Тема 5 Личность и ее социализация. — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Тема 5 Личность и ее социализация.

2022-08-20 39
Тема 5 Личность и ее социализация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 1

1. Понятие личности

Направленность личности

Самосознание личности

Механизмы психологической защиты

1. Понятие личности

Для характеристики человека в психологии используются понятия «личность», «индивид» и «индивидуальность».

В понятии « индивид » выражена родовая принадлежность человека к человеческому роду (у животных - особь). Любой человек – это индивид. Каждый человек как представитель биологического вида имеет определенные врожденные особенности, т. е. строение его тела обусловливает возможность прямохождения, структура мозга обеспечивает развитие интеллекта, строение руки предполагает возможность использования орудий труда и т. д. Всеми этими чер­тами младенец человека отличается от детеныша животного. Принадлежность конкретного человека к человеческому роду зафиксирована в понятии индивид. Таким образом, понятие «индивид» характеризует человека как носителя опреде­ленных биологических свойств. А. Н. Леонтьев к числу индивидных свойств относит генотипически обусловленные особенности человека — физическую конституцию, тип нервной системы, темперамент, биологические потребности, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения и навы­ки.

Понятия «индивид» и «личность» находятся в тесном единстве, однако, они не тождественны. Поэтому возможны факты существования индивида, который не является личностью. Это обстоятельство подтверждается опытом изучения людей, воспитанных животными.

Появляясь на свет как индивид, человек включается в систему общественных взаимоотношений и процессов, в результате чего приобретает особое социальное качество — он становится личностью. Это происходит потому, что человек, вклю­чаясь в систему общественных связей, выступает в качестве субъекта — носителя сознания, которое формируется и развивается в процессе деятельности.

Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.

Индивидуальность — это самое узкое по содержанию понятие из всех обсуждаемых. Оно содержит в себе лишь те индивидные и личностные свойства человека, такое их сочетание, которое данного человека отличает от других людей.Индивидуальность проявляется в чертах темперамента, характера, привычках, интересах, способностях и т.д. Не существует двух одинаковых людей. Личность каждого человека неповторима и уникальна.

В структуру личности обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.

Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.

Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.

Волевые качества охватывают несколько специальных личностных свойств, влияющих на стремление человека к достижению поставленных целей.

Эмоции и мотивация — это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности, а социальные установки — убеждения и отношения людей.

К. К. Платонов выделяет в структу­ре личности четыре подструктуры: 1) биологически обусловленные особенности личности; 2) особенности ее отдельных психических процессов; 3) уровень ее под­готовленности (опыта личности) 4) социально обусловленные качества личности.

 

Направленность личности

Направленность – ведущая характеристика личности, определяющая ее психологический склад.

Направленность – совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности. Направленность определяет особенности каждой личности. Формируется путем воспитания.

В структуре направленности выделяют Интерес – активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, связанная с положительным отношением к ним. Интересы различают по:

а) содержанию – оно определяется теми объектами, на которые они направлены (интерес к технике, к музыке и т.д.);

б) широте: выделяют интерес широкий (человек с разносторонними интересами при наличии одного центрального) и узкий (наличие одного-двух интересов при полном равнодушии к остальному);

в) глубине: выделяют глубокий интерес (потребность основательно изучить объект во всех деталях) и поверхностный (наличие поверхностных знаний и отсутствие настоящего интереса);

г) устойчивости: выделяют устойчивый интерес (интерес, который долго сохраняется и играет важную роль в жизни) и неустойчивый (быстро возникает и быстро гаснет);

д) действенности: выделяют интерес действенный (который побуждает к действиям) и пассивный (не побуждает к действиям, например, спорт по телевизору).

Различают также прямые и косвенные интересы. Прямой вызываются самим содержанием области знаний. Косвенный вызывается не содержанием, а тем значением, которое он имеет по отношению к другому объекту, которым интересуется человек (например, математика для авиамоделирования).

