Анализ результатов эмпирического этапа исследования — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Анализ результатов эмпирического этапа исследования

2021-10-05 29
Анализ результатов эмпирического этапа исследования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

С целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в различных видах дошкольной деятельности на базе МОУ детского сада № 5 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда было проведено исследование, в котором приняли участие дети старшей и подготовительной к школе группы. Дополнительно собраны данные о том, кто из детей посещает спортивные секции, кружки изобразительной деятельности, и кто не принимает активное участие в таких видах дошкольной деятельности. Общее количество респондентов составило 78 человек: 34 ребенка 5-6 лет (группа старшего дошкольного возраста) и 34 ребенка 6-7 лет (подготовительная к школе группа). Испытуемые были распределены по группам в соответствии с таким критерием, как - посещение спортивных секций или кружка рисования.

Количественная обработка данных полученных на эмпирическом этапе исследования осуществлялась с использованием SPSS Statistics версии 17.0. Для оценки достоверности результатов был использован U-критерий Манна-Уитни (Mann – Whitney U-test). Поскольку результаты исследования содержат процентное содержание, для дополнительной обработки использовался критерий Углового преобразования Фишера (Критерий φ*).

Теоретический анализ по проблеме динамики развития произвольности поведения у детей дошкольного возраста в различных видах дошкольной деятельности, и результаты, полученные в ходе эмпирического этапа исследования, позволяют перейти к количественному и качественному анализу.

Рассмотрим и сравним выраженность мотивов у дошкольников, посещающих кружок изобразительной деятельности и спортивные секции по методике М.Р. Гинзбурга «Выбор мотива» у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Полученные результаты представлены в таблице 2 и диаграммах 1 и 2.

Таблица 2

Относительная выраженность мотивов у детей 5-7 лет с преобладанием разных видов дошкольной деятельности

(по методике «Выбор мотива»), %

 

Соотношение мотивов

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная Спортивная Изобразительная Спортивная
Учебный- социальный 14 30 17 14
Позиционный-«отметка» 86 50 83 78
Внешний-игровой 0 20 0 8

Диаграмма 1. Относительная выраженность мотивов у детей 5-6 лет, с преобладанием изобразительной деятельности

 (по методике «Выбор мотива»), %

Диаграмма 2. Относительная выраженность мотивов у детей 6-7 лет с преобладанием спортивной деятельности

 (по методике «Выбор мотива»), %

 

Данные таблицы 2 и диаграмм 3 и 4 показали, что у большинства детей старшей и подготовительной к школе группы - преобладает позиционный мотив и мотив получения «отметки» - 86% и 83% соответственно Дети с преобладанием позиционного мотива, характеризуются наличием узкосоциальных установок: занять место лидера; попытки самоутверждения; доминирование в коллективе. Вторым показателем позиционного мотива, желание стать взрослым, выйти из позиции дошкольника и стать школьником, Эти дошкольники понимают, что статус школьника гораздо важнее и почетнее, чем статус дошкольника, который посещает в детский сад или находиться дома с мамой. Для дошкольников, с выраженностью мотива получения «отметки», важна отметка сама по себе, ее наличие. Дети с преобладанием такого мотива, готовы выполнять задание ради получения школьной оценки (в основном положительной), но не для приобретения новых знаний. С одной стороны это «школьная» мотивация, с другой еще внешняя – «дошкольная». Сочетание позиционного мотива и мотива «отметки», характеризует детей, как желающих стать школьниками, пойти в школу, но их отличает узкосоциальный характер мотивов.

У детей, занимающихся изодеятельностью, не выявлены внешние и игровые мотивы. У детей «спортсменов» такие мотивы выражены минимально как в старшей, так и в подготовительной к школе группе – 20% и 8% соответственно. Сочетание внешнего и игрового мотивов, характерно для детей с «дошкольной» позицией. Деятельность дошкольников, содержащая в своей структуре внешние мотивы (по М.Р. Гинзбургу), осуществляется под давлением взрослого, сверстников и др. Такие дети не будут выполнять данное ему задание без напоминания и контроля взрослого. Дошкольники, у которых ярко выражен игровой мотив, не интересует процесс обучения. Для них, посещать школу, это возможность поиграть на переменах с другими детьми, весело проводить время. Таких дошкольников оказалось меньше всех среди «детей-спортсменов», и детей, активно участвующих в изобразительной деятельности.

