Результаты развивающей работы — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Результаты развивающей работы

2021-10-05 24
Результаты развивающей работы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

По окончании цикла развивающих занятий в качестве диагностических методов, позволяющих отслеживать динамику и характер волевой регуляции, были использованы:

1.  «Графический диктант» Д. Б Эльконина в модификации JI.А Венгера, А.Л. Венгера;

2. «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Для оценки эффективности развивающих занятий был использован Т-критерий Вилкоксона (T-Wilcoxon T-test).

Результаты развивающей работы до начала развивающих занятий и по их итогам по данным методики «Графический диктант» представлены в таблице 8 и диаграммах 15 и 16.

Таблица 8

Динамика произвольности внешнего поведения до и после развивающих занятий с детьми 5-7 лет (по методике «Графический диктант»), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

До развивающих занятий После развивающих занятий До развивающих занятий После развивающих занятий
Высокий 0 0 0 7
Средний 9 72 13 73
Низкий 89 28 87 20

 

 

Диаграмма 13. Динамика развития произвольности внешнего поведения до и после проведения развивающих занятий с детьми 5-6 лет («Графический диктант), %

 

 

Диаграмма 14. Динамика развития произвольности внешнего поведения до и после проведения развивающих занятий с детьми 6-7 лет («Графический диктант), %

 

Исходя из таблиц8 9, диаграмм 13 и 14 видно, что после коррекционно-развивающих занятий значительно уменьшилось количество детей с низким уровнем произвольности внешнего поведения. В старшей группе детей дошкольников показатель снизился с 89% до 28%. В подготовительной к школе группе – с 87% до 20%.

Возросли средние показатели развития произвольности внешнего поведения. В старшей группе количество таких детей составило 9%, после проведения развивающих количество таких детей возросло до 72%. В подготовительной к школе группе «на входе» выявлено 13%, после проведения развивающих занятий показатели возросли до 73%.

В подготовительной к школе группе, было выявлено 7% детей с высокими показателями произвольности внешнего поведения.

Следовательно, можно заключить, что проведенные развивающие занятия способствовали положительной динамике в развитии произвольности внешнего поведения у детей 5-7 лет (р ≤ 0,001; r=0,34).

Дети старшей и подготовительной к школе группы, не способные к контролю за внешним поведением, которые не могли выполнять задание по инструкции взрослого по итогам развивающей работы приобрели способность сохранять учебную задачу с помощью ситуационных указаний взрослого.

Результаты развивающей работы до начала развивающих занятий и по их итогам реализации методики «Беседа о школе» представлены в таблице 9 и диаграмм 15 и 16.

Таблица 9

Особенности «внутренней позиции школьника» детей 5-7 лет до и после проведения развивающих занятий (по методике «Беседа о школе»), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

До развивающих занятий После развивающих занятий До развивающих занятий После развивающих занятий
Высокий 0 0 0 13
Средний 18 36 13 47
Низкий 82 64 87 40

Диаграмма 15. Особенности «внутренней позиции школьника» детей 5-6 лет до и после проведения коррекционно-развивающих занятий (по методике «Беседа о школе»), %

Диаграмма 16. Особенности «внутренней позиции школьника» детей 6-7 лет до и после проведения коррекционно-развивающих занятий (по методике «Беседа о школе»), %

 

Данные таблицы 9, диаграмм 15 и 16 показывают, что перед проведением коррекционно-развивающей работы низкий уровень развития «ВПШ» показали дети, как в старшей, так и в подготовительной к школе группе - 82% и 87 % соответственно.

До начала развивающих занятий средний уровень развития «ВПШ» показали дети старшей и в подготовительной группы - 18% и 13%, соответственно. Высоких показателей не обнаружено ни в одной из исследованных групп.

По окончании развивающих занятий в старшей и подготовительной к школе группах возрос средний уровень сформированности «ВПШ» - с 18% и 13% до 36% и 47%, соответственно. Аналогичные изменения отмечены в старшей (с 82% до 64%) и в подготовительной группе (с 87% до 40%).

Высокий уровень сформированности «ВПШ» на выходе выявлен у детей подготовительной к школе группе 13%.

