Понятие конфликта и способы его разрешения — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Понятие конфликта и способы его разрешения

2022-08-20 33
Понятие конфликта и способы его разрешения 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Конфликт (от лат. conflictus – столкновение) – столкновение противопо­ложно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов субъек­тов взаимодействия. 

Конфликт – вид отношений – межличностных, личности и группы, межгрупповых, – в основе которых лежит объективное противоречие целей, интересов, мнений участников. На психологическом уровне это противоречие проявляется в сильных негативных переживаниях участников по отношению к ситуации, оппонентам и самим себе.

Из этого определения вытекает, что далеко не каждое объективное противоречие превращается в конфликт. Оно должно пройти некоторый путь от собственно противоречия до конфликта как психологической реальности. А конфликт как психологическая реальность обязательно включает переживания участников, которые по своему знаку в большинстве случаев негативны. И этот факт – наличие острых негативных переживаний – очень многое определяет, делает конфликттем, чем он для каждого из нас является, - испытанием, тяжелым моментом, болезненной перспективой развития отношений. Эмоции многое запутывают, трансформируют в изначальных противоречиях. Противоречие, которые лежит в основе СПК, порождает так называемую «объективную конфликтную ситуацию». Это основа будущей проблемы.  

Объективная конфликтная ситуация имеет свою обязательную структуру, которая графически может быть изображена следующим образом:

 

  Сторона конфликта       Объект конфликта        Сторона конфликта

(внешняя / внутрення                                        (внутренняя / внешняя

позиция)                                                                         позиция)

Р. Битянова выделяет два основных структурных компонента конфликтной ситуации – это стороны конфликта и его объект. 

Сторона конфликта представлена конкретными людьми и их целями. Эти цели близки в рамках одной стороны и находятся в противоречии с целями оппонентов – тех, кто составляет другую сторону. Участников в конфликте может быть много, стороны – только две. Каждая сторона занимает в конфликте определенную позицию. Позиция в данном случае – это более или менее точный ответ участников на вопрос, почему я (мы) участвую в конфликте, чего я (мы) добиваюсь.

Внутренняя позиция – это совокупность мотивов, реальных интересов, ценностей, побуждающих человека или группу участвовать в конфликте. Эти побудительные силы далеко не всегда осознаются самими участниками, и еще реже предъявляются окружающим. Чаще всего предъявляется внешняя позиция, она представляет собой мотивировку. Которая звучит лично и социально вполне приемлемо, так, что ее не стыдно предъявить миру и в нее не трудно поверить самому. (Сокрытие внутренней позиции далеко не всегда свидетельствует о двуличии человека, о вытеснении им непозволительных желаний, т.к. мы знаем, что осознание мотивов- непростая работа души, особый рефлексивный процесс, на который в ходе конфликта может не хватать ни времени, ни душевных сил).

Объект конфликта – это реальный или идеальный предмет, к обладанию которым стремятся все участники данного взаимодействия. Этот объект обладает двумя «неприятными» свойствами, которые и превращают его в эпицентр разногласий:

- он неделим, и по убеждению оппонентов может принадлежать только одной стороне весь целиком;

- он обладает разной степенью доступности для участников. Каждый пытается всеми доступными средствами сделать его более доступным для себя и менее доступным для другого. Очень важно, что если для кого-то из участников объект практически недоступен, это ни в коей мере не означает его близкого поражения. Просто его конфликтные шаги будут более острыми, поступки – экстремальными и эскалирующими конфликт. 

Таким образом, если взаимодействие имеет такую структуру (2 стороны и объект), оно имеет много шансов превратиться в настоящий психологический конфликт.

Это становится возможным, если объективное противоречие пройдет стадии идентификации и формирования субъективного образа конфликта.

1 стадия. В данном случае под идентификацией понимается нахождение лиц, препятствующих достижению цели. Человек, включенный в систему объективно противоречивых отношений с другими людьми или группой, может долгое время не осознавать этого. Но в какой-то момент его шаги по достижению значимой для него цели оказываются невозможными или неэффективными. Возникает состояние фрустрации.

