Водовод инженера Доменико Фонтана в деталях — КиберПедия 

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Водовод инженера Доменико Фонтана в деталях

2022-08-21 67
Водовод инженера Доменико Фонтана в деталях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Если согласиться с версией, что водовод строился в еще свободном от продуктов извержения Везувия городе открытым способом, то при строительстве водовода в черте города Фонтана должен был столкнуться как минимум с тремя проблемами:

 

Рис. 61. План Помпей 18-го века с маршрутом водовода. ARACHNE Forschungsarchiv für Antike Plastik, Universität zu Köln

 

Рис. 62. Снимок Помпей из космоса с маршрутом водовода. Фото ©2008 DigitalGlobe

 

1. Помпеи стоят на древнем языке лавы, через который пробиться без буровзрывных работ невозможно. При высоте водовода в 2 метра и средней толщине грунтового слоя в Помпеях 3 метра, минус глубина фундаментов зданий, его прокладка становится похожей на ювелирную работу.

2. Фонтана должен был соблюсти необходимые уклоны, чтобы вода шла самотеком, но и не с большой скоростью.

3. Водовод нужно было провести в жилом городе, без нарушения его нормальной жизнедеятельности.

Участок водовода в Помпеях около 1700 метров, который Фонтана проложил под городом, соответствует топографии местности, ее естественным уклонам. Он был действительно гениальным инженером. Ему удалось решить все эти три проблемы! Остается ему только позавидовать.

Итак, рассмотрим маршрут водовода инженера Доменико Фонтана через Помпеи. В качестве исходных данных я имел при себе чертеж двухсотлетней давности, отражающий период раскопок на территории Помпей с 1755 по 1812 г. Благодаря этому чертежу мне удалось пройти там, где это было только возможно, практически по всему маршруту водовода, сделать снимки в ключевых местах и попытаться сделать привязку к снимкам Помпей из космоса.

Водовод попадает на территорию города, ныряя под современную железнодорожную ветку, проходящую вдоль остатков северо-восточной городской стены, в районе разрушенных и практически несуществующих сегодня ворот Сарно. Здесь, на участке Regio III, Insula 7 (здесь и далее я буду применять общепринятую нумерацию районов, кварталов и домов в Помпеях) находится его первый технологический колодец, почему-то огороженный от посторонних глаз щитами двухметровой высоты, заглянуть в который мне удалось только благодаря фотографиям из космоса.

 

Рис. 63. Колодец водовода у ворот Сарно. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Пройдя под восточной оконечностью Via dell’ Abondanza, водовод попадает опять же на закрытый для туристов участок Regio II, Insula 5, на котором находится опытный агротехнический участок с более, чем 4000 виноградных лоз и несколькими фруктовыми деревьями, посаженными в порядке эксперимента в оригинальную почву Помпей, своеобразно законсервированную длительное время под продуктами извержения Везувия. С этого участка удается получать более 100 гекалитров вина в год. Раскопки в этом квартале проводились уже в двадцатом веке, но почему-то он не был освобожден от лапиллей полностью. На момент гибели города здесь также находился виноградник и сад, в который был также доступ со стороны амфитеатра, и, видимо, зрители в этом саду имели возможность отдыха и дегустации вина в ожидании представления. Ранее предполагали, что здесь находится либо кладбище гладиаторов, либо скотный рынок. Отсюда и до сих пор часто встречающееся название этого квартала – Forum Boarium.

Здесь, за высокой стеной, находится второй колодец водовода и почти сразу, на расстоянии 20 метров от него по ходу водовода, некое странное сооружение, похожее на водяную мельницу. Лизелотта Эшебах[136] называет это сооружение «бурбонский водоподъемник». К сожалению она никак не обосновывает свое утверждение. Как известно, неаполитанские Бурбоны царствовали в Королевстве двух Сицилий в течение ста лет, с 1759 года по 1860-й, когда их низложил Гарибальди, с небольшим перерывом в 14 лет, связанным с их изгнанием из Неаполя Наполеоном в 1806 году. То есть Лизелотте Эшебах имеет в виду, что где-то в течение этого периода, уже после начала раскопок, был сооружен водоподъемник, снабжающий водой из водовода Доменико Фонтана окрестных фермеров? Но ни на каких картах Помпей ни бурбонского, ни более поздних периодов никаких колодцев ни тем более водоподъемников по пути следования водовода в пределах городских стен не обозначено!

