Динамика развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в различных видах дошкольной деятельности — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Динамика развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в различных видах дошкольной деятельности

2021-10-05 46
Динамика развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в различных видах дошкольной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Факультет психологии и социальной работы

Кафедра психологии образования и развития

 

Динамика развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в различных видах дошкольной деятельности

Магистерская диссертация

по направлению 050400.68 «Психолого-педагогическое образование»,             магистерской программе «Школьная психология»

 

 

«Допущена к защите»   Протокол №_______ от____________                                      Исполнитель: Бурмако Андрей Константинович (гр. ПС-ШПМ-21) ___________________________
Заведующий кафедрой: Крицкий А.Г., канд. психол. наук. __________________________________ Научный руководитель: Шашлова Галина Михайловна, канд. психол. наук, доцент ___________________________
«Прошла защиту» Оценка ___________________________   Регистрационный номер____________  

 

Волгоград

2014

 

Содержание

Введение. 3

Глава 1. Теоретические аспекты рассмотрения проблемы волевой регуляции в психологии. 10

1.1 Понятие воли и произвольности в концепциях зарубежных и отечественных психологов. 10

1.2 Развитие волевой регуляции в онтогенезе. 24

1.3. Особенности развития волевой регуляции у дошкольников в различных видах деятельности. 40

Выводы по первой главе. 45

Глава 2. Эмпирическое исследование особенностей волевой регуляции детей дошкольного возраста. 47

2.1. Методы изучения особенностей развития воли и произвольности у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности. 47

2.2. Анализ результатов эмпирического этапа исследования. 55

Выводы по второй главе. 72

Глава 3. Развитие волевой регуляции у детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту. 74

3.1. Принципы построения и организации развивающей работы по формированию волевой регуляции у детей 5-7 лет. 74

3.2. Содержание развивающей программы.. 75

3.3 Результаты развивающей работы.. 77

Выводы по третьей главе. 81

Заключение. 82

Литература. 84

Приложение………………………………………………………………91


Введение

Воля и произвольность являются важнейшими качествами личности человека. Именно эти качества делают человека свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Именно они позволяют ставить цели и достигать их. Становление волевой саморегуляции является магистральной линией развития личности в онтогенезе.

Принципиальным для генетического исследования является вопрос о том, в каком возрасте возникает воля и произвольность. По этому вопросу имеется несколько различных точек зрения. Одни авторы (JI.C. Выготский, А.Н. Леонтьев и др.) видят начало становления произвольного поведения в целенаправленных движениях младенца, другие (Ю.А. Миславский, А.Е. Туровская и др.) относят его к раннему возрасту, когда действия ребёнка начинают опосредоваться речью взрослого, третьи (В.А. Иванников, Г.М. Бреслав, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова) – связывают начало произвольного действия с дошкольным возрастом, когда возникает иерархия мотивов и появляется возможность действовать по образцу, четвёртые (Л.И. Божович, И.В. Дубровина, Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева и др.) полагают, что произвольная регуляция формируется лишь за пределами дошкольного детства – в младшем школьном и даже в подростковом возрасте, когда ребёнок становится способным сознательно выбирать цели своих действий и противостоять ситуативным мотивам. Очевидно, что сроки появления произвольности определяются тем содержанием, которое авторы вкладывают в это понятие.

Многие отечественные и зарубежные авторы (В.А. Иванников,
Т.И Шульга, Е.О. Смирнова, Г.М. Бреслав, Т. Эббингауз, Т. Рибо, К. Изард и др.) признают фундаментальность и несомненную значимость этой проблемы. Интерес к данной проблематике связан с неопределённостью самих понятий «воля» и «произвольность» ребёнка. Эти понятия описывают самые разные явления: произвольные движения, соподчинение мотивов, действия по инструкции и образцу, соблюдение моральных норм, целеполагание, моральный выбор, произвольность познавательных процессов, соблюдение правил поведения, волевые усилия и др. Остаётся непонятным, что объединяет столь различные феномены, и почему они обозначаются одними терминами. В силу такой неопределённости понятий, проблема формирования воли и произвольности оказалась включённой в другие разделы психологии – с одной стороны, это развитие познавательных процессов, с другой – становление действий и операций, с третьей – формирование мотивационно-потребностной сферы ребёнка. В результате, задача, поставленная ещё JI.C. Выготским, – определить своеобразные стадии или ступени, через которые проходит становление свободы воли ребёнка, – остаётся до сих пор нерешённой.