Наиболее благоприятным сочетанием мотивов (по М.Р. Гинзбургу) в старшем дошкольном возрасте, является преобладание социальных и учебных мотивов. Такое соотношение было выявлено у сравнительно небольшого количества детей. В старшей группе доминирующими являются учебный и социальный мотив у 14% испытуемых, занимающихся изодеятельностью, и 30% у детей, занимающихся спортивной деятельностью. В подготовительной к школе группе обнаружено 14% «детей-спортсменов» с преобладанием учебного и социального мотивов. В группе дошкольников, занимающихся изодеятельностью, аналогичное сочетание выявлено у 17% детей. Дети с выраженностью учебного мотива ориентированы на овладение новыми знаниями, учебными навыками, а так же способами добывания знания. Социальные мотивы связаны с различными видами социального взаимодействия: быть полезными обществу, желание выполнить свой долг, понимание необходимости учиться и чувство ответственности, вот что побуждает таких детей учиться. При сочетании учебного и социального мотива ребенок ориентирован на содержание и процесс обучения, которое в дальнейшем может принести пользу обществу, и ему самому (мотивы саморазвития, самосовершенствования).

Исходя из вышеприведенных данных, можно утверждать, что у детей, посещающих кружок изобразительной деятельности, по сравнению с детьми, которые не посещают дополнительные занятия по изодеятельности, в иерархии мотивов доминирующее значение приобретают позиционный мотив и мотив положительной отметки (р ≤ 0,01). При изучении дошкольников, посещающих спортивные секции, и сравнении их с детьми, не посещающими спортивные секции, полученные результаты свидетельствуют о преобладании позиционного мотива и мотива положительной отметки (р≤.0,05).

Анализ результатов исследования, полученных с использованием методики «Беседа о школе» Т.А. Нежновой, представлен в таблице 3 и диаграммах 3 и 4.

Таблица 3

Особенности развития «внутренней позиции школьника» у детей 5-7 лет с преобладанием разных видов дошкольной деятельности (по методике «Беседа о школе»), %

 

Уровни развития «ВПШ»

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная деятельность Спортивная секция Изобразительная деятельность Спортивная секция
Высокий 0 10 9 14
Средний 57 60 76 86
Низкий 43 30 15 0

Диаграмма 3. Особенности развития «внутренней позиции школьника» у детей 5-6 лет с преобладанием изобразительной деятельности (по методике «Беседа о школе»), %

 

Диаграмма 4. Особенности развития «внутренней позиции школьника», у детей 6-7 лет с преобладанием спортивной деятельности (по методике «Беседа о школе»), %

Исходя из результатов, представленных в таблице 3., диаграмм 3 и 4, можно сказать, что в группе детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок изобразительной деятельности, 57% детей имеют средний уровень сформированности «ВПШ», а в подготовительной к школе группе таких дошкольников 76%. Аналогичные результаты показали «дети-спортсмены». Как в старшей, так и в подготовительной к школе группе детей, имеющих средний уровень сформированности «ВПШ», оказалось больше - 60% и 86% соответственно. У данной категории детей преобладает ориентация на социальные моменты учебной действительности. Эти дети в первую очередь выделяют социальные аспекты школьной жизни. Дошкольник в первую очередь ориентирован на социальные, а не на собственно учебные аспекты этой действительности. У этих детей отсутствует ориентация на изучение школьных предметов, но в то же время, они осознают важность учения и хотят быть полезными обществу.

В старшей группе дошкольников с преобладанием изобразительной деятельности выявлено 43% детей с низким уровнем сформированности «ВПШ», в подготовительной к школе группе таких детей наблюдается гораздо меньше - 15%. Эти дети ориентированы на «внешние» аспекты школьной жизни. Они относиться к школе, как месту, где дети играют между собой, занимаются привлекательными для них делами. Такая категория дошкольников сохраняет положительное отношение к школе, но не способна осуществлять школьную деятельность полноценно: организовать свое время; самостоятельно организовать домашнюю работу; сосредоточиться на уроке, выполнять малопривлекательное задание и др.  

Старшая группа «дошкольников-спортсменов» имеет 30% детей, с низким уровнем сформированной «ВПШ». В подготовительной к школе группе, «детей-спортсменов», имеющих низкие показатели сформированности «ВПШ» не выявлено. Это свидетельствует о наличии положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности, это позиция еще «дошкольная». Такой ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохранить дошкольный образ жизни.

