Доходы коллективных средств размещения в 2002 г. — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Доходы коллективных средств размещения в 2002 г.

2021-10-05 24
Доходы коллективных средств размещения в 2002 г. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вид доходов Тыс. руб. %
Доход от предоставляемых услуг размещенным и другим лицам   151069   100
В том числе: Выручка от продажи номеров/путевок (курсовок)   132216,1   87,5
 Из нее: От разницы в тарифах для иностранных граждан 2712 2,1
 Выручка от дополнительных платных услуг, не входящих в стоимость путевки   18852,9   12,5
 Из нее: выручка от экскурсионных услуг; 595,4 0,4
 выручка от услуг лечебно-оздоровительного характера   1276   0,8
 Доходы от общественного питания 16079,2 10,6

 

На основе данных: О деятельности туристских фирм в Калининградской области в 2002 году…

 

При среднесписочной численности работников (941 человек), годовой доход на одного работника составляет 160 тыс. руб. в год (в промышленности годовая выручка на одного занятого превышает 300 тыс. руб.). Одним из факторов сравнительно невысокого показателя доходов в расчете на одного работника является низкий коэффициент использования гостиничного фонда всего — 0,36. Это отражает сезонный характер туризма в Калининградской области.

Доходы гостиниц в 2002 г. (151 млн руб.) на 10 млн руб. превысили расходы (141 млн руб.).

Структуру расходов гостиничных учреждений отражает таблица 27.

Таблица 27

Расходы коллективных средств размещения в 2002 году,
Калининградская область

Вид расходов Тыс. руб. %
Расходы, связанные с производством и реализацией продукции (работ, услуг, товаров) — всего 141200,2 100
В том числе: Материальные расходы   59725,3   42,3
 Расходы на оплату труда 31601,2 22,4
 Отчисления на социальные нужды 10386,8 7,4
 Суммы начисленной амортизации 4186,8 3,0
 Прочие расходы Из них: 35300,1 25,0
 Налоги, включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) 1636,8 1,2
 Отчисления во внебюджетные фонды (кроме пенсионного, ФСС и ОМС) 157,6 0,1
 Арендная плата 7198,5 5,1

 

На основе данных: О деятельности туристских фирм в Калининградской области в 2002 году…

 

Структура затрат по сравнению, например, с промышленными предприятиями отличается меньшей долей материальных расходов, повышенными затратами на оплату труда (при более низком ее уровне) и значительными прочими расходами (включая арендную плату, расходы на рекламу и др.). Несколько выше и амортизационные расходы, которые тем не менее составляют лишь 3 % всех расходов.

В целом предприятия туристско-рекреационной сферы пока не относятся к числу наиболее эффективных отраслей калининградской экономики. Необходимы значительные организационно-экономические усилия по повышению их финансовой эффективности, а также организация более надежной статистической отчетности.

 

10. Оценка эффективности Государственной программы
развития туризма и рекреации в Калининградской области
и перспективы развития региональной ТРС

 

Анализ Государственной программы развития туризма и рекреации
в Калининградской области на 2002—2006 гг.

 

В настоящее время основным документом, определяющим направления совершенствования территориально-рекреационной системы региона, является Государственная программа развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг.

В качестве основных целей Программы обозначены: «определение стратегических направлений деятельности администрации Калининградской области в сфере туризма и рекреации по обеспечению эффективного управления (регулирования) процессом развития туристско-рекреационного потенциала региона» и «разработка научно обоснованного плана по созданию на территории Калининградской области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, обеспечивающего, с одной стороны, широкие возможности для удовлетворения потребностей российских и иностранных граждан в туристических услугах, а с другой — значительный вклад в экономику области, в том числе за счет налоговых поступлений в бюджет, притока иностранной валюты, увеличения количества рабочих мест, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия региона» [27, с. 68].

Государственная программа развития туризма и рекреации была разработана академическим центром маркетинговых исследований «Регион-Инвест» при участии сотрудников комитета по туризму и межрегиональным связям администрации Калининградской области, других областных и муниципальных органов исполнительной власти, ученых и специалистов в сфере региональной экономики и туризма. В ходе проведенного анализа существующей ситуации и с учетом изменяющихся условий развития были определены основные направления совершенствования туристско-рекреационной отрасли региона, а именно [27, с. 70]:

I. Совершенствование управления процессом становления и развития туристско-рекреационной отрасли.

II. Совершенствование нормативно-правовой базы развития туристско-рекреационной отрасли.

III. Содействие процессу совершенствования традиционных и разработки новых турпродуктов (услуг) общерегионального и международного уровней.