Скорее всего Лизелотту Эшебах ввели в заблуждение и этот водоподъемник был изначально неотъемлемой принадлежностью водовода, специально сооруженный одновременно с водоводом для орошения виноградника и сада, предтечи нынешнего. Такое «неудобное» свидетельство, скорее всего, вовсе не собирались являть миру, оставив его нераскопанным островом до лучших времен. И если бы не две авиационные бомбы, упавшие рядом с водоподъемником в 1943 году и оголившие его стены, о его существовании никто бы и не догадывался. Этот квартал II.5. раскапывала с 1966 по 1974 археолог Вильгельмина Фиимстер Яшемски. Результаты раскопок были частично опубликованы в «American Journal of Archaeology»[137]. Мне пришлось купить этот отчет, состоящий из 7 страниц, в «JSTOR», «некоммерческой» организации, призванной помогать научному сообществу «сеять разумное, доброе, вечное». К сожалению, Вильгельмина Яшемски ни словом не обмолвилась в своем отчете на тему водоподъемника, хотя он ясно виден на ее же фотографиях. Весьма странно, не правда ли? Неужели ее, профессионального археолога, не заинтересовали назначение и предыстория такого из ряда вон выходящего сооружения?

Оказалось, что первые раскопки там проводились еще раньше, с декабря 1954 года по май 1955-го, Карлом Джордано[138]. Но результаты этих раскопок так и не были опубликованы, и добраться до них, несмотря на мои многочисленные попытки, мне пока не удалось.

Я обращался впоследствии за содействием к корифеям Помпей, в частности и к Пенелопе Андерсон и к Умберто Паппалардо, на что Пенелопа мне ответила вполне ожидаемо: «Sorry, can‘t help». Но Умберто, который прекрасно осведомлен обо всем, что скрывают от общественности в Помпеях, познакомивший меня с Марио Пагано, экспертом в истории проведения раскопок, и с вулканологом профессором Джузеппе Роланди, сказал мне буквально следующее:

«Дорогой Андреас, этот манускрипт не был опубликован и хранится у администрации музея Помпей. Нет никакого шанса получить его или снять с него копию. Так что если тебе удастся с ним познакомиться, ты будешь первым, кому это удалось».

Далее на своем пути водовод пересекает под поверхностью земли улицы Vicolo dell‘ Anfiteatro, виллу Giulia Felice (Regio II, Insula 4), Vicolo di Giulia Felice и проходит в виде открытого арыка в саду двора Casa della Venere in Conchiglia со стороны Palestra Grande (Regio II, Insula 3). Затем ныряет под улицу Vicolo della Venere и почти сразу же проявляется очередным колодцем у перекрестка улиц Via di Castrico и Vicolo di Octavius Quartio перед садовой калиткой дома II.2.2. Здесь хорошо видно, что водовод проходит на незначительной глубине непосредственно под поверхностью земли и его колодец снабжен каменными ступенямиконсолями, встроенными в одну из боковых стенок.

 

Рис. 64. «Бурбонский водоподъемник». Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

Этот открытый арык – одна из загадок водовода. Через него перекинут арочный мостик, ведущий к калитке в каменном заборе на заднем конце двора, и выглядит он так, как будто хозяин дома воспользовался водоводом, сделав его своеобразным украшением своего сада. Но тогда водовод должен был быть неминуемо засыпан пеплом в результате извержения? На самом деле вулканический пепел не обрушился на Помпеи всей своей массой в одночасье, а падал снегом со скоростью предположительно 15 см в час. Как известно, вулканический пепел, или пемза, не тонет, поэтому при такой скорости выпадения осадков вполне может быть унесен водным потоком, тем более на таком коротком открытом участке, каким является данный арык. Правда, за вулканическими осадками последовали несколько волн пирокластического штурма… Или же открытый арык – это результат работы археологов, частично вскрывших свод водовода в процессе раскопок? Как бы там ни было, водовод сохранял свою пропускную способность под Помпеями и после извержения.