Следующим понятием в структуре направленности можно выделить у беждения (это суждения, знания о природе и обществе, в истинности которых человек не сомневается и стремится к тому, чтобы руководствоваться ими в жизни). Если убеждения образуют систему воззрений, упорядоченную и организованную, то они становятся мировоззрением.

Важно обозначить в этой структуре и понятие установки (это складывающаяся на основе прошлого опыта предрасположенность индивида к определенной форме реагирования, побуждающая его ориентировать свою деятельность в определенном направлении и действовать последовательно по отношению ко всем объектам и ситуациям, с которыми оно связано). Установки бывают бессознательные (психологические) и социальные (предрасположение индивида и группы определенным образом реагировать на те или иные явления социальной действительности).

Социальная установка проявляется как относительно устойчивая во времени система взглядов об объекте или событии, совокупность связанных с ними эмоциональных состояний, предрасполагающих к определенным действиям. Это сложное психологическое образование включает три компонента:

1) когнитивный (от лат. cognito - познание) составляет знание об объекте;

2) эмоциональный (оценочный) включает систему чувств, связанных с соответствующим объектом или событием;

3) поведенческий обозначает предрасположенность к реальным положительным или отрицательным действиям по отношению к объекту.

Диапазон объектов, по отношению к которым может быть сформирована установка практически не ограничен (она может быть к вещам, людям, экономике, политике, идеологии).

Социальные установки могут быть позитивными (например, больной, выполняющий все указания врача, придерживается установки, вытекающей из положительного отношения к медицине) и негативными (например, расовая дискриминация).

Установка может играть как положительную роль (освобождать человека от необходимости принимать решение и произвольно контролировать протекание деятельности в стандартных ситуациях), так и отрицательную роль (обуславливать инертность в поведении, стереотипность в мышлении)

В структуру направленности входит понятие ценностей и ценностных ориентаций. Ценность – это принятое в философии, этике, эстетике, социальной психологии понятие, с помощью которого характеризуется социально-историческое значение для общества и личностный смысл индивида определенных явлений действительности. Ценности выделяются:

а) по предмету или содержанию объекта, на который они направлены: материальные, морально-политические, социально-экономические и духовные (образование, наука, культура);

б)по объекту отношения: общечеловеческие (мир, экология) и общенациональные (общественно-политический строй, права, народные традиции).

Различают также ценности личности и ценности общества. Но все ценности личности – это присвоенные ценности общества. Ценности личности, в свою очередь, могут быть истинными и ложными.

Ценностные ориентации – это направленность личности на те или иные ценности. Ценностные ориентации личности имеют иерархическую структуру: одни ценности выступают как ведущие, другие имеют второстепенную роль. Ценностные ориентации играют важную роль: воспринимаемая личностью информация влияет на нее лишь в той степени, в какой она не противоречит ее убеждениям, т.е. идет защита от потока лишней информации (защитная функция), человек удовлетворяет свои потребности теми способами, которые приняты в данном обществе (адаптивная функция), человек определенной направленности ищет соответствующую его взглядам и ценностям информацию (познавательная функция).

Самосознание личности

Общаясь с людьми, человек выделяет себя из окружающей среды, противопоставляет себя другим. Уже годовалый ребенок начинает отличать ощущения собственного тела от ощущений, вызываемых находящимися вовне предметами. В два-три года ребенок отделяет процесс собственных действий с предметами от действий взрослых с этими предметами и поэтому требует самостоятельности в действиях («Я сам!»). Именно в этот период он начинает противопоставлять себя другим («Это мое»), в его речи появляется личное местоимение. На рубеже детского сада и школы ребенок уже начинает оценивать свои психические познавательные процессы (память, мышление), хотя в этот период такая оценка строится на уровне осознания своих успехов и неудач («У меня все «пятерки»»). В подростковом и юношеском возрасте завершается развитие самосознания.