IV. Содействие продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки.

V. Содействие развитию инфраструктуры туризма и рекреации в регионе.

VI. Развитие межрегионального и международного сотрудничества.

VII. Стимулирование инвестиционно-предпринимательской деятельности в сфере туризма и рекреации.

VIII. Содействие обустройству территорий (зон) и отдельных объектов привлечения туристов и рекреантов.

Намеченные мероприятия с точки зрения направления инвестиционно-финансовых потоков можно объединить в три основные группы: финансирование объектов, строительство (реконструкцию) которых предусматривается осуществить в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года; финансирование объектов, строительство (реконструкцию) которых предусматривается осуществить за счет заемных, привлеченных и собственных средств предприятий; финансирование системы программных мероприятий, реализацию которых планируется осуществить за счет средств бюджета области (текущие затраты) [27, с. 90].

На основе анализа динамики въездного туризма за период с 1997 по 2000 г. был предложен прогноз туристских потоков на 2002—2010 гг. с учетом двух сценариев реализации — программы-минимум и программы-максимум. Согласно оптимистическому сценарию, в 2010 г. планируется привлечение в область 2 млн туристов (приложение 2). По нашему мнению, программа-минимум (табл. 28) выглядит более реалистично и совпадает с собственными расчетами автора, предложенными в 6.1. Согласно расчетам разработчиков Программы, темпы роста числа прибытий иностранных туристов составят 6—7 % в год (российских несколько больше — 10—11 % в год). В результате область будет принимать до 380 тыс. посетителей к 2006 г. и до 550 тыс. — к 2010 г. (программа-минимум). Соответственно возрастет и количество человеко-дней — с 2248,0 тыс. в год (в 2001 г.) до 3539,0 тыс. в год (в 2006) [27, с. 33].

Основные потоки туристов будут направляться из Москвы и Московской области, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Северо-Западного региона, Урала и Западной Сибири, а также из зарубежных стран Европы (Германии, Скандинавии, Прибалтики, Польши, Белоруссии, Чехии, Италии, Голландии, Австрии, Франции, Англии) и других регионов мира (США, Канады, Японии, Китая, арабских стран). В активных видах туризма будут преобладать жители Балтийского региона (табл. 28).

Таблица 28

 

Прогнозируемая структура туристских потоков в Калининградскую область
в 2010 г. (программа-минимум
 550 тыс. туристов в год) [27, с. 35]

Вид туризма

Тыс. чел.

В том числе

российские туристы

иностранные туристы

Тыс. чел. Основные регионы Тыс. чел. Основные страны
Все виды туризма. 550,0 435 - 115,0 -
Культурно-познавательный (экскурсионный) туризм (история, архитектура, археология, Кант, янтарь) — коллективные и индивидуальные (семейные) экскурсии на автомобилях, автобусах и поездах 197,0 104,0

Москва и Московская область; Санкт-Петербург и Ленинградская область; Северо-Западный регион, Урал и Западная Сибирь

 

55,0 Европа (Германия, Скандинавия, Прибалтика, Польша, Белоруссия, Чехия, Италия, Голландия, Австрия, Франция, Англия), другие региона мира (США, Канада, Япония, Китай, арабские страны)
Бизнес-, конгресс-туризм 160,0 123,0 32,0 -»-
Активный туризм на природе (водный туризм — катера, яхты, байдарки, лодки; экотуризм — памятники природы, заповедники, орнитологические маршруты; охота/рыбалка; сельский туризм; incentive-поездки и т. д.) 116,0 104,0 22,0 Страны бассейна Балтийского моря, а также Франция, Голландия, Англия
Лечебно-оздоровительный (санаторно-курортный туризм) 77,0 104,0 6,0 Белоруссия, Германия, Скандинавские страны

 

Исходя из этих прогнозов, представляется целесообразным сделать вывод о необходимости усиления рекламы ТРС Калининградской области именно в этих потенциальных с точки зрения туристских прибытий регионах.

