Медицинские и инженерные инструменты — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Медицинские и инженерные инструменты

2022-08-21 59
Медицинские и инженерные инструменты 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Помпейские инструменты практически неотличимы по форме и технике исполнения от современных, разве что из бронзы. Уголок с идеальным прямым углом, циркули, пинцеты, зубоврачебные инструменты, скальпели… Обратите внимание на резьбу гинекологического инструмента (Speculum uteris). Без токарного станка? Насколько мне известно, винты с четырехгранными гайками появились к концу эпохи Возрождения, и делали их только вручную – напильниками или надфилями. Первый проект станка для производства винтов предложил в 1569 году Бессон (Франция). Но применил идею Бессона на практике часовщик Хиндли (Англия) только в 1741 году.

Рис. 18. Инженерные инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 19. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 20. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 21. Медицинские инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

От Леонардо да Винчи (1452–1519) сохранился эскиз более совершенной машины – прообраза токарно-винторезного станка, в которой шаг нарезаемого винта можно было изменять подбором комплекта шестерен, резец находился не в руках, а в жестком суппорте, и в отличие от древних лучковых станков использовалось постоянное направление вращения. То есть говорить о винтах такого качества, которое я видел в Неаполитанском музее, раньше конца XV века не приходится. Более того, на одном из интернет-сайтов мне попалась информация, что в Америке, в Американском национальном историческом музее, хранятся аналогичные гинекологические инструменты из Помпей, где центральный винт инструмента описывается как стальной. Может, американцы, как обычно, что-то напутали, а может, и нет и винт действительно стальной. Сталь в I веке н. э.? Вот незадача…

Сплавы из стали, используемые в хирургии, имеют историю более 300 лет. Первое упоминание датируется 1666 годом, когда Фабрициус, медик-хирург, впервые использовал стальные кольца для фиксации перелома, но бронзовые медицинские инструменты преобладали в медицине вплоть до начала двадцатого века, пока не появилась легированная хромом, нержавеющая хирургическая сталь. И это понятно. Оксидированная медь и сплавы из нее менее опасны для здоровья, чем ржавое железо.

В. Классовский, посетивший Помпеи в 1847 году, писал: «В доме, приписываемом хирургу открыт прибор хирургических инструментов, тем более достойных внимания, что между ними некоторые, как думали дотоле, изобретены только в последнее время светилами новейшей оперативной медицины» ( выделено мной. – Авт.).

Вплоть до наших дней профессиональные повара пользуются медными котлами и сковородами, как и их коллеги пивовары и винокуры. То же самое можно сказать и о чертежных, столярных и прочих измерительных приспособлениях и приборах. До начала двадцатого века подавляющее большинство из них было изготовлено из бронзы.

Музыкальные инструменты

Д. Рогаль-Левицкий в своей книге «Современный оркестр» пишет, что в 1738 году при раскопках Помпей (скорее всего имеется в виду Геркуланум. – Авт.) были обнаружены два превосходных тромбона, выкованных из бронзы и с золотыми мундштуками. Неаполитанский король подарил один из этих тромбонов присутствовавшему при раскопках английскому королю, и, по преданию, сохранившийся с тех пор, этот древний античный тромбон все еще хранится в собраниях Виндзорского замка[116]. Изогнутые трубы с подвижной частью трубки были уже известны в IX столетии. Именно эти «раздвижные» трубы и суть подлинные тромбоны, названные современниками сакбутами. Слово «сакбут» – старофранцузского происхождения. Состоит оно из двух глаголов – sacquer и bouter, где первый значит «тащить с подергиваньем», а второй – «толкать». Однако англичане, у которых это старинное название тромбона сохранилось чуть ли не до сих пор, оспаривают французов и утверждают, что «сакбут» IX века не есть тромбон и что подлинный «сакбут» возник лишь в XIV веке в Испании, где это наименование и встречается впервые в соответствующих литературных источниках. Именно из Испании в начале XV столетия это наименование проникло во Францию, а уже оттуда, к концу века, и в Англию.