Сознание и самосознание являются важнейшими характеристиками личности. Сознание включает в себя знания об окружающем мире, переживания различных жизненных событий и собственных поступков, отношения к другим людям, проявляющиеся в виде мотивов, установок и стереотипов поведения. Самосознание является особой формой осознания человеком самого себя и своей сущности, проявляющегося в виде самовосприятия, самооценки и самоконтроля. Самосознание выделяет личность человека среди других живых существ, так как только ей присуща способность обращать психическую деятельность на самое себя, свой внутренний мир, формировать образ "Я". Самосознание предполагает различение своего внутреннего мира (образ "Я") и того, что окружает личность (образ "НЕ Я"). Самосознание каждого человека развивается от более элементарных форм (самоощущения, самовосприятия) к более сложным (самопознание, самооценка, саморефлексия). Самосознание определяет все поведение человека.

В структуру самосознания входят три компонента:

¾ когнитивный (познавательный);

¾ оценочный;

¾ поведенческий.

1. Когнитивный (познавательный) или самопознание.

Это знание индивида о самом себе. Эти знания кажутся индивиду убедительными, независимо от того, являются ли они истинными или ложными, строятся на объективном знании или субъективном мнении. Знание индивида о себе складываются в определенный образ «Я».

Образ «Я » – это относительно устойчивая, в большей или меньшей степени осознанная, переживаемая как неповторимая, система представлений индивида о самом себе.

«Я-образ» включает три составляющие, одна из которых может преобладать:

а ) «реальное Я» - это представление о себе в момент самого переживания,

б) «идеальное Я» - это то, каким человек должен был бы стать, по его мнению, чтобы соответствовать социальным нормам (под влиянием литературы, кино),

в) «фантастическое Я» - это то, каким человек желал бы стать, если бы это оказалось для него возможным.

2. Оценочный или самоотношение.

Это отношение к тому, что человек знает о себе, т.е. оценка тех качеств, которые входят в его представление о себе. Все эти отношения человека к себе складываются в самооценку.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди людей. Это наиболее изученная в психологии сторона самосознания. Самооценка складывается на основе сопоставлений себя и других людей, себя и какого-то эталона (реального и идеального «Я»), на основе мнений, которые человек слышит о себе.

Самооценку различают:

а) по уровню – завышенную (или комплекс превосходства, т.е. человек переоценивает себя в ситуациях, которые не дают для этого повода), заниженную (или комплекс неполноценности, т.е. человек неуверен в себе и занижает мнение о себе) и среднюю.

б) по адекватности – адекватную (т.е. человек правильно оценивает свои достоинства и недостатки) и неадекватную (человек неверно себя оценивает).

в) по устойчивости – устойчивую (не меняется на протяжении длительного времени) и неустойчивую (подвержена частым изменениям).

Самооценка связана с уровнем притязаний личности, проявляющимся в степени трудности целей, которые человек ставит перед собой. Очень важно у личности формировать адекватный своим возможностям уровень притязаний, что, в конечном счете, определяет ее самоуважение. Следовательно, формированием самооценки можно управлять. Управление осуществляется через создание специальных ситуаций успеха (при заниженной самооценке) и неуспеха (при завышенной).

3. Поведенческий или самореализация.

Человек строит свое поведения, опираясь на знание о себе и отношение к себе, т.е. на самооценку. Например, люди, в зависимости от уровня и адекватности самооценки могут вести себя по-разному. Кроме этого, отношение человека к себе может также проявляться в поведении в зависимости от уровня притязаний. Уровень притязаний, напомним, это степень трудности целей, которые ставит перед собой человек.

Каждый человек стремиться повысить свою самооценку. Он может это сделать двумя способами: а) повысить уровень притязаний (выбрать трудные цели) и в случае удачи пережить максимальный успех или б) понизить уровень притязаний (выбрать легкодоступные цели), чтобы избежать неудачи. В среднем человек устанавливает уровень своих притязаний где-то между очень трудными и очень легкими целями и таким образом, стремится сохранить на высоте свою самооценку. Поэтому, зная уровень притязаний, можно понять мотивы поведения человека, а также влиять на его самооценку.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.034 с.