Наука и коммунистическая общественно-экономическая формация — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Наука и коммунистическая общественно-экономическая формация

2021-12-07 28
Наука и коммунистическая общественно-экономическая формация 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тимошенко Виктор Викторович, слушатель второго отделения Красного университета

 

Сегодня человечество обладает научными знаниями о тех обществах, в которых оно осуществляло своё развитие на протяжении всего своего существования. Человечеству стали известны законы и закономерности развития природы и общества, на основании которых оно в своём развитии прошло через несколько общественноэкономических формаций.

Наука обосновала законы общественного развития, показала закономерные этапы смены общественно–экономических формаций, которые происходили на основе развития производительных сил и производственных отношений. Именно наука объяснила особенности каждой из формации. Становление научного подхода к осознанию общественных явлений происходило отнюдь неслучайно, оно вызвано потребностью и необходимостью дальнейшего развития человечества.

Наука развивалась вместе с обществом, вместе с производительными силами, производственными и общественными отношениями, оказывая на них непосредственное влияние и в тоже время формируя систему постоянно развивающихся знаний по разнообразным предметам науки. Со сменами экономических формаций влияние и роль науки на развитие самого общества постоянно возрастает. Благодаря классикам марксизма–ленинизма и их последователям мир сегодня обладает системой научных знаний по вопросам становления новой коммунистической формации, что является значимым позитивным моментом для человечества. Но в тоже время есть объективные и субъективные моменты, замедляющие глубокое, системное освоение трудящимися знаний о научном социализме.

Научное становление, осознание общественных изменений происходило и происходит в упорной борьбе с силами и традициями старого общества, особенно в государствах, во главе которых стоят эксплуататорские классы, не заинтересованные в истинной науке, способной дать членам общества научное представление о реальной действительности, в которой находилось и находится человечество.

Эксплуататорский класс не заинтересован дать обществу именно научный подход к всесторонним изменениям самого общества и общественных отношений в нем. Поэтому мы не случайно сегодня наблюдаем всякого рода ненаучные дискуссии на центральных каналах буржуазного телевидения. Где намеренно собирают людей, далёких от истинной науки, которые предназначены для навязывания обывательских разговоров о современном обществе, увода сознания общества как можно дальше от научного понимания действительности. Вы не найдёте и близкого подобия научного анализа действительности со стороны как буржуазного государства, так и отдельных представителей эксплуататорского класса и интеллигенции, стоящей на услужении этого класса. Наука в классовом обществе имеет классовый характер и используется классом, стоящим у власти постольку, поскольку она устраивает его классовые интересы и не более. Какой бы истинной наука ни была, если она выходит за пределы интересов эксплуататорских классов, паразитирующих на труде большинства, то она становится угрозой для существования данного класса. Эксплуататорские классы и истинная наука, дающая подлинно научное понимание общественного развития, это антиподы, потому как подлинная наука подрывает власть диктатуры эксплуататоров над трудящимися.

Исследование общественно–экономических формаций классиками марксизма–ленинизма дало возможность перейти от описания общественных явлений к строго научному’ их анализу, пониманию и соответственно к возможности целенаправленного построения нового, более развитого во всех отношениях общества с опорой на науку.

Классики марксизма–ленинизма были первооткрывателями истинно научного подхода не только к осознанию общества и общественных отношений в целом, но они подошли к конкретному научному осмыслению новой общественно–экономической коммунистической формации. Ленин не только в теории, но и на практике доказал необходимость научного подхода в переходе к высокоразвитой формации, способной поставить истинные достижения науки на службу всего общества и каждого человека, без исключения.

Рассматривая роль науки, Ленин отмечал: «Старая школа заявляла, что она хочет создать человека всесторонне образованного, что она учит наукам вообще. Мы знаем, что это было насквозь лживо, ибо все общество было основано и держалось на разделении людей на классы, на эксплуататоров и угнетённых. Естественно, что вся старая школа, будучи целиком пропитана классовым духом, давала знания только детям буржуазии. Каждое слово её было подделано в интересах буржуазии. В этих школах молодое поколение рабочих и крестьян не столько воспитывали, сколько натаскивали в интересах той же буржуазии. Воспитывали их так, чтобы создавать для неё пригодных слуг, которые были бы способны давать ей прибыль и вместе с тем не тревожили бы её покоя и безделья. Поэтому, отрицая старую школу, мы поставили себе задачей взять из неё лишь то, что нам нужно для того, чтобы добиться настоящего коммунистического образования… надо уметь различать, что было в старой школе плохого и полезного нам, и надо уметь выбрать из неё то, что необходимо для коммунизма» [1, с. 303].