Способности владеть собой и своими психическими процессами, является одним из важнейших моментов личностного становления ребенка. На это неоднократно указывали Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин, Л.С. Выготский. Они утверждали формирование личностного поведения – это возникновение произвольных действий и поступков.

Выделяют три уровня психической регуляции: непроизвольный, произвольный и волевой.

В последние годы психологи в качестве главной функции волевой регуляции выделяют совершенствование человеком своих психических процессов, своей деятельности и поведения, своей личности в целом.

Произвольная и волевая регуляция, по мнению ряда психологов (В.А.Иванников, Б.К. Калин, Т.И. Шульга и др.), образуют два уровня организации регуляторной сферы личности: произвольный и собственно личностный – волевой. Эти два уровня являются этапами развития волевой регуляции и воли в онтогенетическом и функциональных планах.

Проблема развития воли, произвольного поведения через становление механизмов волевой регуляции в онтогенезе является предметом научного интереса целого ряда исследователей таких как:
Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, В.А. Иванников, Л.Ф. Обухова, Е.И. Рогов, В.М. Холмогорова и др. Авторы подчеркивают, что в дошкольном возрасте опосредствование поведения ребенка образцом взрослого наиболее эффективно происходит в сюжетно-ролевой игре. В этом виде деятельности у ребенка повышаются возможности овладения своим поведением.

В ряде исследований (Л.И. Божович, И.В. Дубровина. Е.О. Смирнова, Г.Р. Хузеева и др.) убедительно показана важная роль произвольного поведения в подготовке ребенка к школьному обучению. Успешность школьного обучения в значительной мере определяется тем, насколько сознательно ребенок относится к решаемым задачам и к указаниям взрослого (учителя), при этом планируя, контролируя и корригируя свои действия. Переключение и удерживание, внимания с одного действия на другое, умение следить аз ходом своих мыслей, отдавать себе отчет в своих действиях, действовать по инструкции, осуществлять целеполагание, соблюдать моральные нормы и др., - все это, требует приложения волевого усилия.

Л.С. Выготский писал, что ребенка, вступающего в школьный возраст, отличает, прежде всего, утрата детской непосредственности, возникновение сознательного отношения к самому себе, к своим действиям и поступкам. Это означает, что появляются новые, высшие формы регуляции действий. Важнейший личностный смысл для ребенка к концу дошкольного возраста, приобретает деятельность учения. Высший уровень регуляции в ходе обучения, связан либо с высшим уровнем рефлексии (при ценностности учебной или познавательной), либо с хорошо развитым уровнем практической деятельности.

Помимо игры, в практике дошкольного воспитания и развитие детей используют ряд других видов дошкольной деятельности (Л.Ф. Обухова, Л.А. Ветлугина, З.В. Лиштван и др) – это изобразительная, музыкальная, спортивная и др.

С помощью произведений изобразительного искусства дети знакомятся с выразительно-изобразительными средствами передачи замысла, образа, впечатлений и др. Они открывают для себя возможность свободно ориентироваться в мире искусства, выбирать то, что им по душе, что им больше нравится и при поддержке взрослого развиваться в этом направлении (Н.А. Ветлугина). При обучении изобразительным видам деятельности дети учатся осмысливать свои движения, управлять ими, осуществлять свои замыслы, создавать собственные произведения изобразительной деятельности согласно задуманному ими плану.

В последние годы все большее значение приобретает спортивная деятельность детей дошкольного возраста. Открываются спортивные секции, которые принимают детей уже с дошкольной ступени образования. Фигурное катание, спортивная гимнастика, футбол, спортивное самбо, плавание и др. виды включаются в программы дошкольного воспитания.

