Особенности развития волевой регуляции у дошкольников в различных видах деятельности — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Особенности развития волевой регуляции у дошкольников в различных видах деятельности

2021-10-05 18
Особенности развития волевой регуляции у дошкольников в различных видах деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Спорт является составной частью физической культуры. Физическая культура, понимается как элемент культуры личности, специфическим содержанием которого становится рационально организованная, систематическая активность используемая человеком, для оптимизации своего состояния здоровья [33]. Спорт узком смысле слова, понимается как собственно соревновательную деятельность специфической формой организации которой является система соревнований. В широком смысле, по Л.П. Матвееву, спорт представляет соревновательную деятельность, подготовку к ней, а так же специфические отношения, нормы достижения в этой сфере [54].

Как физическая культура, так и спорт, включают в себя физическое воспитание, содержанием которого является обучение движениям, воспитание физических качеств, овладение специальными физкультурными знаниями и формирование осознанной потребности в физкультурных занятиях. [37]. Физическое воспитание детей дошкольного возраста включают обучение спортивным элементам, для подготовки к собственно спортивной деятельности. (И.М. Левагина, Ж.К. Холодов, Э.Я Степаненкова и др). Составная часть элементов – это основные движения, используемые в различных видах спорта, обучение им зависит от спортивных задач. В плавание – ныряние, скольжение по воде и др.; в футболе – ведение, передача ногой мяча и др.; в баскетболе – отбивание мяча об пол, бросок в кольцо и др.; в единоборствах – ходьба, бросок партнера и др.; в легкой атлетике – ходьба, метание, бег и др. (Е.В. Щульгина и др). Целью спортивной деятельности является подготовка к участию и победе на соревнованиях. Общее развитие культуры движений, формирование потребности в занятиях, стремление к здоровому образу жизни это лишь средство для развития спортсмена [34]. Включать дошкольника в спортивную деятельность, следовательно, использовать его физические ресурсы для победы в соревнованиях.

Во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста большую роль играют элементы спортивных игр. При обучении детей дошкольного возраста элементам спорта учитывают: состояния здоровья; склонности к тому или иному виду спорта; интересы ребенка. При этом используются некоторые элементы техники спортивных игр, которые доступны детям. На их основе, организуют игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

«В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество» [Степаненкова, 2006].

Для обучения спортивным элементам в дошкольном возрасте, целесообразно использовать подвижные игры, специфические упражнения для данного вида спорта, элементы правил и норм.

При обучению элементам настольного тенниса необходимы малые ракетки, шарик для пинг-понга; для бадминтона: большая ракетка со струнной сеткой; для футбола; мячи малого размера из кожи или дерматина, пластмассовые или алюминиевые ворота; для баскетбола: малые баскетбольные мячи, кольца прибитые к стене или стойки и др. [53, 87]. Все эти средства создают условия, при которых ребенок учится действовать, согласно их назначению и общепринятым правилам действия с этими предметами, согласно данному виду спорта.

Известно, что творческий процесс в изобразительной деятельности эмоционально насыщен и связан с волевыми усилиями, с другой стороны развитие изобразительной деятельности, связанно с развитием общей мотивационно-потребностной сферой лености ребенка. «Специфика изобразительной деятельности в иерархии других деятельностей в большей степени определяется доминирующими отношениями ребёнка к миру, т.е. социальной ситуацией развития, и ведущем видом деятельности» [Григорьева, 1999]. Таким образом, через содержание изобразительной деятельности, ребенок удовлетворяет свою потребность в освоении жизни взрослого. Продукты изобразительной деятельности, помогают ребёнку активно познавать взрослый мир [Супрун, 2011]. В изобразительной деятельности одновременно реализуются субъект-объектные и субъект-субъектные отношения. Рисуя, автомобиль, ребенок изображает реально существующий объект, в то же время возникает процесс «сотрудничества» ребёнка совместно со взрослым (педагогом).

Формирование произвольности поведения с помощью средств изобразительной деятельности, начинается с раннего возраста. Сначала у ребенка проявляется выраженный интерес к изобразительному материалу и познавательные (в частности предметно-монипулятивыне) действия с ним. Далее на основе потребности в общении со взрослым и совместных манипуляций ним, ребенок усваивает способы действий карандашом, фломастером и др. После многократных повторений, которые могут продолжаться от нескольких дней, до нескольких месяцев у появляется интерес к следу оставленному на бумаге, и появляется ассоциативный образ (ребенок начинает видеть в каракулях, предметы окружающего мира). После на следующем этапе развития раннего рисунка, у ребенка появляются первые замыслы, принятия самостоятельного решения что-то нарисовать («Во какая дорожка-картинка, я еще нарисую ее!», «Нарисую я еще колесо!» и др.).

Примерно к двум с половиной годам у дошкольника способен обозначить замысел своего рисунка. Замысел – это представление будущего рисунка и способов его создания. Но первый замысел малыша, это только тема, которую он формулирует, при этом он ставит цель и изобразительную задачу («Нарисую автобус») [Григорьева, 1999]. Самым главным побудительным мотивом рисования становиться открытие того, что на рисунке можно изобразить что угодно. Преддошкольник старается изобразить интересующие его предметы, которые оставили в его памяти яркий след. Но говорить о полноценной изобразительной деятельности еще рано, поскольку процесс изображения рисунка еще не устойчив, и требует контроля взрослого за разумным использованием материала и исполнительной части.