Мы живём в исторический момент, когда без системы разнообразных научных знаний общество уже не в состоянии динамично развиваться. Развитие науки поднялось на тот уровень, который уже не позволяет эксплуататорскому классу в полной мере утаивать от трудящихся её важности для общества.

Общественное развитие пришло к той черте, когда чётко виден и осознаваем противоестественный факт использования накопленных научных достижений человечеством во благо узкого круга буржуазного класса, что является тормозом в развитии самого общества, производительных сил, удерживает развитие науки, искажает её в угоду’ эксплуататорского класса.

Главное, что мы должны осознать, что с появлением научного социализма наступила эра научного построения общества, с вовлечением всех трудящихся в преобразование на научной основе общественных отношений, в экономике, в политике, социальной сфере, в культуре и иных сферах существования и развития общества и человека. Коммунистическая общественно–экономическая формация основана на производстве, имеющем развитый общественный характер, существует и может успешно развиваться только с опорой на науку. Здесь нет места спонтанности, конкуренции ненаучных мнений и обывательских взглядов в попытках объяснить и предсказать перспективу развития общества. Только наука, критерием которой должны стать коренные интересы рабочего класса и практическое осуществление этих интересов в действительности, при непосредственном участии самого рабочего класса.

Именно опираясь на науку марксизма–ленинизма, как систему научных знаний, возможна успешная борьба рабочего класса с реакционным классом буржуазии и современными политическими силами, в том числе прикрывающиеся коммунистическими лозунгами, а на самом деле занимающиеся искажением научного социализма и выполняющие, вольно или невольно, роль буржуазных агентов в рабочей среде.

Роль науки состоит в устранении всех препятствий на пути развития и упрочения коренных интересов рабочего класса, она должна обосновать такой научный путь развития общества, по которому будет неуклонно и поступательно осуществляться движение общества к всестороннему развитию каждого своего члена, без исключения. Только наука может дать ответы на вопросы, как, какими силами и ресурсами мы можем преобразовать общество. Наука даёт ответ на то, как мы сможем организовать экономику новой формации, как нам организовать государство диктатуры пролетариата, как мы можем пройти путь от необходимости использования государства, как организации подавления антиобщественных действий, к самоорганизации общества на общественных началах.

Прирост производительных сил и национального богатства в обществе возможно осуществить только в результате научного прогресса, совершенствования машин и технологий с вытеснением тяжёлого рабочего труда. Малопроизводительный, ручной труд является тормозом прогресса и основой закрепощения человека. Именно недостаточно развитый труд и его организация, а также частная собственность на средства производства есть основа эпохи наёмного рабства, необходимое условие присвоения прибавочной стоимости и обогащения буржуазии. В результате чего именно буржуазия не заинтересована в подлинном и широком развитии научного прогресса. Рабочий же класс объективно заинтересован в развитии науки и соединении её результатов с практикой, потому как это и позволит устранить различия между физическим и умственным трудом и преодолеть те неравные условия, в которых он находится, увеличить свободное время для саморазвития рабочих.

Наука и практика шагают рядом, всегда наука подтверждается практикой. Но практика также подтверждает, что отход или отказ от истинно научных выводов может привести к весьма негативным последствиям для человека и общества. Свидетельством тому является ненаучный подход к марксизму–ленинизму, его ревизии и искажению, вольной трактовке, что закономерно привело к контрреволюции в СССР и негативно отразилось на прогрессе страны и развитии трудящихся.

Практика контрреволюции и отката общества к капитализму, в котором организация жизни осуществляется в интересах классового меньшинства, живущего за счёт труда большинства, привела государство к такому положению, когда общество без научного подхода к собственному развитию уже не способно к быстрому’ прогрессу. Общество, основанное на эксплуатации человека человекам, на частной собственности на средства производства, достигло такого положения, когда игнорирование истинно научного понимания своего состояния и собственных перспектив ведёт к загниванию, деградации и не способности отвечать уже запросам класса эксплуататоров. углубляя противоречия внутри эксплуататорского класса. Но больше всего и прежде всего современное буржуазное общество неспособно отвечать запросам большинства эксплуатируемых трудящихся.

