Железо в «бронзовых» Помпеях — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Железо в «бронзовых» Помпеях

2022-08-21 49
Железо в «бронзовых» Помпеях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Железо в Помпеях было. Бронза использовалась для украшений (в неоксидированном состоянии блестела, как золото), предметов быта и посуды. Как и сегодня, медные котлы и сковороды широко используются в гастрономии, а латунные краны в сантехнике. Из железа делали молотки, топоры, замки, дверные шарниры, засовы и задвижки. Их почему-то от посетителей не то что прячут, но не выпячивают. Считается, что литое железо по сравнению с кованым появилось гораздо позже, поэтому его в Помпеях никак не должно быть. Кое-что из металлических изделий мне удалось заснять. Например, шарниры ставней на вилле Мистерий, остатки замка с засовом на мраморной дверце одной из гробниц.

Сэр Уильям Гамильтон в свойственной ему лирической манере так описывает одну, весьма интересную находку: «Маленький дом и сад около Храма Изиды. Крытая галерея, поддерживаемая колоннами, идущими вокруг дома, как было общепринято во многих зданиях в Помпеях. Комнаты в общем очень маленькие, и в одной, где был найден железный остов кровати ( выделенно мной. – Авт.), в стене была сделана ниша, чтобы создать место для этого остова….»

А Вильям Гель пишет о находке на улице, лежащей между форумом и храмом Фортуны, «пары стальных ножниц, также зубчатого колеса, которое, должно быть, принадлежало некоторым разновидностям машины». Причем в оригинале у него не «iron – железо», а именно «steel – сталь»! Уверен, что не только я хотел бы взглянуть на это «зубчатое колесо» и «стальные ножницы» хотя бы одним глазком. Увы! К сожалению, ни о химическом составе изделий из железа, а может даже и стали, в Помпеях, ни о способах его обработки мне ничего выяснить не удалось.

Про километры свинцовых водопроводных труб я уже упоминал. Надо отметить, что вплоть до Средних веков олово от свинца не отличали. Плиний Старший различает свинец и олово, используя названия plumbum nigrum (черный свинец) и plumbum album (белый свинец). Кстати, название plumbum свидетельствует о главном применении свинца в древности – для закупоривания сосудов. Даже в XVI в. Г. Агрикола еще применяет аналогичную терминологию: у него plumbum nigrum – свинец, plumbum candidum – олово, a plumbum cinereum – висмут. Этот факт может с определенной долей уверенности служить для датировки металлических изделий по их химическому составу (монет, водопроводных задвижек и «тромбонов»). Не знаю, используется ли?

Мало кому известно, что в Помпеях был найден трос, сплетенный из бронзовых проволок с первоначальной длиной 4,1 м, который был разорван на две части. Его толщина составляет 25 мм. Трос состоит из 3 прядей по 15 проволок, свитых по спирали. Находится в Археологическом музее Неаполя (в запасниках, на всеобщее обозрение не выставлен).

О тросах в средневековье история умалчивает, вплоть до очередного озарения Леонардо да Винчи, который в манускрипте «В», лист 54, описывая конструкцию насоса, пишет: «Трос для верхнего подъемника должен быть проволочным из каленого железа или меди, иначе он будет недолговечным, а его проволоки должны иметь толщину тетивы». Ему вторит Агрикола в своей работе «De re Metallica» (1556), где он пишет о важности применения тросов в горнодобывающем деле. Потом происходит «блэкаут» на целых триста лет… Металлический трос был «заново изобретен» в Германии в 1834 году Юлиусом Альбертом.

Рис. 40. Оконные ставни виллы Мистерий. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 41. Металлический шарнир ставней. Вилла Мистерий. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 42. Мраморная дверца гробницы с железной ручкой. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Стратиграфия Помпей

«На основном грунте лежит 8 слоев наноса; первый из них, т. е. самый исподний, в 10 дюймов толщиною, состоит из мелкаго чернаго пепла и держит на себе около сажени лапилла, особенного рода хряща о крупинках скважистых и легких как пемза; третий, почти в два дюйма, состоит опять из пепла; за ним следует столько же лапилла, далее идет 20 дюймов пепла и 15 лапилла, наконец предпоследний слой – смесь золы с песком, имеетъ около 4 футов в толщину и покрыт такой же толщины пластом растительной земли» (В. Классовский).

