Механизмы и типы поведения в толпе. — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Механизмы и типы поведения в толпе.

2022-08-20 51
Механизмы и типы поведения в толпе. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Поведение в больших социальных группах во многом определяется действием таких механизмов психического воздействия, как заражение, подражание и массовое внушение.

Заражение – передача на психофизиологическом уровне эмоционального состояния от одного индивида к другому, часто приобретая характер циркулярной, возрастающей реакции.

Феномен заражения наблюдался на самых разных этапах человеческой истории и имел многообразные проявления: массовые вспышки различных душевных состояний, возникающих во время ритуальных танцев, спортивного азарта, ситуаций паники и пр. Особой ситуацией, где усиливается воздействие через заражение, является ситуация паники. С заражением часто связано подражание.

Подражание – стремление индивида скопировать внешние черты поведения другого человека, выступающего образцом (эталоном).

Основоположником научного изучения подражания считается французский психолог и социолог Г. Тард. В соответствии с его концепцией, подражание есть основной принцип развития и существования общества.

При изучении подражания были выявлены некоторые закономерности:

– во-первых, подражание идет от внутреннего к внешнему (т.е. подражание осуществляется на основе эмоционального заражения);

– во-вторых, низшие на социальной лестнице подражают высшим;

– в-третьих, чем старше и образованнее человек, тем меньше он подвержен простейшим образцам подражания, тем более сложные формы приобретает сам процесс подражания;

– в-четвертых, подражание основано на авторитете, т.е. подражать возникает желание людям, пользующимся в глазах подражающего уважением.

Еще одним механизмом воздействия выступает массовое внушение.

Массовое внушение – вид социальной коммуникации, предполагающий некритическое восприятие группой людей определенной информации. Инициатором внушающего воздействия могут быть отдельный индивид, группа, СМИ. Одним из популярных методов массового внушения в наше время является реклама.

Поведение человека в толпе харак­теризуется следующими признаками:

Снижение самоконтроля (интернальности ). У человека уси­ливается зависимость от толпы, он неосознанно подчиняется внешнему влиянию большой группы людей, т. е. возрастает экстернальность его поведения и снижается способность к произ­вольной регуляции собственного поведения.      

Деиндивидуализация поведения людей в толпе: они постепен­но утрачивают индивидуальность своего поведения, как бы урав­ниваясь. Разные люди через поведение становят­ся похожими друг на друга.

Неспособность удерживать внимание на одном и том же объекте. Толпа в целом проявляет сниженные интеллектуальные качества по сравнению с составляющими ее индивидами, взяты­ми вне толпы. Среди особенностей интеллекта наиболее ярко проявляются возросшая некритичность мышления и легкая переключаемость внимания, которая определяется внешними услови­ями.

Характерные особенности переработки информации. Человек в толпе легко воспринимает разнообразную информацию, быстро перерабатывает ее и распространяет, при этом совершенно не­произвольно искажая, трансформируя воспринятую информа­цию, то есть порождая слухи.

Повышенная внушаемость. Человек в толпе легко может поверить в необычную информацию, заведомо невыполнимые обещания (например, политиков на выборах), следовать неверо­ятным и нередко даже абсурдным призывам, лозунгам и т. п.

Повышенная физическая, психофизиологическая и психическая активация. В толпе, особенно в активной, происходит мобилиза­ция всех ресурсов индивида, поэтому в толпе человек может про­явить такие физические и психологические качества, которые ста­новятся ему недоступными вне толпы, например: поднять что-то тяжелое, сломать прочное, быстро бежать, высоко прыгнуть и т. п.

Нетипичность, необычность поведения. По сравнению с привычными, каждодневными условиями человек часто проявля­ет неожиданные даже для него самого формы поведения (часто он потом не может поверить, что то-то и то-то было совершено им). Поэтому поведение человека характеризуется непредсказуемос­тью, что характерно и для толпы в целом.

3. Массовидные явления в больших социальных группах.

Большие социальные группы выступают ареной, на которой разварачиваются многие важнейшие как социально-психологические, так социально-политические процессы. Процессы глобализации и интеграции убедительно подводят к необходимости системного научного изучения т.н. массовидных явлений.

Массовидные явления — психические состояния, установки, стеретипы, настроения и другие социально-психологические явления, возникающие в больших социальных группах и обусловленные действием механизмов заражения, внушения и подражания.

Среди массовидных явлений особое место занимают массовое сознание, массовое настроение, общественное мнение, массовые коммуникации, социальные установки, мода и слухи.

