Каково значение межличностных отношений во взаимодействии людей? — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Каково значение межличностных отношений во взаимодействии людей?

2022-08-20 26
Каково значение межличностных отношений во взаимодействии людей? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

2. Проанализируйте, какие ваши особенности влияют на формирование межличностных отношений.

3. Соотнесите изложенные теоретические знания с вашим опытом формировании межличностных отношений.

4. К каким психологическим последствиям может приво­дить конфликт?

5. Каковы возможные исходы конфликта и принципы уп­равления конфликтным процессом?

6. Какая стратегия поведения в конфликте наиболее оптимальна при обострении противоречий?

7. В каких случаях можно говорить о конструктивном разрешении конфликта?

8. Каково значение социально-психологического климата в развитии группы и личности в целом?

9. По каким параметрам мы можем судить о социально-психологическом климате группы?

 

 

Занятия по теме 5 Личность и ее социализация

Занятие 1

Учебные вопросы темы

1. Понятие личности

2 Направленность личности

3.Самосознание личности.

4. Механизмы психологической защиты

 

Вопросы для самоконтроля и повторения:

1. Дайте определение личности и раскройте содержание этого понятия.

2. Раскройте соотношение понятий «индивид», «лич­ность» и «индивидуальность».

3. Что входит в структуру личности?

4. Какова структура личности по К. К. Платонову?

5. Раскройте понятие «направленность личности»

6. Выделите структурные компоненты направленности и охарактеризуйте их

7. В чём сущность самосознания?

8. Каковы компоненты самосознания и как их можно охарактеризовать?

9. Как соотносятся понятия «самосознание» и «самооценка»?

10. Что такое психологическая защита?

11. Какие функции выполняют механизмы психологической защиты?

12. Каковы механизмы психологической защиты по З. Фрейду?

 

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Вне культуры и социальных отношений индивид может стать личностью?

2. Защитные механизмы – это хорошо или плохо? Мотивируйте свою позицию.

3. Приведите примеры проявления психологической защиты.

4. О каком защитном механизме идет речь в старой берлинской поговорке: «Если я не рядом с девушкой, которую я люблю, то я люблю девушку, с которой я рядом»?

 

Занятие 2

Учебные вопросы темы

1. Основные теории личности. Психоаналитические теории личности.

2. Бихевиоральный подход к личности

3. Гуманистические теории личности

4. Теории личности в отечественной психологии

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какие подходы к изучению личности доминируют в социальной психологии?

2. Каковы основные идеи З. Фрейда относительно природы личности?

3. Какова структура личности по З. Фрейду?

4. Как структурировал личность К. Юнг?

5. Что такое личное и коллективное бессознательное?

6. Охарактеризуйте основные положения теории личности А. Адлера?

7. Каковы основные идеи бихевиорального подхода к личности?

8. Кто является основоположником бихевиоризма?

9. В чём суть классического обусловливания?

10. Что нового привнёс в бихевиоризм Б.Ф. Скиннер?

11. Чем отличается респондентное от оперантного обусловливания?

12. Каковы основные идеи гуманистической психологии А. Маслоу?

13. Что такое самоактуализация?

14. Каковы характеристики самоактуализирующейся личности?

15. Каковы основные идеи К. Роджерса?

16. Каковы основные характеристики полноценно функционирующего человека по мнению К. Роджерса?

17. Раскройте основные положения исследований в области лич­ности в отечественной психологии

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. У вас есть чувство неполноценности? Как вы с ним справляетесь?

2. Почему бихевиоральную теорию личности называют теорией без личности?

3. Какой режим подкрепления будет более эффективным для учащегося начальной школы? Для старшеклассника?

4. Раскройте причины избегания самоактуализации

 

Занятие 3

Учебные вопросы темы

1.Понятие социализации.

2. Факторы и стадии социализации

3.Механизмы социализации.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое социализация? Какие задачи она решает?

2. Как соотносятся понятия «социализация», «развитие» и «формирование»?

3. Каковы «стихийные» механизмы формирования личности? Охарактеризуйте их.