Наибольший интерес представляют расчеты необходимого на реализацию Программы финансирования и предложения по привлечению инвестиций. Общая потребность в инвестиционно-финансовом обеспечении Программы составляет 8 217 млн руб. (в ценах 2001 г.) (табл. 29). Из них 1659,5 млн руб. приходится на туристско-рекреационные объекты, вошедшие в Федеральную целевую программу развития Калининградской области на период до 2010 года, и 6557,7 млн руб. — на реконструкцию действующих и строительство новых объектов инфраструктуры туризма и рекреации, не вошедших в отмеченные программы.

Таблица 29

Объем финансирования на 2002—2006 гг. необходимый на реализацию мероприятий в рамках Программы, тыс. руб. [27]

 

Год Объем инвестиционно-финансовых ресурсов (тыс. руб. в ценах 2001 г.)
2002 948870
2003 2332240
2004 2772370
2005 1780920
2006 382880
2002—2006 8217280

 

Основной недостаток расчетов, на наш взгляд, состоит в том, что 6, 7 млрд из 8,2 млрд общего финансирования составляют прочие финансовые ресурсы (т. е. кредиты банков, и видимо, иностранные инвестиции). В то же время механизмы привлечения этих внешних для области ресурсов (поскольку собственные банки не обладают финансовыми ресурсами) не определены. Второй важнейший источник — собственные средства предприятий (1197,5 млн рублей), на наш взгляд, также завышен, поскольку местные компании не обладают такими ресурсами. Можно рассчитывать только на приход крупных московских компаний, что тоже проблематично. Таким образом, данная Программа не имеет надлежащего финансового обеспечения, подкрепленного бизнес-планами предприятий. В настоящее время издан каталог инвестиционных проектов в сфере туризма и рекреации, но инвесторы не идут.

Запланированное использование средств федерального бюджета (194,8 млн рублей) (табл. 30), привлекаемых в основном для реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития Калининградской области на период до 2010 года, средств областного бюджета (112,11 млн рублей), привлекаемых к реализации мероприятий Программы; и средств местных (муниципальных) бюджетов (0,65 млн рублей), привлекаемых для использования по отдельным направлениям Программы, также не реализуется.

Таблица 30

Объем и распределение средств на реализацию мероприятий в рамках
исполнения Государственной программы развития туризма и рекреации

в Калининградской области в 2002—2006 гг. [27, с. 101], руб.

Объекты

Общее финанси

рование

Федера

льный бюд-жет

Региональный бюджет

Мест

ный бюд

жет

Собст-венные ср-ва компа-ний

 

Прочие

Всего НИОКР Капи-тальные инвес-тиции Другие пот-реб-ности
Объекты ФЦП * 1659540 193600 95880 - 95880 - - 354600 1015460
Без объектов ФЦП 6557740 1200 16230 660 2210 13360 650 842900 5696760
Всего 8217280 194800 112110 660 98090 13360 650 1197500 6712220

*Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2010 года.

 

Распределение приоритетных инвестиционных проектов по основным направлениям инвестиционной деятельности в сфере туризма Калининградской области, предложенных в Программе? представлено в таблице 31.

 

Таблица 31

Распределение приоритетных инвестиционных проектов
по основным направлениям инвестиционной деятельности

в сфере туризма Калининградской области [27]

 

Стратегическое направление инвестиционной деятельности

Количество проектов

Требуемые
 инвестиции

 млн руб %
I. Проекты, связанные с развитием регионального гостиничного комплекса   7   2200,0   39,4
II. Проекты, связанные с развитием индустрии развлечений, В том числе:      строительство аквапарков, аквазон   10 5     3087,6 899,0     55,3 16,1  
III. Проекты, связанные с развитием водного туризма и его инфраструктуры 4   167,4   3,0  
IV. Прочие проекты 9 124,0 2,3
Всего 30 5580,0 100,0

 

Из таблицы видно, что наибольшее количество проектов связано с индустрией развлечений (10 проектов). Планируется развивать региональный гостиничный комплекс (7 проектов). Для этого потребуется 2200 млн руб. Гостиничное строительство является очень актуальным, хотя и недостаточным для решения уже сейчас существующих проблем, связанных с размещением (особенно в пиковый период туристских прибытий).

Согласно прогнозам авторов Программы, в ближайшее время получат развитие проекты, связанные с развитием водного туризма, и их инфраструктуры (4 проекта с общим объемом финансирования в 167,4 млн руб.), ведь до последнего времени в области, являющейся приморским регионом, очень мало было туристских объектов, способствующих развитию этого направления. Заинтересованность в продвижении водного туризма могла бы получить еще больше стимулов при наличии программы его развития.