В физическом воспитании выделяют два направления работы – это сама физическая культура и спорт. Целью физической культуры является гармоничное развитие человека, его организма и духа (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов и др.). Для гармоничного развития ребенка, его организма и психики используют занятия физической культурой, ритмической гимнастикой и др. Целью спортивной деятельности, является подготовка к участию и победе на соревнованиях. Для введения дошкольников в спортивную деятельность используют различные подвижные игры и упражнения с элементами спорта (Э.Я. Степаненкова и др.).

Освоение основных физкультурных и спортивных движений, а так же элементов спортивной деятельности, способствует развитию познавательной потребности, контролю своих движений, способности быстро адаптироваться к изменению в окружающей обстановке и др.

Признавая значение формирования воли и произвольности, начиная с раннего детства, психологи и педагоги дополнительного образования не располагают достаточным арсеналом научно обоснованных методов формирования этих качеств в различных видах дошкольной деятельности, (в частности, – изобразительной и спортивной), что и определило актуальность выбранной темы исследования.

Цель исследования: выявить особенности развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности.

Объект исследования: эмоционально-волевая сфера детей дошкольного возраста

Предмет исследования: процесс развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в изобразительной и спортивной видах деятельности.

Гипотеза исследования: существуют различия в формировании волевой регуляции у детей в разных видах дошкольной деятельности. Наиболее эффективное развитие волевых качеств дошкольника происходит в спортивной и изобразительной видах деятельности.

Для достижения цели исследования и проверки выдвинутой гипотезы были определены следующие задачи исследования:

1. Проанализировать теоретические аспекты проблемы воли, представленные в исследованиях зарубежных и отечественных психологов;

2. Рассмотреть особенности становления волевой регуляции в онтогенезе;

3. Провести эмпирическое исследование по выявлению динамики развития волевой регуляции у детей дошкольного возраста в различных видах дошкольной деятельности;

4. Построить и реализовать научно-обоснованную развивающую программу по формированию волевой регуляции у детей дошкольного возраста. (5-7 лет)

5. Провести коррекционно-развивающую работу по развитию произвольной регуляции с детьми 5-7 лет

Методы исследования: теоретические - анализ психолого-педагогической и методологической литературы; моделирование диагностической работы; синтез эмпирического материала; обобщение результатов опытно-экспериментальной работы; эмпирические – для решения поставленных задач была разработана программа констатирующего эксперимента, включавшая организацию деятельности детей с применением системы методических приемов, направленных на выявление особенностей волевой регуляции и мотивационной сферы дошкольников.  В исследовании использовались такие методы, как наблюдение, беседа, анализ характеристик детей; психодиагностические: "Графический диктант" Д.Б. Эльконина в модификации Л.А. Венгера, А.Л Венгера, "Домик" Н.И. Гуткиной, "Беседа о школе" Т.А. Нежновой, "Выбор мотива" М.Р. Гинзбурга; обрабатывающие – количественный и качественный анализ данных, полученных в ходе исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Произвольность является важнейшим свойством высших психических функций человека. Она включает свободу выбора, регуляцию поведения и движений, умение планировать свою деятельность и корректировать ее в случае возникновения препятствий на пути к осуществлению задуманного плана.

2. Произвольность поведения формируется на разных этапах онтогенетического развития и имеет свои специфические характеристики на каждом этапе развития человека. У детей раннего возраста формируется способность воспринимать указания взрослого и самостоятельно действовать с предметами. Дошкольное детство является одним из ключевых моментов развития произвольности поведения, ребенок на этом этапе учится управлять своим поведением, подчиняться правилам и нормам, выдвигаемым социумом. В младшем школьном возрасте ребенок становится способным ориентироваться на школьные требования и выполнять полученные от учителя задания, а также самостоятельно организовывать свою деятельность. Подросток стремится проявить свою индивидуальность и стать самостоятельным, у него возникает «чувство взрослости».