Основным инструментом сознательного планомерного развития коммунистической общественно–экономической формации является наука, стоящая на службе рабочего класса. Именно наука позволяет понять и разрешить противоречия между’ производительными силами и производственными отношениями, а также между базисом и надстройкой. Только наука, в рамках коммунистической формации, позволяет планомерно и эффективно осуществлять этап перерастания социализма в коммунизм, осуществлять постепенно и планомерно направляемый, закономерно развивающийся политический и экономический процесс преобразования общества и природы в интересах человека.

Сегодня перед трудящимися той части мира, где ещё не совершены социалистические революции, уже перезрел вопрос необходимости разрешения классовых противоречий, вопрос о необходимости кардинальных изменений всех общественных отношений в интересах большинства общества. Однако не сможет обществу дать нужное направление движения, в интересах трудящихся, никакой политик, никакая политическая партия, если они не стоят на истинно научных позициях, если они не используют самые передовые научные достижения человечества, если они не понимают и не руководствуются диалектическими законами развития природы и общества.

Научный социализм объясняет, что основой новой общественноэкономической формации является общественная собственность на средства производства. Именно опираясь на уже имеющиеся достижения научного социализма, разработанные классиками марксизма–ленинизма, истинность которых доказана исторической практикой, а также опираясь на развитие данного научного учения в ходе построения нового бесклассового общества, мы сможем осуществлять развитие общества в интересах всех трудящихся. От того, насколько мы будем осознавать потребность и необходимость следования истинно научным путём развития новой общественноэкономической формации, зависит, насколько это наше развитие будет успешным, оно будет или ускоряться, или, наоборот, замедляться. Именно научный подход позволяет вносить известные изменения в социальную структуру общества, общественную организацию труда, быт людей, их культуру, образование, видоизменять надстройку общества, отстаивать коренные интересы рабочего класса, стоящего во главе обществ новой коммунистической эпохи, определять главное содержание данной эпохи, главное направление её развития, главные исторические её особенности и т. д.

Но нельзя по щелчку пальцев изменить сознание людей всего общества, потому как общественное бытие определяет общественное сознание. Поэтому и возникает в переходный период к коммунистической формации необходимость соединения научного социализма именно с рабочим движением и превращения этого движения в коммунистическое. Только с завоеванием политической власти пролетариатом, установлением диктатуры пролетариата, с изменением общественного бытия появится возможность установления господства в обществе передового пролетарского сознания.

Новая коммунистическая общественно–экономическая формация, при коренном изменении экономических и всех других отношений отличается от прежних формаций особой своей социальной глубиной и способна динамично развиваться, опираясь на научный подход в своём развитии, которой должен охватить все сферы жизни деятельности общества. Именно при таких условиях она будет способна создать и планомерно развивать более высокие производственные мощности, более совершенную систему экономических отношений, будет способна обеспечить поступательное движение исторического прогресса. Именно научный подход позволяет раскрыть человеческий потенциал общества, направить его на поступательный, прогрессивный характер общественного развития.

Рабочий класс, только овладев наукой марксизма–ленинизма, объединившись в свою рабочую партию, может противостоять буржуазии и различным политическим силам, стоящим на страже буржуазных интересов, в том числе и тем, кто прикрывается коммунистической фразеологией и общими фразами о народности, но на самом деле далёк от научного социализма и коренных интересов рабочего класса.

Необходимо осознать, что без научного подхода невозможен успешный переход к новой, более прогрессивной экономической формации и невозможно её успешное поступательное развитие. Нам предстоит переработать всю буржуазную науку в интересах сущности самого пролетарского государства, поставить дело так, чтобы все предметы науки работали в единстве в ходе преобразования общества и природы на конечную цель построения коммунистического общества, направленную на развития всех членов общества без исключения.

Сегодня именно рабочий класс России обладает одновременно позитивным и негативным опытом борьбы с буржуазией, и он извлёк для себя уроки, что только научный подхода в борьбе за построение коммунистического общества, государства диктатуры пролетариата, способен обеспечить поступательное развитие общества. Наша задача приобщить рабочий класс к истинно научному мировоззрению, научить его мыслить научными категориями.

Список литературы.

1. Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 41.



Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.