Будь то тромбон или сакбут, все равно, он хоть и изготовлен из медного сплава, но технология его изготовления и технология изготовления чеканки на восточном базаре – не одно и то же. Во-первых, толщина медного листа для музыкальных инструментов составляет, как правило, около 0,5 мм. Литьем это не сделаешь, можно чеканить, но не будет равномерной толщины, а следовательно и звука. Во-вторых, сам раструб делается не клепкой и пайкой, но исключительно прессованием на специальной заготовке. Для этого требуется как минимум винтовой пресс. В-третьих, я точно не знаю, как в древности из меди вытягивали полые тонкостенные бесшовные трубки, но их еще надо ухитриться согнуть, что само по себе – искусство. Один из вариантов – это заливка свинцом, гнутье на гибочном столе с последующей выплавкой свинца «обратно». И здесь – еще одна загвоздка. Температура. Медь – капризный материал. Если мне не изменяет память, температура нагрева при этом не должна превышать 475 °C, чуть больше – все насмарку. То есть я хочу сказать, что всему – свое время и свои технологии. Поэтому, пока не было наработано технологий, все «медные» музыкальные инструменты делались из дерева, даже саксофоны. Литьем тромбона не сделаешь – получится колокол. Процесс изготовления тонкостенного духового инструмента, его раструба, кулисы, гнутье трубок невозможны не только без соответствующего уровня развития технологии, но и без определенной инструментно-станочной базы.

Ярослав Кеслер в статье «Оркестр цивилизации» (www.newchrono.ru) утверждает, что становление технологии изготовления музыкальных инструментов, предопределившей появление современной музыкальной культуры, традиционно ведущей свой отсчет с XVII в. и мало чем с тех пор изменившейся, началось не раньше чем с XVI в. Не согласиться с ним в этом трудно.

К сожалению, тромбон я не нашел. Во всяком случае, в экспозиции музея он не представлен. Но и то, что представлено, не менее интересно. Портативный орган, близкий по своей конструкции к своему средневековому портативному аналогу, блок-флейты (одна из них серебряная), цимбалы, систры (нечто среднее по звуку между треугольником и марокассами). Что-то весьма похожее на тромбон, однако, можно увидеть на одной из помпейских мозаик музея, с леопардом.

Для сравнения, интересны замечания об этой коллекции музыкальных инструментов путешественников XVIII века. В частности музыкального историка Чарльза Берни (1726–1814):

«Сегодня я осматривал королевский музей в Портичи, где я намеревался исследовать древние инструменты и манускрипты, которые были весьма важны для моей истории. В третьей комнате этого странного кабинета, где находятся древние хирургические инструменты, я нашел и музыкальные: три систры, а именно две с четырмя стержнями из бронзы и одну с тремя; различные кротолы (испанский тамбурин), или цимбалы; барабаны басков; сиринга (свирель) с семью отверстиями и большое количество разбитых флейт слоновой кости. Самый странный из всех этих инструментов – разновидность трубы. Примерно год назад найденная в Помпеях, она частично поломана, только все же не настолько, что уже нельзя было представить форму целого. Там еще видны остатки 7 маленьких дудочек из кости или слоновой кости, которые вставлены в такое же количество других из бронзы, все той же длины и диаметра, их окружают большие трубы и, кажется, исходят в один мундштук. Некоторые из маленьких одинаковых дудочек разбиты, и также те из слоновой кости. Будет естественно предположить, что в них дули одновременно и все они были настроены друг с другом в унисон, а меньшие звучали на октаву выше, чем большие. Обычно этот инструмент носили через плечо. Этот странный вид трубы был найден в помещении для сторожей и является, судя по всему, настоящей Clangor Tubarum ( римская военная труба. – Авт.)» [117].

 

Рис. 22. Мозаика с леопардом. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото René Seindal ©2005

 

A еще, пусть и не музыкальный инструмент, водозапорный кран! Практически точно такой же сегодня можно приобрести в любом магазине сантехники. Такие краны и более крупные задвижки встречаются в Помпеях повсюду. Краны, если верить описанию, представляют собой герметичную конструкцию из трех частей: корпуса, втулки со сквозным отверстием и притертого к ней запорного цилиндрического вентиля. Помпейские краны были почти нерегулируемы и выполняли роль задвижек. Трудно себе представить, что такое можно сделать при помощи примитивных инструментов. Неужели такие вещи могли делать в I веке н. э., а потом «вдруг забыли», как это все делается, на полторы тысячи лет, чтобы потом изобретать велосипед заново? Нет уж. Водопроводный кран на коленке не сделаешь и молотком с зубилом не обойдешься. Это вам любой технолог скажет. Статую отлить – гораздо проще, принцип такой же, как и у колоколов (я не имею в виду здесь мастерство художника). По фотографии непонятно, но очень похоже, что сам корпус выполнен не из бронзы, а из черного металла. Сварные швы не видно. Скорее всего – чугун (литье). А это – дело XVI века, не раньше, да и то, с большой натяжкой. Кроме того, сама бронзовая задвижда явно выточена на токарном станке. На это указывают и характерные кербунги – следы осевого закрепления заготовки. Для задвижки важна идеальная подгонка поверхностей. Иначе работать не будет. Напильником же такое не сделаешь. Кстати, такая комбинация (чугун-цветмет) до сих пор используется в современных задвижках. Почему? Сами догадайтесь.