Далее, пройдя под очаровательным летним триклинием (Regio 2, Insula 9), водовод «грубо» пересекает Via di Nocera. Это – единственное место на всем его протяжении, где он проложен с нарушением дорожного покрытия улиц. Затем он проходит под улицами Vicolo dei Fuggiaschi и Vicolo della Nave Europa, проявляясь колодцами во дворах домов I.14.10 и I.15.3, не задевая собой никаких строений.

 

Рис. 65. Снимок восточной части Помпей из космоса с маршрутом водовода и колодцами. Фото ©2008 DigitalGlobe

 

Рис. 66. Вид водовода в II.3.7. Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

Рис. 67. Колодец водовода у садовой калитки II.2.2. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 68. Водовод на Via di Nocera. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 69. Колодец водовода в I.14.10. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 70. Колодец водовода в I.15.3. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 71. Водовод в I.16.4. Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

В следующем квартале водовод заметен в летнем триклинии дома I.16.4, выступая от первоначального уровня пола. Покидая триклиний, он странным образом ухитрился попасть точно в дверной проем, не задев собой боковых стен.

Пересекая внутренний двор Casa degli Archi I.17.4, водовод исчезает в нераскопанном районе Regio I. Insula 18, для туристов недоступном. Правда, фотографии из космоса показывают, что на этой территории находятся как минимум еще два колодца водовода, причем один из них больших размеров и весьма похож на уже описанный «бурбонский водоподъемник». Есть основания предполагать, что между кварталами I.19 и I.10, который практически целиком занимает собой вилла Менандра, находится еще один колодец, сегодня полностью прикрытый металлическим листом.

 

Рис. 72. Водовод в I.17.4. Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

Не испортив собой шикарной виллы Менандра (Casa del Menandro), водовод преподносит сюрприз, а вернее, еще одно ключевое доказательство того, что водовод инженера Фонтана был построен «при жизни» Помпей. Да-да, еще один колодец, но какой! В переулке Vicolo del Citarista на тротуаре, прислонившись к стене виллы Менандра, находится колодец водовода с БОКОВОЙ ДВЕРЬЮ!

 

Рис. 73. Колодец водовода с боковой дверью в переулке Vicolo del Citarista. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 74. Колодец водовода с боковой дверью и окошком в I.3.10. Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

Следует заметить, что почти все колодцы водовода, предназначенные не для вентиляции, а для его технического обслуживания, снабжены консольными каменными ступенями, спускающимися НАКЛОННО, по диагонали, от поверхности ко дну. Это означает, что в колодцы спускались как в обыкновенный подвал. Если бы колодцы были шахтными, да еще и на глубину до 8 метров, то делать такие ступени никому не пришло бы в голову, заложили бы в стены металлические скобы одна над другой или же обошлись бы веревочной лестницей.

Следующий колодец на территории дома I.3.10 практически идентичен предыдущему. Тоже с боковым входом, да еще вдобавок и с окошком в одной из стен! Его венец сложен из стандартного «древнеримского» кирпича, переходящего в такой же стандартный помпейский туф, тщательно оштукатуренный снаружи. Спрашивается, как это удалось сделать рабочим, выкладывай они вертикальную шахту изнутри? А окошко им для чего под землей понадобилось?

Далее, на расстоянии 12 метров, находится следующий колодец, расположенный у термополия I.3.11, после которого водовод СТУПЕНЧАТО УГЛУБЛЯЕТСЯ под Via Stabia. На противоположной стороне этой улицы, в доме VIII.7.24 (Casa dello Scultore), находится еще один колодец, который мне, к сожалению, помешали обследовать «сопровождающие лица» и современная решетка на БОКОВОМ ВХОДЕ в колодец. О нем у Лизелотты Эшебах тоже есть упоминание вскользь: «…справа от входа, у лестницы, большой колодец над подземной системой цистерн». И снова она не показывает никакой связи колодца с водоводом, называя его некоей «подземной системой цистерн».

