Методы изучения особенностей развития воли и произвольности у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Методы изучения особенностей развития воли и произвольности у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности

2021-10-05 27
Методы изучения особенностей развития воли и произвольности у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В дошкольном возрасте ребенок учится управлять своим поведением, своими внутренними и внешними действиями; его поступки становится более осознанными, возникает такое новообразование как произвольность поведения, самоконтроль (В.С.Мухина, Л.А. Венгер). Ребенок может разумно объяснить свое поведение, действия, ответить, почему он поступил именно так. Помимо увеличения количества видов мотивов, происходит становление иерархии мотивов: какой-то мотив для дошкольника может стать наиболее значимым (А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, Е.О. Смирнова, В.С. Мухина и др.). Несмотря на то, что для ребенка-дошкольника ведущей деятельностью является игровая деятельность, он все же включается и в другие виды деятельности, которые характерны и возможны для этого возраста: изобразительная, спортивная, конструирование, лепка и др. (Л.Ф. Обухова; Д.Б. Эльконин). В этих видах деятельности, формируются различные мотивы, развивается произвольность поведения. Исходя из этого, с целью выявления особенностей развития волевой регуляции у детей 5-7 лет в разных видах дошкольной деятельности, была построена диагностическая программа, включающая следующие методики:

1.  «Выбор мотива» М.Р. Гинзбурга;

2. «Беседа о школе Т.А. Нежновой;

3. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина, в модификации Л.А. Венгера, А.Л. Венгера;

4. «Детская корректурная проба» С. Лиепинь;

5. «Домик» Н.И. Гуткиной.

Рассмотрим данные методические процедуры более подробно.

1. «Выбор мотива» М.Р. Гинзбурга [22]

Диагностические возможности: выявление относительной выраженности (иерархии) различных мотивов, побуждающих к учению детей старшего дошкольного возраста.

В основу данной методики применяется принцип “персонификации” мотивов. Испытуемым предлагается небольшой рассказ, в котором каждый из исследуемых мотивов выступает в качестве личностной позиции одного из персонажей. Эксперимент проводится индивидуально

Материал: шесть карточек с картинками, на которых схематично изображены различные ситуации, соответствующие содержанию рассказу (см. приложение 1).

Процедура проведения. Инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ. Мальчики разговаривали о школе…» (если эксперимент проводится с девочкой, тот в рассказе фигурируют девочки).

После прочтения каждого рассказа перед ребенком выкладывается схематический, соответствующий содержанию рассказа рисунок. Он будет служить внешней опорой для запоминания.

Первый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мама меня заставляет. А если бы не мама, я бы в школу не ходил» На стол перед ребенком выкладывается карточка со схематическим рисунком 1 - женская фигура, склонившаяся вперед с указующим жестом; перед ней фигура ребенка с портфелем в руках (внешний мотив).

Второй мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится учиться, нравится делать уроки. Даже, если бы школы ни было, я все равно бы учился». Выкладывается карточка с рисунком 2 - фигура ребенка, сидящего за партой (учебный мотив).

Третий мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что там весело и много ребят, с которыми можно играть». Выкладывается карточка с рисунком 3 - схематические фигурки детей, играющих в мяч (игровой мотив).

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хочу быть большим. Когда в школе, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким» Выкладывается карточка с рисунком 4- две схематические фигурки взрослого и ребенка, изображенные спиной друг другу; у взрослого - портфель в руках, у ребенка - игрушечный автомобиль (позиционный мотив).

Пятый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без ученья никакого дела не сделаешь, а выучишься - можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с рисунком 5- схематическая фигурка с портфелем в руках направляется к зданию школы (социальный мотив).

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что получаю там пятерки». Выкладывается карточка с рисунком 6 - схематическая фигурка ребенка с тетрадкой в руках.

После прочтения рассказа экспериментатор задает ребенку следующие вопросы:

· Кто по-твоему из них прав? Почему?;

· С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему?;

· С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему?

Дети последовательно осуществляют три выбора. При этом каждый раз ребенка просят пояснить свой выбор, используя соответствующую картинку и сопутствующее ей содержание изображенной ситуации. В том случае, если содержание недостаточно, рассказ повторяется снова. Ответы фиксируются в протоколе (см. приложение 1).

Обработка и интерпретация полученных данных. Проводится содержательный анализ трех последовательных выборов, сделанных ребенком по картинкам. Каждый выбор оценивается от 0 до 5 баллов. Баллы выбранных картинок суммируются.