 

Рис. 23. Музыкальные инструменты. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 24. Водопроводный кран. Помпеи. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Подводящие и магистральные трубы в Помпеях были свинцовыми, клеймеными по стандарту, что указывает на организованное промышленное, а не кустарное, производство. И где они брали столько свинца? Кстати, в Англии до сих пор во многих старых домах, кто не знает, трубы тоже свинцовые. Профессор Канадского университета в Гуэльфе Вильям Джеймс в своей работе «Исторические перспективы развития городского водоснабжения» отмечает удивительную похожесть, при разнице в 1500 лет, древнеримских водопроводов со средневековыми. Они также делались из высверленных стволов деревьев, керамических и свинцовых труб, причем последние получают широкое распространение только начиная с XV века. Возникает вопрос, а чем высверливали древние римляне стволы деревьев, если устройство для этого появилось в начале XV века, и опять благодаря очередному прозрению Леонардо да Винчи? Коловорот, вроде как, тоже не ранее XIII века во Фландрии отмечен.

Вообще же система водоснабжения Помпей и сегодня вызывает восхищение своей инженерной продуманностью. Из водораспределительной станции у Везувианских ворот, в наивысшей точке города, вода самотеком по трубам поступала к нескольким локальным водонапорным башенкам для снижения избыточного давления в системе и промежуточного накопления воды для каждого квартала. Из водонапорных башенок водой обеспечивались близлежащие дома и общественные колонки. Такого рода водонапорные башенки в действии можно и сегодня увидеть в Палермо, Константинополе и во множестве других древних, большей частью мусульманских, городов Средиземноморья. Вода в Помпеях, что называется, «текла рекой». Вероятно, так было не всегда, если учесть, что в Помпеях есть и, глубиной до 30 метров, колодцы, героически пробитые сквозь несколько слоев лавы до водоносного горизонта. Вода в них бактериологически чистая, но чрезмерно насыщена минеральными солями, с тяжелым запахом и к продолжительному употреблению не пригодна.

 

Рис. 25. Водопроводная задвижка. Помпеи. С официального интернет-сайта SOPRINTENDENZA ARCHEOLOGICAL DI POMPEI

 

На интернет-сайте Istituto Tecnico Statale Geometri «B. Tallini» (http://www.liceoformia.it) мне попалась статья о водопроводных достижениях древних римлян. Оказывается, у них не только задвижки были, но и насосы и смесители, мало отличающиеся от современных. А производство труб и арматуры на крупных промышленных предприятиях было поставлено на поток, даже на экспорт пускали. Уровень профессионально-технического обучения и средств производства позволял мастеру в своей деревне изготовлять небольшие партии самому, для личных нужд. Особенно интересным мне показался четырехгранник под ключ «на 17». Неужели авторы сами верят в то, что пишут? Для убедительности приведен чертеж подъемного крана, новинки XVIII века, с помощью которого (аналогичного) якобы строились акведуки 1800 лет назад. Потом «забыли», как строить, начисто. И все акведуки развалились. В них просто отпала необходимость или были на то иные причины?

Византийская империя, согласно общепринятой версии истории, была наследницей Древнего Рима. А что у нее было с водоснабжением? Беглый обзор этой темы показывает, что в Константинополе изначально использовались керамические трубы, свинцовые появились к закату империи. Система водоснабжения не была разрушена турками-османами после захвата Константинополя в 1453 году, напротив, отремонтирована и модернизирована все теми же свинцовыми трубами. Два акведука действуют до сих пор. Это как? Второй Рим до XV века ничего не знал о свинцовых трубах первого? Или все-таки итальянский Рим, на самом деле, был вторым по счету?