Пройдя под храмом Асклепии (Tempio di Asclepio), водовод вновь предстает нашим взорам во дворах храма Изиды (Tempio di Iside) VIII.7.28 и Palestra Sannitica VIII.7.29, прежде чем нырнуть под Via del Tempio d‘ Iside VIII.4.35.

Огибая на своем пути Edificio di Eumachia, водовод проходит под форумом вблизи храма Аполлона и тянется в западном направлении, покидая Помпеи. При выходе из Помпей водовод открывается Г-образным колодцем, сегодня открытым сверху, без крыши, со ступеньками и с боковым входом. Все это, естественно, закрыто решетками. Колодец этот находится в запретной для туристов зоне (точка N.1). Хорошо заметно, что стенки данного колодца были в свое время наращены как минимум на пару метров. Имеется целая цепочка таких колодцев за пределами Помпей, тянущаяся вдоль дороги Via Villa die Misteri вплоть до самой виллы Мистерий. Но обследовать другие колодцы мне не позволила всевидящая охрана.

 

Рис. 75. Колодец водовода в I.3.11. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 76. Вход в колодец водовода в VIII.7.24. Помпеи. Фото ©Jackie and Bob Dunn

 

Рис. 77. Колодец водовода в VIII.7.28. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 78. Поднятие дороги над водоводом у VIII.4.35. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 79. Снимок южных кварталов Помпей из космоса с маршрутом водовода и колодцами. Фото ©2008 DigitalGlobe

 

Рис. 80. Снимок театрального квартала Помпей из космоса с маршрутом водовода и колодцами. Фото ©2008 DigitalGlobe

 

Рис. 81. Снимок западной части Помпей из космоса с маршрутом водовода и колодцами. Фото ©2008 DigitalGlobe

 

Рис. 82. Снимок колодца водовода в точке N. 1. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Предварительные выводы:

На основании проведенной мной на местности рекогносцировки можно отметить следующее.

Маршрут исследованного водовода полностью совпадает с обозначенным маршрутом водовода инженера Доменико Фонтана на карте раскопок Помпей конца XVIII – начала XIX века. Строительный материал, из которого сделан водовод, идентичен строительному материалу самого города, в частности, для колодцев и сводов местами использовался обожженный кирпич стандартных в Помпеях размеров. Насколько мне удалось «просочиться» сквозь решетки… Все изнутри тщательно оштукатурено. Штукатурка держится до сих пор, если водовод, конечно, уже в наше время основательно не ремонтировали. В колодце в I.3.11 видно, что водовод заглубляется на пару метров, перед тем как пройти под улицей Via Stabiana. Согласитесь, что, если бы Фонтана строил водовод в мертвом городе, ему незачем было бы это делать.

 

Рис. 83. Внутренний вид колодца водовода в точке I.3.11. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Глубина залегания водовода незначительна по отношению к нулевому уровню Помпей, и, за малым исключением, водовод везде проходит под улицами, стенами домов, аккуратно огибая более-менее значимые культовые сооружения. Смотровые колодцы выполнены весьма качественно, в местах паломничества туристов они сегодня аккуратно окантованы новым кирпичом, положенным «на ребро», закрыты металлическими решетками или даже сплошными металлическими щитами-люками и находятся вровень с дорожным покрытием или же грунтом. Во дворах стены колодцев выложены просто из камня и возвышаются над уровнем земли на высоту до полуметра. Конструкция и внешний вид водовода не оставляют никаких сомнений в том, что водовод был большей частью построен не шахтным методом горизонтальной проходки, но траншейным способом, с выемкой грунта, кладкой стен и сводов «в клин» на кружала под открытым небом.