В связи с растущей произвольностью психических процессов и поведения, в дошкольном возрасте, изобразительные действия: становиться более точными, уверенными, смелыми, разнообразными, самостоятельными и обобщенными. Ребенок в этом возрасте проявляет активность, инициативу и самостоятельность в обогащении способов изображения. Это рождает творчество, в поисках новых, оригинальных способов изображения, в создании сюжета в рисунках. Ребенок может удерживать замысел долгое время и преобразовывать его, спустя несколько недель [Ветлугина, 2001].

С.М. Вайнерман развитие произвольности видит через развитие психосенсомоторной сферы, по следующим составляющим:

1. Крупной моторики;

2. Развитие нервной системы через тонкую моторику;

3. Развитие нервной системы через осмысление ощущения;

Главным компонентом в регуляции движений (они так же являются главными сферами воздействия, при развитии произвольности движений) являются:

1. Построение модели движения в нервной системе;

2. Осуществление движения рукой, кистью;

3. Формирование обратной связи;

4. Развитие тонкой моторики.

С развитием высшей нервной деятельности, развивается произвольная двигательная деятельность.

Автор выделяет три уровня (этапа) развития в изобразительной деятельности. В 3-4 года наиболее значимым является сенсомоторное развитие, на уровне сенсорной и моторной стимуляции. Для целенаправленного движения требуется сенсорная поддержка. В 4-5 лет наиболее значима сенсомоторная интеграция. Обработка более тонко дифференцированных движений, происходит под контролем системы восприятия. В 5-6 лет ведущем является психосенсомоторное развитие. Обогащение функционального восприятия происходит социальным психосоциальным опытом и эмоциями [С.М. Вайнерман]. Происходит отрыв психического образа, от физиологического отражения [С.Л. Рубинштейн].

Выделяют стадии развития изобразительной деятельности дошкольника. Начиная с доизобразительного этапа – стадии каракулей, которые характеризуются случайными метками. Ребенка интересует не изображение, а карандаш. Он «чиркает» по бумаге и смотрит по сторонам, отвлекается. На этой стадии он еще не умеет связывать зрительные образцы с рисованием.

На стадии последующей интерпретации ребенок начинает давать названия своим «каракулям», начинает связывать свои движения с окружающим его внешним миром. Метки на бумаге начинают приобретать зрительное значение.

Первая стадия изобразительного этапа характеризуется примитивной выразительностью. Эти рисунки «мимичны», но не «графичны». На этой стадии у ребенка есть намеренье изобразить что-нибудь реальное.

На второй стадии изобразительного этапа рисунки ребенка схематичны. Ребенок изображает объекты с теми качествами, которые им принадлежат.

В завершении развивается стадия рисованию по наблюдению, на которой большое значение имеет формирования навыков наблюдения за объектом. Ребёнок способен нарисовать что-либо, со всеми деталями и присущими ему характеристиками, которые ребенок смог обнаружить в исследуемом объекте (Л.Ф. Обухова).

 

Выводы по первой главе

Проблемы воли в работах зарубежных и отечественных авторов рассматривались в разных контекстах и направлениях. Х. Хекхаузен и К. Левин, связывают волю и волевую регуляцию с мотивацией и контролем действий, которые подчиняются намерениям, интенциям. Волевые процессы полностью включены в ситуацию и зависят от нее. Человек действует согласно удовлетворению своих потребностей, желаний и влечений. Авторы напрямую связывают волевые процессы с достижением желаемой цели. В. Франкл и И. Ялом, говорят о воле, как о свободе выбора. Возложение на себя ответственности и найти смысл в деятельности, является главной составляющей понятия воли.

В отечественной психологии, проблема воли изучается в разных направлениях. В одном из них воля понимается как осознание того, что человек совершает, что делает и как себя ощущает. Эта возможность помогает человеку познать себя, стать субъектом управления собой, дает способность человеку строить образ своего поведения и изменять его.

Подход, который рассматривает проблему воли как «свободу выбора», усматривает в человеке способность принимать решения, достигать намеченные цели, не только по удовлетворению собственных потребностей, но и возможности действовать, согласно своему взгляду на мир, своим ценностям и идеалам.

Проблема произвольности, как способности планировать свои действия, связанная с регуляции поведения в исполнительной части действий и регуляции психических процессов.

Способность человека преодолевать трудности, связанные его с субъективным отношением к объектам внешнего и внутреннего мира, т.е. справляться переживаниями, которые отражают личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуации составляет концепцию воли, как регуляции эмоциональных состояний.

Одним из ключевых этапов в развитии произвольности выделяют дошкольный возраст. Помимо игровой, ребенок участвует и в других сложившихся в истории человечества видах деятельности: изобразительная; музыкальная; спортивная и др. виды деятельности.

Спортивная деятельность является частью физической культуры и подразумевает физическое воспитание ребенка. У дошкольника она способствует формированию потребности в ведении здорового образа жизни, обучение двигательном навыком, формирование мотивации достижения и др. Занятия спортом тренируют волю ребёнка, развивают сообразительность, учат ребёнка подчиняться правилам.

Изобразительная деятельность способствует развитию произвольности, творчества и свободы выбора. Занимаясь изобразительным искусством, ребенок учиться выражать свои желания в продуктивной форме. Принятие решения реализовать задуманный образ, идею, является одним из способов проявления свободы выбора, а творческой процесс, требует регуляции исполнительной части при реализации задуманного.



Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.