Известно, что христианство, в отличие от ислама, считало культ тела, его омовение и гигиену пережитками язычества. В XVI веке публичные бани в Европе были закрыты из-за заблуждения, что они – рассадники венерических заболеваний и чумы. Многие известные деятели науки и культуры хвастались, что они не мылись всю жизнь. А один из Людовиков, который носил прозвище Солнцеподобный, попробовал искупаться единственный раз в жизни и, по его словам, чуть не умер. Развал водоснабжения Европы, ее застой, полностью лежит на совести христианской церкви, признающей, по сути, только два омовения в жизни важными – при крещении и после смерти. Общественные бани в Европе появились вновь только в XVIII веке, а на Востоке они не прекращали функционировать никогда.

Стекло

Не считая бутылочного, флакончиков для духов, цветного стекла самых разных оттенков, в витринах музея довольно много абсолютно прозрачных тонкостенных изделий, такие же стеклянные вазы изображены на фресках. По сравнению с помпейскими, другие стеклянные изделия, сохранившиеся до наших дней и датированные традиционно первым тысячелетием, особой прозрачностью не отличаются. Все это тем более удивительно, если учесть, что первое прозрачное стекло получил в середине XV века в Венеции, на закрытом «невыездном» острове стеклодувов Мурано, Анджело Баровир. Секрет его производства еще долгое время после этого берегли в Венеции от конкурентов как зеницу ока.

В Геркулануме были найдены оконные стекла стандартизированного размера 45х44 см и 80х80 см. Важно отметить, что стекло это по химическому составу идентично современному и, что о способе его изготовления в I в. н. э. ничего не известно. В Европе, первые оконные стекла из мутного, т. н. «лунного», стекла для церковных окон к 1330 году на северо-западе Франции делали примитивным методом «центрифугирования на палке», а первое оконное стекло методом вальцевания произвели в 1688 году в Санкт-Гобене.

Рис. 26. Стеклянная ваза из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 27. Оконное стекло из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Оконное стекло, правда, не очень прозрачно. Возможно это следствие вторичного воздействия высокой температуры пирокластического штурма. Толщина же оконного стекла, на удивление, абсолютно равномерна! Как будто оно из стеклопроката.

Уже цитированный мной Хуан Андрес пишет по этому поводу следующее:

«Антикварии ( так в те времена называли историков. – Авт.) до сих пор были не уверены, имели ли древние стекла в своих окнах или же нет. Большинство склонялось к последнему, причем считалось, что окна были открытыми, а в редких случаях пользовались особенными камнями, называемыми Speculares. Но мне довелось собственными глазами видеть стекла в деревянных рамах, вполне хорошо сохранившихся, разве что дерево пострадало от влаги, что доказывает, что использование оконного стекла древними не было редкостью».

Я допускаю, что автору посчастливилось увидеть деревянные рамы, пусть истлевшие, но еще держащие собой стекла через 150 лет после извержения 1631 года, но их сохранность в течение 1700 лет вызывает большие сомнения.

Уильям Гамильтон, описывая Виллу Рустика, также обращает внимание на наличие в ней оконных стекол:

«Ниже лестницы – комната (В) с большим эркером; фрагменты больших оконных стекол, найденных здесь, показывают, что древние прекрасно знали об использовании стекла для окон» [118].

Тем более удивительно утверждение другого современника Гамильтона и Андреса, шотландского ученого Александра Адама (1741–1809), что во времена Плиния и вплоть до середины четвертого столетия оконного стекла в Италии еще не знали:

 

Рис. 28. Оконное стекло из Геркуланума. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

«Римляне не использовали стекла для окон, хотя они использовали его в других целях, особенно для зеркал (specula) (и погребальных урн), и при этом оно все еще повсеместно не используется в Италии, из-за высокой температуры (жары). Стекло было сначала изобретено случайно в Финикии, моряками, из нитра (селитры), охваченного огнем на песке морского берега, Plin. xxxvi.26. s.65 Стеклянные окна (vitrea specularia) не упоминаются приблизительно до середины четвертого столетия до Иеронима (St. Jerom) в Ezech. Xl.16; первое использование в Англии, 1177 год; первое производство там же, 1558 год; но листовое стекло для карет и зеркал только в 1673» [119].

