Глава 3. Развитие волевой регуляции у детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Глава 3. Развитие волевой регуляции у детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту

2021-10-05 15
Глава 3. Развитие волевой регуляции у детей в период перехода от дошкольного к младшему школьному возрасту 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Принципы построения и организации развивающей работы по формированию волевой регуляции у детей 5-7 лет

С целью формирования волевой регуляции у детей дошкольного возраста, была подобрана и реализована программы Т.В. Ананьевой по психологическому сопровождению дошкольников при подготовке к школьному обучению [Ананьева, 2011].

Программа является комплексным сопровождением ребенка и охватывает социальную, эмоционально-волевую, коммуникативную, мотивационную сферы дошкольника. Другим важным направлением развивающей работы, является удержание субъектной позиции ребенка, создание необходимых условий для прорастания его субъектности.

В содержании программы предусмотрен ряд принципов, определяющих эффективность проводимой работы:

1. Начала и окончания работы. Это принцип постоянно подвергается проверке на начальном этапе организации и проведения развивающих встреч. Например, если для детей занятия интересны и увлекательны, то ни стремятся задержаться в комнате. Этот требует от психолога хороших организаторских способностей, умений заинтересовать ребенка.

2. Позиция лидера. Успешность занятий зависит от специфики включенности педагога-психолога в работу. Психолог выступает не с позиции учителя, ведущего занятие, а наравне с детьми участвует в ходе работы, но при этом сохраняет позицию лидера группы.

3. Соблюдение правила. Один из принципов, который оказывает наибольший эффект на развитие произвольности поведения. Ведущий определяет основные правила взаимодействия участников группы, предлагая проголосовать за их использование.

4. Вариативность. Использование различных техник и методик, позволяет создавать как проблемные ситуации, так и ситуации успеха, для каждого ребенка, что создает дополнительные условия для проявления его субъективных свойств и характеристик.

5. Поощрение самостоятельной познавательной активности. Игровые ситуации, позволяющие ребенку приобретать знания, умения и навыки, должны опираться на поощрение и инициирование со стороны взрослых познавательной и коммуникативной активности предшкольника.

Вышеперечисленные принципы способствует эффективному развитию ребенка, помогают ему проявить индивидуальность и в то же время задают определенные границы поведения. 

Развивающая программа направленна на позитивное отношение ребенка к занятиям; коррекцию тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности); формирование умения выстраивать отношения со взрослыми и сверстниками.

Содержание развивающей программы

Программа включает 8 тематических блоков (на каждый блок – 4 занятия), каждое занятие состоит из 3-4 упражнений. Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка. Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира:

1. блок — тема «Знакомьтесь — это Я!»

2. блок — тема «Я-сам и Я-другие»;

3. блок — тема «То, что я чувствую»;

4. блок — тема «То, что меня окружает»;

5. блок — тема «Мои любимые занятия»;

6. блок — тема «Мы все разные, мы все удивительные»;

7. блок — тема «Давайте жить дружно!»;

8. блок — тема «Смотрите, что я умею!»

Занятия проходили в групповой форме с частотой 2 раза в неделю по 30 минут. Коррекционная группа детей составляла не более 15 человек. В случаях, когда какое-либо упражнение остается невыполненным, его включали в следующую встречу.

Целью программы является психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на развитие эмоционально-волевых, мотивационных, познавательных, коммуникативных и др. компонентов

Программа предполагает решение ряда задач:

1. Развитие произвольности поведения;

2. Обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;

3. Развитие навыков общения, сотрудничества в группу сверстников и при взаимодействии с другими людьми;

4. Развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой речевой, личностной сфер;

5. Снижение уровня тревожных переживаний;

6. Поддержка благоприятного психологического климата обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.

7. Удержание субъектной позиции ребенка, создание необходимых условий для прорастания его субъектности.

В развивающей работе использовался ряд коррекционно-развивающих методов и техник: беседа, рисунок, анализ продуктов деятельности и др.). Игры и упражнения требуют использование стимульного материала.

В ходе реализации развивающей работы в рамках данного исследования был использован блок, связанный с эмоционально-волевым компонентом готовности к школьному обучению (см. приложение 6).

Развивающие занятия проходили на базе МОУ детского сада № 5 «Олимпия» Дзержинского района г. Волгограда. В группу отобраны дошкольники, имеющие низкие показатели развития произвольности поведения. Общее количество детей, участвующих данной программе составило 26 человек. 15 дошкольников 5-6 лет (группа старшего дошкольного возраста) и 11 дошкольников 6-7 лет (подготовительная к школе группа).

 


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.