Однако рассмотренная Программа развития туризма и рекреации в Калининградской области является пока лишь оптимистическим прогнозом, не подкрепленным обоснованиями реальных инвестиций, которые будут направляться на ее реализацию. Уже через год после ее утверждения можно было судить о реалистичности Программы. Например, на 2002 г. на проведение мероприятий в исполнение документа было запланировано 948, 8 млн руб. Однако реалии 2002 г.— всего 16 млн руб. инвестиций во всю экономику Приморской зоны (где размещается основная часть предусмотренных к строительству объектов), выделенных за январь-август 2002 г.; это показывает, что предложенная Программа не реализуется. Требуется разработка научно обоснованного, финансово обеспеченного плана по созданию на территории области высокоэффективного и конкурентоспособного туристского комплекса, опирающегося на эффективный механизм привлечения инвестиций.

Тем не менее актуальность принятия Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг. заключается в выработке основных стратегических направлений инвестиционной деятельности, обосновании необходимых инвестиций.

При успешной реализации Программы и достижении желаемого результата — спрогнозированного притока туристов и рекреантов — значительно возрастет и потребность в трудовых ресурсах, ориентированных на обслуживание туристов и развитие сопутствующих отраслей. В таблице 32 представлен прогноз численности занятых с сфере туризма и рекреации на 2006 и 2010 гг.

 

Таблица 32

 

Прогноз численности занятых в сфере туризма и рекреации на 2006 и 2010 гг. [27]

 

Показатель

Программа-минимум

2006 г. 2010 г.
Численность занятых в сфере туризма и рекреации (чел.) 12800 18500

 

Согласно прогнозу в 2006 г. численность занятых в предоставлении туристско-рекреационных услуг составит 12800 человек, а в 2010 г.— 18 500 человек. Столь значительное возрастание потребности в трудовых ресурсах будет сопровождаться развитием региональной системы подготовки и переподготовки кадров, что также является одним из мероприятий Программы.

Эффективность реализации Программы будет выражаться в росте количества туристов, повышении занятости как в самой сфере туризма и рекреации, так и в сопряженных отраслях, в повышении доходов регионального бюджета от туризма и сопутствующих отраслей. Основные социально-экономические показатели эффективности реализации Программы показаны в таблице 33.

 

Таблица 33

Основные социально-экономические показатели эффективности
реализации Программы [27]

 

Показатель

Программа-минимум (частичная реализация Программы)*

Программа-максимум (полная реализация Программы)
2006 г. 2010 г. 2006 г.
Количество туристов (тыс. чел) Всего В том числе Иностранных Российских   380   87 293   550   115 435   630   230 400
Ежедневные (в среднем) расходы одного туриста (руб./день)** Иностранного Российского     6000 2100     7500 3000     6150 2250
Совокупные ежегодные расходы туристов (в млн руб.), Всего В том числе Иностранных Российских     9810   3660 6150     19080   6030 13050     18900   9900 9000
Доходы регионального бюджета (в млн руб.) (10 % от СРТ) Всего В том числе: За счет иностранных туристов За счет российских туристов     990   360 630     1920   600 1320     1890   990 900
Общее число занятых (чел.)*** В том числе В сфере туризма и рекреации (каждые 30 туристов создают 1 рабочее место) В других отраслях хозяйства (каждые 30 туристов создают 2 рабочих места) 38300   12800     25500 55400   18500     36900 63000   21000     42000

 

 

Наиболее капиталоемким из обозначенных в Программе мероприятий является строительство (реконструкции) туристско-рекреационных объектов в рамках блока «Содействие развитию инфраструктуры туризма и рекреации в регионе». В целях наиболее эффективной подготовки и реализации утвержденных мероприятий предполагается разработка соответствующих бизнес-планов этих объектов, большинство из которых включено в сборник инвестиционных проектов в сфере туризма и рекреации Калининградской области, выпущенный в 2003 г.

Следует отметить, что реализация каждого из направлений Программы будет способствовать повышению роли туризма в региональной экономике. Так, как подчеркнуто в обосновании Программы успешное претворение в жизнь мероприятий, намеченных в блоке «Содействие продвижению региональных турпродуктов (услуг) на международный и внутренний рынки» — способно привлечь до 70 % общего прогнозируемого въездного турпотока и, тем самым, обеспечить окупаемость практически всех вложений областного бюджета в настоящую Программу.