Оружие

Обращают на себя внимание «античные» мушкетерские шпаги, или же сабли (совсем не похожие на короткие римские мечи-кинжалы – гладиусы), во множестве отображенные на фресках, висящими на колоннах и стенах в виде традиционного, кое-где и вплоть до наших дней, украшения. А может, чтобы быть всегда под рукой в домах помпейцев. По внешнему виду эти шпаги довольно сильно смахивают на espada ropera, испанские «игрушки», популярные в Неаполе начиная с XV века. О находке холодного оружия, никоим образом не вписывающегося в I век н. э., сообщает и В. Классовский. Впрочем, этой находке, как и многим аналогичным, учеными было дано дежурное в таких случаях объяснение:

«Так, например, в подвале одного помпейского дома (дом Шампионе) оказался кинжал, по всем признакам, нового изделия. Эта находка поставила было ученых в большое затруднение, а дело оказалось весьма естественным, когда объяснили его работники, употребленные при отрытиях: подвал сей служил убежищем для разбойников, которые, разделяя с археологами любовь к развалинам, ушли сюда однажды из Калабрии, и проживали, пока их след не простыл для полицейских сыщиков».

Кстати, никакого оружия из Помпей, за исключением пары кухонного формата ножей и гладиаторских шлемов, в музее не представлено. Город был немаленький, какая-никакая, если не армия, то карабинеры, типа полиции, должны же были там быть? Где образцы оружия из Помпей? Этот вопрос меня тоже занимает. Его нет. В музее оно не представлено вообще. Можно предположить, что что-то от широкой публики утаивается. Но есть и иной вариант. Не обязательно в XVI–XVII вв. каждый город имел свой военный гарнизон. Защиту территории брало на себя регулярное войско того же вице-короля Неаполя, базирующееся где-нибудь в неапольских казармах.

С появлением огнестрельного оружия, пушек, старые стены городов, рассчитанные на защиту от «романтиков с большой дороги», больше не восстанавливались, не ремонтировались, а разбирались или же распродавались участками. Этот процесс нашел свое отражение и в Помпеях, где к западной и южной городским стенам были пристроены жилые дома. Помпеи к моменту своей гибели потеряли свое фортификационное значение, поэтому и бывший городской ров превратился в некрополь – городское кладбище. Началась эпоха специальных крепостей, фортов. Таких, как Новая Остия или же, поближе к Помпеям, Неапольские крепости. В том же регионе понастроили сторожевые башни вдоль побережья – «Торре», для защиты от набегов пиратов и сарацин. В любом «средневековом» городе в эти времена, кроме околоточного типа ночного сторожа, никого не предусматривалось. В Лондоне, вплоть до последнего времени, полицейские тоже прогуливались без оружия. В Помпеях, по свидетельству Иоганна Адольфа Овербека, опускная решетка (portcullis) Геркуланских ворот была даже изнутри оштукатурена, что означает, что ей давно не пользовались по прямому назначению и выполняла она лишь декоративные функции, что также вызвало удивление и у Винкельмана. Иначе при каждом опускании решетки штукатурка неизбежно бы отваливалась. Это означает, что Помпеи длительное время были открытым и мирным городом. Само наличие опускной решетки в воротах Помпей, характерного признака средневекового города, должно было о многом сказать исследователям. Но на этот факт до сих пор никто не обратил никакого внимания.

Северная стена города между Геркуланскими и Везувианскими воротами сохранила на себе следы осады, отметины от ядер и более мелкие, похожие на пулевые. Археологами было выдвинуто предположение, что это – следы осады Помпей Суллой в 89 году до н. э. Об этом должны свидетельствовать и найденные в черте города многочисленные каменные ядра и кусочки свинца, якобы выпущенные из баллист, онагров и пращей. Уже тот факт, что все это в течение почти двухсот лет (до 79 года н. э.) не было утилизовано жителями Помпей, вызывает сомнение в данном предположении. Но есть и другие нестыковки, инженерно-технического плана, на который археологи очень редко обращают внимание.