3. Дошкольники, у которых преобладает спортивная и изобразительная деятельность, характеризуются выраженностью позиционных мотивов и желанием получить «отметку». Их интересуют содержательные аспекты школьной жизни, желание быть полезными обществу, данная категория детей понимает важность учения и стремится занять позицию школьника. У дошкольников с преобладанием изобразительной деятельности развитие произвольной регуляции имеет высокие показатели, а произвольность внимания отличается высокой концентрацией, устойчивостью и хорошей переключаемостью.

5. Развитие произвольности возможно через формирование «внутренней позиции школьника» и умения действовать по правилу, по указанию взрослого. С учетом возрастных особенностей, актуальной формой могут выступить групповые занятия с детьми, а также игровые методы, используемые в спортивной и изобразительной деятельности.

База исследования: МОУ Детский сад №5 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда. В исследовании приняли участие 78 детей 5-7 лет.

Этапы исследования. Исследование включало три основных этапа. На первом этапе (сентябрь-декабрь 2012 г) осуществлялось изучение и анализ психологической литературы, эмпирических исследований по теме исследования, тематически близких настоящему. Это позволило обосновать исходные теоретические позиции, определить проблему, объект, предмет, сформулировать цель, задачи, гипотезу, определить методы исследования. Результатом этого этапа стала подготовка теоретической части исследования.

На втором этапе (январь-июнь 2013 гг.) планировалось и проводилось констатирующее исследование, осуществлялась статистическая обработка его результатов, формулировка выводов. Результатом работы на этом этапе стало выявление особенностей развития волевой регуляции дошкольников.

Третий этап (сентябрь 2013-июнь 2014 г). Теоретическое осмысление результатов констатирующего исследования стало основой для разработки и проведения развивающей работы по формированию волевой регуляции у детей 5-7 летнего возраста.


Выводы по первой главе

Проблемы воли в работах зарубежных и отечественных авторов рассматривались в разных контекстах и направлениях. Х. Хекхаузен и К. Левин, связывают волю и волевую регуляцию с мотивацией и контролем действий, которые подчиняются намерениям, интенциям. Волевые процессы полностью включены в ситуацию и зависят от нее. Человек действует согласно удовлетворению своих потребностей, желаний и влечений. Авторы напрямую связывают волевые процессы с достижением желаемой цели. В. Франкл и И. Ялом, говорят о воле, как о свободе выбора. Возложение на себя ответственности и найти смысл в деятельности, является главной составляющей понятия воли.

В отечественной психологии, проблема воли изучается в разных направлениях. В одном из них воля понимается как осознание того, что человек совершает, что делает и как себя ощущает. Эта возможность помогает человеку познать себя, стать субъектом управления собой, дает способность человеку строить образ своего поведения и изменять его.

Подход, который рассматривает проблему воли как «свободу выбора», усматривает в человеке способность принимать решения, достигать намеченные цели, не только по удовлетворению собственных потребностей, но и возможности действовать, согласно своему взгляду на мир, своим ценностям и идеалам.

Проблема произвольности, как способности планировать свои действия, связанная с регуляции поведения в исполнительной части действий и регуляции психических процессов.

Способность человека преодолевать трудности, связанные его с субъективным отношением к объектам внешнего и внутреннего мира, т.е. справляться переживаниями, которые отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуации составляет концепцию воли, как регуляции эмоциональных состояний.

Одним из ключевых этапов в развитии произвольности выделяют дошкольный возраст. Помимо игровой, ребенок участвует и в других сложившихся в истории человечества видах деятельности: изобразительная; музыкальная; спортивная и др. виды деятельности.

Спортивная деятельность является частью физической культуры и подразумевает физическое воспитание ребенка. У дошкольника она способствует формированию потребности в ведении здорового образа жизни, обучение двигательном навыком, формирование мотивации достижения и др. Занятия спортом тренируют волю ребёнка, развивают сообразительность, учат ребёнка подчиняться правилам.

Изобразительная деятельность способствует развитию произвольности, творчества и свободы выбора. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок учиться выражать свои желания в продуктивной форме. Принятие решения реализовать задуманный образ, идею, является одним из способов проявления свободы выбора, а творческой процесс, требует регуляции исполнительной части при реализации задуманного.


Выводы по второй главе

Эмпирическое исследование, проведенное с целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности, показало значимые различия в динамике становления волевой регуляции детей дошкольного возраста.