 

Противореч.

цели

                попытка                истинная               конфликт.

¯ достижения цели идентификация          поведение

Проблем. ® Фрустрация ® Конфликт. ® Исход конфликта

  Ситуация                      ¯ ложная     ситуация

­                           идентификация

Огранич.         Фрустрация

ресурсы

Причину происходящего человек может приписывать совершенно различным явлениям: себе, обстоятельствам (безличным), конкретным людям. В том случае, если причину своих неудач в достижении нужного объекта человек припишет другим людям, возникает идентификация, ведущая к конфликту. При этом идентификация может быть истинной и ложной. В первом случае, человек верно приписал другому лицу причину фрустрации. Этот человек (или группа) действительно является его оппонентом и претендует на тот же объект. В случае ложной идентификации оппонент выбирается неверно. Но если по отношению к нему во всем блеске разворачиваются конфликтные действия и ложный оппонент эмоционально втягивается в конфликтные отношения, возникает ложный конфликт, имитирующий настоящий. Только решить его гораздо труднее, т.к. под ним нет никакого объективного основания, кроме выраженного эмоционального неприятия.

Итак, конфликт начинается с того, что люди реагируют друг на друга как на препятствие, блокирующее достижение значимых целей (на фрустрацию). Конфликт является механизмом, который может устранить или уменьшить этот блок, т.е. создать условия для достижения цели.

2 стадия. Следующий шаг по превращению объективного противоречия в психологический конфликт - формирование у оппонентов образа конфликтной ситуации. Субъективный образ конфликтной ситуации включает:

- представление о себе в конфликте (о своих потребностях, возможностях, целях, ценностях);

- представления участников конфликта о противоположной стороне, оппонентах (об их потребностях, возможностях, ценностях и целях);

- представление конфликтующих сторон о ситуации, в рамках которой развивается конфликтное взаимодействие.

В конфликте люди взаимодействуют не друг с другом и не в реальном контексте. Их поведение опосредовано образами конфликтной ситуации, которые могут более или менее совпадать с некоторой объективной реальностью: реальными целями и возможностями оппонентов, реальными собственными позициями, объективными свойствами среды.

Итак, в субъективных образах конфликта происходит творческая переработка человеком изначальной ситуации противоречия. И эта трансформация часто затрудняет успешное разрешение конфликта, что позволило ряду авторов (А.Я.Анцупову и А.И.Шилову) говорить об искажении объективной конфликтной ситуации, которое происходит в ее субъективном образе. Они выделяют несколько основных направлений искажения.

- Схематизация, упрощение реального конфликта. Отношения людей многогранны. Они шире любого противоречия. Но поскольку конфликтные отношения слишком экспрессивны, требуют от человека много психических сил и на анализ всех аспектов взаимоотношений их не хватает, возникает неосознаваемая тенденция к субъективному сужению отношений. Человек концентрируется на одной из линий, той, где ему проще всего развернуть конфликт, и игнорирует прочие линии.

- Искажение и уменьшение воспринимаемой перспективы взаимодействия. В сознании участников конфликтные отношения как бы замирают, теряют свое будущее. Основная опасность такого рода искажений в том, что оппоненты, совершая свои действия в отношении друг друга, не просчитывают, игнорируют их последствия, а это приводит к эскалации проблемы.

- Поляризация оценок и суждений. По отношению к собственному поведению и намерениям партнеров начинают действовать черно-белые, категоричные суждения.

- Коммуникативные искажения. В коммуникации оппонентов срабатывают разнообразные барьеры, которые фильтруют и искажают информацию, придавая сказанным словам мнимый смысл.

- Атрибутивные искажения. Проявляются в приписывании себе и другому мотивов, личностных качеств, намерений в упрощении отношений. Свои действия объясняют тем, что они единственно возможные в этой ситуации, или вынужденные, или «он сам напросился». Действия оппонента квалифицируются как злонамеренные, изначально ошибочные. Часто гиперболизируются недостатки и отрицательные черты личности оппонента. Свой же образ обрастает благородными чертами: уступчивостью, готовностью к сотрудничеству.