Свинцовые «пули», судя по отчету археологов, найдены во множестве. Но их считают выпущенными из пращей. Никто не пробовал, взяв кусок свинца, раскрутить его в праще и запустить в каменную стенку? Если не расплющится, то отверстие все равно не сделает. А на стене они видимы… А если запустить камнем о камень? Что получится? Ну расколется на части или же оставит после себя след вовсе не такой, какой мы видим на фотографиях. Такой след оставляют ядра, причем даже разрывные, наполненные порохом и картечью. В XIV–XVI веках картечь изготовлялась из подручных материалов: кусков камня, железа, свинца, засыпалась в канал ствола поверх боевого заряда и закреплялась пыжом. В последующем, для предохранения канала ствола от порчи, картечь стали помещать в оболочку – картуши, отсюда и само слово – картечь. В XVII–XIX веках картечь начали помещать и в полые чугунные ядра. Хотя чугунных ядер могло тогда у штурмующих Помпеи и не быть. Литье чугуна довольно поздно освоили в Европе. Насколько я помню, первыми, кто начал делать чугунные ядра, были шведы. Бросаться ядрами из драгоценной бронзы никто не додумался, а вот камней подходящего калибра можно всегда найти в избытке. Так что отсутствие чугунных ядер, но наличие свинцовых пуль, каменных ядер на территории города и глухих пулевых отверстий в крепостной стене Помпей вполне объяснимы и соответствуют эпохе XV–XVII вв. и рассматриваемой гипотезе гибели Помпей в 1631 году.

А баллисты… Насколько эффективно и экономично такое оружие? Еще никто не нашел остатков ни одной из них. Попытки построить баллисты сегодня не увенчались особенным успехом. В Интернете можно найти несколько примеров таких попыток. Одна из них – вес около тонны, максимальный вес камней 2,8 кг. По описаниям Витрувия, такая конструкция кидала камни на 700 м, однако что-то серьезно повредить она могла на расстоянии не более 300 м. То, что я увидел на фотографии в интернете, стреляет максимум на 130 м (как сказано, «по соображениям безопасности»). На таком расстоянии «артиллеристов» легко отстреляют лучники обороны. Саксонский артиллерийский офицер Е. Шрамм, по совместительству доктор филологии [ Sic! ], в 1903 году построил модель баллисты и сумел метнуть свинцовое ядро весом менее чем полкилограмма на 300 м. Несколько лет назад в серии BBC «Building the Impossible: The Roman Catapult» вещалось, как группа энтузиастов с использованием компьютерного моделирования смастерила огромную баллисту. Баллиста весом 8,5 тонны метнула ядро в 26 кг на 85 м, но после нескольких выстрелов, несмотря на использование современных материалов, их орудие пришло в негодность.

Вряд ли этим самым баллистам и катапультам было под силу оставить такие глубокие и правильные следы в крепостных стенах. Все-таки начальные импульсы камнеметного приспособления и пороховой пушки несравнимы. Да и, если допустить, что баллисты существовали, зачем для них нужно было подбирать округлые камни «по калибру»? И возить это все в обозе? Разве подручный материал, лишь бы что тяжелое, не подходил? Не думаю, чтобы для баллист, онагров и даже требуше имело смысл подбирать камни стандартного размера. Любой булыжник, более-менее правильной формы, если хочешь, чтобы дальше полетел, подойдет.

А вот для пушек, тут уж надо тщательнее подходить к выбору проектилей. Будь то каменные, свинцовые или же чугунные. А вообще-то самым эффективным оказывается обыкновенный арбалет, который даже после появления огнестрельного оружия оставался сильнее по пробивной способности и оперативнее в обращении, чем первые пищали.

Специалист по русскому оборонному зодчеству В.В Косточкин, суммируя накопленные наукой и осмысленные им данные по фортификации, приходит к выводу, что:

«При слабости действия огнестрельной артиллерии даже в середине XV в. пушечные ядра, очевидно, отскакивали от валунных камней рикошетом и не причиняли значительного ущерба стенам. Больше того, будучи тесанными преимущественно из более мягкого камня, такие ядра при ударе о гранитные валуны раскалывались и не приносили сколько-нибудь существенного ущерба стенам. Не могли принести им серьезного вреда и пушечные ядра, сделанные из гранита; при ударе о них такие ядра большей частью также раскалывались, так как их масса была намного меньше массы крупных гранитных валунов». [120]

Отметины от ядер на стенах Помпей действительно интересны. Были ли это каменные или же чугунные ядра, утверждать не берусь, но, исходя из глубины их проникновения в стену, склоняюсь все же к последним. Судя по размерам отметин, ядра были стандартного размера! Диаметр этих отметин очень похож на существующие в XVI веке французские стандарты калибра для мортир или бомбард 120 мм и 152 мм.