Пласт продуктов извержения, похоронивших под собой Помпеи, вовсе не одинаков по своей толщине на территории Помпей и в их окрестностях, как думают многие, а достаточно сложен и довольно труден в интерпретации. Толщина слоя вулканического пепла, туфа и лапиллей, как снежным покрывалом накрывших город, действительно почти везде одинакова и составляет около 2,5 м. Зато последующие за этим пирокластические штурмы, вызванные обрушением эруптивной колонны, по аналогии со снежной лавиной, распределились неравномерно, заполнив влекомым за собой материалом низины и оставляя его у встретившихся на пути прочных препятствий. Соответственно, неодинаков по толщине и образовавшийся впоследствии слой плодородной почвы, частично нанесенный ветрами и намытый дождями, скапливающийся в основном на просевших над пустотами участках города.

На приведенных фотографиях, которые я сделал на крайней границе раскопок некрополя непосредственно у Пьяццо Амфитеатро, лежащей на современном уровне, хорошо видно, что над верхним слоем пепла и мелких камушек-лапиллей, похоронившим Помпеи, находятся незначительные наслоения последующих извержений вперемешку с очень тонкими слоями гумуса, и затем сразу идет современный слой гумуса толщиной 30–40 см. Если согласиться с версией гибели Помпей от «плиниевского» извержения 79 года, то где же тогда слой от, не менее значительного по свидетельствам современников, извержения 1631 года? У. Гамильтон чуть больше чем за двести лет до меня описывает почвенный слой примерно такой же толщины, делая акцент на все еще курящиеся местами источники мофете, характерные, по его словам, именно для извержения Везувия 1631 года:

 

Рис. 43. Среднестатистическая стратиграфия Помпей. Рисунок автора, ©2008

 

«Над слоем пемзы и сожженного материала, который покрывает Помпеи, есть слой хорошей почвы, толщиной приблизительно в два фута и в некоторых частях больше, на которой процветают виноградные лозы, кроме некоторых специфических пятен этого виноградника, где виноградные лозы подвергаются разрушению газом или мосете (мофете. – Авт.), как он называется здесь, который поднимается из-под сожженного материала».

 

Рис. 44. Стратиграфия. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Все это никак не похоже на двухтысячелетнюю стратиграфию. Что касается «многометрового слоя пепла, на века похоронившего Помпеи», то это – одна из легенд. После извержения город был вполне видим. Естественно, что восстановить его было непосильной задачей, и поэтому все, что «торчало» из пепла, было использовано по назначению. Обратите внимание на старые фотографии из Помпей. Нигде нет материала верхних этажей. Сохранилось лишь то, что упало в самом начале катастрофы и оказалось достаточно глубоко. В Амфитеатре и театре отсутствуют ступени почти полностью. Они же не испарились от пирокластического штурма? Пригодились для восстановления народного хозяйства. Это сегодня там полным ходом идет «реставрация», и сиденья-ступени туда устанавливают новые, по образцу и подобию. Свет провели, установили прожекторы. Оперные концерты проводят. Вот когда все, что можно было растащить, растащили, а потом еще пару раз Везувий сыпал «семечками», то через сто лет, когда решили заняться археологией, на этом месте уже и было только поле, но местное население все равно называло это поле Городищем. Вряд ли бы такое название продержалось 1500 лет.

 

Рис. 45. Стратиграфия. Помпеи. Фото автора, ©2007

Геркуланум

Как я уже говорил выше, Эрколано (Геркуланум) получил свое название только в 1969 году, отдавая дань версии историков, считающих, что раскопали здесь древний Геркуланум. А скорее всего, в связи с паломничеством туристов, дабы туристы не сомневались, на какой станции им выходить. До этого он назывался Ресина (Ретина). Новый поселок строился буквально на стенах погибшего, используя их в качестве готовых ленточных фундаментов, что хорошо видно на снимках. Видна также и идентичность материала новых строений с материалом старых. То есть новый город, судя по всему, строился на старом месте практически сразу же после извержения, а не через тысячелетия.