В обеих группах произошло изменение в мотивационной сфере детей Значительное количество детей перешли с первого этапа становления внутренней позиции школьника (наличием положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности, преобладание игровых мотивов) на второй этап, который характеризуется ориентацией на содержательные аспекты учебной действительности и преобладанием социальной мотивации (р ≤ 0,001; r=0,62).  

В старшей и подготовительной к школе группе удалось сформировать «ВПШ», которая характеризуется сочетанием ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной жизни. Дети, имеющие дошкольную «позицию», наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности, ориентированные лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности, начали ориентироваться на социальные аспекты школьной жизни. До развивающей работы такие дети интересовались внешними атрибутами школьной жизни: перемена, красивые пеналы, портфели, прогулка до школы и обратно и др., По итогам проведения специальных занятий, учеба для таких детей стала долгом перед обществом, желание быть им полезным. Учеба, стала возможностью получения желаемой профессии, организацией собственной деятельности.

Выводы по третьей главе

Проведенная развивающая работа оказала эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Дошкольники, принимавшие участие в развивающей работе, до ее проведения, имели низкие показатели развития «внутренней позиции школьника» и произвольной регуляции поведения. Через цикл занятий, предусмотренных для подготовки детей к школьному обучению, у детей повысился уровень развития «ВПШ». Показатели произвольной регуляции поведения выросли в старшей и подготовительной к школе группе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранная нами развивающая программа является эффективной, а занятия по развитию эмоционально-волевой серы можно использовать в коррекции произвольности поведения будущих школьников.


Заключение

Теоретический анализ позволил выделить множество подходов к пониманию воли и произвольности поведения. Изучение произвольности поведения в онтогенезе дало нам возможность построить диагностическую программу для выявления особенности развития воли у детей дошкольного возраста. Анализ литературы по темам спортивной деятельности показал основные факторы развития, которые влияют на развитие ребенка во время тренировок и соревнований. Выделены основные этапы развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста и их влияние на развитие ребенка-дошкольника.

С целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности было организованно и проведено эмпирическое исследование. Данные, полученные при сравнении детей, посещающих спортивные секции и дошкольников, двигательная активность которых осуществляется в рамках традиционной программы показали, что у «дошкольников-спортсменов» преобладает сочетание позиционных мотивов и мотивов получения «отметки». Эти дети ориентированы на социальные аспекты школьной жизни, направлены на учебную деятельность. «Дети-спортсмены» могут воспроизводить заданный взрослым образец и способны выполнять задание взрослого, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

У детей, дополнительно посещающих кружок изобразительного искусства и дошкольников, которые посещают данные кружки в режиме традиционной образовательной программы, выявлены различные показатели регулятивных и мотивационных компонентов готовности к школьному обучению. У дошкольников, дополнительно посещающих кружок изобразительной деятельности, преобладает сочетание позиционных мотивов и мотивов получения «отметки». Эти дети характеризуются направленностью на социальные и учебные аспекты школьной жизни. Дети, с преобладанием изобразительной деятельности в дошкольной жизни имеют высокую произвольность, устойчивость и переключаемость внимания, внешний контроль поведения; а также способны сохранять учебную задачу.

Подобранная развивающая программа по сопровождению детей при подготовке к школьному обучению содержит в себе блок, который эффективно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Результаты, полученные в ходе развивающей работы, показали положительный эффект, связанный с изменением мотивации – переходом от игровых мотивов – к социальным и учебным. Эти мотивы, по М.Р. Гинзбургу и Т.А. Нежновой, являются наиболее благоприятными при обучении в школе. Еще одним важным положительным итогом развивающей работы, стало развитие у дошкольников внешнего контроля над поведением и способности удерживать учебную задачу. 

Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в формировании волевой регуляции у детей в разных видах дошкольной деятельности, и что наиболее эффективное развитие волевых качеств дошкольника происходит в спортивной и изобразительной видах деятельности, подтвердилась.

К перспективам данной научно-исследовательской работы, можно отнести изучение динамики развития произвольности поведения у детей на разных этапах онтогенетического развития; в других видах дошкольной деятельности. Данные, представленные на теоретическом и эмпирическом этапах исследования, можно использовать как основу для разработки методических программ, по развитию произвольности подведения детей 5-7 лет в изобразительной деятельности и на занятиях физической культурой и спортом.


