Категории сложности в спортивном туризме и принципы — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Категории сложности в спортивном туризме и принципы

2021-10-05 46
Категории сложности в спортивном туризме и принципы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Оценки безопасности походов

Традиционный подход к оценке сложности туристских маршрутов в полной мере отражается в Единой всероссийской спортивной классификации маршрутов (ЕВСКМ), которая определяет основные принципы, требования и технологию классификации спортивных походов.

В зависимости от трудности преодолеваемых препятствий, района похода, автономности, новизны, протяженности маршрута и ряда других его показателей, характерных для того или иного вида спортивного туризма, походы разделяются на походы выходного дня (ПВД), некатегорийные и категорийные.

Рис. 7. Участок водного маршрута 1 категории сложности (фото автора)

Кроме того, походы разделяются по видам туризма: пешеходные, водные, горные, лыжные, велосипедные, автомобильные, мотоциклетные, спелео- и парусные, а также могут представлять их комбинации.

Спортивные походы по своей сложности разделяются по возрастающей на три степени сложности - от I до III, и шесть категорий сложности (КС) – от I до IV.

Рис. 8. Прохождение участка водного маршрута 2 категории сложности (фото автора)

Категории сложности походов могут определяться как в соответствии с "Перечнем классифицированных туристских спортивных маршрутов" и связанными с ним перечнями локальных препятствий - перевалов, вершин, пещер, так и в соответствии с ЕВСКМ. При сравнении с "Перечнем..." техническая сложность, разнообразие и характер препятствий в походе должны быть не ниже, чем у классифицированных маршрутов той же категории сложности в данном районе.

Классификация походов по степени сложности используется в детско-юношеском туризме, где маршруты по определению некатегорийные.

Учитывая специфику детско-юношеского туризма, классификация походов по степеням сложности для парусного, автомото-, спелео- и горного туризма отсутствует.

Рис. 9. прохождения участка водгного маршрута 3 категории сложности (фото автора)

Основными показателями, определяющими категорию сложности (КС) похода, являются вид, количество, разнообразие и категория трудности преодолеваемых на маршруте препятствий. Категория трудности (КТ) препятствия определяется тем, какой уровень квалификации и технического мастерства требуется для его безопасного прохождения. В каждом виде туризма имеются свои типичные препятствия, отражающие его специфику. Маршруты более высокой категории сложности содержат более трудные препятствия. При категорировании маршрутов в первую очередь учитываются такие препятствия, которые дают туристам технический опыт, необходимый для безопасного прохождения последующих маршрутов.

Комбинированным считается поход, составные части которого представляют полноценные спортивные маршруты разных видов туризма, при этом сложность каждой его части должна быть не ниже II к. с. По усмотрению маршрутно-квалификационной комиссии (МКК) общая категория сложности комбинированного похода может быть на одну единицу выше, чем максимальная сложность его составных частей. При включении в маршрут отдельных участков (препятствий) из других видов туризма или препятствий более высоких категорий трудности данного вида туризма маршрут может иметь статус маршрута "с элементами" походов более высоких категорий сложности или характерных для других видов туризма.

Рис. 10. прохождения участка водного маршрута 4 категории сложности [103]

Для некоторых видов туризма (например, для пешеходного, лыжного, парусного) категория сложности похода в значительной степени зависит от географического района похода, его автономности, суммарного перепада высот, набранного группой на маршруте, и других характеристик местности.

Основными, применительно к категорийным походам являются следующие требования.

Продолжительность содержательной части маршрута в днях, соответственно для шести КС – 6, 8, 10, 13, 16 и 20 дней.

Протяжённость (километраж) маршрута с учётом специфики конкретных видов.

При этом нормативы по продолжительности и протяженности носят контрольный, ориентировочный характер и не являются определяющими при оценке КС похода. Так в спелеотуризме линейная протяжённость содержательной части маршрута может не превышать нескольких километров (а иногда и менее), не умаляя при этом его познавательной составляющей и технической сложности. В связи с этим в спелеотуризме введён дополнительный (тоже, надо заметить, не самый объективный) критерий сложности для 1 – 5 категорий – количество пройденных в рамках данного маршрута пещер – соответственно 5 для маршрутов 1 КС, 4 – 5 для 2, 1 – 2 для последующих КС.