К сожалению, мушкетную «пульку», в качестве доказательства моих предположений, из стены мне выковырнуть не удалось. Там и до меня было достаточно «ковыряльщиков». За сколько лет или даже десятилетий до гибели обстреливали Помпеи, нам не известно. А помпейским мальчишкам хватило бы одного вечера, чтобы выковырять весь свинец на грузила. Но отсутствию застрявшим в городской стене пулям есть и другое объяснение.

Северная стена города, а именно там сделаны снимки, приняла на себя основной удар пирокластического штурма, с температурой в несколько сот градусов. Какие там пульки должны были остаться, если даже в самом городе на водонапорных распределительных башнях свинцовые трубы остались только там, где были засыпаны пеплом до штурма, да и то их повело? Свинец очень легко плавится – при 327,5 °C, кипит при 1751 °C и заметно летуч уже при 700 °C. Температура штурма была выше температуры плавления свинца, что подтверждает и отсутствие свинцовых водопроводных труб, либо они сильно повреждены (расплавлены), выше уровня, предшествующей первому пирокластическому штурму, засыпки вулканическим пеплом на поквартальных водонапорных башенках города. Свинец может и разлагаться с течением времени, особенно в агрессивной среде. По химическим свойствам свинец – малоактивный металл: в электрохимическом ряду напряжений он стоит непосредственно перед водородом. Поэтому свинец легко вытесняется другими металлами из растворов его солей. При продолжительном нагревании расплавленного свинца он постепенно переходит сначала в желтый оксид PbO (свинцовый глет), а затем (при хорошем доступе воздуха) – в красный сурик Pb3O4 или 2PbOPbO2. Поэтому, если в стене и оставались свинцовые мушкетные пули, судьба их печальна. Возможно они превратились либо в массикот, либо в свинцовый сурик, с дальнейшим разложением в кислотно-щелочной среде.

Кроме того, я вовсе не исключаю и образование глухих пулевых отверстий на стенах в результате боевых действий 1944 года в этом районе, которые там действительно имели место быть.

 

Рис. 29. Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 30. Фреска с оружием из Помпей. Национальный археологический музей Неаполя. Фото автора, ©2007

 

Рис. 31. Городская стена у Везувианских ворот. Помпеи. Фото автора, ©2007

 

Рис. 32. Городская стена у Везувиевых ворот. Помпеи. Фото автора, ©2007

Монеты

Хотите – верьте, хотите – нет, но монет из Помпей и Геркуланума в открытой экспозиции Неаполитанского музея я не увидел, хотя обошел, как мне кажется, все, доступные для посещения, залы. Это тем более удивительно, потому как путешественники XIX века, в частности Вильгельм Герхенбах, описывают достаточно большую их коллекцию:

«Коллекция монет – очень богата и размещена в определенном порядке. В первой комнате находятся греческие, во второй и третьей – римские, в четвертой – средневековые монеты, в пятой – штемпели неаполитанских монет».

Правда, согласно признанию самого Неаполитанского музея, большая их часть принадлежит все той же коллекции Фарнезе. Но где же тогда тысячи монет добытых археологами в Помпеях и Геркулануме? Следует отметить, что не одного меня заинтересовал этот вопрос.

Марвин Тамеанко, автор ряда критических статей по нумизматике[121], тоже сетует на странности в поведении официальных лиц, когда разговор заходит о помпейских монетах:

«Самая большая находка квадрансов (включая семисы) на раскопках в Помпеях была сделана в 1939 году и составляла 1237 монет. Они были найдены в сейфе ресторана, принадлежавшего Вестутию Плакиду. (См. L. Breglia, Circolazione monetale ed aspetti di vita economica a Pompei, Pompeiana (Naples, 1950) с. 59.) Они находятся в Национальном Археологическом Музее в Неаполе и никогда не каталогизировались. Я попросил, чтобы два моих коллеги в два разных дня посетили этот музей в качестве туристов и попросили хранителя монет о распечатке их типов, но все, что они получили, было итальянское «пожатие плечами». Я думаю, что они [монеты] исчезли. Вторая по величине находка из 586 квадрансов была также сделана в Помпеях в 1822-м (см. «Pompeianorum Antiquatum Historia» G. Fiorelli, Издание III, с. 32). Они были найдены у входа в мацеллум в коробке с золотыми кольцами. Эта находка также никогда не каталогизировалась, поэтому их типы и императоры неизвестны. Черт бы их побрал, этих археологов, они не могут даже отличить семисы от квадрансов!»