4. Перечислите основные направления социализации

5. Какие факторы социализации выделены в психоаналитической традиции?

6. Какие психосексуальные стадии развития выделены З. Фрейдом?

7. Каковы основные стадии развития человека по Э. Эриксону?

8. Раскройте сущность социализации с позиции бихевиорального подхода

9. Как описывается процесс морального развития в теории Л. Колберга?

10.  Каковы механизмы социализации?

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Приведите примеры кризисов развития, которые вы прошли в своей жизни. Насколько конструктивно вы их разрешили?

2. От каких факторов – социальных или внутриличностных – зависит конструктивное разрешение возрастных кризисов?

3. Какие факты, закономерности из данной темы вас больше всего удивили?

4. Что из этой темы вы сможете использовать в своей жизни? В профессиональной деятельности?

5. Что в большей степени предопределяет усвоение и воспроизводство социального опыта человека: стихийное или целенаправленное влияние социализации?

6. Подумайте, какие новые особенности социализации человека могут появиться в XXI веке, исходя из тенденций развития общественной жизни, науки, производства, политики и т д.?

Занятие 4

Учебные вопросы темы

1. Виды поведения в социуме. Агрессивное поведение

2. Просоциальное поведение

3. Регуляция социального поведения

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что такое агрессивное поведение? Выделите наиболее характерные его признаки

2. Назовите и охарактеризуйте типы агрессивного поведения

3. В чем причина агрессии с точки зрения психоаналитического подхода?

4. Раскройте происхождение агрессии на примере фрустрационной теории?

5. Что понимается под социализацией агрессии?

6. Назовите основные факторы социализацией агрессии

7. Что такое просоциальное поведение?

8. Перечислите мотивы просоциального поведения

9. На соблюдение каких норм ориентировано оказание помощи? 

10. Назовите с итуационные факторы, способствую­щие оказанию помощи.

11. Каковы характеристики просоциальной личности?

12. Укажите пути формирования просоциального поведения.

13. В чем суть диспозиционной концепции регуляции социального поведения?

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. В чем причины воздействия сцен насилия в СМИ на агрессию?

2. В чем причина агрессивного поведения различного рода фанов?

3. Какова роль общества и семьи в снижении агрессии?

4. Какие ситуационные факторы усиливают или ослабляют просоциальное поведение, осуществляемое в соответствии с нормой социальной ответственности?

5. Возможно ли уменьшить диффузию ответственности, часто наблюдаемую в чрезвычайных ситуациях?

6. Возможно ли сочетать различные объяснения просоциального поведения для прогнозирования оказания помощи, или же эти подходы взаимно исключают друг друга?

 

Практическое задание. Существует много способов оценки распространенности просоциального или альтруистического поведения в обществе, в том числе непосредственное наблюдение и интервью. В обществе, которое так сильно зависит от средств массовой информации, одним из весьма эффективных способов изучения распространенности просоциального поведения и ее сравнения с распространенностью антисоциального поведения является изучение освещения этого поведения в программах новостей.

Проанализируйте содержание ваших любимых телевизионных выпусков новостей в течение одной недели и запишите число сообщений о просоциальных и антисоциальных событиях, а также число нейтральных событий. Включайте в графу просоциальных событий добрые поступки, оказание помощи, награды, благотворительные пожертвования и рассказы об успехах. К категории антисоциальных новостей относите сообщения о войнах, убийствах, изнасилованиях, актах вандализма и словесных нападках. Нейтральные новости будут включать в себя биржевые отчеты, прогнозы погоды, спортивные результаты, сообщения о новых законах или ценах на продукты питания и тому подобную информацию. Подробно описывайте эти пункты, особенно те из них, которые нельзя однозначно отнести к какой-либо категории, чтобы их можно было потом обсудить на занятиях.

 Проанализируйте:

1. Сколько вы насчитали просоциальных событий? Антисоциальных?

Нейтральных?

2. Какие выводы можно сделать из ваших результатов?

3. Отражает ли частота сообщений о просоциальных событиях в программах новостей их истинную частоту в реальной жизни?

РАЗДЕЛ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

Тестовые задания для текущего контроля знаний


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.