Стратиграфия здесь тоже очень хорошо видна. Пепел засыпал город на высоту человеческого роста. Потом был первый пирокластический штурм. В принципе – это просто раскаленные тяжелые газы. Сохранились двери, обгоревшие только в верхней части и благодаря этому сохранившиеся. Нижняя часть была скрыта пеплом и со временем сгнила. Все это было залито несколькими потоками вулканической грязи – лахара, как торт «наполеон», превратившийся позже в своеобразный бетон, законсервировав собой город. Наибольший слой, естественно, в самом низу, у береговой линии, откуда и сделан один из снимков с Везувием на заднем плане.

На одной из фотографий виден третий этаж зданий. По боковым стенам угадывается наличие как минимум четвертого этажа. Количество этажей можно примерно определить по отверстиям в стенах для балок перекрытий.

Рис. 46. Геркуланум. Вид сверху. Фото автора, ©2007

 

Рис. 47. Геркуланум. Стратиграфия. Фото автора, ©2007

 

Рис. 48. Геркуланум. Современное строение. Фото автора, ©2007

 

Рис. 49. Геркуланум. Вид со стороны моря. Фото автора, ©2007

 

Эпитафия

Об этой эпитафии действительно никто не имеет ни малейшего понятия, даже местные жители. В дирекции музея Помпеи на меня вытаращили глаза, когда я им показал распечатку с итальянского сайта. «Это что, исторический памятник? Странно, но мы ничего о нем не знаем!» Интерес к нему оказался настолько велик, что мне выделили машину с шофером, и мы отправились на поиски. Часа через два, проехав почти всю Виа Национале до Неаполя и обратно, поминутно останавливаясь и расспрашивая местных жителей, все-таки мы ее нашли!

Монумент, автором которого является Эмануеле Фонсея, граф Монтерей, был изготовлен в 1635 году из вукланического туфа и имеет две встроенные мемориальные доски. Верхняя, меньшего размера, установлена в память устроения дороги, ведущей из Неаполя в Калабрию, в 1562 году, во времена испанского вице-короля Перафана де Рибьера, герцога Алькалонского. Первоначально эта доска находилась на другом монументе, который был разрушен в результате извержения Везувия в декабре 1631 года. Впоследствии она была найдена и заняла свое нынешнее место. Ниже распложена доска большего размера, эпитафия, в память об ужасной катастрофе декабря 1631 года. Обе они – на латинском языке.

 

Рис. 50. Мемориальная доска строителям дороги 1562 года. Торре дель Греко. Фото автора, ©2007

 

«Эта дорога от Неаполя до Реггио, в прошлом печально известная из-за грабежей [набегов] и трудностей проезда по обожженным камням горы Везувий, была освобождена от засад, выровнена, выправлена и расширена, на деньги Провинции. Перафан де Рибейра герцог Алкала вице-король в году Господа 1562».

ЧЕРЕЗ 68 ЛЕТ 17 КАЛЕНДЫ ЯНВАРЯ (16 ДЕКАБРЯ)