Высокий уровень сформированности «ВПШ», в старшей и подготовительной группе детей, активно посещающих спортивные секции, оказался невелик - 10% и 14%, соответственно. У дошкольников, активно посещающих занятия изобразительного искусства, только в подготовительной к школе группе наблюдаются 9% детей с высокими показателями «ВПШ». Такие дошкольники характеризуется сочетаниемориентации на социальные исобственно учебные аспекты школьной жизни, их отличает ориентация на изучение предметов, которые более характерны для школы (математика, физика, русский язык), они отдают предпочтение занятиям в школьном классе, с другими детьми и с учителем. Такие дети не удовлетворены ролью дошкольника и желают принять иную, более уважаемую в обществе роль школьника. Они стремятся не только занять более «взрослое» положение в жизни, но и выполнить важную, не только для них самих, но и для окружающих деятельность. 

При сравнении детей 5-7 лет, в жизни которых преобладает изобразительная деятельность с детьми, у которых такая деятельность, имеет место только в рамках дошкольной программы, получены достоверные результаты (р≤.0,01). Данные говорят о том, что регулярные и активные занятия изодеятельностью положительно влияют на формировании «ВПШ», что в последствии уступят место другим новообразованиям, выполняющим функции произвольной регуляции поведения.

Большинство детей, посещающие спортивные секции имеют ориентацию на социальные аспекты обучения, но в их группе значимых различий не выявлено. Причиной могут быть чрезмерные занятия спортом, способствующие снижению учебной мотивации, и ее сдвиг в направление соревновательной (более характерной для спортивной деятельности). Вторым, может являться собственно спортивная деятельность, которая требует максимальной отдачи от ребенка, и превращается тяжелый труд, вызывающий дошкольника усталость, вследствие чего происходит неблагоприятные изменения мотивационно-потребностной сфере. Третьей причиной отсутствия различий между детьми, которые занимаются спортом, и детьми, не имеющими к нему отношения, может быть несоответствие вида деятельности возрасту: собственно спортивная деятельность, формируется не раньше подросткового возраста.

Результаты выполнения методики «Графический диктант» (действия по указанию взрослого), представлены в таблице 4, а так же в диаграммах 5 и 6.

Таблица 4

Особенности развития произвольности внешнего поведения у детей 5-7 лет в различных видах деятельности (по методике «Графический диктант»), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная Спортивная Изобразительная Спортивная
Высокий 15 30 61 43
Средний 57 40 39 57
Низкий 28 30 0 0

 

Диаграмма 5. Особенности развития произвольности внешнего поведения у детей 5-6 лет в различных видах деятельности (по методике «Графический диктант»), %

 

Диаграмма 6. Особенности развития произвольности внешнего поведения у детей 6-7 лет в различных видах деятельности

(по методике «Графический диктант»), %

 

Как видно из таблицы 4., диаграммы 5 и 6, в группе детей старшего дошкольного возраста с преобладанием изодеятельности, выявлено 57% детей имеющих средний уровень умения действовать по указанию взрослого, в подготовительной к школе группе, таких детей таких детей выявлено меньше ˗ 39 % дошкольников. В старшей и подготовительной к школе группе «дошкольников-спортсменов», преобладают дети, имеющие средний уровень развития способности действовать по указанию взрослого - 40% и 57% соответственно. Эти дети достаточно хорошо выполняют инструкции взрослого, но могут отрекаться или не успевают среагировать на речевой стимул инструктора. 

Низкий уровень развития способности действовать по указанию взрослого выявлен в старшей группе, как у дошкольников с преобладанием изодеятельности, так и «дошкольников-спортсменов» - 28% и 30% соответственно. Таких детей характеризует высокая отвлекаемость, плохое понимание инструкции взрослого, а так же не зрелость морфофункциональных структур головного мозга.

У детей подготовительной к школе группы, преобладающим видом деятельности которых является изобразительная и спортивная, низких показателей произвольности внешнего поведения не выявлено.

Высокий уровень произвольности внешнего поведения в старшей группе имеют 30% «детей-спортсменов» и 15% детей с преобладанием изобразительной деятельности. Данный уровень выявлен у «детей-спортсменов» и детей с преобладанием изодеятельности, в подготовительной к школе группе - 43% и 61%, соответственно. Такие дети быстро и ясно воспринимают заданные инструкции и могут четко следовать им.

