Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Когда производится ограждение поезда, остановившегося на перегоне: Во всех случаях немедленно должно быть ограждено место препятствия для движения поездов на смежном пути двухпутного...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-08-21 | 78 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Татары называют ее «Итиль», народ чагатайский также называет реку «Итиль», народ Москвы называет ее... По словам всех, начиная с Мавер‑хана, Мансура, Сей‑хана и кончая Хараном, на этом острове [посюстороннего мира] все крупные реки произошли от этой реки Волги. Меньше ее река Яик, меньше этой – река Дунай, меньше ее – Шат‑эль‑Араб, меньше этой – Эсне и Асуан в Египте, / 813 / и она (река Волга) даже больше, чем Нил в стране Судан по время разлива. Но в зимнее время она невелика. От нее – Джейхун и Сейхун, Джихан‑и Рум и Араз, Гюрсу и – в Руме – Сава и Драва, Вардар и Марица, Тунджа и Тиса, Днестр и Буг, Молочная и Днепр, Миус и Дон под Азовом. Между этой рекой Волгой и рекой Дон – путь в один переход. Из этих двух упомянутых рек более крупная, несомненно, Волга – крупнее реки я, ничтожный, не видел. Ее истоки находятся в стране Москва, затем, превратившись в большую реку, она через сорок протоков впадает в Каспийское море, то есть в море Ширвана, Гиляна и Демир‑капу. По всей ее длине несколько тысяч кораблей ходят в Москву и обратно. На поверхности земли нет рек более широких и глубоких, чем Нил и Волга. Разве что только река Дунай. Напротив Исакчи, Силистры и Бранилы река Дунай еще глубже. И у этой реки Волги имеются места, где ширина ее достигает 20, 25 и 30 миль. И даже, согласно рассказам народа хешдек, есть места, где ширина реки 60 и 70 миль, – так повествуют они. Река берет начало в горах близ города... принадлежащего Москве, затем, направляясь мимо семисот городов и крепостей, пройдя пятимесячный путь, она через сорок протоков впадает в Каспийское море...
Затем, после Астрахани, на расстоянии дневного перехода по берегу Волги, находится стоянка Бевтепе – пять высоких гор правильной формы. Их верхняя часть – искусственная; это насыпные горы, наподобие трех священных гор, находящихся в Египте в окрестностях Гизы. Каждая из упомянутых пяти гор видна с расстояния трех дневных переходов. В эти места пять раз приходил и останавливался [здесь] Тимур‑хан, и в каждый свой приход он оставлял памятный знак, насыпая гору. И поистине они являются памятными знаками шахиншахов.
|
И вот в этих‑то местах мы встретили месяц касым[253], причем стали терпеть столь сильные холода – ибо место это относится к седьмому поясу земли, – что один из наших спутников, Хинди Баба Мансур, вконец разболелся, ослабел и был на грани смерти. Целых десять дней мы шли берегом Волги на север и на одиннадцатый день прибыли в город Сарай.
/ 814 / СВОЙСТВА СТОЛИЦЫ ЧИНГИСХАНА, ТО ЕСТЬ ВЕЛИКОГО ГОРОДА САРАЯ, И ЕГО ПРЕДМЕСТИЙ
Я, сей ничтожный и нижайший, с весьма давних времен принимаю участие в странствиях, а потому знаю, что на лице земли имеются города под именем «Сарай» в количестве... Прежде всего, в стране Рум: Босна‑Сарай и Визе‑Сарай, близ Ямбола – Ямбол‑Сарай, принадлежавший султану Мехмеду Челеби и Мусе Челеби[254], в Анатолии – Ак‑Сарай... В области Азербайджана также имеется город Сарай. Народ Ирана называет его Сарав, ибо он является местом, где был обращен в бегство везир Джигал‑оглу. Народ могол также называет тот город Сарай «Сарав». Однако этот город Сарай называют «Сарай Чингисхана».