Итак, в результате названных процессов из объективной ситуации противоречия рождается социально-психологический конфликт. Рождается и начинает жить по своим собственным законам.

Стадии развития конфликта.

В теоретической модели, разработанной в отечественной психологии Л.А.Петровской, конфликт проходит 4 последовательные стадии развития:

1) возникновения объективной конфликтной ситуации;

2) инцидента;

3) конфликтных действий;

4) исхода.

1. На первой стадии конфликт как психологическая реальность еще не представлен. Это стадия потенциального конфликта. Однако в деловых и м/л отношениях существует его реальный зародыш.

2. Вскоре, начав действовать и убедившись в неэффективности или невозможности этих действий, люди испытывают фрустрацию. Инциденты и есть формы фрустраций. Это различные события, которые демонстрируют участникам взаимодействия существование некоторой проблемы: не поняли друг друга, не разобрались, не поделили. Суть самой проблемы может быть еще далеко не ясна, но возникают напряженность, размолвки, ссоры. Именно на этой, второй стадии происходит ложная и истинная идентификация и начинает формироваться образ конфликта.

3.Стадия конфликтный действий – центральная. На этой стадии отношения оппонентов бурно развиваются, что приводит к изменению практически во всех структурных звеньях конфликтной ситуации, меняет самих участников, их позиции, объект и ситуацию вокруг конфликта. Объект конфликта разрастается и охватывает все зоны отношений, объективно не противоречивые. Изначально деловое, рабочее по сути противоречие, безо всяких на то объективных оснований вдруг растекается и начинает определять личные отношения людей («Да что там работать – я видеть его не хочу»). Например семейный конфликт из области отношений с родителями мужа или жены плавно распространяется на воспитание детей, проведение свободного времени, интимные отношения, в первую очередь.

В результате действий участников происходит и изменение уровня доступности объекта. Борьба за доступность – важный момент в поведении участников на этой стадии. Ф.М.Бородкин и Н.М.Коряк охарактеризовали суть этой борьбы, используя так называемую теорию рангов.

У каждого человека, находящегося в состоянии конфликта с другими людьми, существует некоторая условная сила – ранг. Ранг – это совокупность личностных, статусных, материальных и прочих ресурсов, которые человек может задействовать для победы. Чем он выше, тем больше шансов разыграть конфликтную ситуацию в свою пользу. Различают 5 рангов:

1.  – участник конфликта говорит от собственного имени: я думаю, считаю, хочу;

2. Участник представляет некоторую малую группу: ученики нашего класса, сотрудники отдела, наша семья хочет, считает, думает и т. д;

3. Участник конфликта говорит от некоторой системы групп, большой группы: Мы, взрослые; нам, учителям;

4. Участник имеет возможность говорить от имени социальной системы, всего прогрессивного человечества, олицетворять собой ум, честь и совесть эпохи, культуру, нравственность, мировой опыт, народную мудрость.

5. Нулевой ранг.

Сознательно или неосознанно оппоненты стремятся повысить свой ранг и снизить ранг оппонента. Наиболее желательный исход такой борьбы – загнать другого в нулевой ранг, почти безнадежный с точки зрения борьбы за победу. Ранг №10 – это ранг нарушителя каких-то социальных норм. Помните, последний и решительный аргумент при стычке в общественном транспорте: «А ты, в очках, вообще молчи». После остается либо отстаивать право носить очки, либо лезть в драку.

Для того, чтобы поместить оппонента в позорный нулевой ранг, нужно вовремя вспомнить какие-нибудь его оплошности, найти изъян в его прошлом, настоящем и будущем, внешности и т.д. Нулевой ранг на какое-то время нейтрализует одного из участников конфликта и даст другому иллюзорное ощущение свободы.