В ПРАВЛЕНИЕ ФИЛИППА IV

С ДЫМОМ, ПЛАМЕНЕМ, РЕВОМ,

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕМ, ПЕПЛОМ, ИЗВЕРЖЕНИЕМ

УЖАСАЮЩИЙ, СВИРЕПЫЙ КАК НИКОГДА ВЕЗУВИЙ

НЕ ПОБОЯЛСЯ НИ ИМЕНИ, НИ ВЛАСТИ ТАКОГО ЧЕЛОВЕКА. ИБО

ПЫЛАЮЩИМ ПЛАМЕНЕМ ИЗ НЕДР,

ОГНЕННЫЙ, БУШУЮЩИЙ, ГУДЯЩИЙ,

СТЕСНЕННЫЙ ВОЗДУХ, ПРОБИВАЮЩИЙСЯ К ВЫХОДУ,

КОГДА ВЕРШИНА ГОРЫ БЫЛА НЕУДЕРЖИМО РАЗОРВАНА,

НА СЛЕДУЮЩИЙ ДЕНЬ ПРОРВАЛСЯ НАРУЖУ

ИЗ ОГРОМНОЙ ТРЕЩИНЫ, ИЗВЕРГАЯ ПЕПЕЛ ДО ГЕЛЛЕСПОНТА,

ТАЩА ЗА СОБОЙ В ДОВЕРШЕНИЕ СУДЬБЫ ПОТОК,

БЕЗЖАЛОСТНЫЙ ПОТОК,

СЕРНЫЕ РЕКИ, ПЫЛАЮЩУЮ СМОЛУ,

ПОЛНЫЕ КВАСЦОВ ГЛЫБЫ,

БЕСФОРМЕННЫЕ ОБЛОМКИ ВСЕВОЗМОЖНЫХ МЕТАЛЛОВ,

СМЕШАННЫЕ КРУГОВОРОТАМИ ВОД С ОГНЕМ,

И КЛУБЯЩИМСЯ ДЫМОМ С РАСКАЛЕННЫМ ПЕПЛОМ,

КОТОРЫЕ ИЗЛИВАЛИСЬ С ВЕРШИНЫ ГОРЫ ГИБЕЛЬНОЙ ЛАВИНОЙ.

ОН, ПОСЛЕ ТОГО КАК БЫЛИ ПОРАЖЕНЫ

РЕАТИНА И ПОРТИЧИ, В МГНОВЕНИЕ РАЗРУШИЛ, ПОРАЗИЛ, СЖЕГ

ПОМПЕИ, ГЕРКУЛАНУМ, ОКТАВИАНУМ,

ЛЕСА, И ВИЛЛЫ, И ЗДАНИЯ,

ГОНЯ ПЕРЕД СОБОЙ

СВОЮ ГОРЕСТНУЮ ДОБЫЧУ

И [ПРОДОЛЖАЯ] ТРИУМФАЛЬНОЕ ШЕСТВИЕ.

ПОГИБ И ЭТОТ МРАМОР, ГЛУБОКО ПОХОРОНЕННЫЙ,

ПАМЯТНИК ПРОСЛАВЛЕННОГО ВИЦЕ-КОРОЛЯ.

ЧТОБЫ ОН НЕ ПОГИБ

ЭММАНУЭЛЬ ФОНСЕКА И ЗУНИСА ГРАФ МОНТЕРЕЯ, ВИЦЕ-КОРОЛЬ,

С ВЕЛИКОДУШИЕМ К ОБЩЕСТВЕННОМУ БЕДСТВИЮ,

НА СВОИ СРЕДСТВА ПОЗАБОТИЛСЯ О ТОМ,

ЧТОБЫ БЫЛ ИЗВЛЕЧЕН КАМЕНЬ ЕГО СООТЕЧЕСТВЕННИКА,

ВНОВЬ ПОСТАВИЛ ЕГО И ВОССТАНОВИЛ ДОРОГУ,

В ТО ВРЕМЯ КАК ВЕЗУВИЙ ВСЕ ЕЩЕ ДЫМИЛСЯ И БЫЛ ГНЕВЕН.

В ГОД СПАСЕНИЯ 1635,

ПРИ ПРЕФЕКТЕ ДОРОГ

АНТОНИО СУАРЕС МЕССИА, МАРКИЗЕ ВИКО.

Рис. 51. Эпитафия погибшим от извержения 1631 года. Торре дель Греко. Фото автора, ©2007

 

Рядом с эпитафией стоит поясняющая табличка Культурной ассоциации «Прометей» города Торре дель Греко, бывшего Геркуланума…

 

Рис. 52. Табличка культурной ассоциации «Прометей». Торре дель Греко. Фото автора, ©2007

Христианство и Помпеи

Холодный пот выступил на лбах археологов, когда их взорам предстала надпись на стене: «Содом и Гоморра» (В доме IX.1.26).

«И три слова были найдены, которые, кажется, превращают разрушение Помпей в божью кару, – три простых слова, которые даже 2000 лет спустя заставляют нас задуматься: «Содом и Гоморра» [130].

Означает ли это, что уже в I веке н. э. жители Помпей были знакомы с Ветхим Заветом?

В книге доктора Пола Майера «Самые первые христиане» приводятся следующие результаты раскопок одного из домов в Геркулануме: «На втором этаже Casa del Bicentenario… есть ясные следы металлического креста, некогда висевшего на стене…» Доктор Майер делает следующий вывод: «Очевидно, крест является столь же древним символом христианства, как и рыба…»[131].