Первоначально он переходил от одного властителя к другому, наконец к этому городу прибыл, следуя из Мавераннахра, Хулагу‑хан вместе с Хакимом Туси. Он разрушил город Сарай, а его жителей предал мечу, изрубив в куски. Позже Абака‑хан и Тохта‑хан[255] отстроили город. В... году Тимур‑хан, идя в Крым на Тохтамыш‑хана, так разрушил и опустошил этот величественный город, что сожаления достойно, а жителей его изрубил в куски[256]. Все же и ныне строения этого города видны на расстоянии двухдневного перехода. Впоследствии, когда Тимур‑хан скончался, король Москвы в... году отстроил город, и с той поры этот город Сарай находится во владении короля Москвы.
|
Очертания земли, где расположен город Сарай. Летописцы Ирана Гилянское море называют «Бахр‑и Хазар» – Каспийское море. Упомянутый город Сарай был крупным поселением на берегу великой реки Волги, на расстоянии двух дневных переходов к северу от побережья Каспийского моря. В настоящее время он полностью еще не отстроен. Гилянское море находится к востоку от города Сарая. А на противоположной стороне Каспийского моря, на расстоянии трехсот миль, на земле Ирана расположена область Гилян, свойства которой описаны выше. Этот город Сарай построен так, что он имеет пристань на берегу реки Волги. Она огибает город с севера и с запада, затем течет вниз – на юг, и после двухдневного пути один из ее протоков впадает и Каспийское море. Выше уже описано, как река Волга впадает в Каспийское море через сорок протоков.
Татарский народ первоначально пребывал в областях Чин и Мачин, Хатай и Хотан, Фагфур и Махан. / 815 / Прибыв сюда, он поселился на землях этого города, начал размножаться, приобрел известность; и, задавшись целью стать владыкой мира, как Чингисхан и Искандер, татары начали разрушать и опустошать страны и области тех королей, которые им не повиновались, а пленников рубить в куски. Ведь татары не ведают милосердия. А то, что происходило при жизни его светлости Чингисхана – опоры пророческой миссии, в его пек, описано выше. Относительно этого татарского народа святейший пророк так повелел в следующем истинном и священном хадпее: «Поистине у Аллаха на Востоке имеется воинство, имя ему – тюрки. Он наказывает с их помощью тех, кто противится ему. Вы будете просить о малой горстке потерпевших ущерб, чтобы была проявлена к ним милость. И не будут они помилованы. И вот когда вы увидите такое – готовьтесь ко дню Страшного суда». Ныне же они (татары) – под властью Москвы.
Однако все ее подданные [здесь] и половина войска – это хешдек‑татары, правоверные мусульмане‑единобожцы. А другая половина войска Москвы – неверные. Она владеет всем отборным войском из неверных и мусульман, числом в... На особой везирской должности состоит капитан‑правитель. Есть еще капитан реки Волги, в ведении которого сорок судов, он является начальником войска корабельщиков – трех тысяч неверных казаков.
|
По поводу строений города Сарая. Всего здесь имеется девять тысяч злосчастных домов, крытых досками, тростником и камышом. Есть также семь больших храмов…[257].
Продолжение о городе Сарае – средоточии беспокойства. Ныне этот город Сарай заполнен разными племенами татар. Прежде всего следует сказать, что население Московской земли – народ христианский. Однако [в Сарае] живут в основном татары. Хешдек‑татары – мусульмане, ногай‑татары – тоже правоверные. В этой стране поселились иман‑татары, тат‑татары, шейдяк‑татары и еще несколько племенных союзов татар. И после того как Москва одержала победу над их первоначальной родиной, они сделались подданными‑иноверцами Москвы.
Этому народу, татарам, неизвестны разрешение, запрещение и тому подобные вещи. Все у них дозволено: так что, какая бы ни была / 816 / живая тварь с текущей в жилах кровью, они ее, несомненно, едят. А хлеба они не едят – если случится им поесть хлеба, то он у них прилипает к желудку, и они умирают. Еда, которую они больше всего любят, – это конина. Некоторые из татарских племен варят конину, некоторые же потребляют ее сырой, выпустив кровь. Вместо воды они пьют бузу, кобылье молоко, кумыс и молоко верблюдиц, ибо кони и верблюды у них – без счета.