В выборке детей с преобладанием изобразительного вида деятельности, по сравнению с детьми, у которых данный вид деятельности не занимает значительное место в дошкольном детстве обнаружены значимые различия (р≤.0,01). В группе детей спортсменов, по сравнению с дошкольниками, которые не посещают спортивные секции, значимых различий не обнаружено. Возможно, это связано с тем, что ребенок находиться под постоянным давлением тренера, который контролирует выполнение физических упражнений (подробно см. ниже)

Анализ способности самостоятельно выполнять задание взрослого по методике «Графический диктант» (сохранение учебной задачи), представлены в таблице 5 и диаграммах 7 и 8.

 

Таблица 5

Особенности развития произвольной регуляции поведения у детей 5-7 лет, в различных видах деятельности («Графический диктант»), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная Спортивная Изобразительная Спортивная
Высокий 14 10 38 22
Средний 43 40 62 78
Низкий 43 50 0 0

 

Диаграмма 7. Особенности развития произвольной регуляции поведения у детей 5-6 лет, в различных видах деятельности («Графический диктант»), %

Диаграмма 8. Особенности развития произвольной регуляции поведения у детей 6-7 лет, в различных видах деятельности («Графический диктант»), %

 

Исходя их данных таблицы 5, диаграмм 7 и 8, средний уровень произвольной регуляции поведения показали дети старшей и подготовительной к школе группе, с преобладанием изобразительной деятельности - 43% и 62%, соответственно. У «дошкольников-спортсменов» в старшей группе детей имеющих средний уровень произвольной регуляции выявлено 40%, в подготовительной группе 78%. Такие дети могут самостоятельно выполнять задание взрослого, но еще не способны тщательно сосредоточиться на его выполнении.

Испытуемые с низким уровнем способности самостоятельно выполнять инструкцию взрослого, выявлены в старшей группе дошкольников. К ним относятся дети, как с преобладанием изобразительной деятельности, так и «дошкольники-спортсмены» - 43% и 50%, соответственно. В подготовительной к школе группе дошкольников, детей с низким уровнем способности действовать самостоятельно не выявлено. Такие дети не способны самостоятельно выполнять задания, им необходим контроль со стороны взрослых.

Дошкольники, которые наиболее успешно самостоятельно справились с заданием методики, показав высокий уровень развития произвольной саморегуляции, были выявлены во всех возрастных группах. В старшей группе детей, с преобладанием изобразительной деятельности, обнаружено 14%, в подготовительной к школе группе 38% дошкольников. Детей, с преобладанием спортивной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе выявлено - 10% и 22%, соответственно. Эти дети характеризуются, как способные самостоятельно выполнять заданные педагогом образцы, сосредоточиться на выполнение задачи, не отрекаясь на другие привлекательные для них стимулы.

Статистическая обработка полученных данных по методике «Графический диктант» показала значимые различия при сравнении детей с преобладанием изобразительной деятельности и детей, у которых эта деятельность не занимает значительное время в дошкольной жизни (р≤.0,05). Сопоставление «дошкольников-спортсменов», с детьми, которые не занимаются спортом, значимых различий не обнаружено. Видимо это связанно перманентным давлением и строгими директивами, при подготовке детей к соревнованиям, что не способствует свободе творчества и самостоятельности у дошкольника. Спортивная деятельность не оказывает значительного влияния на развитие произвольности поведения, а именно умнея подчиняться инструкции взрослого и выполнять его задания самостоятельно (r=0,79).

Исследование развития устойчивости внимания условиях работы, требующей его распределения и переключения, у детей старшей и подготовительной к школе группах по методике С. Лиепинь представлены в таблице 6 и диаграммах 9 и 10.