Странно и то, что упомянутая работа профессора Лауры Бреглия (в основном специалиста по Древней Греции) на тему денежного обращения в Помпеях была опубликована только в 1950 году, через 200 лет после начала раскопок. А раньше, не было материала? Или специалистов?

В Интернете тоже практически нет ни одного толкового сайта по монетам, найденным в Помпеях. Как нет и их фотографий. Есть разве что совсем далекие от науки, большей частью американские, сайты. Кроме того, что там в качестве исторических источников ссылаются на Евангелие от Марка, единственная цель таких сайтов – объяснить на пальцах американским недорослям принципы денежного обращения с целью вовлечения их в волшебный мир финансовых пирамид.

Но больше всего мне понравилась ссылка на англо-американский проект в Помпеях (сайт Британского музея). Из полутора тысяч найденных за 10 лет работы проекта монет на сайте представлена картинка одного кусочка бронзы, отдаленно напоминающего монету. Я допускаю, что материал еще не готов для широкой публикации, допускаю, что студентам запрещено публиковать свои собственные фотографии, сделанные их «мыльницами». Наверняка собранная коллекция – уникальна в своем роде. Ведь копали-то студенты вглубь, под мостовыми, там, где еще не копала лопата штатного археолога. Жаль только, что то, что похоронил пепел Везувия во время извержения (выше нулевого уровня), выкопали уже до них (в данной инсуле еще в XIX веке) и начисто вымели за собой мостовые. Таких «углубляющихся» групп в Помпеях довольно много. Работают без охраны, но скучающее «сопровождающее лицо» зевает рядом обязательно. Туристам глазеть не запрещается. Посторонним «В» начинается там, где раскопки ведутся выше уровня мостовых, на нетронутых участках. Туда не подпускают даже близко. И «сопровождающие лица» там выглядят более внушительно.

Единственный серьезный сайт, который мне удалось найти, – это сайт Пенелопы Мэри Аллисон (www.stoa.org/projects/ph/home).

Этот сайт является составной частью ее докторской диссертации, которую она защищала в Сиднейском университете, описывает около тридцати помпейских домов, раскопанных в период с 1826 по 1978 г., и сделанные в них находки. Случаев находок монет в этих домах – 316, самих монет больше двух тысяч и около двух третей из них – серебро.

Ну что же, давайте рассмотрим перечень найденных монет. Первое, что обращает на себя внимание, это то, что бронзовые (частично и серебряные) монеты снабжены эпитетами: корродированные, неопределяемые, непонятные и т. п. Как правило, в перечне их указывают лишь по их размерам: маленькая, очень маленькая, средняя, большая. Иногда выдвигаются предположения: возможно, семис, ас, империал, дюпондис, сестерций и т. д. Больше предположений, чем конкретики. Некоторые монеты не вписываются в общую картину, поэтому их обозначают как: «с королем» [ Sic! ], «необычные», «неклассические» или типа «согласно инвентарному списку – Тиберий». Есть и греческие. Больше всего монет из некоего клада (сундука), остальные – единичные находки в самых разных местах и уровнях, вплоть до бетона и кирпичной кладки. Лучше всего сохранились золотые монеты: Гальба, Веспасиана, Гнея Помпея Великого, Клавдия и больше Нерона. Довольно много монет с надписью «Augustus Pater» или «Divus Augustus Pater», что, на мой взгляд, не имеет никакого отношения к конкретному историческому персонажу, т. к. означает просто верховного жреца, отца народов, вплоть до папы римского. Не знаю, как можно сравнивать, если на сайте фотографии не представлены. Я связался с Пенелопой и попросил прислать мне фотографии найденных ее группой монет, и вдруг выяснилось, что автор многочисленных работ о Помпеях, на которые ссылается весь научный мир, сама в Помпеях не копала!

Л. Альберти и даже М. Венути называют «древнеримские» монеты вообще памятными медалями. На некоторых найденных монетообразных бронзовых жетонах можно увидеть надпись PROVIDENT, что может означать и провидца-императора, и просто жетон-подтверждение факта жертвоприношения-пожертвования (для предъявления налоговой службе во избежание двойного налогооблажения). Возможно, они правы. Это уже в наше время любые кругля


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.