Литература

1.  Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Балашова Е.Ю., Казакова Е.А. Развитие произвольных движений у дошкольников 4-6 лет: нейропсихологическое исследование // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

3. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. C. 27-31.

4. Бачинин В. А. Психология. Энциклопедический словарь. СПб: Изд-во Михайлова В.А. 2005.

5. Бернштейн Н.А О ловкости и ее развитии. М.: Изд-во «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати. 1991.

6.  Богданова Т.Г., Конилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: «Роспедагентство», 1994.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: «МОДЭК», 1997.

8. Божович Л.И. Соображения к проблеме развития воли // Культурно-историческая психология. 2008. №4. C. 109-112.

9. Борисова А. Г. Психологическое содержание феномена лени. 2001 г URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschay

10. Бурменская В.Г.Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. МГУ,1990.

11. Быкова А.Е. Особенности развития волевых качеств у студентов.: 2009 г. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-2

12. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.

13. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическое обследование детей // Справочник педагога-психолога. 2011. № 2.

14.  Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: «Знание», 1994.

15. Возрастная психология. Феноменология развития / Под ред. В.С Мухиной. М.: Академия, 2009.

16.  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995.

17. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

18. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т 4 М., 1984.

19. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М:. «Университет», 2002.

20. Гармаева Т.В. Диагностика особенности активизации механизмов произвольного кодирования эмоций // Психолог в детском саду. 2008. № 1.

21. Гармаева Т.В. Произвольная регуляция экспрессии и механизмы эмоционального кодирования // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

22.  Гинзбург М.Р. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов / ред. В.И. Слободчикова. Томск, 1992.

23.  Грецов А.Г.Детская игра – глобальный способ освоения мира // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

24. Григорьева В.В. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

25. Гуткина Н.И. Диагностический инструментарий для Программы детского развития // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

26.  Гуткина Н.И. Программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

27. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

28. Гуткина Н.И. Готовность ребенка к школе. СПб.: Питер, 2007.

29. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.

30. Детская психология / Д. Б. Эльконин; М.: «Академия», 2007.

31.  Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

32. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978.

33.  Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Екатеринбург, 2004.

34. Ж.К. Холодов Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014.

35.  Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М. 1960.

36. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.  Спб.: Питер, 2006.

37.  Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

38. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009.

39. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011.

40. Ильин Е.П., Психология воли. СПб.: Питер, 2011.

41. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1948. № 1.

42. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии /Под ред. А.Р. Батыршина Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. C. 27-31.

43. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2010.

44. Краснополянская В.В., Февралева О.С. Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей на занятиях физической культурой // Справочник педагога-психолога. 2011. № 2.

45. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Издательство УРАО, 1999.

46. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

47. Леонтьев А.Н. Психология воли. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos

48. Леонтьев Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11-22.

49.  Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 2009.

50. Локтионова А.В. Игровая среда современного ребенка // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

51.  Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1995.

52. Манулейко З.В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов, М. 1969.

53. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Притер, 2010.

54. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1991.

55.  Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.

56.  Нечестный футбол/ Ред. М. Колмен. М.: Астрель, 2001.

57.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Издательство Юрайт, 2010.

58. Педагогическая психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

59. Плукин С.Г. Безволие, его причины и преодоление URL: http://plook.ru/index/bezvolie-ego-prichiny-i-preodolenie/

60. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

61. Психологическая структура волевого акта URL: http://www.psylands.ru/lans-911-1.html

62. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Астрель, 2008.

63. Психология развития: общие и специальные вопросы / Под ред.  В.Г. Каменской, И.Е. Мельниковой. М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

64. Пухова Т.И. Игра на этапе манипулирования и экспериментирования у мальчиков // Психолог в детском саду. 2007. №4.

65. Пухова Т.И. Конструирование психики через развивающие игры // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

66. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

67. Свенцицкий А.Л., Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2011.

68. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.: ВЛАДОС, 2001.

69. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II, URL: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p27.php

70. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. № 1.

71. Смирнов Б.Н. Воля // Психология: Учебник для техникумов физической культуры. М., 1984.

72. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция спортивной деятельности // Мир психологии. 2000. № 3.

73. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3.

74.  Смирнов Ю.Н. Бадминтон М.: «Физкультура и спорт», 2011.

75. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 49-57.

76.  Смирнова С.С. Как цивилизованно научить ребенка выражать свой гнев// Справочник педагога-психолога. 2012. № 8.

77. Солнцева Н.В., Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления, 2011., URL: http://humanpsy.ru/solntseva/hilfslosigkeit

78.  Справочник педагога-психолога / Под ред. В.В. Рубцова, Т.П. Анишина и др. МЦФЭР, 2011.

79. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006.

80. Супрун Г.Б. Развитие познавательной активности и творчества дошкольников по средствам тренировки мелкой моторики // Справочник педагога-психолога. 2011. № 6.

81. СуровцеваА.В. Воспитание воли детей. М., 1952.

82. Толстых Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников // Вопросы психологии. 1979. № 4.

83. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. СПб, 1999.

84. Штейнмец А.Э. Общая психология. Волевые качества личности. Методики их исследования URL: http://psyera.ru/5134/volevye-kachestva-lichnosti-met

85. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 85.

86.  Шульга Т. И.: Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к школьному обучению // Психологические науки 2010, № 1 С. 60-66.

87. Шульгина Е.В. Знакомство с настольным теннисом // Инструктор по ФИЗО дошкольного образовательного учреждения. 2009 № 2.

88.  Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 1999.

89. Юность: идентичность и кризис / Э. Эриксон. М.: Прогресс, 1990.

90. Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М.: Педагогика, 1984.

91. Le rôle des Parents dans le développement de l’enfant au jeu d’échecs (étape 1) // Club d'Echecs de Cluses Saint-Jeoire Bonne URL: http://cluses-st-jeoire.com/2014/02/26/le-role-des-parents-dans-le-developpement-de-lenfant-au-jeu-dechecs-etape-1/

92. Zazzo B. Psychologie differencielle de l'adolescence. - Paris, 1966.

93. Wolff P. H. The causes, controls and organisation of behavior in the neonate// Psychological Issues. – 1966.

94. Titchener E. B. A primer of psychology. - N.Y., 1899.

95. Sartre J. P. Esquisse d'une theorie des emotions. - Paris, 1948.


Приложение

Приложение 1

Материалы к методике «Выбор мотива» М.Р. Гинзбурга

Стимульный материал

 

Приложение 1

(продолжение)

Рабочий протокол

Инициалы ребенка Выбор 1 Выбор 2 Выбор 3
1.        
2.        
n        

 


Приложение 2

Материалы к методике «Беседа о школе» Т.А. Нежновой

Стимульный материал


Приложение 3

Материалы к методике «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, в модификации Л.А. Венгера.

Схема узора, предлагаемого ребёнку

Пробный узор

Рисунки 1˗3


Приложение 4

Стимульный материал к методике «Корректурная проба» С. Лиепинь

 

Приложение 4

(продолжение)

Рабочий протокол

Дата

Количество правильных операций

Ошибки

I минута II минута III минута Количество Качество*
        I минута   II минута   III минута    
        I минута   II минута   III минута    

 


 

Приложение 5

Стимульный материал к методике «Домик» Н.И. Гуткиной


 

Приложение 5

(продолжение)

Протокол диагностики по методике «Домик» Н.И. Гуткиной

 

 

Приложение 6

Содержание программы по развитию эмоционально-волевой сферы детей старшего дошкольного возраста

Цель: развитие личностной и эмоционально-волевой сферы, произвольности поведения, коррекция отклонений в познавательном развитии старших дошкольников