У этих татар Сарая – значительные различия в языках, они понимают друг друга только с помощью переводчика. Среди этого народа, татар, совершенно отсутствуют злословие, ложь, клевета и тому подобное. Ведь вот откуда берется ложь: кто‑нибудь боится другого человека или же правителя, оттого и лжет. Они же вовсе никого не боятся и не страшатся, потому и не находят нужным лгать. Они даже не знают, что такое ложь.
Во все времена года они потребляют разнообразные холодные кушанья. Вследствие того что они не едят горячего, у них не бывает различных болезней – это народ, крепкий телом. И все татары – привычные обитатели степей: они кочуют с арбами, в которые впряжены верблюды. Со времен Чингисхана этот народ превратился в правоверных и единобожцев ханифитского и шафиитского толка. Однако этот народ, татары, хотя ему присущи некоторые из упомянутых моральных качеств и хотя он отличается некоторыми из этих свойств, склоняется и к исполнению суннитских обрядов ислама, и к неверию, [пребывает как бы в раздвоении]. Часть этого татарского народа является быстрой словно ветер, дерзкой, любящей охоту. Они и украшены достоинствами мусульманской веры, и остаются во мраке неверия и заблуждения.
|
И вот сей народ, татары, вторгшись в страны христианских народов – непокорных казаков, поляков, чехов, шведов, московитов, мужиков[258], краковцев, трансильванцев, срединных венгров, курус[259], австрийцев, голландцев, в течение месяцев и лет предавали разграблению эти страны и области, населенные неверными, ударяя саблями гнева и остроконечными мечами – распорядителями доли, которая предначертана внезапно выявляемой судьбой, а то, что уцелело от мечей неверных – детей и взрослых, – вереницей, одного за другим, приводили в страны ислама, за что были удостоены почестей ислама. Ибо эти ногай‑татары города Сарая / 817 / постоянно кочуют в степи Хейхат и пленников, попадающих к ним, передают в руки ногай‑татар, живущих в земле черкесов, а те переправляют пленников в страну Крым.
Как‑то и я, ничтожный, в 1050 (1640‑41) году[260], в правление Ислам‑Гирей‑хана, вместе с Субхан‑Гази‑агой из Крыма, со ста тысячами татар, мчащихся словно ветер, с шестьюстами тысяч арабских коней‑аргамаков скакал двадцать дней и двадцать ночей до самого берега [Атлантического] океана. Мы совершили набег на страну короля шведов, разграбили и разорили ее и увели сорок две тысячи пленников. Надо сказать, что в ту пору кардаш‑казаки еще и в самом деле были братьями татар, именно с их помощью мусульмане – борцы за веру сумели дойти до Швеции и захватить трофеи.
Так что сей татарский народ является для стран, населенных неверными, словно бы великой моровой язвой: ведь этот татарский город Сарай появился в самом центре таких стран, и татары во все стороны скачут на конях, нападая на неверных. Однако на страну короля Москвы они [теперь] не нападают, ибо последний является их собственным королем.
Описываемый город Сарай расположен в таком месте, где зимы бывают исключительно суровыми, поэтому здесь нет никаких плодоносящих деревьев. Имеются, однако, ивы и тополя.