Колодец храма Изиды

Рис. 84. Фотография храма Изиды, XIX век. Помпеи. Фото Giacomo Brogi, из книги Mau, August «Pompeji in Leben und Kunst». Leipzig: W. Engelmann, 1909

 

Рис. 85. Храм Изиды. Помпеи. Современное состояние. Фото автора, ©2007

 

На фотографии конца XIX века с храмом Изиды можно увидеть первоначальный вид одного из колодцев водовода, он – на втором плане, за колоннами. На «трубу Титаника» он явно непохож. Нет этих труб и на рисунке Пиетро Фабриса ок. 1770 года, сделанного им в процессе раскопок храма. А на более ранней гравюре Франческо Пиранези XVIII века хорошо видно, что колодец изначально имел боковые скосы, видимо закрываемые крышками-дверцами, типичными для городских и деревенских колодцев. Видно, как в колодец с любопытством заглядывают люди. Скорее всего, эти самые скосы косвенно способствовали снижению нагрузки вулканических выбросов на крышки колодца и водовод сохранил свою работоспособность после извержения.

При большем увеличении видно, что колодец снабжен литерой «F», которой Пиранези в сноске дает следующее пояснение: «Колодец с двумя окнами, покрытыми подвижными крышками, куда бросали пеплы жертв».

 

Рис. 86. Храм Изиды. Гравюра Франческо Пиранези, XVIII в. Помпеи. SCHOLA ITALICA PICTURAE, Vol. 23. Page. 8, COE Center for Research on Pictorial and Cultural Resources, The University of Tokyo (UT-PICURE)

 

Рис. 87. Гравюра Франческо Пиранези. Увеличенный фрагмент. SCHOLA ITALICA PICTURAE, Vol. 23. Page 8, COE Center for Research on Pictorial and Cultural Resources, The University of Tokyo (UT-PICURE)

 

Думаю, что стоит обратить особое внимание на этот факт. Предполагаю, что крышки колодца были деревянными. Бронзовые, свинцовые, бетонные, титановые и т. п. – более чем сомнительно. Материал был подручный, дешевый, и крышки были функционально способны раздвигаться или же просто подниматься. Как долго может храниться дерево в агрессивной среде и во влажных условиях? Полторы-две тысячи лет? Верится с трудом. Если учесть, что в Геркулануме (Ресине) все что не сгорело, сгнило, а крышки колодца были подвержены влаге не только сверху, но и снизу от испаряющейся воды, то единственное объяснение тому, что их откопали еще целыми в XVIII веке, – это то, что они не так уж и долго пробыли под землей. Скажем, сто лет для дерева, чтобы сохраниться в неблагоприятных условиях, более правдоподобны, чем 1700, не правда ли?

О том, что при раскопках храма Изиды рабочие наткнулись на крышки колодца, отмечено и в дневнике раскопок.

«Продолжая раскопки в храме Изиды, в том, уже ранее раскопанном месте, после удаления лапиллей, было обнаружено сооружение, которое можно было принять за надземную часть (венец) колодца, если бы он не встретился накрытым крышкой, на дне которого были найдены сгоревшие плоды. Будучи близко к поверхности, этот уровень не мог быть древним, но из прилегающего (к колодцу) в этом месте канала, доставляющего воду к пороховому заводу, проникает столько воды, что копать глубже невозможно».

Следует отметить, что максимально близкий по смыслу к первоисточнику перевод данного абзаца со староитальянского языка дался мне нелегко и вполне может быть оспорен филологами. Разумеется, одну и ту же фразу можно перевести порой с прямо противоположным смыслом. Все зависит от контекста. А контекст – таков. Представьте себе, что вы археолог XVIII века, твердо уверенный, что раскапываете античный храм (кстати, слово «античный» в итальянском языке означает просто «старинный, древний»), и натыкаетесь на колодец, снабженный открывающимися крышками. Видимо, в Италии того времени не было принято закрывать обычные водяные колодцы крышками, поэтому у вас возникает предположение, что колодец на территории храма может быть частью жертвенного культа. Вы знаете, что за сто лет до вас через Помпеи был проложен водовод, снабжающий водой мельницы в Торре Аннунциате, но предположить, что данный колодец напрямую связан с этим водоводом и является его неотъемлемой частью, вам и в голову не может прийти. Тот факт, что водовод «passando accosto» – проходит близко, но переводится одним словом – «находится», а на самом деле пересекает «жертвенный» колодец прямо под поверхностью земли, кажется вам забавным совпадением. По идее «античный» колодец должен быть гораздо глубже, но вы не можете это проверить, так как мешает вода «tant‘acqua» – потоки воды, которые могут как сочиться, так и прорываться – «trapelata». Такой уж этот итальянский язык многозначный.