Занятие 1-2

Этапы работы. Цели упражнений Методы и техники Содержание занятия
Упражнение «Угадай предмет» Цель: развитие мышления (способности понимания эле­ментов). Методы и техники: групповая игра Ритуал приветствия. Участники становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!» Ведущий. Правила первого упражнения такие: я буду произносить какое-нибудь слово, а вы — давать ему характе­ристики. Например: лиса. Какая она? (Рыжая, живет в лесу, гоняется за зайцами, в сказках хитрая и т. п.) Молодцы! Следующими словами могут быть: заяц, жираф, медведь, волк. Ведущий. А теперь назовите как можно больше признаков первоклассника! (Ответы детей.) Отлично! Игра окончена.  
Упражнение «Про обидчивого кота» Цель: формирование умения узнавать эмоцию обиды по внешним проявлениям.   Методы и техники: сказкотерапия.   Участники группы располагаются в зоне отдыха. Ведущий. В той волшебной стране, где живут наши знакомые коты, поселился в домике на опушке леса еще один кот. Он очень симпатичный, аккуратный и ко всем внимателен. Он старается никогда и никуда не опаздывать. Но вот ладить с окружающими у него не получается. А всего что он постоянно на всех обижается. Подарили ему напарник игрушку — он обижается, что она не совсем такая? он хотел; стали играть в игру — он обижается, что не такая как он хотел; пригласили на день рождения — обижается, что то место за столом его посадили... Тяжело с таким общаться Вот как-то проснулся он утром и подумал, что очень хочет изменить что-нибудь так, чтобы с ним захотели дружить. Вопросы к детям: Как вы думаете, ребята, как зовут кота? Что такое обида? Кому из вас знакомо это чувство? Почему она появляется? Как вы с ним справляетесь? Как вы думаете, нужно ли это чувство в жизни? Зачем.
Упражнение «Нарисуем обиду!» Цель: развитие навыка распознавания собственного эмоционального состояния.   Методы и техники: рисуночный метод.   Ведущий. Сейчас я научу вас избавляться от се обиды. Вспомните, пожалуйста, когда вы на кого-то обились в последнее время. Что вы при этом чувствовали? Вспомнили? Попробуйте передать это состояние на бумаге. Время работы ограничено. Дети изображают свою обиду или обидчивого кота: (Дается 5—7 минут.) Ведущий. Закончили? А теперь мы можем порвать листок и выкинуть его. Так можно поступать, когда вы не можете справиться с таким состоянием каким-то другим способом
Упражнение «Затейливый узор» Цель: развитие произвольности поведения. Методы и техники: тестовый метод. Каждому ребенку раздают образец геометрического узора выполненный на бумаге в клетку. Детям предлагается продолжить рисунок по образцу. Можно использовать различные варианты классической методики «Графический диктант» Д. Б. Эльконина. Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором: «До свидания!»

Занятие 3-4

Этапы работы. Цели упражнений Методы и техники Содержание занятия
Упражнение «Придумай слова» Цель: развитие мышления и слухового восприятия.   Методы и техники: групповая игра. Ритуал приветствия. Участники становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!» Ведущий. Сегодня мы начнем наше занятие с упражнения, которое будет постепенно усложняться. Сначала мы будем по очереди называть слова на букву А. Начинает игру тот, у кого в руках мяч: он называет слово и передает мячик другому участнику. Проводится тур игры. Ведущий. Теперь меняем правила — надо придумать слова, которые заканчиваются на букву Т. Проводится тур игры. Ведущий. Молодцы! Теперь придумайте слова, в которых третья буква С. Проводится тур игры. Ведущий. Спасибо, игра окончена!
Упражнение «Соедини точки» Цель: развитие произвольности. Методы и техники: тестовый метод. Детям раздаются листочки в клетку, на которых стоит одна точка. Ведущий. Отступите от точки 1 вниз 6 клеточек и поставьте точку. Соедините две точки линией. Теперь от точки 2 отступите вправо 4 клетки, а затем 3 вверх, поставьте точу 3. Соедините 1 и 3 точку, 2 и 3 точку. От точки 3 отступите 3 клетки вправо, 3 клетки вверх и поставьте точку 4. 0т нее отступите вправо 6 клеток, поставьте точку 5, вниз — 3 клетки, вправо — 3 клетки, поставьте точку 6. От точки 5; отступите вниз 6 клеток, поставьте точку 7. От точки 7 отступит^ влево 6 клеток, поставьте точку 8. Ведущий контролирует и помогает тем, кому трудно справляться с заданием.
Упражнение «Котята» Цель: мышечное расслабление. Методы и техники: этюд на физическое расслабление и снижение тревожности. Участники группы располагаются в зоне отдыха. Упражнение лучше выполнять под тихую спокойную музыку. Ведущий. А теперь вы все превращаетесь в котят. Повторяйте действия, которые я показываю. Котята умываются — вот так. Теперь котята потягиваются, лакают молочко. Котята решили поиграть. Но вот котята устали — зевают, ложатся спать, закрывают глазки. Тихо-тихо спят котята. Я буду подходить и гладить котят, но только тех, кто спит тихо не мешает отдыхать другим. А теперь мы все дружно просыпаемся.
Упражнение «Автопортрет» Цель: развитие навыков рефлексии. Методы и техники: рисуночный метод. Ведущий. Мы уже о многом говорили на наших встречах, многое обсуждали и узнавали. В первую очередь мы говорили о нас, о наших эмоциях и чувствах, поступках и делах. Каждый из нас имеет свое представление о том, какой он Сегодня я прошу каждого из вас показать, каким вы себя представляете. Пожалуйста, нарисуйте свой портрет. А затем мы устроим портретную галерею. Дети выполняют. Ведущий. Посмотрите, как здорово у нас получилось! Молодцы! Наше занятие закончилось, до свидания! Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором: «До свидания!»