Слово об астрономическом положении пояса земли, где находится город Сарай Чингисхана. Мудрец, [проникший в суть] редкостного, тот, кто не может быть заподозрен в смертном грехе, путешественник Нового Света и землепроходец Старого Света писал, что в то время, [когда сказаны были] слова «мы победили», он нашел Новый Свет, а Старый Свет он исходил и осмотрел вдоль и поперек. Страну Московию он нашел в шестом и седьмом климатах, и место ее климатического пояса [оказалось] в стороне северо‑востока. Однако из‑за суровых зим, а также вследствие того, что "продолжительность ночи здесь 1 час, дня – 23 часа[261], это мрачный, как пора [первой утренней молитвы] шафиитов, пояс земли. Согласно его «Астролябии», сей город Сарай Чингисхана расположен в двадцать восьмом слое земного пояса «урфие»; ночь здесь длится 3 часа, продолжительность дня – 21 час. Его местоположение – 50°30', ибо здесь – оконечность шестого пояса и восточная сторона пояса «хакыкн», центром которого является Азов, что принадлежит дому Османа. Благодаря этому дом Османа имеет владения в семи поясах. Владения его в первом поясе – это места на экваторе, в стране Данакиль, что на Египетском острове[262]: / 818 / там имеются владения Египта. А владения дома Османа в седьмом поясе – на берегах реки Волги, через которую переправлялся Оздемнр‑оглу Осман‑паша. Итак, обладая крепостью Азов, дом Османа властвует над семью поясами земли, чего не удавалось еще ни одному могущественному падишаху. Да будет вечным до скончания времени владычество дома Османа! Оздемир‑заде Осман‑паша был даже правителем этого города Сарая.
|
По поводу счастливого основания города Сарая. Как повествуют древние звездочеты, счастливое основание этого города, по воле мудрого творца, произошло под знаком Скорпиона, Рыбы и планеты Марс. Поэтому он остается благополучным, несмотря на то что многократно бывал отстроен и снова разрушен. И каждый раз – поскольку город под знаком Марса – не было недостатка в мечах и крови. А вследствие его появления под знаком Рыбы население города, словно вода, склонно было растекаться во все стороны.
Здесь имеются неверные, весьма привычные к земледелию и хлебопашеству. В течение сорока дней они сеют, жнут и убирают урожай в амбары. Всегда на пятидесятый день идет снег. А одно киле проса дает [при сборе урожая] 70 – 80 киле; население в большинстве своем употребляет просо и выращивает его.
Молва о благодеяниях воды и воздуха. Вода здесь – из реки Волги, она проточная и полезная. Однако, из‑за того что климат здесь очень суровый, у большинства жителей искривлена поясница. Цвет лица у юношей и девушек – красноватый, лица воспаленные, отчего жители зачастую выглядят весьма пожилыми. Воинские части неверных в основном [состоят] из народа мужик. Они не воины‑богатыри, и если бы среди них не было хешдек‑татар, то этот город давно захватили бы калмык‑татары. По этой причине король Москвы каждый год посылает сюда все снова и снова по десять тысяч вспомогательного войска из народа мужик.
По поводу происхождения и отличительных черт короля Москвы. Происхождение этого короля Москвы возводится к Хушенг‑шаху[263], ко временам Менучехра[264], идет от потомков Дадиани из Грузии. Как только какая‑либо королевская ветвь прекращается без потомства, из банов страны Дадпанн приводят царевича и делают его королем Москвы. В его владении находится в общей сложности до девяти тысяч крепостей. Он владеет также несколькими тысячами городов и пригородов и деревень, причем все крепости, и города, и деревни являются наследственной вотчиной [московских] королей. Однако крепости прочих королевств, населенных неверными, не являются его собственностью. У каждой крепости / 819 / свой владелец. Поэтому каждую из крепостей [в отдельности] можно одолеть. Однако крепости этих падишахов Москвы, дома Османа, Хинда и Ирана – их собственность.
Эта описываемая страна Москва весьма велика. Она располагается в двух поясах земли. Однако из‑за суровых зим и мрачной погоды во многих ее местах сыны человеческие обитать не могут. Потому что владения ее – преимущественно степь Хейхат, Страна мрака, вплоть до Сверкающей горы и подножия гор Каф.
А из живых существ тут водится соболь, горностай, сторожевые собаки, черная лисица, молочно‑белая лисица, молочно‑белый соболь, зверь, от которого получают рыбий зуб, серая белка, заяц, [а также здесь выделывается] юфть.
Имеется множество рудников – золота семи сортов, серебра, меди, железа и прочих. Однако из‑за суровых зим здесь нет грецкого ореха, винограда и тому подобных фруктов. Но кое‑где в садах произрастают яблоки. На огородах же – множество дынь, арбузов и баклажанов.