То, что данный колодец не есть священный, отражено во множестве других ранних описаниях храма Изиды, в частности так пишет Ричард Кольт Хоэйр:

«Помпеи имели, конечно, свои гражданские и религиозные здания. Храм, посвященный Изиде, хорошо сохранился, украшенный барельефами в штукатурке: подъем – по ступенькам к основному алтарю. Около храма, слева, другой маленький храм, украшенный также барельефами в штукатурке, и предполагается, что (он) скрывает священный колодец: напротив него есть еще колодец, через который течет поток воды ( выделено мной. – Авт.)…» [139]

А, например, в книге Горо фон Агьягфальва (1786–1845) 1825 года по этому поводу написано ясно: колодец над подземным каналом, проведенным в 1592 году:

«Колодец над подземным каналом, который, как уже упоминалось на странице 23, был выкопан в 1592, чтобы провести воду из реки Сарно через Помпеи в Торре дель Анунциата».

Колодец водовода Фонтаны на территории храмового комплекса Изиды был первым из раскопанных колодцев на территории Помпей, поэтому во времена Пиранези еще не догадались, какую угрозу таят в себе эти колодцы для официальной версии гибели Помпей в незапамятные времена. Тем самым первые исследователи невольно подтверждают мое предположение, что вначале колодец был без всякой задней мысли принят за неотъемлемую часть храмового комплекса Изиды.

До начала раскопок ни одной колодезной шахты на ранних топографических картах Помпей не отмечено, потому что все остальные колодцы на территории города были обнаружены только в процессе дальнейших раскопок, большей частью уже в XX веке. Если бы Фонтана прокладывал водовод под многометровой толщей, то и колодцы бы были многометровыми. Они, безусловно, были бы обозначены на топографических картах. Колодец у храма Изиды являет собой характерный пример, какова была ситуация с колодцами на начало раскопок. В XVIII веке они еще выглядели как обыкновенные городские колодцы с наклонными в обе стороны крышками или же снабжены ступеньками и боковым входом бункерного типа, в XIX они же почему-то уже со срезанным верхом, в XX на путях паломников-туристов надземная часть отсутствует вовсе. В недоступных для туристов местах еще сохранились остатки их надземных частей.

На фотографиях конца XIX века колодец еще в первозданном виде. Правда, уже без крышек[140].

Путеводитель по раскопкам Помпей Никколы Пагано, изданный в 1868 году, описывая храм Изиды, походя замечает, что «у открытой части остатков аркады – колодец канала реки Сарно» [141].

Эрнест Бретон в 1870 году, когда уже разобрались, что колодец, скорее всего, не есть жертвенный, тем не менее продолжает лукавить:

«…Возвращаясь к фасаду святилища, находим спереди от него отдельно стоящий жертвенник, на котором сжигались жертвы, костные останки от которых были найдены смешанные с пеплом. Этот алтарь не расположен на оси святилища, а вынесен влево, либо чтобы оставить место для церемониальных процессий, либо для исполнения неких религиозных обрядов. Направо, симметрично алтарю, древний колодец, который сегодня служит для осмотра канала Сарно, проложенного Доменико Фонтана. В момент его расчистки он был наполнен черным пеплом, который, по-видимому, образовался от сожженных плодов. Этот колодец действительно мог быть обыкновенной, отгороженной от греческого храма, шахтой для приема пепла жертвоприношений».

А к концу XIX века с колодцами разобрались настолько, что к нашему времени потихоньку «отреставрировали» почти все обнаруженные колодцы «до нуля».