Составленная модель исследования и подобранные методы диагностики по изучению произвольности поведения у детей дошкольного возраста оказались эффективными в доказательстве выдвинутых нами предположений, о том, что существуют различия в формировании волевой регуляции у детей в разных видах дошкольной деятельности.

Анализ полученных данных выявил, что у детей, дополнительно посещающих кружок изобразительного искусства и спортивные секции, в иерархии мотивов доминирующее значение приобретают мотивы учебной направленности (P≥0,05), в отличие от детей которые занимаются данными видами деятельности только в рамках традиционной образовательной программы детского сада. Дети, посещающие кружок изобразительного искусства, имеют высокий уровень развития волевой регуляции, произвольности внимания и умения действовать по образцу (P≥0,05) в отличие от детей которые занимаются изобразительным искусством только в рамках программы детского сада.

Таким образом, можно утверждать, что занятия с детьми дошкольного возраста изобразительной деятельностью положительно влияют на развитие произвольной регуляции поведения, но наиболее высокий уровень данных показателей развивается в условиях дополнительных занятий изобразительным искусством. В отличии от «двигательной деятельности», реализуемой в муниципальных дошкольных учреждениях, дополнительные занятия спортом с детьми дошкольного возраста способствуют более раннему развитию мотивов, побуждающих к учению, а также развитию произвольного внимания, умения сохранять учебную задачу, согласно образцу.


Содержание развивающей программы

Программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка. Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:

1. блок — тема «Знакомьтесь — это Я!»

2. блок — тема «Я-сам и Я-другие»;

3. блок — тема «То, что я чувствую»;

4. блок — тема «То, что меня окружает»;

5. блок — тема «Мои любимые занятия»;

6. блок — тема «Мы все разные, мы все удивительные»;

7. блок — тема «Давайте жить дружно!»;

8. блок — тема «Смотрите, что я умею!»

Занятия проходили в групповой форме с частотой 2 раза в неделю по 30 минут. Коррекционная группа детей составляла не более 15 человек. В случаях, когда какое-либо упражнение остается невыполненным, его включали в следующую встречу.

Целью программы является психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на развитие эмоционально-волевых, мотивационных, познавательных, коммуникативных и др. компонентов

Программа предполагает решение ряда задач:

1. Развитие произвольности поведения;

2. Обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;

3. Развитие навыков общения, сотрудничества в группу сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

4. Развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой речевой, личностной сфер;

5. Снижение уровня тревожных переживаний;

6. Поддержка благоприятного психологического климата обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

7. Удержание субъектной позиции ребенка, создание необходимых условий для прорастания его субъектности.

В развивающей работе использовался ряд коррекционно-развивающих методов и техник: беседа, рисунок, анализ продуктов деятельности и др.). Игры и упражнения требуют использование стимульного материала.

В ходе реализации развивающей работы в рамках данного исследования был использован блок, связанный с эмоционально-волевым компонентом готовности к школьному обучению (см. приложение 6).

Развивающие занятия проходили на базе МОУ детского сада № 5 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда. В группу отобраны дошкольники, имеющие низкие показатели развития произвольности поведения. Общее количество детей, участвующих данной программе составило 26 человек. 15 дошкольников 5-6 лет (группа старшего дошкольного возраста) и 11 дошкольников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

 

Выводы по третьей главе

Проведенная развивающая работа оказала эффективное воздействие на эмоционально-волевую сферу детей дошкольного возраста. Дошкольники, принимавшие участие в развивающей работе, до ее проведения, имели низкие показатели развития «внутренней позиции школьника» и произвольной регуляции поведения. Через цикл занятий, предусмотренных для подготовки детей к школьному обучению, у детей повысился уровень развития «ВПШ». Показатели произвольной регуляции поведения выросли в старшей и подготовительной к школе группе.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что выбранная нами развивающая программа является эффективной, а занятия по развитию эмоционально-волевой серы можно использовать в коррекции произвольности поведения будущих школьников.