 

Таблица 6

Особенности развития произвольности внимания у детей 5-7 лет, в различных видах деятельности (по методике С. Лиепинь), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная Спортивная Изобразительная Спортивная
Высокий 15 0 15 8
Средний 70 50 77 78
Низкий 15 50 8 14

Диаграмма 9. Особенности развития произвольности внимания у детей 5-6 лет, в различных видах деятельности (по методике С. Лиепинь), %

Диаграмма 10. Особенности развития произвольности внимания у детей 6-7 лет, в различных видах деятельности (по методике С. Лиепинь), %

 

Данные таблицы 6 и диаграмм 8 и 9. свидетельствует о том, что у детей старшей и подготовительной к школе группах с преобладанием изобразительной деятельности выявлен, средний уровень развития устойчивости внимания - 70% и 77%, соответственно. В старшей группе «детей-спортсменов», выявлено 50% детей со средним уровнем развития произвольности внимания. В подготовительной к школе группе у детей с преобладанием изодеятельности и спортивной деятельности, так же выявлен средний уровень произвольности внимания - 77% и 78%, соответственно. На занятиях в детском саду и школе такие дети, характеризуются устойчивостью и переключаемостью внимания, они допускают малозначительные ошибки, которые характерны для детей с низким уровнем развития произвольности внимания.

Детей, имеющих низкий уровень развития устойчивости внимания, его распределения и переключения выявлено 15% в старшей группе и 8% в подготовительной группе дошкольников, с преобладанием изобразительного вида деятельности. «Детей-спортсменов» с низким уровнем развития внимания оказалось 50% в старшей и 14% в подготовительной к школе группе. Такие дети характеризуются одноканальностью и негибкостью развития внимания, т.е. неспособностью быстро переводить его с одного объекта на другой; одноканальностью – сосредоточенностью только на одной области действий (только слушать, только говорить, только выполнять моторные действия, и невозможность делать это одновременно). Также это могут быть множественные ошибки внимания как процесса сосредоточенности: неудачные различения (действия правильные, а объекты разные); частичное смешивание инструкции (выполнение предыдущей инструкции после введения новой); перестановки действия (совершение действия с объектом, которые должны быть совершены с другим, включенным в то же задание); пропуск необходимых объектов внимания; продолжение действий после окончания инструкции; вставки ненужных действий; пропуски, нарушения порядка действий; забывание совершенных действий и др.

Высокие показатели развития внимания выявлены у детей с преобладанием изобразительной деятельности в старшей и подготовительной к школе группе, - по 15%, соответственно. У «дошкольников-спортсменов» в подготовительной к школе группе всего 8% имеют высокий уровень развития произвольного внимания. В старшей группе высоких показателей не выявлено. Данная категория дошкольников, характеризуется высоким показателем устойчивости и переключаемости внимания. Такие дети либо имеют незначительное количество ошибок, либо не ошибаются вообще.

Статистическая обработка полученных данных показала значимые различия при сравнении детей 5-7 лет, с преобладанием изобразительной деятельности, с теми, у которых данная деятельность не занимает значительного времени в дошкольной жизни (р≤.0,05). При сравнении «детей-спортсменов» с детьми, которые не ведут активную спортивную деятельность, значимых различий не обнаружено. Это может быть связанно с тем, что закрепление спортивных навыков в этом возрасте, может строиться только по типу многократного повторения действия, без учета осознания его методических аспектов самим испытуемым, а при обучении двигательному навыку, мотивирующим компонентом является инструкция, просьба или приказ взрослого. Вторым условием, отсутствия значимых связей может являться то, что данная группа дошкольников не имеет значимых показателей по сформированности «ВПШ», что указывает на отсутствие направленности ребенка на основные содержательные аспекты обучения двигательным навыкам (r=0,17). Третья причина, кроется в особенностях диагностической процедуры. В данной методике ребенок выполняет задание самостоятельно, после прочтения инструкции взрослым, что связано с выполнением образца действия. В пользу этого говорит обнаруженная нами взаимосвязь между данными, полученными по методикам С. Лиепинь и «Графический диктант», в той части, где ребенок самостоятельно выполняет задание (r=0,49). Совокупность выделенных нами качественных и количественных факторов, влияет на развитие устойчивости дошкольника.

Особенности развития произвольности внимания у дошкольников, по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, представлены в таблице 7 и диаграммах 11 и 12.