По поводу древних гробниц города Сарая. Отметим, во‑первых, что почитаемые гробницы членов общины Мухаммеда и прочих пророков находятся вне города, в стороне кыблы. Среди них прежде всего назовем древнюю гробницу Хушенг‑шаха, находящуюся к югу от города, в земляном холмике, в отдалении от реки Волги. Ее почитают, говоря, что Хушенг‑шах был пророком мусульманского населения этой страны и наряду с этим – других мусульман. Все мусульмане хешдек‑татары также почитактт ее и поклоняются ей. Со всех четырех сторон она обнесена высокой стеной, точно крепость. Длина самой могилы – 70 шагов. В том конце, где голова, поставлен вертикально столб, который едва обхватят три человека. В том конце, где ноги, – колонка из белого мрамора. На этой колонке имеется своеобразная надпись, словно печать, и древним письмом изложены все обстоятельства жизни [покойного]: «Я был падишахом, который правил 40 лет, благоденствовал 500 лет и первым водрузил корону себе на голову».
Далее следует пространное описание короны Хушенг‑шаха и фантастическая история ее передачи от одного властителя к другому. Короной поочередно владели: Искандер Зулькарнейн, Ануширван, сын Ануширвана Хормузд,/ 820 / дадианский бан Менучехр, сын Менучехра Манджар (искаженно – Маджар) – будущий родоначальник венгров, австрийский король, турецкий султан Сулейман I, трансильванский князь Кемеиь Янош, австрийский король Янош, снова Сулейман I, австрийский король Фердинанд, который после получения короны Хушенг‑шаха стал именовать себя императором. / 821 / Эвлия Челеби якобы видел эту корону на голове австрийского императора во время своей поездки в Веиу в составе турецкого посольства.
Вот таковы происхождение, отличительные особенности и форма короны, которую Хушенг‑шах впервые надел на себя в этом городе Сарае. Очертания короны воспроизведены только на каменной гробнице Хушенг‑шаха, к которой мы совершили паломничество: это в самом деле корона Хушенг‑шаха, описанная нами во всех деталях, как нам довелось ее видеть в крепости Вене.
Затем мы совершили паломничество к погребенному вблизи гробницы Хушенг‑шаха его сыну Тахмурес‑хану[265]. Он погребен на лужайке, находящейся на берегу реки Волги, / 822 / близ обсаженной деревьями дороги. Размер гробницы по окружности – полных 70 шагов, она из камня. На этой гробнице вместе с перечислением [имен] отцов и дедон и указанием срока царствования [покойного] написан следующий тарих: «Срок его жизни был 420 лет. Он был человеком счастливым, родившимся под двумя знаками зодиака. Он садился на коня, на мула, на верблюда, грузил вьюки на быка и на буйвола. Спаривая кобылу с ослом, он выводил мулов. Он был человеком, который, спаривая друг с другом барса, борзую и ищейку, получал разнообразные породы собак: тараш, тула, араган. Это – бан Тахмурес, который охотился с борзыми, скулящими и воющими; он не остался в сем краю бренности. Он добывал предметы вооружения всякого рода: мечи, кинжалы, ножи. В Туркестане он построил город Нишу, Шабуристан и (застроил] весь Туркестан. Милосердие божье да будет над ним!» – так на каменной гробнице разборчивым почерком, со всеми подробностями, были изложены все его качества; они были высечены на мраморе.
Посещение гробниц предков татарских ханов. Паломничество к Толу‑хану. Он погребен в этом городе Сарае, у подножия стройного можжевельника. Однако могила его не слишком длинная. Неподалеку от него, на берегу реки Волги, в гробнице с высоким куполом похоронены Тугар‑хан и рядом его дед Манагарим‑хан. Эти упомянутые ханы все являются потомками Чингисхана. Все они скончались, пребывая в лоне ислама. А их предшественниками были шахи Хушенг‑шах и Тахмурес. Сей город Сарай, будучи столицей прежних ханов и находясь на берегу реки Волги, так разросся и сделался столь благоустроенным, что объехать его на скакуне из конца в конец можно было только за день. Здесь имеются такие образцовые строения, дворцы и высокие купола, каких нет в Египте, в областях Эсне, Асуан и Судан.
