Занятие по теме 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Занятие по теме 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии

2022-08-20 24
Занятие по теме 1 Предмет, задачи и методы социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Учебные вопросы темы

1. Предмет, структура и задачи социальной психологии.

2. Основные этапы развития социальной психологии.

3. Методы исследования в социальной психологии.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какие представления о предмете сложились в западной социальной психологии?

2. Перечислите основные области исследования в социальной психологии

3. В чем специфика проблематики отечественной социальной психологии?

4. Какие основные задачи ставит перед собой социальная психология?

5. Назовите психологические, исторические и культурных предпосылки возникновения социальной психологии

6. Когда социальная психология впервые заявила о себе в качестве самостоятельной дисциплины?

7. Перечислите методы сбора социально-психологических данных

8. Какие Вы можете назвать специфические социально-психологические методы? Охарактеризуйте важнейшие из них.

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Почему невозможно сформулировать единое, общепринятое определение предмета социальной психологии?

2. В чем, на ваш взгляд, заключается практическая значимость изучения социальной психологии?

 3.Как бы Вы определили задачи социальной психологии в педагогической сфере?

4. Чем могут помочь знания по этому предмету педагогу-практику или школьному психологу?

 

Занятие по теме 2 Социально-психологическая характеристика группы

Занятие 1

Учебные вопросы темы

1.Понятие малой группы в социальной психологии

2. Структурные характеристики малой группы

3. Групповые эффекты

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Дайте определение малой социальной группы.

2. Назовите признаки, характери­зующих взаимодействие людей в малой группе

3.  Чем отличаются группы членства и референтные группы?

4. Назовите функции референтных группы?

5. В чем различие формальной и неформальной групп?

6. Перечислите основные параметры анализа группы.

7. 6. Что подразумевается под социометрической структу­рой малой группы? Каковы ее важнейшие характеристики?

8. Какие типы коммуникативных сетей Вам известны? Охарактеризуйте каждый из них.

9.  Какие эмпирические методы исследования малых групп Вам известны?

10.  В чем психологический смысл кон­формного поведения?

11.  Разведите понятия «конформизм», нонконформизм, и «негативизм».

12. От каких факторов зависит уровень конформности че­ловека

13. Раскройте сущность феномена социальной фасилитации

14.  В чем суть эффекта социальной лености, каковы способы ее снижения?

Вопросы для размышления и обсуждения

Опишите, в чем проявляется конформное поведение школьников. Дайте конкретные примеры.

Охарактеризуйте способы, кото­рые может использовать опытный педагог, чтобы повлиять на статус члена группы, обеспечить его позитивную динамику.

Практическое задание: проведите социометрическое исследование школьного класса, проанализируйте его статусную структуру, систему взаимных выборов, наличие микрогрупп и отношения между ними.

Занятие 2

Учебные вопросы темы

1. Динамические процессы в малой группе

2. Лидерство и руководство

3. Руководство в педагогическом процессе Учитель как лидер и руководитель

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Какие динамические модели структуры малой группы вам известны и в чем их принципиальное отличие?

2. Перечислите механизмы групповой динамики и дайте их характеристику

3. Опишите модель развития группы Л. И. Уманского.

4. Охарактеризуйте основные стадии, которые проходит в своем развитии малая группа в теории А.В.Петровского

5. Как Вы можете определить феномен лидерства?

6. Разведите понятия по­нятий лидер, «вождь», «кумир», «авторитет», «социометрическая звезда».

7. Какие типы лидерства Вам известны?

8. Кто становится лидером с точки зрения теории черт?

9. 5. Как объясняет происхождение лидерства ситуационная теория?

10.  Охарактеризуйте феномен руководства малой груп­пой

11. Какие механизмы влияния есть у руководителя?

12. Перечислите формы власти руководителя 

13. Дайте сравнительную характеристику директивной и кооперативной модели руководства. Назовите преимущества и недостатки каждой из них.

14. Как связаны стиль руководства и эффективность групповой деятельности?

15.  Опишите процесс формирования авторитета педагога-руководителя.

16.  Какие психологические факторы определяют успешность педагогического руководства?

 

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Целесообразно ли объединение в одном лице руководи­теля и неформального лидера?

2. Почему учитель и классный руководитель должны уделять внимание развитию своего лидерского потенциала?

3. Каковы психологические следствия авторитарного стиля педагогического руководства?

 

Занятие 3

Учебные вопросы темы

1. Понятие большой группы, ее виды и характеристики

2. Механизмы и типы поведения в толпе.

3. Массовидные явления в больших социальных группах.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что является основным критерием отнесения образования людей к большой группе?

2. Дайте определение большой социальной группы

3. Перечислите общие признаки большой социальной группы

4. Какие виды групп больших групп выделяют в социальной психологии?

5.

6. Какие образования относят к организованным группам?

7. Какие группы называют стихийными? Чем они отличаются между собой?

8. Что такое толпа, каковы ее основные признаки?

9. Какие критерии полагаются в основание классификации толпы?

10. 8. Какие разновидности толпы Вам известны и в чем их отличия?

11. 9. Охарактеризуйте основные механизмы психического воздействия, определяющие процессы в больших группах.

12. Что относят к массовидным явлениям? Какова их специфика в молодежной среде?

13. В чем заключается специфика массовой коммуникации?

14. Какие социализирующие функции массовой коммуникации Вы знаете?

15. 3. Охарактеризуйте социально-психологические функции массовой коммуникации.

16.  Какие социальные условия являются благоприяными и для возникнове­ния слухов и больших группах?

17.   В чем состоят основные функции слухов?

