрачивает необходимый самоконтроль, необъективно оценивает свои силы и окружающую обстановку.
В подавляющем большинстве несчастные случаи на маршруте похода или на дистанции соревнования реализуются вследствие неправильных решений и действий самих участников туристкой практики. При этом либо подготовка к деятельности с повышенным риском осуществлялась со значительными упущениями; либо в объективно опасной ситуации принимались неверные управляющие решения и выполнялись ошибочные действия; либо туристами допускались ошибки того и другого рода.
Так, например, статистический анализ несчастных случаев в горном туризме и альпинизме свидетельствует о следующем. По данным туристско-спортивного союза России [95] 60% аварий в 1980-2000 гг. произошло вследствие неправильных технико-тактических действий участников походов и восхождений. До 25% несчастных случаев произошло вследствие грубых нарушений правил проведения спортивных туристских походов со стороны выпускающих организаций или участников похода, грубых нарушений дисциплины и плохого знания маршрута. До 15% несчастных случаев произошло вследствие недостаточной теоретической, физической, психологической и организационной подготовленности участников походов и восхождений.
Таблица 5
Основные причины возникновения нештатных ситуаций (НС) в активных туристских маршрутах по восприятию туристов (составлено автором)
Основные причины НС | Количество респондентов | Процент к общему количеству респондентов |
Недостаточный опыт участников маршрута | 51 | 17 |
Недостаточный опыт руководителя маршрута | 45 | 15 |
Переоценка группой своих сил и возможностей | 111 | 37 |
Общая усталость участников перед очередным препятствием или в конце маршрута | 9 | 3 |
Поломка (потеря) снаряжения | 9 | 3 |
Несоблюдение правил техники безопасности | 60 | 20 |
Неадекватные действия пострадавших, непосредственно приведшие к возникновению НС | 9 | 3 |
Заболевание (травма) участника на маршруте | 6 | 2 |
Всего | 300 | 100 |
К настоящему времени ситуация мало изменилась. Проведенный нами в 2007-2010 гг. опрос туристов г. Перми и Пермского края (всего опрошено 300 человек) показал, что подавляющее большинство респондентов считает основными причинами нештатных ситуаций недостаток опыта участников и руководителей маршрутов, переоценку собственных сил и возможностей и явное несоблюдение требований техники безопасности (табл. 5).
Однако, мнение туристов, как правило видящих ситуацию «изнутри», не всегда может служить надежным критерием ее оценки. В связи с этим нами был предпринят анализ ста пятидесяти случайно выбранных в сети Интернет отчетов по водным маршрутам (табл.6).
Таблица 6
Россия. Нештатные ситуации (НС) и их последствия по отчетам о водных маршрутах, 2000-2007 гг. (составлено автором по [91] и [92])
Причина возникновения НС | Количество НС | Количество пострадавших | В т.ч. погибших |
Тактические ошибки | 33 | 73 | 17 |
Технические ошибки | 69 | 78 | 15 |
Организационные ошибки | 5 | 11 | 6 |
Несоблюдение ТБ | 40 | 40 | 30 |
Неадекватные действия пострадавших, непосредственно приведшие к возникновению НС | 2 | 2 | 1 |
Поломка (потеря) снаряжения | 4 | 2 | 1 |
Всего | 153 | 206 | 70 |
Есть основания предполагать, что по другим видам активного туризма ситуация окажется сравнимая с водным туризмом, если не в абсолютных значениях, то в процентном или долевом соотношении показателей.
Нельзя не принять во внимание, что учтенное в данной выборке количество нештатных ситуаций не составляет и одного процента от их реального количества. Связано это, прежде всего, с огромным количеством опубликованных отчетов о пройденных маршрутах (причем большинство их написано в свободной форме, что существенно затрудняет их обработку), несмотря на то, что отчеты о маршрутах некатегорийных и 1 – 2 категорий сложности пишутся большинством туристов лишь эпизодически, так как они не требуются для получения разрядов и званий – их достаточно предоставить один раз, в качестве ступени к более сложным маршрутам.
Что же касается соотношения между документированными в отчетах нештатными ситуациями и теми, что благополучно разрешены силами группы и не имели серьезных последствий (тяжелых заболеваний, травм, гибели участников), то количество последних, как правило, превосходит количество первых в несколько раз, и точному учету не поддается. По словам пермских туристов (автор, исходя из личного опыта участия и руководства активными маршрутами, склонен с ними согласиться), на одну серьезную нештатную ситуацию, когда группа вынуждена обращаться к помощи извне, приходится не менее 6-8 более простых. Это – перспективная тема более подробного и глубокого специального исследования.
Как показал анализ, существенных положительных изменений за последнее время не произошло. Большая часть нештатных ситуаций, происходящих на маршрутах активного туризма, по-прежнему, связана с недостаточной адекватностью и несвоевременностью реакции туристов как на прогнозируемые проявления составляющих маршрута, так и на динамику природной среды в различных его частях.
Следовательно, обеспечение безопасности участников маршрута, по сути предполагает тщательную и всестороннюю подготовку участников и руководителей к каждому туристскому мероприятию. Это касается всех видов и направлений активного туризма, независимо от способа передвижения и вмещающих ландшафтов. Обеспечение безопасности особенно важно в коммерческом активном туризме, где в силу его специфики полноценная подготовка всех участников к прохождению маршрута невозможна и все связанные с этим трудности могут компенсироваться лишь квалификацией руководителя (сопровождающего) группы.
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!