Занятие 5-6

Этапы работы. Цели упражнений Методы и техники Содержание занятия
Упражнение «Ухо-нос» Цель: развитие внимания.   Методы и техники: групповая игра.   Ритуал приветствия. Участники становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!» Ведущий. Добрый день, друзья! Сегодня наше первое упражнение будет таким. По команде: «Ухо!» вы должны схватиться за ухо, по команде: «Нос» — за нос. Ведущий вместе с детьми действия выполняет по команде, но через некоторое время «ошибается». Детям необходимо, не обращая внимания на «ошибки» ведущего, показывать только ту часть лица, которую называет ведущий. Ведущий. Отлично! Вы были очень внимательны! Игра окончена, переходим к следующему заданию!
Упражнение «Четвертый — лишний» Цель: развитие логики. Методы и техники: групповая игра Первый вариант. Каждому ребенку по очереди называют 4 слова. Ребенок должен выбрать «лишнее» слово (например: чашка, миска, ботинки, тарелка). Второй вариант. Каждому ребенку выдаются 4 карточки. Необходимо закрыть белой карточкой то изображение, которое не подходит к остальным.  
Упражнение «Логические концовки» Цель: развитие речи и мыслительных процессов. Методы и техники: тестовое задание. Детям предлагается закончить фразы ведущего. Лимоны кислые, а сахар... (сладкий). Ты ходишь ногами, а бросаешь... (руками). Если стол выше стула, то стул... (ниже стола). Если два больше одного, то один... (меньше двух). Если Саша вышла из дома раньше Сережи, то Сережа! (вышел позже Саши). Если река глубже ручейка, то ручеек... (мельче реки).|| Если сестра старше брата, то брат... (младше сестры) Если правая рука справа, то левая... (слева). Мальчики вырастают и становятся мужчинами, а девочки (женщинами). Нож и кусок стекла — оба... (острые).
Упражнение « Нарисуй с помощью фигур» Цели: развитие воображения, мышления Методы и техники: рисуночный метод. Перед детьми для образца кладут круг, прямоугольник треугольник, трапецию. Используя только эти фигуры, нужно нарисовать: человечка, собаку, домик. При выполнении задания фигуры можно увеличивать и уменьшать, использовать в любом количестве. Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки, говорят хором: «До свидания!»  