Заключение

Теоретический анализ позволил выделить множество подходов к пониманию воли и произвольности поведения. Изучение произвольности поведения в онтогенезе дало нам возможность построить диагностическую программу для выявления особенности развития воли у детей дошкольного возраста. Анализ литературы по темам спортивной деятельности показал основные факторы развития, которые влияют на развитие ребенка во время тренировок и соревнований. Выделены основные этапы развития изобразительной деятельности у детей дошкольного возраста и их влияние на развитие ребенка-дошкольника.

С целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности было организованно и проведено эмпирическое исследование. Данные, полученные при сравнении детей, посещающих спортивные секции и дошкольников, двигательная активность которых осуществляется в рамках традиционной программы показали, что у «дошкольников-спортсменов» преобладает сочетание позиционных мотивов и мотивов получения «отметки». Эти дети ориентированы на социальные аспекты школьной жизни, направлены на учебную деятельность. «Дети-спортсмены» могут воспроизводить заданный взрослым образец и способны выполнять задание взрослого, не отвлекаясь на посторонние стимулы.

У детей, дополнительно посещающих кружок изобразительного искусства и дошкольников, которые посещают данные кружки в режиме традиционной образовательной программы, выявлены различные показатели регулятивных и мотивационных компонентов готовности к школьному обучению. У дошкольников, дополнительно посещающих кружок изобразительной деятельности, преобладает сочетание позиционных мотивов и мотивов получения «отметки». Эти дети характеризуются направленностью на социальные и учебные аспекты школьной жизни. Дети, с преобладанием изобразительной деятельности в дошкольной жизни имеют высокую произвольность, устойчивость и переключаемость внимания, внешний контроль поведения; а также способны сохранять учебную задачу.

Подобранная развивающая программа по сопровождению детей при подготовке к школьному обучению содержит в себе блок, который эффективно влияет на развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Результаты, полученные в ходе развивающей работы, показали положительный эффект, связанный с изменением мотивации – переходом от игровых мотивов – к социальным и учебным. Эти мотивы, по М.Р. Гинзбургу и Т.А. Нежновой, являются наиболее благоприятными при обучении в школе. Еще одним важным положительным итогом развивающей работы, стало развитие у дошкольников внешнего контроля над поведением и способности удерживать учебную задачу. 

Таким образом, гипотеза о том, что существуют различия в формировании волевой регуляции у детей в разных видах дошкольной деятельности, и что наиболее эффективное развитие волевых качеств дошкольника происходит в спортивной и изобразительной видах деятельности, подтвердилась.

К перспективам данной научно-исследовательской работы, можно отнести изучение динамики развития произвольности поведения у детей на разных этапах онтогенетического развития; в других видах дошкольной деятельности. Данные, представленные на теоретическом и эмпирическом этапах исследования, можно использовать как основу для разработки методических программ, по развитию произвольности подведения детей 5-7 лет в изобразительной деятельности и на занятиях физической культурой и спортом.


Литература

1.  Ананьева Т.В. Программа психологического сопровождения дошкольника при подготовке к школьному обучению. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2011.

2. Балашова Е.Ю., Казакова Е.А. Развитие произвольных движений у дошкольников 4-6 лет: нейропсихологическое исследование // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

3. Батыршина А.Р. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии // Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. C. 27-31.

4. Бачинин В. А. Психология. Энциклопедический словарь. СПб: Изд-во Михайлова В.А. 2005.

5. Бернштейн Н.А О ловкости и ее развитии. М.: Изд-во «Физкультура и спорт» Государственного комитета СССР по печати. 1991.

6.  Богданова Т.Г., Конилова Т.В. Диагностика познавательной сферы ребенка. М.: «Роспедагентство», 1994.

7. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Под ред. Д.И. Фельдштейна. Воронеж: «МОДЭК», 1997.

8. Божович Л.И. Соображения к проблеме развития воли // Культурно-историческая психология. 2008. №4. C. 109-112.

9. Борисова А. Г. Психологическое содержание феномена лени. 2001 г URL: http://psihologia.biz/psihologiya-psihologiya-obschay

10. Бурменская В.Г.Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. МГУ,1990.