Перспективы развития индустрии туризма в целом или ее отраслей показывают, что необходимо разработать программы развития каждого вида туризма (по примеру подготовленной администрацией Калининградской области и утвержденной Областной думой программы развития сельского туризма). Наличие в регионе научно обоснованной программы развития отрасли позволяет более эффективно реализовывать мероприятия в соответствии с их приоритетности и по мере поступления финансирования. При успешном исполнении Программы, согласно прогнозам, доходы регионального бюджета от туризма уже в 2006 г. составят 990 млн рублей, а к 2010 г. еще удвоятся.

 

Перспективы развития

 

Уровень развития туризма в Калининградской области по сравнению с другими российскими регионами можно оценить как «выше среднего». Это подтверждают следующие характеристики: доля туристской индустрии в ВРП Калининградской области составляет 2,5 %, в этой сфере работает 2 % занятых в экономике региона. В 2000 г. доля вместимости средств размещения в общероссийской составила 1,4 %, а доля туристов, размещенных в регионе, по сравнению с общероссийским уровнем — 0,7 % (при доле в населении РФ — 0, 6 %).

При сравнении в международном масштабе регион относится к разряду «ниже среднего» или даже «слабо» развитого. Это обусловлено в первую очередь недостатками развития инфраструктуры и отставанием в качестве обслуживания. Но тем не менее в данном контексте в России калининградская ТРС уступает лишь трем центрам — Сочи, Москве и Санкт-Петербургу.

Таким образом, ТРС Калининградской области, с одной стороны, более развита, чем в среднем по России, с другой — существенно уступает мировым стандартам. В своем развитии туризм ориентируется именно на эти международные стандарты (а не на уровень российских, даже более развитых в туристском отношении регионов), что позволяет ему развиваться темпами выше средних по стране.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Калининградской области как региона сотрудничества на период до 2010 года [134], одной из стратегических целей развития территории является формирование конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли. Она должна обеспечить удовлетворение спроса потребителей на туристско-рекреационные услуги и ускоренное развитие региона за счет роста бюджетных доходов, увеличение числа рабочих мест, сохранение и рациональное использование культурно-исторического наследия и природно-климатических условий. Большое значение придается мероприятиям, связанным с осуществлением совместных с российскими и иностранными туристскими структурами проектов в области взаимовыгодного использования приграничных территорий соседних стран.

Выполненное исследование позволяет выделить на территории Калининградской области следующие туристско-рекреационные системы микроуровня: 1) Приморская; 2) Калининградская (городская); 3) Куршская коса; 4) Балтийская (Вислинская) коса; 5) южное побережье Калининградского залива; 6) южное и восточное побережья Куршского залива; 7) внутренние районы (Виштынецкий, Лава-Прегольский, Шешупе-Неманский).

Приморская ТРС на протяжении прогнозного периода (до 2010 г.) остается ведущей. В перспективе в домах отдыха будет 90 тыс. мест летом и 34 тыс. зимой. Если учесть туристов, приезжающих на короткое время, в этом районе в разгар лета побывает одновременно более 200 тысяч человек. Курортные центры — Зеленоградск, Светлогорск, Пионерский — будут продолжать развиваться в качестве основных центров отдыха и лечения. Западная часть Калининградского полуострова почти совершенно не развита как курортная зона, в то время как природные условия здесь более благоприятны. Потенциально переспективными для развития туризма являются Янтарный, Синявино, Покровское и прибрежная зона у Приморска.

Фактически Калининградская ТРС (городская) и Приморская ТРС в отношении предоставления туристических услуг представят собой единую систему с различной специализацией двух ее составляющих. Калининград, в котором сконцентрирована основная часть гостиниц, а также учреждений досуга, культуры, достопримечательностей, является центром городского (делового, культурно-исторического, познавательного и т. д.) туризма. В свою очередь Приморская ТРС входит в зону лечебно-оздоровительного туризма.

Одним из выводов о единой рекреационной системе Калининград — Приморская зона является то, что транспортные связи двух подсистем должны предусматривать возможности многочисленных ежедневных поездок рекреантов в обоих направлениях. Тем более что жители областного центра составляют значительную часть отдыхающих и обеспечивают практически весь поток рекреантов в отдыхе выходного дня. Другой аспект состоит в маятниковой трудовой подвижности населения, особенно в летний период, когда учреждения Приморской зоны нуждаются в дополнительном количестве работников, в том числе из Калининграда.