Занятие 7-8

Этапы работы. Цели упражнений Методы и техники Содержание занятия
Упражнение «Я и не Я» Цель: развитие слухового внимания. Методы и техники: групповая игра. Ритуал приветствия. Участники становятся в круг, берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте!» Ведущий. Здравствуйте, ребята! Сейчас я буду задавать вам вопросы в стихах, а вы должны их внимательно слушать и громко мне отвечать, но только при помощи слов «Я» и «не Я». Если вы говорите «Я», нужно поднять руки вверх; а если «не Я» — спрятать руки за спину. Итак, начали: Кто здесь взрослых уважает? Кто друзей не обижает? Кто хоть раз ходил в кино? Кто мячом разбил окно? Кто играть умеет в прятки? Кто стреляет из рогатки? Кто же скромный? Кто молчит? Кто все время «Я» кричит? Молодцы!
Упражнение «Ласковый дождик» Цель: мышечное расслабление. Методы и техники: этюд на физическое и эмоциональное расслабление.. Участники группы располагаются лежа в зоне отдыха. Звучит тихая спокойная музыка. Ведущий. Предлагаю вам расположиться как можно удобнее, положить голову на руки, постараться расслабить все тело. Слушайте меня внимательно. Представьте, что сейчас за окнами не зимний, снежный и морозный вечер, а весеннее свежее утро. Мы с вами расположились на уютной полянке. Высоко в небе щебечут весенние птицы. Над нами порхают разноцветные бабочки. Мы чувствуем, что воздух наполнен свежими ароматами цветущих трав. Вдруг на солнечном майском небе появилась тучка, начался дождик. Но не пугайтесь — он очень ласковый, теплый и добрый. Постарайтесь лежать неподвижно. Вы наверняка почувствуете его прикосновение. (Подходит к каждому ребенку и поглаживает его по спине и голове.) А теперь потихоньку открываем глазки и возвращаемся в наш кабинет! Спасибо! Упражнение окончено.
Упражнение «Таинственные дорожки» Цель: изучение уровня развития мелкой моторики. Методы и техники: рисуночный метод. Каждому ребенку выдается листок, на котором изображены дорожки — парные линии различной формы. Ведущий. Перед вами — новое задание — нарисованные на листочках дорожки. Посередине дорожки нужно провести линию. Отрывать руку от листа бумаги нельзя. Вести линию нужно, не касаясь боковых границ дорожки. Пробуем! Первую пару дети выполняют вслед за ведущим, который показывает необходимую последовательность действий на доске.
Упражнение «Мозаика» Цель: развитие познавательных процессов. Методы и техники: упражнение на внимание и воображение. Можно использовать в двух вариантах — индивидуальная работа и совместная работа в парах. Каждому ребенку выдается конверт с заданием. Ведущий. И в завершение встречи я приготовила вам новое задание. Посмотрите, в конвертах лежат картинки, которые превратились в «осколочки». Ваша задача — собрать картинку из предложенных частей. В авторском варианте использовались разрезанные открытки большого формата. Ритуал прощания. Все встают в круг, берутся за руки и говорят хором: «До свидания!»

 


Приложение 7

Матрица интеркорреляции

Дети с преобладанием спортивной деятельности

 

Test Statisticsa

  по указанию самотоятельно Домик Гуткина сумма объектов внимание Беседа о шк Нежнова Выбор мотива Гинсбург
Mann-Whitney U 396,500 348,000 296,000 345,000 311,500 266,500
Wilcoxon W 1216,500 1168,000 506,000 1165,000 1131,500 1046,500
Z -,056 -,824 -1,766 -,863 -1,418 -1,740
Asymp. Sig. (2-tailed) ,955 ,410 ,077 ,388 ,156 ,082

a. Grouping Variable: кружок

b.

 

Дети с преобладанием изобразительной деятельности

Test Statisticsa

  по указанию самотоятельно Домик Гуткина сумма объектов внимание Беседа о шк Нежнова Выбор мотива Гинсбург
Mann-Whitney U 448,000 458,000 381,000 456,000 380,500 289,000
Wilcoxon W 724,000 1278,000 657,000 1276,000 1200,500 1069,000
Z -,174 -,029 -1,280 -,057 -1,166 -2,339
Asymp. Sig. (2-tailed) ,862 ,977 ,201 ,954 ,244 ,019

a. Grouping Variable: секция

Мощность связи показателей произвольности по возрастному показателю

 

Test Statisticsa

  по указанию самотоятельно Домик Гуткина сумма объектов внимание Беседа о шк Нежнова Выбор мотива Гинсбург
Mann-Whitney U 408,500 334,500 439,000 245,000 352,500 314,500
Wilcoxon W 1003,500 929,500 1429,000 840,000 947,500 909,500
Z -3,374 -4,109 -3,144 -4,986 -3,987 -4,100

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.122 с.