На стене действительно виден явный след от распятия. Под ним – тумбочка. Очень похоже на домашний алтарчик. Можно, конечно, предположить, что на стене висело зеркало или картина Леонардо да Винчи, но верится в это еще меньше. Куда же делось то, что висело на стене? Вариантов множество. Например: забрал с собой хозяин, в спешке выдрал из стены вместе с дюбелями самое ценное, что у него было, – образа и распятие, или же там погрели руки поздние гробокопатели.

В любом случае, из-за недостатка исходной информации трудно сделать однозначные выводы. Стоит отметить, однако, что самое древнее изображение распятия в Италии на коробочке из слоновой кости датируют 420 годом н. э. Поэтому считается, что распятие, как и крест, получают свое распространение не раньше Средних веков.

В Помпеях был найден и магический квадрат-палиндром ROTAS (CIL IV 8623), считающийся одним из признаков раннего криптохристианства. С этим квадратом у специалистов возникли некоторые проблемы. В частности, в нем встречается слово, похожее на кельтское, – AREPO, которое относят к более позднему периоду существования христианства, поэтому данный квадрат «списали» на все тех же мистических гробокопателей II–III вв.[132], которые, видимо во время перекуров от нечего делать, расписывали стены христианскими крестословицами.

ROTAS

OPERA

TENET

AREPO

SATOR

1 февраля 1756 Алькубиерре записывает в своем дневнике раскопок: «Один капрал с четырьмя юнгами продолжили работы и нашли дверную петлю, два гвоздя и 5 металлических стяжных скоб, с двумя кусочками свинца, а также керамическую лампу, с рельефным изображением креста» ( выделено мной. – Авт.).

То, что эта лампа христианская, ни у кого не вызывало сомнений. Проблема заключалась лишь в том, что аналогичные лампы, как считается, появились не ранее четвертого столетия, поэтому ее присутствие в раскопе, отнесенном к столетию первому, объяснили принадлежностью лампы уже «знакомым» нам своей рассеянностью ранним гробокопателям, случайно там ими забытой[133].

На стене дома неподалеку от театра (Regione VIII, insula 8) была обнаружена надпись:

«Methe Cominiaes Atellana amat Chrestum (c)orde (si)t utreisque Venus Pompeiana propi е tia et sem(per) concordes vivant»

Итальянцы перевели надпись так: «Methe Cominiaes di Atella ama Cresto; la Venere pompeiana di cuore sia benevole ad entrambi e vivano sempre concordi».

«Девушка Мете из Ателлы любит Хреста и обращается к Венере помпейской, чтобы она помогла им жить вместе долго и счастливо».

В немецком же литературном переводе этой надписи уже появилась «актриса» и «рабыня»…

«Die Schauspielerin Methe, Sklavin der Cominia, liebt Chrestus. Möge den beiden die pompejanische Venus von Herzen gewogen sein, und mögen sie stets in Eintracht leben».

Вот как! Уже можно писать роман…

Тогда как дословно следует перевести так:

«Мете (Мета) Коминес Ателланская [всем] сердцем любит Христа и, возможно, обеим Венера Помпейская соблаговолит всегда жить [т. е. всю жизнь прожить] в согласии».

В греческой мифологии Мете – вакхическая нимфа пьянства, собутыльница Диониса, бога умирающего и воскресающего, как и египетский Осирис. А может, это слово следует понимать буквально, не как имя собственное, но как нарицательную характеристику персонажа, которому посвящена эпиграмма? Тогда то, что Христ здесь имя возлюбленного, а не нового христианского бога – большой вопрос. Если не враждебное, то насмешливое отношение большей части населения к первым христианам хорошо известно.

Рис. 53. Одна из улиц Остии. Фото автора, ©2007

 

Помпеи и Остия. Два города, очень похожи друг на друга, и оба канули в Лету. Фотографии с раскопок Остии легко перепутать с фотографиями раскопок Помпей. Помпеи погибли в результате извержения вулкана, Остия, как считается, в результате землетрясения двести лет спустя.