11. Быкова А.Е. Особенности развития волевых качеств у студентов.: 2009 г. URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2013/2013-1-2

12. Валлон А. Психическое развитие ребёнка. М.: Просвещение, 1967.

13. Венгер А.Л., Морозова Е.И. Психологическое обследование детей // Справочник педагога-психолога. 2011. № 2.

14.  Венгер Л.А. Готов ли ваш ребенок к школе? М.: «Знание», 1994.

15. Возрастная психология. Феноменология развития / Под ред. В.С Мухиной. М.: Академия, 2009.

16.  Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста: Сб. ст./ Ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М., 1995.

17. Выготский Л.С. Проблема воли и ее развитие в детском возрасте // Собр. соч. в 6 т. Т. 2. М.: Педагогика, 1982.

18. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. Т 4 М., 1984.

19. Гальперин П.Я. Лекции по психологии. М:. «Университет», 2002.

20. Гармаева Т.В. Диагностика особенности активизации механизмов произвольного кодирования эмоций // Психолог в детском саду. 2008. № 1.

21. Гармаева Т.В. Произвольная регуляция экспрессии и механизмы эмоционального кодирования // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

22.  Гинзбург М.Р. Готовность детей к школе. Диагностика психического развития и коррекция его неблагополучных вариантов / ред. В.И. Слободчикова. Томск, 1992.

23.  Грецов А.Г.Детская игра – глобальный способ освоения мира // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

24. Григорьева В.В. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. М., 1999.

25. Гуткина Н.И. Диагностический инструментарий для Программы детского развития // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

26.  Гуткина Н.И. Программа развития детей старшего дошкольного возраста и подготовки их к школе // Психолог в детском саду. 2007. № 4.

27. Гуткина Н. И. Психологическая готовность к школе. СПб.: Питер, 2004.

28. Гуткина Н.И. Готовность ребенка к школе. СПб.: Питер, 2007.

29. Даунис И.Б. Связь уровня целевой регуляции действия и личностных характеристик у дошкольников // Вопросы психологии. 1986. № 5.

30. Детская психология / Д. Б. Эльконин; М.: «Академия», 2007.

31.  Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. Рабочая книга школьного психолога. М.: Просвещение, 1991.

32. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Психология высшей школы. Минск, 1978.

33.  Еркомайшвили И.В. Основы теории физической культуры. Екатеринбург, 2004.

34. Ж.К. Холодов Теория и методика физического воспитания и спорта. М.: Академия, 2014.

35.  Запорожец А.В. Развитие произвольных движений. М. 1960.

36. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции.  Спб.: Питер, 2006.

37.  Изард К.Э. Психология эмоций. СПб., 1999.

38. Ильин Е. П. Психология воли. СПб.: Питер, 2009.

39. Ильин Е. П. Работа и личность. Трудоголизм, перфекционизм, лень. СПб.: Питер, 2011.

40. Ильин Е.П., Психология воли. СПб.: Питер, 2011.

41. Истомина З.М. Развитие произвольной памяти в дошкольном возрасте // Дошкольное воспитание. 1948. № 1.

42. К истории экспериментального исследования воли в отечественной психологии /Под ред. А.Р. Батыршина Экспериментальная психология в России: Традиции и перспективы. C. 27-31.

43. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2010.

44. Краснополянская В.В., Февралева О.С. Профилактика психоэмоциональных нарушений у детей на занятиях физической культурой // Справочник педагога-психолога. 2011. № 2.

45. Кулагина И.Ю. Возрастная психология. М.: Издательство УРАО, 1999.

46. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв.: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

47. Леонтьев А.Н. Психология воли. URL: http://www.psychologos.ru/articles/view/psihologos

48. Леонтьев Д.А. Личность: Человек в мире и мир в человеке // Вопросы психологии. 1989. № 3. С. 11-22.

49.  Лисина М.И. Формирование личности ребенка в общении / СПб.: Питер, 2009.

50. Локтионова А.В. Игровая среда современного ребенка // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

51.  Лурия А.Р. Развитие конструктивной деятельности дошкольника: Сб. ст./Под ред. А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца. М.: Международный Образовательный и Психологический колледж, 1995.