Массовым сознанием называется средний уровень сознания масс людей, который включает их знания, образование, культуру, ценнос­ти, представления, оценки, социальные нормы. Очевидно, что массовое сознание отражает доминирующие образования, определяющие типичное для данного социума мировоззрение, отношения, установки.

  Массовым настроени­ем можно условно называют общий, доминирующий в данном множестве людей психологический настрой, который в большей мере определяется соци­альными условиями, в которых в данный момент времени находится соответствующая масса людей, нежели настроение отдельных индивидов.

Общественное мнение определяется как обобщенное (коллективное) мнение масс людей по какому-либо вопросу. Оно прак­тически никогда не бывает единым, и поэтому социологи — именно они чаще всего и занимаются изучением общественного мнения — представ­ляют его в виде некоторого рода вероятностного распределения инди­видуальных мнений большого количества людей.

Большие группы представляют собой социальную среду, в которой коммуникация приобретаем массовый характер.

Массовая коммуникация – процесс передачи информации в больших социальных общностях, характеризующийся однонаправленностью, опосредованностью и институциональностью.

К основным функциям массовой коммуникации относят:

- распространение знаний о действительности, информирование;

- социальный контроль и управление;

-  интеграцию общества и его саморегуляцию;

- формирование общественного мнения;

-  социальное воспитание;

-  распространение культуры;

- социальную активацию личности;

- социальную релаксацию.

Американский исследователь Х. Мулана выделил следующие тенденции в развитии массовой коммуникации:

- развивается современная коммуникационная технология, которая влияет на природу, объем и содержание информации;

-  возрастает внимание социальных групп и отдельных индивидов к циркуляции информации;

- усиливается интеграция национальных массово-коммуникативных сетей в транснациональные;

- растет интерес к исследованиям проблем массовой коммуникации.

Понять особенности массовой коммуникации помогает ее сравнение с межличностным общением. Их основные различия были отмечены Н.Н. Богомоловой:

Массовая коммуникация Межличностное общение
1. Опосредованность техническими средствами 1. Основой выступают непосредственные, эмоционально-личностные контакты 
2. Ориентировано на большие социальные группы 2. Ориентировано в основном на отдельных индивидов
3. Ярко выраженная социальная ориентированность  3. Социальная и индивидуально-личностная ориентированность
4. Организованный, институциональный характер 4. В большей мере, спонтанный характер общения
5. Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и социальной группой 5. Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта
6. Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения 6. Более «свободное» отношение к соблюдение принятых норм общения
7. Однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей 7. Попеременная смена направленности информации и коммуникативных ролей
8. «Коллективный характер» коммуникатора и его «публичная индивидуальность» 8. «Индивидуальный» характер коммуникатора и его «приватная индивидуальность»
9. Массовая, стихийная, анонимная, разрозненная аудитория 9. Реципиент – отдельный конкретный человек
10. Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность сообщений 10. Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность сообщений
11. Преобладание «двухступенчатого» характера восприятия сообщений 11. Преобладание непосредственного восприятия сообщений

 

Важную роль в регуляции социального поведения в больших группах играют социальные установки.

Социальная установки группы – предрасположенность членов определенной социальной группы определенным образом воспринимать, оценивать и поступать в отношении каких-либо объектов. На формирование социальных установок влияют две группы факторов: социальные потребности индивидов и общие социальные условия, определяющие типичные возможности в удовлетворении этих потребностей.

Мода как массовидное явление психики представляет собой то, что в данный момент времени пользуется наибольшей популярностью сре­ди масс людей (это касается мыслей, идей, произведений литерату­ры или искусства, образа жизни, внешнего вида).

Вера (или религия) — это то, во что верят массы людей, не требуя доказательства истинности этого и не сомневаясь в правильности сво­их убеждений. Традиционно под верой чаще всего понимается то, о чем говорит­ся в религиозных писаниях и что определяется представителями ре­лигии как истинное.

Массовидные явления имеют свою специфику в молодежной среде. Их проявление и влияние на молодых людей обусловлено возрастными особенностями психических процессов и свойств, а также уровнем развития самосознания. Самосознание юношей и девушек активно развивается и потому они в большей мере, чем взрослые и пожилые люди, открыты влиянию средств массовой информации.