Интересно, что не только Помпеи, Остию, но и Рим пришлось в свое время откапывать от «культурных», достаточно толстых, более 3 метров, наслоений, якобы накопившихся за 1600 лет. Но как же быть тогда с римскими дорогами, оставшимися на прежнем уровне не только в сельской местности, но и в самом Риме? В частности, знаменитая римская дорога Виа Аппиа в черте города плавно переходит в современный асфальт, не превратившись за тысячелетия в своеобразный городской туннель.

И еще, Остия находится всего в нескольких километрах от Рима. Если Остия погибла от сильного землетрясения, как мог выстоять соседний Рим? Может, причиной заката Рима были не набеги варваров, а сильнейший природный катаклизм, разрушивший в одночасье всю инфраструктуру, водоснабжение, коммуникации, вызвавший панику, огромные человеческие жертвы и, как следствие, через апокалипсис, обращение к христианству, чей пробил звездный час?

В античных источниках сомнительного происхождения Остия в связи с христианством упоминается неоднократно, не говоря уже о легендах, в которых первых христиан – мучеников, так или иначе, связывают с этим городом. Поэтому кажется особенно поразительным, что в Остии не нашли никаких археологических свидетельств новой веры, вплоть до условных слоев четвертого столетия. Создается впечатление, что город в это время оставался абсолютно языческим.

 

Рис. 54. Храм Антонина и Фаустины на римском форуме превращенный в церковь Св. Лоренцо. Фото автора, ©2007

 

В 1976 году за пределами Остии, в нескольких сотнях метров к югу от городской стены, была найдена Basilica di Pianabella, которую датировали четвертым веком. Скорее всего, исключительно на основании того, что под полом этой базилики находились 25 погребений, базилику отнесли к христианскому храму, просуществовавшему в этом качестве вплоть до девятого столетия. Получается, что не только в Помпеях первого века нашей эры, но и в Остии, которая «под брюхом» у папы римского, как минимум до четвертого века не замечено практически никаких свидетельств развитого христианства. А если еще и исключить найденную базилику сомнительного предназначения?!

Отсутствие явных признаков развитого христианства в Помпеях первого века н. э., естественно, ни у кого не вызывает никаких эмоций, но отсутствие таковых в городе, погибшем в начале века семнадцатого, – это уже чересчур! Но это только на первый взгляд кажется абсолютно невозможным. Известно, что король Неаполя Фердинанд I и его сын (будущий Альфонс II) были отлучены папой Иннокентием VIII от церкви, что, естественно, не способствовало распространению христианства в Неаполитанском королевстве на рубеже XV–XVI веков.

Первые церкви строились как сектантские, за пределами городов, на выселках, как базилика в Остии. Даже Ватикан в Риме находится за городской чертой. Поэтому в самих Помпеях, скорее всего, никакой церкви не было, а ближайшая церковь возникла при одном из береговых укреплений на побережье – Торре Аннунциате вместе с маленьким монастырем. В окрестностях Неаполя, в частности, мне не удалось найти ни одной церкви документально старше XVI века. Самая старинная церковь региона Chiesa della SS. Annunziata ai Cappuccini с прилегающим монастырем была построена в 1568 году.

В связи с этим вполне можно предположить, что христианство в XVI веке только лишь начинает укрепляться в качестве монопольной религии Западного полушария. Извержение Везувия, гибель тысяч людей как «божья кара» за лупанарии и многобожие, вне всяких сомнений, косвенно способствовали утверждению христианства в данном регионе. Процесс смены религии мог быть длительным, а может, благодаря природным катаклизмам, и скоротечным. Недаром на одной из гравюр над разбушевавшимся Везувием вдруг проявилась назидательная физиономия епископа.

 

Рис. 55. Юлианская (?) церковь близ Помпей. Фото автора, ©2007

 

Другой нюанс – это отсутствие в Помпеях привычных нам христианских символов. Мы привыкли к мысли, что христианские символы чуть ли не ровесники христианства, что апостолы разошлись по миру с крестами на плечах и с иконами под мышками и, переждав «непогоду» в катакомбах, в массовом порядке начали строить церкви. Но было ли так на самом деле? Обратите внимание на фотографии первых церквей, встроенных в бывшие языческие храмы. Водружались ли на них кресты одновременно с «подселением»?