52. Манулейко З.В. Изменение моторики ребёнка в зависимости от условий и мотивов, М. 1969.

53. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Притер, 2010.

54. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры и спорта. М.: Физкультура и спорт, 1991.

55.  Мухина В.С. Детская психология / Под ред. Л. А. Венгера. М.: Просвещение, 1985.

56.  Нечестный футбол/ Ред. М. Колмен. М.: Астрель, 2001.

57.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М.: Издательство Юрайт, 2010.

58. Педагогическая психология / Под ред. Л.Д. Столяренко. Ростов н/Д: Феникс, 2009.

59. Плукин С.Г. Безволие, его причины и преодоление URL: http://plook.ru/index/bezvolie-ego-prichiny-i-preodolenie/

60. Практическая психология образования/Под ред. И.В. Дубровиной. М., 2000.

61. Психологическая структура волевого акта URL: http://www.psylands.ru/lans-911-1.html

62. Психология внимания / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. М.: Астрель, 2008.

63. Психология развития: общие и специальные вопросы / Под ред.  В.Г. Каменской, И.Е. Мельниковой. М.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2008.

64. Пухова Т.И. Игра на этапе манипулирования и экспериментирования у мальчиков // Психолог в детском саду. 2007. №4.

65. Пухова Т.И. Конструирование психики через развивающие игры // Психолог в детском саду. 2009. № 2.

66. С.Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2000.

67. Свенцицкий А.Л., Краткий психологический словарь. М.: Проспект, 2011.

68. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству. М.: ВЛАДОС, 2001.

69. Сидоров П.И., Парняков А.В. Введение в клиническую психологию: Т. I., Т II, URL: http://medbookaide.ru/books/fold1002/book2105/p27.php

70. Смирнова Е.О., Рябкова И.А. Игры с правилами // Психолог в детском саду. 2011. № 1.

71. Смирнов Б.Н. Воля // Психология: Учебник для техникумов физической культуры. М., 1984.

72. Смирнов Б.Н. Воля и саморегуляция спортивной деятельности // Мир психологии. 2000. № 3.

73. Смирнов Б.Н. О разных подходах к проблеме воли в психологии // Вопросы психологии. 2004. № 3.

74.  Смирнов Ю.Н. Бадминтон М.: «Физкультура и спорт», 2011.

75. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. 1980. № 3. С. 49-57.

76.  Смирнова С.С. Как цивилизованно научить ребенка выражать свой гнев// Справочник педагога-психолога. 2012. № 8.

77. Солнцева Н.В., Феномен выученной беспомощности: причины формирования и пути преодоления, 2011., URL: http://humanpsy.ru/solntseva/hilfslosigkeit

78.  Справочник педагога-психолога / Под ред. В.В. Рубцова, Т.П. Анишина и др. МЦФЭР, 2011.

79. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М.: Академия, 2006.

80. Супрун Г.Б. Развитие познавательной активности и творчества дошкольников по средствам тренировки мелкой моторики // Справочник педагога-психолога. 2011. № 6.

81. СуровцеваА.В. Воспитание воли детей. М., 1952.

82. Толстых Н.Н. Психология воспитания воли у младших школьников // Вопросы психологии. 1979. № 4.

83. Фещенко Е.К. Возрастно-половые особенности самооценки волевых качеств: Автореф. дисс.... канд. психол. наук. СПб, 1999.

84. Штейнмец А.Э. Общая психология. Волевые качества личности. Методики их исследования URL: http://psyera.ru/5134/volevye-kachestva-lichnosti-met

85. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. 1994. №1. С. 85.

86.  Шульга Т. И.: Эмоционально-волевой компонент психологической готовности к школьному обучению // Психологические науки 2010, № 1 С. 60-66.

87. Шульгина Е.В. Знакомство с настольным теннисом // Инструктор по ФИЗО дошкольного образовательного учреждения. 2009 № 2.

88.  Эльконин Д. Психология игры. М.: Владос, 1999.

89. Юность: ид


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.151 с.