Рис. 11. Прохождения участка маршрута водного 5 категории сложности [103]

Нормативная продолжительность маршрута понимается как минимальное время, необходимое для прохождения маршрута подготовленной группой. Эта продолжительность может быть больше при увеличении протяженности маршрута, количества и трудности препятствий, а также за счет времени на разведки и его запаса на случай непогоды. Количество дневок не должно превышать 20% от общей продолжительности похода.

Нормативная протяженность маршрута понимается как наименьшая допустимая длина маршрута данной категории сложности. Протяженность может быть уменьшена (но, как правило, не более чем на 25 %) при существенном увеличении на маршруте числа препятствий, определяющих категорию сложности похода. Протяженность маршрута в сильнопересеченной местности измеряется по карте масштаба 1:100000, и полученный результат умножается на коэффициент 1,2.

Рис. 11. Прохождения участка маршрута водного 6 категории сложности [103]

Основная часть маршрута должна быть линейной или кольцевой (одно кольцо) протяженностью не менее 75 % от установленной для данной категории сложности похода и содержать наиболее трудные препятствия маршрута (для горных походов - не менее двух наиболее трудных перевалов). Радиальным выходом в походе считается небольшой участок маршрута с возвращением в ту же точку. Расстояние и естественные препятствия, пройденные в кольцевых радиальных выходах (с возвращением по другому пути), засчитываются полностью, а пройденные в линейных радиальных выходах (с возвращением по тому же пути) засчитываются в одном направлении.

Маршруты должны быть непрерывными. Разрывом маршрута считается не вызванное необходимостью пребывание в населенном пункте более двух суток, а также использование транспорта внутри маршрута. В некоторых случаях для связки рек, пещер и других природных объектов с разрешения МКК допускается использование транспорта в пределах данного туристского района, если это обосновано логикой похода и не нарушает его целостности.

Если у МКК, выпускающей группу в поход, есть сомнения в оценке сложности маршрута, то в маршрутных документах может быть указан диапазон оценки (например, III-IV КС) с записью, что окончательное категорирование похода будет произведено после рассмотрения отчета [94].

Кроме того, в ЕВСКМ сформулированы требования для каждого вида спортивного туризма.

Основным минусом применения критериев ЕВСКМ к маршрутам, организовываемых для туристов, у которых спортивная мотивация не является ведущей (а таких в наиболее массовых видах активного туризма – большинство) – их направленность на обоснование прежде всего технической сложности и «спортивности» прохождения определяющих препятствий и маршрута в целом. Таким образом, по ЕВСКМ главными критериями выступают быстрота (минимальное время) и техничность прохождения. Данные критерии неприемлемы для подавляющего большинства туристских групп, где основное внимание должно уделяться соотнесению своих возможностей со сложностью предполагаемого прохождения, а также – основным и дополнительным мерам безопасности, что несовместимо с достижением значимых спортивных результатов.

Кроме того, рекомендованная в ЕВСКМ система категорирования локальных препятствий зачастую недостаточно определённа и при этом, не обладает должной степенью объективности. Так, определяющие препятствия водного маршрута по реке Ууксунйоки (республика Карелия) разными группами, проходившими его на судах одного класса одновременно (то есть при идентичной гидрологической обстановке), фактически оценивались от 2А до 4А КТ, а совокупная сложность маршрута – от 1 до 3 КС. Таким образом, неспортивные маршруты активного туризма, выполняемые непрофессионалами (даже под руководством профессионалов) требуют иной системы учёта и прогнозирования сложности, как по категориям трудности локальных определяющих препятствий, так и по категории сложности маршрутов в целом. Водный туризм является наиболее массовым в настоящее время видом активного туризма, в виду этого безопасность прохождения маршрутов является первейшей задачей их организаторов. Безопасность водных маршрутов во многом зависит от используемых средств сплава и обусловлена отчасти типом, классом, видом и тактико-техническими характеристиками используемых судов.

Таблица, иллюстрирующая разнообразие туристских судов (приложение 21), создана на основе источников, отражающих сведения о фактически используемых при прохождении различных водных маршрутов средствах сплава – сведений электронных информационных ресурсов, информации, полученной в ходе личных консультаций с производителями туристских судов, руководителями самодеятельных туристских групп, эксплуатирующих суда, результатов ходовых и тактико-технических испытаний судов основных типов, проведённых автором.

 

 


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.