 

 

Таблица 7

Особенности развития произвольного внимания у детей 5-7 лет, в различных видах деятельности  (по методике «Домик»), %

 

Уровни

5-6 лет

6-7 лет

Виды деятельности

Изобразительная Спортивная Изобразительная Спортивная
Высокий 14 0 0 7
Средний 14 10 53 43
Низкий 72 90 47 50

Диаграмма 11. Особенности развития произвольного внимания у детей 5-6 лет с преобладанием изобразительной деятельности (по методике «Домик»), %

 

Диаграмма 12. Особенности развития произвольного внимания у детей 6-7 лет, с преобладанием спортивной деятельности (по методике «Домик»), %

 

Исходя из показателей, представленных в таблице 7, диаграммах 11 и 12 видно, что в старшей и подготовительной группах дошкольников, с преобладанием изобразительной деятельности выявлены низкие показатели развития произвольности внимания – 72% и 47%, соответственно. У старших дошкольников и дошкольников из подготовительной группы с преобладанием спортивной деятельности установлены низкие показатели развития произвольности внимания, – 90% и 50%, соответственно. Такие дети не могут сосредоточиться на задании, точно скопировать образец и недостаточно точно могут управлять своими движениями.

У детей с преобладанием изобразительной деятельности, в старшей и подготовительной группе выявлен средний уровень развития произвольного внимания – 14% и 53%, соответственно. Средний уровень развития произвольности внимания выявлен в старшей и подготовительной группе «детей-спортсменов» - 10% и 43%, соответственно. Такие дети воспроизводят образец некоторыми недочетами и неточностями, хорошо концертируют внимание на задании и способны лучше управлять своими движениями, чем дети с низким уровнем развития произвольности внимания.

Высокий уровень развития произвольного внимания выявлен у 14% детей ставшей группы, с преобладанием изобразительной деятельности и у 7% «детей-спортсменов» в подготовительной к школе группе. Такие дети точно воспроизводят образец, имеют высокую концентрацию внимания, имеют высокие показатели тонкой моторики.

При статистической обработке данных выявлены значимые различия между детьми, с преобладанием спортивной деятельности и детьми, которые спортом не занимаются (р≤.0,05). У «детей-спортсменов развитие произвольности внимания развито лучше, чем у детей, двигательная активность которых организуется только в рамках программы дошкольного учреждения.  При сравнении дошкольников с преобладанием изобразительной деятельности, с детьми у которых данная деятельность реализуется в рамках традиционной дошкольной программы, значимых различий не обнаружено.

Преобладающую часть выборки составили дети с низкими показателями по методике «Домик» Н.И. Гуткиной, что не соответствует теоретическим воззрениям, относительно развития произвольности внимания. Возможно, это связано с простотой выполнения методики для детей из подготовительной к школе группы. Детям становилось скучно, вследствие чего они отвлекались и выполняли работу плохо, особенно это касается дошкольников с преобладанием изобразительной деятельности. Для них, воспроизвести картинку «домика» чрезмерно просто, по сравнению с теми картинами, которое изображают в художественной деятельности, где необходимо не только воспроизвести рисунок в схематичной форме, но и рисовать сложные изгибы, углы, а так же раскрасить изображение.

Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование, проведенное с целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности, показало значимые различия в динамике становления волевой регуляции детей дошкольного возраста.

Составленная модель исследования и подобранные методы диагностики по изучению произвольности поведения у детей дошкольного возраста оказались эффективными в доказательстве выдвинутых нами предположений, о том, что существуют различия в формировании волевой регуляции у детей в разных видах дошкольной деятельности.

Анализ полученных данных выявил, что у детей, дополнительно посещающих кружок изобразительного искусства и спортивные секции, в иерархии мотивов доминирующее значение приобретают мотивы учебной направленности (P≥0,05), в отличие от детей которые занимаются данными видами деятельности только в рамках традиционной образовательной программы детского сада. Дети, посещающие кружок изобразительного искусства, имеют высокий уровень развития волевой регуляции, произвольности внимания и умения действовать по образцу (P≥0,05) в отличие от детей которые занимаются изобразительным искусством только в рамках программы детского сада.

Таким образом, можно утверждать, что занятия с детьми дошкольного возраста изобразительной деятельностью положительно влияют на развитие произвольной регуляции поведения, но наиболее высокий уровень данных показателей развивается в условиях дополнительных занятий изобразительным искусством. В отличии от «двигательной деятельности», реализуемой в муниципальных дошкольных учреждениях, дополнительные занятия спортом с детьми дошкольного возраста способствуют более раннему развитию мотивов, побуждающих к учению, а также развитию произвольного внимания, умения сохранять учебную задачу, согласно образцу.



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.097 с.