Нами было выделено 3 уровня мотивации побуждающей к учебной деятельности. Низкий уровень, характеризуется сочетанием внешнего и игрового мотива (5-6 лет от 0 до 4 баллов, у детей 6-7 лет от 0 до 7). На среднем уровне наиболее ярко выражены позиционный мотив и мотив получения отметки (5-6 лет от 5 до 9 баллов, 6-7 лет от 8 до 12 баллов). На высоком уровне, на верхней ступени иерархии мотивов находятся социальные и учебные мотивы (5-6 лет 10 до 15 баллов, 6-7 от 13 до 15 баллов).

2. «Беседа о школе» Т.А. Нежновой [25]

Диагностические возможности: выявление уровня сформированности «внутренней позиции школьника», принятия ребенком возрастного статуса.

Материал: стандартный лист нелинованной бумаги с изображением пяти попарно одинаковых геометрических фигур (см. приложение 2).

Процедура проведения: Мотивационный этап: «Ребята, вы, конечно, знаете, что на свете есть много разных стран. Кто из вас знает названия страны» (называют). Экспериментатор оценивает общую активность детей, форму привлечения внимания взрослого (крик с места, поднятие руки и др.), выделяет детей, ведущих себя наиболее непосредственно или скованно, растерянно;

Ориентировочный этап: задачи этапа:

a) означивание школ с помощью геометрических фигур;

b) усвоение способов выделения понравившихся школ.

«Вы назвали много разных стран, они такие разные, там живут самые разные дети, но в одном эти страны похожи друг на друга - везде есть школы, в которых учатся дети. Но школы эти также разные. Вот, например, в Англии есть две школы (показывает два одинаковых круга на листе бумаги или рисуя их на доске) «В этой школе (показывают на круг слева) дети рисуют только цветными карандашами, а в этой (показывают на круг справа) дети рисуют карандашами, фломастерами, красками. Как вы думаете, в какой школе лучше?». Экспериментатор приглашает одного или нескольких детей подойти и поставить крестик в середину круга, обозначающего школу, которая, по мнению ребенка, лучше. Затем данная процедура повторяется с использованием следующего содержания: «В Японии есть две школы (экспериментатор показывает или рисует два эллипса). В этой школе (слева) на каждой перемене детям дают лимонад, а в этой школе (справа),- капают в нос горькие капли от насморка. Как вы думаете, в какой школе лучше?»

Исполнительский этап: «Мнения разные. Мне интересно, что думает каждый из вас. Но, к сожалению, я не смогу выслушать сразу всех вас и запомнить, кто что сказал. Давайте сделаем так, - положите перед собой (экспериментатор раздает стимульный материал в виде бланков с геометрическими фигурами) вот эти листочки так, чтобы квадрат был сверху, возьмите карандаши или ручки Я буду рассказывать, какие еще бывают школы, а каждый из вас будет отмечать крестиком ту школу, которая ему нравится». После чего зачитывается основная часть инструкции:

Школа «А Школа «Б»
Уроки чтения, письма математики каждый день, а рисование, физкультура, музыка, труд один раз в неделю. Рисование, физкультура, музыка, труд - каждый день, а чтение, письмо, математика - один раз в неделю.
Дети должны вести себя по определенным правилам и не нарушать их. Нет специальных правил поведения - каждый поступает так, как ему хочется
Дети приходят в школу, садятся в классы все вместе, учитель их учит К каждому ребенку отдельный учитель ходит домой и учит его одному всему, чему положено в школе  
Детей учит учитель Детей учат мамы учеников по очереди
За хорошую учебу ставят отметки - 4, 5, а за плохую 2. За хорошую учебу дают игрушки и сладости плохую – ничего.

 

Подсчитывают количество выборов, которые советовали содержанию ответам, характерным для внутренней позиции школьника.

Обработка и интерпретация полученных данных. Баллы начисляют за выборы школ группы «А». Максимальный суммарный балл - 5 баллов.

В соответствии с количеством полученных баллов, делают вывод об уровне (этане) становления «внутренней позиции школьника» (ВПШ).

Низкий уровень (0-1 балл) - наличие положительного отношения к школе при отсутствии ориентации на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Ребенок ориентирован лишь на внешнюю, формальную сторону школьной действительности. Это позиция еще «дошкольная» (ребенок хочет пойти в школу, но при этом стремится сохра­нить дошкольный образ жизни).

Средний уровень (2-3 балла): ориентация на содержательные моменты школьно-учебной действительности. Но и на этом этапе ребенок выделяет в первую очередь социальные, а не собственно учебные аспекты этой действительности.