 

Рис. 88. Крупный план колодца у храма Изиды. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Тот факт, что археологи в своем дневнике, описывая раскопки колодца, который они обнаружили, натолкнувшись на его крышку, привязывают его к храмовому ансамблю в качестве «утилизатора» жертвенных остатков, – вполне объясним. Естественно, что черная грязь на его дне так и воспринимается. Ее не смогли толком исследовать, мешала не «сочившаяся вода», а поток воды. Я даже допускаю, что так оно и было и что жрецы храма, экономя на муниципальных сборах на вывоз мусора, ничтоже сумняшеся ссыпали сметенную с неподалеку находившегося жертвенника золу в только что отстроенный колодец водовода, с глаз долой и богам не обидно. Я вполне допускаю, что археологи там нашли обгоревшие фрукты, как и череп курицы, остатки стеклянной вазы и несколько бронзовых медалей (все эти предметы перечислены в журнале раскопок), которые, видно, тоже кто-то принес в жертву, но это вовсе не исключает само по себе возможность попадания этих предметов не в жертвенный колодец (я не слышал о наличии таких ни при каком другом античном храме), а в смотровой (технический) колодец водовода. Мало ли кто чего в колодцы бросает? Кроме того, обгорелые фрукты вполне могли быть принесены туда потоком воды с верховий реки Сарно. А если говорить про «античное дно», до которого не смогли докопаться археологи, то нужно задаться и вопросом: что было раньше, курица или яйцо? Если Фонтана вслепую наткнулся на уже существующий колодец, то, наверно, фрукты там уже были и вряд ли они бы достались археологам, их бы съели очумелые от нехватки кислорода шахтеры-проходчики!

Можно, конечно, допустить, что эти колодцы были сделаны археологами специально для туристов в наше время, причем точно в узловых местах (изменение направления, перепад высот). Но я склоняюсь к более разумному варианту, а именно, что колодцы являются неотъемлемой частью водовода и несут (несли) технологические функции: вентиляция, очистка. Точно так же, как и современные нам колодцы доступа к городским подземным коммуникациям. Кроме того, трудно себе представить, чтобы Фонтана, подобно червю, прокопал помпейский холм лопатой и киркой на длину около двух километров без принудительной вентиляции в вулканическом грунте, да еще и не по прямой и с поразительным соблюдением уклонов.

Как известно, храм Изиды окружала колоннада с наклоном крыши внутрь дворика. Эта крыша была оборудована водостоками, по которым дождевая вода поступала в водосточную канавку, проходящую по всему периметру дворика рядом с колоннами. На чертежах храма, сделанных в конце XVIII века, хорошо видно, что водосточная канавка имеет связь с колодцем, куда, собственно, и поступала вся дождевая вода с крыш колоннады храма. Это означает, что функцией данного колодца, помимо вентиляции водовода, была не «утилизация жертвенных останков», а обыкновенная ливневая канализация.

Русский ученый Алексей Левшин, посетивший Помпеи в 1839 году, был явно сконфужен противоречивыми толкованиями местных ученых о культовом предназначении данного колодца, имеющего явную связь с водоводом:

 

Рис. 89. Увеличенный фрагмент чертежа Пиетро Пиранези храма Изиды. Помпеи. LE ANTICHITÀ DELLA MAGNA GRECIA. PARTE II, Vol. 28. Page 26, COE Center for Research on Pictorial and Cultural Resources, The University of Tokyo (UT-PICURE)

 

Рис. 90. Комплекс храма Изиды. Реконструкция. ©Steve Haasis

 

«При входе в атриум, на правой стороне, виден колодезь, или бассейн, наполнявшийся водою, проведенною из реки Сарно; полагать должно, что в него бросали золу сожженных жертв, потому что в нем найдены разные остатки жженых фиников, каштанов, орехов и проч». [142].

Но предположим, что историки правы и колодец у храма Изиды служил древним в ритуальных целях, то есть являет собой религиозный памятник, просуществовавший в первозданном виде как минимум до конца XIX века. Но тогда скажите мне, пожалуйста, какие варвары от науки снесли этот принципиальный, единственный в своем роде атрибут религиозного культа древних?

Какие цели преследуются, когда в Помпеях сознательно видоизменяют и даже разрушают памятники древности?


Поделиться с друзьями:

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.085 с.