О причине разрушения города Сарая. В 690 (1291) году / 823 / у Тохтамыш‑хана появилось желание отправиться на войну[266]. С войском пять раз по сто тысячей нанес удар по острову Крым, по приобщившемуся к исламу Узбек‑хану[267], пребывавшему в Крыму, который еще не претерпел обращения в истинную веру. По велению Аллаха, Узбек‑хан был обращен в бегство; его земли были разграблены, разрушены и опустошены, после чего он пошел куда глаза глядят и прибегнул к защите Тимурленк‑хана. А могучий Тимур‑хан из уважения к Узбек‑хану прибыл из Мавераннахра с войском три раза по сто тысяч, состоящим из народов могол и богол, кайтаков, лезгинов, тюрков, туркмен и чагатайцев. Близ города Сарая – исходной точки выступления Тохтамыш‑хана – оба враждебных войска сошлись и столкнулись. С обеих сторон было выпущено много сотен тысяч стрел – вершителей судеб, исполнилась воля всевышнего творца, и Тохтамыш‑хан был обращен в бегство. Он прошел сквозь зубы мечей, стрел и луков двухсот тысяч воинов и в конце концов утонул в реке Волге. Тимурленк‑хан разрушил и опустошил город Сарай. Но с той поры город сделался таким благоустроенным, как это описано выше.
Впоследствии Тимур‑хан отправился с Узбек‑ханом в Крым, и первый милостиво вручил Крым под власть Узбек‑хана, который начал отстраивать страну. Что же касается Тимур‑хана, то он, переправившись через реку Днепр, разграбил и опустошил страны неверных: Польшу, Краков, Москву, затем через Дешт‑и Кыпчак благополучно и с добычей отправился в Мавераннахр. Такова причина разрушения города Сарая.
А во времена Чингисхана во всех концах Дешт‑и Кыпчак – то есть степи Хейхат – имелось 170 крупных городов. Ныне среди их руин разбивают свои стоянки и кочуют калмыцкие шахи – Тайша‑шах и Мончак‑шах с двумястами тысячами кочевых стойбищ. Все упомянутые города разрушил могучий Тимур‑хан.
В этом Дешт‑и Кыпчак, в местности, называемой Бештепе, на вершине насыпного холма имеется громадный толстый столб из мрамора. Его воздвиг в качестве памятного знака Тимур‑хан. На этом столбе записаны наименования всех разрушенных им городов и крепостей, имена восемнадцати падишахов, которых он подчинил своей власти, сделал послушными и покорными, помимо этого – имена еще восемнадцати падишахов, которых он низвергнул, заставил пешими скитаться / 824 / от стойбища к стойбищу. И Узун Хасана[268], шаха Азербайджана, он прогнал вместе с повелителем татар и также заставил бродить с места на место. Об этом также написано на мраморе, таков закон падишаха. [А потому] за отпечатками и рисунками тамг, которыми клеймят животных у разных племен и народов, все люди идут к этому столбу, осматривают его и берут себе отпечаток нужной тамги. Они просматривают также свод законов Тимур‑хана. Красивыми письменами на чагатайском языке здесь врезаны в землю – словно оттиском печати – родословная и свидетельство знатности Тимур‑хана.
И на высоком пороге каждой гробницы, на каменных плитах могил, отчетливым почерком написано: возраст и годы жизни обладателя могилы, его добрые дела и прекрасные свойства, перечислено все, чем он в своей жизни владел, что совершил, каким человеком был. То редкостные (памятники] удивительного народа.
Затем, получив подарки и подношения от хакпма города Сарая, мы приняли в помощь послу Москвы пять тысяч воинов с ружьями, на судах переправились на противоположный берег реки Волги в 47 милях вверх по течению и в продолжение десяти часов двигались берегом реки на запад. Претерпев жестокие холода в степи Хейхат, мы обозрели творения древности, достойные подражания.
|
|
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!