Высокий уровень (4-5 баллов) «ВПШ» полностью сформирована и характеризуется сочетаниемориентации на социальные исобственно учебные аспекты школьной жизни.

3. «Графический диктант» Д.Б. Эльконина в модификации Л.А. Венгера, А.Л. Венгер [13, 14]

Диагностические возможности: выявление уровня произвольности поведения дошкольников.

Материал: тетрадный лист в клетку и карандаш средней мягкости.

Процедура проведения  Я буду говорить тебе, как проводить линии, а ты рисуй то, что я диктую, – объясняете вы. – Ты помнишь, где у тебя правая рука? Правильно, это та, в которой карандаш. Ну-ка, вытяни ее в сторону. Куда она показывает? – На дверь. – Значит, когда я скажу, что надо провести линию направо, ты проведешь ее в сторону двери. А куда покажет левая рука? – К окну. – Правильно. Когда я скажу «налево», ты проведешь линию по направлению к окну. Я буду говорить не только, в какую сторону проводить линию, но и какой она должна быть длины – в одну или в две клеточки. Рисуй только то, что я скажу. Когда проведешь линию, остановись и жди, пока я не скажу, как проводить следующую. Новую линию надо начинать там, где кончилась предыдущая. Теперь покажите ребенку, откуда начинать рисовать узор и диктуйте (см. приложение 3). Начинать нужно в левом верхнем углу листа, немного отступя от краев.

Обработка и интерпретация полученных данных. Самостоятельное выполнение и выполнение рисунка под диктовку взрослого оцениваются порознь. Высокий уровень, характеризуется безошибочным воспроизведением рисунка, или имеются незначительные ошибки в его выполнении (от 11 до 12 баллов). Средний уровень, в нем ребенок выполняет рисунок с ошибками, но либо самостоятельная и часть задания выполняется со значительными недочетами или ошибками, либо обе части имеют явные ошибки, но в целом структура рисунка сохраняется (от 6 до 10 баллов) Ниже Низкий уровень в случае большого количества ошибок, где структура узоров не сохраняется, либо задание не выполнено (5 баллов и ниже)

4. «Корректурная проба». С. Лиепинь [6]

Диагностические возможности: выявлениеразвития устойчивости внимания в условиях работы, требующей его распределения и переключения.

Материал: специальный бланк (см. приложение 4), секундомер.

Процедура проведения: ребенку прилагают вычеркивать нарисованные на листе формата А4 картинки (грибочек, ёлочка и мячик). В первой серии ребенок вычёркивает только мячики, во второй грибочки и в третей мячики. Задание выполняется в течении одной минуты. Необходимо вычеркнуть как можно больше заданных картинок.

Обработка и интерпретация плаченных данных. После окончания работы подсчитайте количество правильных операций в каждой пробе – количество правильно вычеркнутых, подчеркнутых или обведённых предметов. Низкий уровень устойчивости и переключаемости внимания у детей 5-6 лет от 0 до 55. Средний уровень от 56 до 99. Высокий уровень от 100 и выше. Для детей 6- 7 лет от 0 до 69. Средний от 70 до 191. Высокий от 192 и выше. Полученные результаты вносятся в протокол (см. приложение 4).

5.«Домик» Н.И. Гуткина. [26, 27, 28]

Диагностические возможности: методика направлена на выявление особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки, а также умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умения точно скопировать его.

Материал: картинка, изображающая домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв (см. приложение 5), лит бумаги А 4.

Процедура проведения. «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. На этом листе я прошу тебя нарисовать точно такую же картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед испытуемым кладут рисунок с «Домиком»), Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то стирать резинкой или пальцем ничего нельзя, а надо поверх неправильного или рядом нарисовать правильно».

По ходу работы ребенка необходимо зафиксировать: какой рукой он рисует - правой или левой; как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти; быстро или медленно проводит линии; отвлекаемость во время работы; высказывания и вопросы во время рисования; сверяет ли испытуемый после окончания работы свой рисунок с образцом.

По окончании работы взрослый предлагает ребенку проверить, все ли у него верно. Ребенок может исправить неточности.

Обработка и интерпретация результатов. Безошибочное копирование рисунка оценивается 0 баллов.

В зависимости от суммы баллов делается вывод об уровне сформированности произвольного внимания, умения действовать по образцу и др. Высокий уровень для детей 5-7 лет от 0 до 1 баллов. Средний от 2-3. Низкий от 4 и выше. Количество и характер ошибок отмечают в специальном протоколе (см. приложение 5).


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.