Главной целью программных мероприятий, осуществляемых в рамках реализации Стратегии развития Калининградской области, является повышение эффективности индустрии туризма и отдыха на основе создания комплексного экономического и организационно-правового механизма развития этой отрасли, превращения ее в одну из ведущих отраслей экономики региона, а Приморской рекреационной функциональной зоны — в специализированный на туристических услугах многоотраслевой комплекс.

Оценка эффективности Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области на 2002—2006 гг. позволяет сделать вывод, что в дополнение к рамочному документу, которым по сути является данная Программа, требуется разработка более конкретизированных и обоснованных документов, касающихся отдельных территорий. Они могли бы быть увязаны с Территориальной комплексной схемой Калининградской области и ее частей и, главное, с генеральными планами развития соответствующих территорий.

Считаем актуальным взять за основу перечень объектов, представленных в Программе развития туризма и рекреации в Калининградской области? и скорректировать его по срокам с учетом реальных инвестиционных возможностей. Параллельно необходимо выработать предложения по развитию сопряженных отраслей, без которых сами объекты размещения окажутся без необходимого инфраструктурного обеспечения и не будут иметь социально-экономической среды, необходимой для их функционирования. Наконец, следует разработать программу привлечения инвестиций и наметить меры по их страхованию.

В целях совершенствования функционирования ТРС Калининградской области необходимо обеспечить решение следующих основных задач:

Во-первых, создание системы организаций, которые можно назвать системообразующими. К их числу относятся:

· Учреждения размещения и питания. Необходимо дальнейшее развитие средств размещения, ориентированных на обеспечение туристов с разной материальной базой доступными и комфортными номерами, создание разветвленной сети учреждений питания. Существующая база средств размещения (14,2 тыс. мест) недостаточна. Требуется введение в строй запланированных, но не достроенных гостиничных комплексов, стимулирование строительства новых учреждений размещения туристов. При достижении в 2006 г. прогнозного числа 370—380 тыс. туристов, а в 2010 г. 490—550 тыс. количество число мест размещения необходимо довести до 20 тыс. к 2006 г. и 30 тыс. к 2010 г.

· Объекты производственной инфраструктуры — обеспечение такими ресурсами, как вода, природный газ, тепло, электроэнергия и т. д. В начале 90-х годов такая инфраструктура не обеспечивала потребностей даже существовавших объектов, а также жилищного хозяйства городов. Сейчас в этом направлении предпринимаются значительные усилия. Ряд мероприятий в рамках совершенствования инфраструктуры туризма города-курорта Зеленоградска и Светлогорского городского округа включен в Федеральную целевую программу.

· Объекты инфраструктуры туризма и рекреации, обеспечивающие развлекательную составляющую индустрии отдыха, — спортивные сооружения (бассейны, теннисные корты, универсальные и специализированные спортивные залы), киноконцертные залы, комплексы для водогрязелечения и т. д. Их наличие формирует курорт, привлекает отдыхающих, обеспечивает высокую загрузку гостиниц и пансионатов в течение года. Подобные учреждения в Приморской зоне практически отсутствуют либо не обеспечивают потребности отдыхающих в услугах, недостаточно комфортны и современны.

Во-вторых, с организационной точки зрения необходимо содействовать разработке и внедрению на туристском рынке современных технологий обслуживания (сетей туристских гостиниц, отелей, мотелей и других учреждений отдыха с надлежащим качеством услуг); разрабатывать тематические маршруты (в том числе международные). В целях повышения конкурентоспособности региона следует проводить корректировку программ развития туристского комплекса с учетом меняющейся ситуации; разрабатывать программы раз­вития специализированных видов туризма в регионе (по примеру про­граммы развития сельского туризма). Необходимо стимулировать разработку бизнес-пла­нов ремонта существующих объектов туризма, строительство новых объ­ектов туризма, пунктов сервиса и проката и поиск инвесторов. Значительное внимание должно уде­ляться совершенствованию региональной системы подготовки, переподго­товки и повышения квалификации туристских кадров, а также проведению комплекса научных исследований в области туризма и рекреации с уча­стием научных учреждений Калининграда, Санкт-Петербурга, Москвы и других городов; организации международных семинаров по обмену опытом в сфере развития туризма, привлечению к участию в подобных семинарах представителей органов местного самоуправления, ассоциаций туризма, туристских фирм, санаториев, пансионатов и других хозяйствую­щих субъектов сферы туризма и рекреации, общественности. Развитие на­родных промыслов и ремесел (в особенности связанных с об­работкой ян­таря) повысит привлекательность региона и создаст дополни­тельные рабо­чие места в сопряженных отраслях. Формированию благопри­ятного имиджа региона будут способствовать меры, направленные на улучшение общего социального климата, обеспечение безопасности тури­стов, благоустройство населенных пунктов, природных и культурно-исто­рических объектов.