Молодые люди чаще всего являются основными проводниками новых ценностей, доминирующих установок, «модных веяний». С одной стороны, в этом содержится позитивное зерно: посредством нововведений происходит своего рода «обновление» всего общества в различных сферах. С другой стороны, отсутствие жизненного опыта, недостаточная развитая способность быть критичным часто не позволяет юношам и девушкам сформировать самостоятельное мнение и занять обоснованную позицию. Как следствие, они становятся своего рода заложниками навязываемых ценностей, социальных установок, жизненных ориентиров. Примером такой ситуации является доминирование в наше время у молодых людей ценностей, связанных с позицией «иметь» в ущерб позиции «быть», преимущественная ориентированность на обладание материальным в ущерб нравственным основам жизни. Одной из задач психологической науки является содействие осознания молодыми людьми той истины, что счастье конкретного человека зависит не столько от того, чем он владеет, сколько от того, каков у него внутренний мир. И если его жизнь имеет прочную нравственно-смысловую основу, то он может также получать удовольствие от обладания, но впадая от него в сильную зависимость.

Стихийные процессы передачи информации: слухи. Слухи — это форма искаженной ин­формации о значимом объекте, циркулирующей в массе людей в условиях неопределенности и социально-психо­логической нестабильности.

Слухи помогают человеку адаптироваться к изменяющейся социальной среде, выполняя некоторые важные функции:

– с одной стороны, удовлетворяют естественную социальную потребность человека в познании окружающего мира, с другой — стимулируют эту потребность;

– в большой степени снимают или, по меньшей мере, снижа­ют неопределенность относительно важных событий, в которой человек не может пребывать длительное время, т. е. слухи делают социальную среду для человека субъективно более ясной, понятной;

– слухи не только помогают человеку сориентироваться в си­туации, но и регулируют его поведение, которое в соответствии с ними может изменяться.

Типология слухов. В основе типологии слухов лежат две характеристики: информационная и экспрессивная.

В соответствии с информационной характеристикой слухи условно можно подразделить на четыре типа: 1) абсолютно недостоверные слухи; 2) недостоверные слу­ хи с элементами правдоподобия; 3) правдоподобные слухи и 4) достоверные слухи с эле­ментами неправдоподобия. Границы между этими четырьмя типами достаточ­но условны, и практика может представить трудно различимые пограничные случаи.

В соответствии с экспрессивной характеристикой и общим типом вызываемой эмоциональной реакции слухи можно подразделить на: 1) слух-желание; 2) слух-пугало; 3) агрессивный слух. По этой схеме на основе синтеза двух видов признаков может быть классифицирован любой слух, а его характеристики могут дать нити к выявлению психи­ческого состояния аудитории, в которой слух циркулирует, к определению мер для пре­кращения циркуляции слуха через восполнение имеющегося дефицита информации и через изменение психического состояния аудитории какими-либо иными способами.

Факторы возникновения слухов. Во-первых, слухи возникают в связи с важнымидля людей со­бытиями или значимыми для них социальными объектами (напри­мер, о предстоящей денежной реформе или какой-то надвигающейся угрозе для нормальной жизнедеятельности людей и т. п.) Информация о незначимом или значимом только для узко­го круга людей обычно широко не распространяется.

Во-вторых, они возникают в условиях неопределенности, ког­да информация либо совсем отсутствует, либо явно недостаточна, либо является противоречивой и тем самым порождает неопределенность.

В-третьих, важным условием, способствующим зарождению и распространению слухов, является политическая и экономичес­кая нестабильностьв общности, в которую входит интересующая диффузная группа.

В-четвертых, благоприятным фактором порождения слухов становится желание людей стать свидетелями чего-то необычного в жизни, какой-то сенсации или чуда и т. п. В привычно текущей жизни, узнав информацию о необычном явлении, человек страст­но стремится передать ее другим людям — это очень благоприят­ная почва для зарождения слухов.

Общая стратегия профилактики слухов состоит в том, чтобы противодействовать условиям, способствующим их возникнове­нию и распространению. Поэтому, учитывая выше описанные благоприятные для слухов условия, необходимо следующее:

– добиваться высокой степени информированности больших диффузных групп о наиболее важных для них событиях, со­циальных условиях жизни и т. п.;

– информация при этом должна быть доступной для понимания и непротиворечи­вой, что позволит снимать неопределенность;

– в экстре­мальных условиях необходимо организовать регулярную работу специальных источников информации;

 – целенаправленно снижать значимость тех социальных объектов, событий или явлений, вокруг которых прогнози­руется возникновение слухов;

– позитивное профилактическое воздействие на слухи ока­зывают условия политической, экономической, межнаци­ональной стабильности и устойчивости развития тех общностей, в которые входят большие диффузные группы (го­род, регион или общество в целом);

 – в ситуациях, когда слухи уже возникли, важно выяснить их действительные причины и только после этого проводить разъяснительную работу, сделать эти причины достоянием людей, которые легче поймут и объяснят для себя склады­вающуюся социальную ситуацию и менее эмоционально будут к ней относиться и т. д.;

– в условиях, благоприятных для слухов, появляются их ак­тивные распространители (число и уровень их активности увеличиваются с возрастанием степени экстремальности условий жизни людей), которые могут представлять серьез­ную угрозу, поэтому необходимо выявлять распространи­телей слухов и нейтрализовывать их влияние на группу и др.