Даже если так. В Помпеях были базилики, достаточно высокие, чтобы верхние их части оставались на поверхности после извержения. Может, там и находились кресты-символы, утилизованные последующими поколениями вместе с надземными стройматериалами. Если принять гипотезу широкомасштабного становления христианства только в XVI веке, то и неразвитость христианской символики, с какой мы сталкиваемся в Помпеях, вполне будет объяснима.

Кстати, для интересующихся зародышевым христианством в Помпеях, метрах в пятистах к северу от крепостных стен находится древняя церковь (Chiesa della Giuliana) весьма интересного архитектурного стиля, я бы даже сказал византийско-арабского, без крестов, очень обожженная и сегодня заброшенная. По внешнему виду эта церковь весьма похожа на четырехнефовую раннехристианскую крестово-купольную (в форме равностороннего креста) базилику. Своим фундаментом она стоит не выше первоначального помпейского уровня. Ни в одном из путеводителей и местных церковных инвентарях она, как ни странно, не упомянута.

Гладиаторские бои

Достаточно посмотреть на тяжеленные шлемы гладиаторов и вспомнить шпаги на помпейских фресках, чтобы любому не зашоренному историческими романами человеку стало понятно, что бои гладиаторов были не что иное, как шоу фехтовальщиков и шлемы им нужны были, чтобы в запале боя, не дай бог, кому-нибудь не отрезали ухо, не выкололи глаз и не сделали третью ноздрю. А были ли гладиаторские бои смертоубийством, а не шоу, типа американской драки гигантов «на публику» на ринге? А может, гладиаторами были преступники-убийцы, приговоренные к смертной казни или к пожизненному заключению, в случае победы получавшие помилование или передышку… до следующего поединка?

«Бои гладиаторов известны как связанные с убийством и потерей крови, но я думаю, что то, что мы видим, является военным искусством, которое ориентировалось на зрителя. Чтобы взволновать толпы вокруг арены, воюющие стороны, скорее, показывали свои навыки борьбы, а не сражение за их жизни», – сказал в одном из интервью профессор Стив Так, археолог из университета Майами.

Старейшим из сохранившихся амфитеатров считается Помпейский, с местами для 20 тыс. зрителей. Колизей был рассчитан на 50 тыс. Большое заблуждение думать, что изначально амфитеатры строились для кровавых спектаклей, на самом деле, это был цирк, где давались цирковые представления. Показывались экзотические звери: обезьяны, слоны и львы, которых доставляли из Африки с большими трудностями. Они были слишком дороги, чтобы их убивать. Те же Плиний и Плутарх описывают танцующих слонов, львов, гоняющихся за зайцами и приносящих их дрессировщикам. Так что кровавые бои гладиаторов – большой вопрос. А были ли они умышленно кровавыми или же просто сопряжены с неизбежными в любой силовой борьбе несчастными случаями? Известно, что первые боксерские бои в Англии для одного из боксеров на ринге часто заканчивались летальным исходом.

Нашему представлению о гладиаторах, в первую очередь, мы «благодарны» Голливуду с его фильмом «Спартак», снятым по одноименному роману Рафаэлло Джованьоли и другим «скандальным» историям. На самом деле, чтобы сражаться на арене для удовольствия публики, для зрелища, необходимо быть как минимум хорошо обученным и высококвалифицированным спортсменом и артистом. Чтобы зарезать друг друга, много времени не надо, стоит изловчиться – и «концерт окончен». Свидетельством тому – современные спортивные состязания фехтовальщиков, зрелище явно не для стадионов. С течением времени поэтому и были организованы самые настоящие школы гладиаторов. В них обучали и единоборству с хищниками, что больше всего нравилось публике. Кто выходил из оного победителем, становился самой настоящей звездой, обретал популярность и богатство.

К богатству и славе стремились не только рабы и низшие классы, но и представители высшей знати. Самый известный из них, например, был Коммодус, ставший впоследствии Цезарем, сын Марка Аврелия. Считается, что он провел 1000 поединков и его гонорары за поединок доходили до 500 000 сестерциев. Такие гонорары говорят сами за себя. Говорить о том, что на арене амфитеатров сражались военнопленные или провинившиеся рабы – все равно что согласиться с возможностью добровольно-принудительно поставить на коньки команду бомжей и алкоголиков и заставить трезвыми выступать в НХЛ.