В-третьих, в сфере административного обеспечения следует оказать поддержку организациям, работающим в сфере туризма и культуры, в том числе субъ­ектам малого предпринимательства, создавать для них благоприятные нормативно-правовые условия, устранять излишние административные барьеры при сохранении государственного контроля над качеством их ус­луг. Необходимо включение туризма и рекреации в концепции, программы и стратегии развития Калининградской области в целом, и муниципальных образований в частности, в том числе включение мероприятий по развитию туризма в соответствующие проекты федеральной целевой программы «Развитие Калининградской области до 2010 года». Выделение средств на развитие инфраструктуры туризма в рамках этой программы способно оказать бла­гоприятное влияние на функционирование всех составляющих территори­ально-рекреационной системы региона. Необходимо разработать коммерческую программу (аналогичную программе «Туризм», разрабо­танной в Москве). При подготовке градостроительной документации населенных пунктов Калининградской области и террито­риально-планировочной схемы Калининградской области в целом следует учитывать туристские маршруты. Улучшение транспортного сообщения области с другими регионами России и Европы способно не только увеличить туристские потоки, но и повысить экономическое развитие региона в целом.

В-четвертых, в сфере информационной поддержки предлагаем проводить мероприя­тия по формированию благоприятного имиджа региона в СМИ; разрабаты­вать и выпускать информационно-рекламную продукцию; создать круп­ный региональный информационный центр туризма и рекреации.

В-пятых, необходимо обеспечить надлежащее финансовое обеспечение совершенствования ТРС Калининградской области. Для финансирования программных мероприятий могут быть привлечены следующие источники:

1. Средства, выделенные в рамках Федеральной целевой программы развития Калининградской области до 2010 года, на реализацию соответствующих программ в части, касающейся развития индустрии туризма.

2. Средства в рамках финансирования Государственной программы развития туризма и рекреации в Калининградской области до 2002—2006 гг. [27].

3. Средства из областного и районных бюджетов и внебюджетных фондов, в том числе:

· целевые средства на отдельные проекты и мероприятия;

· налоговые кредиты на инвестиционные проекты;

· средства дорожных фондов на развитие дорожной сети, обустройство стоянок для отдыха, дорожные знаки и путеуказатели;

· другое (спонсорские средства и т. п.).

4. Международные источники финансирования целевых мероприятий, такие как программа Европейского союза TACIS, программы международных организаций UNEP, HELCOM, WWF и др.

5. Собственные средства туристических фирм, предприятий размещения, питания, транспорта.

6. Курортный сбор.

7. Кредиты коммерческих банков.

8. Акционерный капитал зарубежных и российских инвесторов.

9. Другое (например, для национального парка «Куршская коса» предусмотрена отдельная программа развития и финансирования).

То есть развитие ТРС должно обеспечиваться за счет сочетания различных ис­точников финансирования (бюджетов различных уровней, внебюджетных средств, иностранных инвестиций).

Однако в нынешних условиях нестабильной ситуации вокруг региона, когда отсутствует развитая рыночная среда, инфраструктура рынка, в регионе нет инвестиционных банков (они практически отсутствуют и в России или не вкладывают средства в столь долгосрочные проекты), все намеченные проекты не могут быть реализованы. Вряд ли удастся осуществить и весь комплекс проектов, предусмотренных федеральной целевой программой «Развитие Калининградской области на период до 2010 года», поскольку ее основу составляют негосударственные инвестиции. Их привлечение крайне затруднительно из-за того, что в регионе велики риски вложения капитала.

Тем более возрастает роль государственных органов власти различных уровней. Система государственного регулиро­вания при активном использовании рыноч­ных методов, нацеленная на поддержку хозяйственной деятельности в рамках ТРС и базирующаяся на модернизированной нормативно-правовой базе, должна обеспечить стимулирование предпринимательства в сфере туризма.


 

 

Заключение

 

Выполненное исследование позволяет утверждать, что рассмотрение ТРС в качестве объектов регионально-экономического ан


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.089 с.