Паника и ее психологические особенности.   Паника – стихийно возникающее состояние и поведение большой совокупности людей, находящихся в условиях поведен­ческой неопределенности в повышенном эмоциональном возбуж­дении от бесконтрольного чувства страха.

Наиболее важными характеристиками паники являются следующие:

– паника возникает, как и всякое массовое явление, в группах большой численности (толпе, многочисленной диффузной группе, массовом скоплении людей);

– паника вызывается чувством бесконтрольного (неуправляе­мого) страха, основанного на реальной или мнимой угрозе;

– паника — это чаще всего стихийно возникающее, неорга­низованное состояние и поведение людей;

– для людей в паническом состоянии характерна так называ­емая поведенческая неопределенность (состояние растерян­ности, неясности как себя вести, поэтому возникает хао­тичность в действиях и неадекватность поведения в целом).

Факторы возникновения паники.

1. Общая психологическая атмосфера тревоги и неуверенно­сти большойгруппы людей в случаях опасности или в ре­зультате продолжительного периода переживания негатив­ных эмоций и чувств (например, жизнь под регулярными бомбежками и т. п.), фактически является предпанической, т. е. предшествующей и способствующей возникновению паники.

2. Одним из решающих факторов является наличие возбуждаю­щих и стимулирующих панику слухов.

3. Принципиальными оказываются и личностные качества людей, особенно наличие предрасположенности к панике у так называемых паникеров. Очень важным условием воз­никновения паники становится доля таких людей в боль­шой группе. Известно, что иногда достаточно и 1% панику­ющих, чтобы паникой была охвачена вся многочисленная группа людей.

Возникновение панических состояний связано с целым рядом характеристик людей, особенно важными среди ко­торых являются некритичность мышления, выраженная лич­ностная тревожность и повышенная внушаемость, большая неуверенность, внезапный страх, чувство изоля­ции, сознание бессилия перед неотвратимой опасностью. Эти факторы вместе с явлениями социально-психологического порядка — отсутствием групповой солидарности, утратой доверия к руководству, дефицитом информации, снимающей личностные напряжения, или избытком информации, нагнетающей такие напряжения, – также приводят к умень­шению возможностей рациональной психической деятельности людей и правильной оценки ситуации.

При анализе каждого конкретного случая панического поведения следует прини­мать во внимание и ряд специфических факторов: общую атмосферу, в которой происхо­дят события (степень социальной напряженности в первую очередь), конкретную ситуа­цию, характер происшедшего события и степень угрозы, которую оно несет, глубину и объективность информации об этой угрозе, общую моральную и психическую стойкость участников поведения и первое движение людей сразу же после получения информации об опасности.

Возникновение и развитие паники характеризуется следующими этапами:

1) появление стимула к панике;

2) сильная эмоциональная реакция отдельных индивидов, которые начинаю метаться и сеять панику;

3) эмоциональное заражение окружающих, которые также приходят в паническое движение;

4) всеобщая паника, которая сопровождается криками, воплями тех, кто погибает в давке или паническом бегстве;

5) восстановление спокойствия в результате поредения толпы и потери сил, апатия.

В большинстве описанных случаев возникновение и развитие паники связано с действием шокирующего стимула, отличающегося чем-то заведомо необычным. Для того чтобы привести к настоящей панике, стимул должен быть либо достаточно интенсивным, либо длительным, либо повторяющимся (взрыв, сирена, серия гудков и т. п.). Он должен привлекать к себе сосредоточенное внимание и вызывать реакцию подчас неосознанного, животного страха. Первый этап реакции на такой стимул — потрясение, ощущение сильной неожиданности и восприятие ситуации как кризисной, критической и даже безысходной.

2) Второй этап реакции — замешательство, в которое переходит потрясение, и индивидуальные беспорядочные попытки как-то понять, интерпретировать произошедшее событие в рамках прежнего, обычного личного опыта или путем лихорадочного припоминания аналогичных ситуаций из чужого, заимствованного опыта. Когда необходимость быстрой интерпретации ситуации становится острой и требует немедленных действий, именно это ощущение остроты часто мешает логическому осмыслению происходящего и вызывает страх. Первоначально страх обычно сопровождается криком, плачем, двигательной ажитацией.