18. Какими способами осуществляется профилактика слухов а больших группах?

19.  Что характеризует панику как социально-психологическое явление?

20. Что предрасполагает к возникновению панических состояний людей?

21. Какие существуют способы предотвращения и прекращения паники

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Приведите примеры поведения людей в толпе, свидетелем которого вы были.

2. Какие из разновидностей толпы представляют наибольшую опасность и по­чему?

3. Какие условия порождают изменения в поведении людей в толпе?

 

4. Подумайте, почему люди теряют контроль над собой в толпе.

5. Опишите, какие трансформации могут происходить с толпой.

 

Занятия по теме 3 Феномен общения в социальной психологии

Занятие 1

Учебные вопросы темы

1 Понятие общения, его структура и функции.

2 Виды межличностного общения.

3 Коммуникативная сторона общения.

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Охарактеризуйте роль общения в жизни общества и отдельного человека.

2. Перечислите функции общения, попробуйте самостоя­тельно подобрать примеры, раскрывающие смысл каждой из них.

3. Какие виды межличностного общения Вы знаете? На­зовите цель и специфические черты каждого вида.

4. В чем состоит сходство императивного и манипулятивного общения? Чем они принципиально отличаются от диа­лога?

5. Охарактеризуйте диалогический тип межличностного общения.

6.Охарактеризуйте гуманистический тип межличностного общения.

7. В чем состоит смысл коммуникативной стороны об­щения?

8. Какие виды коммуникативных барьеров Вы знаете? Приведите примеры из педагогической практики.

9. Какие средства передачи информации Вы знаете?

10. Пе­речислите важнейшие невербальные средства передачи ин­формации партнеру по общению. Какую роль они выполняют в процессе общения?

11. Каковы принципы эффективной передачи обратной свя­зи и критических замечаний партнеру по общению?

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Какие проявления императивного, манипулятивного и диалоги­ческого общения встречаются в педагогической практике?

2. Опишите конкретные их проявления в повседневной школьной практике общения учи­теля и учеников. Проанализируйте примеры с точки зрения эффективности использования каждого вида общения в кон­кретной ситуации. 

3. Какой вид общения оказывает наибольшее позитивное влияние на духовное развитие человека? Почему?

4. В чем психологический смысл коммуникативных барье­ров?

5. Нужно ли скрывать от партнера по общению свои истинные чувства? Почему?

6. Какие существуют способы выражения чувств? Отметь­те наиболее эффективные. Почему именно они?

Практическое задание:

1. Подберите различные литературные примеры проявления видов межличностного общения.

 

Занятие 2

Учебные вопросы темы

1. Перцептивная сторона общения.

2. Интерактивная сторона общения

 

Вопросы для самоконтроля и повторения

 

1. Раскройте сущность социальной перцепции

2. Какие психологические особенности наблюдателя влияют на процесс социального познания?

3. Какие психологические и прочие свойства наблюдаемого являются наиболее важными и информативными для процесса его познания наблюдателем

4. Какие Вы знаете механизмы социальной перцепции? Охарактеризуйте роль и возможности каждого.

5. Что такое социальный стереотип? Какую роль он выполняет в общении?

6. Раскройте сущность «эффекта ореола»

7. Охарактеризуйте факторы возникновения эффекта ореола

8. Как работают эффекты «первичности» и «новизны».

9. Раскройте сущность каузальной атрибу­ции, раскройте ее закономерности

10. В чем смысл интерактивной стороны общения?

11. Какие можно выделить важнейшие социальные моти­вы и в каких конкретных стратегиях поведения они реали­зуются?

12. Охарактеризуйте виды воздействия

13. Назовите условия эффективности убеждения стратегий их поведения в процес­се взаимодействия

14. Какие Эго-состояния выделяются Э.Берном в структуре личности? Что составляет содержание каждого состояния «Я»

15. Какие виды транзакций лежат в основе конфликтного взаимодействия?

 

Вопросы для размышления и обсуждения:

1. Какие психологические свойства прежде всего фикси­руются в наблюдаемом в процессе формирования первого впе­чатления о нем? Приведите примеры проявления эффектов восприятия.

2. Какие формы стереотип приобретает в педагогиче­ской практике?

3. Охарактеризуйте стратегии поведения и опишите, как они могут проявляться в конкретных ситуациях взаимодей­ствия учителя и ученика.

4. Какие стратегии поведения во взаимодействии вы предпочитаете реализовывать? Какая стратегия является наиболее перспективной?

 

Практическое задание 1:

Составьте диалоги учителя и учащегося и их реакций из различных Эго- состояний

 

 

Занятия по теме 4 Межличностные отношения. Социально-психологический климат

 

Учебные вопросы темы

1. Понятие межличностных отношений

2. Межличностная аттракция, ее факторы и механизмы

3.  Понятие конфликта и способы его разрешения

4.  Конфликты в педагогической деятельности

5.  Социально-психологический климат

Вопросы для самоконтроля и повторения

1. Что представляют собой межличностные отношения?

2. Какие структурные компоненты межличностных отношений можно выделить?

3. Опишите, пожалуйста, каким образом различные особенности личности влияют на развитие межличностных отношений

4. Oxаpaктеризуйте динамику межличностных отношений и ее проявле­ния

5. Какие виды межличностных отношений вам известны? Охарактеризуйте их.

6. Что такое межличностная аттракция?

7. Какие факторы межличностной аттракции вы можете выделить?

8. Дайте определение конфликта. Опишите его структуру.

9. В чем специфика педагогических конфликтов?

10. Дайте определение социально-психологического климата

Вопросы для размышления и обсуждения:


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.045 с.