Тема гладиаторов украшает фактически все римские артефакты, от ламп, драгоценных камней и глиняной посуды до крупномасштабных фресок. Изучая антикварную литературу о Помпеях, я нашел в них массу изображений помпейских фресок, которых сегодня уже нигде не увидеть. Там есть и конные гладиаторы со щитами и длинными копьями, совсем как средневековые рыцари, у некоторых даже шлемы с рыцарским забралом, в том числе и «одноглазые», устрашающе-смешные. А также сцены боев. Бои были и с быками, к шее которых на цепи привязывали бойцовую собаку, и с таким разъяренным тандемом приходилось сражаться. В одной руке у гладиатора изображена тряпка, практически похожая на ту, которой пользуется тореро. Ни на одной из этих фресок я не увидел сцены убийства одного гладиатора другим. Зато то, что я увидел на поясе гладиатора, найденного при раскопках в гладиаторских казармах, заставляет еще больше утвердиться в правомерности гипотезы гораздо более поздней гибели Помпей, чем I век н. э.![134]

Обратите внимание на одежду персонажей, рельефно изображенных на поясе гладиатора. Мужчина с косичкой, или даже в парике, вдобавок с явно не античным головным убором, похожим на треуголку.

Рис. 56. Украшения на поясе гладиатора из Помпей. ARACHNE Forschungsarchiv für Antike Plastik, Universität zu Köln

 

Гладиаторские бои… Кто знает, когда именно они были запрещены? Папы и в Средние века не гнушались подобными зрелищами, которые позже «смягчились» до боя быков и гладиаторы стали тореадорами.

Фердинанд Грегоровиус (1821–1891), писатель и историк, приводит свидетельства боя быков и турнира на манер гладиаторского, организованного римской знатью на арене Колизея 3 сентября 1332 года:

«Мы имеем описание этого боя быков; оно дает нам мимолетные очертания молодых людей и прекрасных дам, блиставших в тогдашнем римском обществе, и целое представление, подобно метеору, проносится перед любопытными нашими очами. Как и в античные времена, так и теперь распределялись сиденья по рангу. Знатные дамы сидели на крытых красным балконах, предводимые по кварталам тремя дамами, прекрасной Жаконой де Вико, Савеллой Орсини и одной дамой из дома Колонн. Народу предоставлено было занимать места как попало. Рыцари-борцы (приглашены были и иностранцы) носили на забралах цвета своих дам и девизы вроде следующих: «Я один, как Гораций; я Эней для Лавинии; я раб римской Лукреции». Орсини, Колонна, Савелли, Анибальди, Асталли, Капоччи Каффарелли, Конти, Патрески, Альтиери, Кореи, Манчини взошли на арену без лат, со шпагами и копьями. Каждый напал на своего быка. Бой был серьезный, на манер любого античного боя гладиаторов. Прекрасные дамы могли восторгаться безумным геройством своих поклонников и оплакивать 18 благородных юношей, лежащих пронзенными рогами быков на арене. Их предали торжественному погребению в С.-Мария Маджиоре и в Латеране. Столь смертоносная игра соответствовала дикости тогдашнего поколения!»

Грегоровиус сомневается в правдивости данного источника и подозревает, что он мог быть создан в XV столетии, когда непотами папы Сикста IV в Риме действительно проводились бои быков и различные турниры. Особенно сомнительна для него такая странная сохранность Колизея в 1332 году, считающегося практически полностью разрушенным еще тысячу лет назад. И в то же время Грегоровиус нисколько не сомневается в свидетельствах о гладиаторских боях Петрарки.

«В ту же самую эпоху даваемы были в Неаполе перед глазами двора кровавые бои гладиаторов, с отвращением виденные и описанные Петраркой» [135]

В Испании этот пережиток былых времен до сих пор процветает. В Барселоне, например, вы можете прямо на выходе из амфитеатра купить колбасу из убитого сегодня на арене быка.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.