3) Если этот страх не будет быстро подавлен, то по механизму «циркулярной реакции» и «эмоционального кружения» развивается третий этап. На этом этапе страх одних отражается другими, что в свою очередь еще больше усиливает страх первых. Усиливающийся страх снижает уверенность в коллективной способности противостоять критической ситуации и создает смутное ощущение обреченности. Завершается все это действиями, которые представляются людям, охваченным паникой, спасительными. Хотя на деле они могут совсем не вести к спасению: это этап «хватания за соломинку», в итоге все равно оборачивающийся паническим бегством. Разумеется, за исключением тех случаев, когда бежать просто некуда. Тогда возникает подчеркнуто агрессивное поведение.

Внешне паника заканчивается обычно по мере выхода отдельных индивидов из этапа всеобщего бегства. Всеобщая усталость останавливает любые действия и эмоциональные переживания. Но паническое поведение не обязательно завершается бегством от опасности. Обычные следствия паники — либо усталость и оцепенение, либо состояние крайней тревожности, возбудимости и готовности к агрессивным действиям. Реже встречаются вторичные проявления паники.

Оценивая весь цикл панического поведения, следует отметить следующее.

Во-первых, если интенсивность первоначального стимула очень велика, то все предыдущие этапы могут как бы «свертываться».

Во-вторых, словесное обозначение пугающего стимула в условиях его ожидания может само по себе непосредственно вызвать реакцию страха и панику даже до его появления.

В-третьих, всегда надо принимать во внимание ряд специфических факторов: общую социально-политическую обстановку, в которой происходят события, характер и степень угрозы, глубину и объективность информации об этой угрозе и т. д. Это имеет большое значение для прекращения или даже предотвращения паники.

Способы предотвращения и прекращения паники столь же многообразны, как и причины, порождающие панику. К ним можно отнести

1) на первом этапе – громкое и властное убеждение;

2) на втором – планирующие и регулирующие приказы неподверженных паническому состоянию личностей;

3) на третьем – применение сверхсильного раздражителя (предупредительного выстрела, громко переданного через мегафон приказ о прекращении паники с последующими указаниями действий).

Воздействие на паническое поведение, в конечном счете, представляет собой всего лишь частный случай социально-психологического воздействия на массы. Здесь действует общее по отношение к любой толпе правило: снизить интенсивность эмоционального заражения, вывести человека из гипнотического влияния данного состояния и рационализировать, индивидуализировать его психику.

Однако в случае паники есть и некоторые специфические вопросы. Во-первых, – это вопрос о том, кто станет образцом для подражания толпы. После появления угрожающего стимула (звук сирены, клубы дыма, первый толчок землетрясения, первые выстрелы или разрыв бомбы) всегда остается несколько секунд, когда люди оценивают произошедшее и готовятся к действию. Здесь им можно и нужно «подсунуть» желательный пример для вполне вероятного подражания. Кто-то должен крикнуть: «Ложись!», или: «К шлюпкам!», или: «По местам!». Соответственно, те, кто исполнят эту команду, становятся образцами для подражания. Жесткое управление людьми в панические моменты — один из самых эффективных способов ее прекращения.

Во-вторых, в случаях паники, как и массового стихийного поведения вообще, особую роль играет ритм. Стихийное — значит, неорганизованное, лишенное внутреннего ритма поведения. Если такого «водителя ритма» нет в самой толпе, он должен быть задан извне. Широкую известность приобрел случай, произошедший в 1930-е гг. после окончания одного из массовых митингов на Зимнем велодроме в Париже. Люди, ринувшись к выходу, начали давить друг друга, и все было готово к трагическому концу. Однако в проеме лестницы случайно оказалась группа приятелей-психологов, которые, сообразив, что может сейчас начаться, начали громко и ритмично скандировать потом уже ставшее знаменитым: «Не-тол-кай!». Скандирование данного лозунга-приказа было мгновенно подхвачено большинством присутствовавших, и паника прекратилась.

Роль ритмической и, отдельно, хоровой ритмической музыки, имеет огромное значение для регуляции массового стихийного поведения. Например, она может за секунды сделать его организованным. Не случайно субботники и воскресники, демонстрации и прочие массовые или псевдомассовые акции советской эпохи встречали людей бравурной, маршевой, зажигающей музыкой. Известна роль хорового пения солдат на марше. Не случайно большинство революционных песен, написанных в разные времена, разными людьми в разных странах, имеют сходную ритмику. Чилийская Venceremos, американская We shall overcome, французская «Марсельеза» или польская «Варшавянка» — ритм всех этих песен, наряду с соответствующим содержанием, был своеобразным средством противостояния страху и панике в острых ситуациях.

Тема 3 Феномен общения в социальной психологии

Лекция 1


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.