На 3 стадии конфликтных действий – сами конфликты начинают разбухать, захватывая все новых людей. Так, межличностный, парный конфликт практически всегда перетекает в межгрупповой (за счет того, что каждая сторона организует себе группу поддержки). Вообще эта стадии ставит все на свои места, и расширение числа участников происходит не из-за втягивание в него лишних людей, а просто проявляются, наконец, все заинтересованные лица (бабушки, дедушки, соседний отдел, начальники и т.д.).

4. Будучи драматично и напряженной, третья стадия не может длиться очень долго, и конфликт выплывает на стадию исхода. В целом можно говорить о двух больших возможностях решения конфликта: создание условий, не допускающих дальнейших инцидентов, и разрешение самого объективного противоречия.

Снятие инцидента – это попытка притушить конфликт либо переведя его н стадию осознания (без конфликтных действий), либо на стадию неосознаваемой конфликтной ситуации. Этого можно достичь следующими способами:

· Обеспечение выигрыша одной из сторон. В этом случае конфликт решается полностью, если проигравшая сторона приняла свое поражение, что встречается очень редко. Победа одной стороны – временное состояние, до ближайшего серьезного инцидента.

· Снятие конфликта с помощью лжи. Люди в этом случае действуют по принципу:» нет инцидента – нет конфликта». Это заблуждение. Отношения, содержащие в своей основе объективное противоречие, подтачиваются изнутри личность каждого участника (например, детская тревожность), исподволь разрушают сами отношения.

· Изменение целевых установок хотя бы одним из участников. Когда из сторон в силу обстоятельств или в результате переговоров не желает обладать объектом конфликта.

· Исчезновение самого объекта конфликта по воле участников или помимо их желания. («И за борт ее бросает»).

· Наиболее часто встречаются следующие виды исходов на уровне объективной конфликтной ситуации.

· Полное физическое или функциональное разведение участников. Пространственное или социальное разведение сторон, предоставление им дефицитных ресурсов, отсутствие которых привело к конфликту. В этом случае исчезает сама почва для конфликта, но конфликтные отношения сохраняются очень долго, т.к. они не получили своего отреагирования.

· Внутренне переструктурирование образа ситуации. Смысл данной меры состоит в изменении внутренней системы ценностей и интересов участников взаимодействия, из-за чего в их глазах блекнет сам объект конфликта или важными становятся отношения с оппонентом. Такая работа психологически очень сложна и требует помощи специалиста. Но именно этот путь может привести к конструктивному разрешению супружеских и семейных конфликтов.

· Разрешение конфликта через конфронтацию к сотрудничеству. По своему содержанию близок к предыдущему, но касается деловых конфликтов, которые не затрагивают глубинные отношения людей, а относятся к их социальным или материальным интересам. Такие конфликты разрешаются через специально организованную работу, путем нахождения общих интересов и целей, через сужение зоны разногласий до минимума и заключение договоров о сотрудничестве. Здесь большая роль отводится посреднику, который владеет навыками ведения переговоров и разрешения споров.

Функции конфликта. Многими исследователями сегодня признается «двуличность» конфликтных отношений. Каждый конфликт таит в себе две возможности: разрушения и созидания, точку роста и точку падения. В социальной психологии этот факт принято обозначать как конструктивную и деструктивную функции конфликтов.

В житейской психологии конфликт чаще всего предстает своей разрушительной стороной, поэтому конфликтов избегают, ценностью считают именно бесконфликтное общение. Однако социальная жизнь сложна. Прожить жизнь, не попадая в ситуации конфликта, значит не преследовать вообще никаких личных целей. Это невозможно. Следовательно, бесконфликтное общение – это такое общение, в котором все конфликты просто подавляются, загоняются внутрь, подтачивая отношения изнутри. Если отношения не выяснять, они кончаются, часто неожиданно и драматично для участников, которые так хотели мира и покоя. И здесь еще одно заблуждение: будто конфликт – это обязательно –война, буйство отрицательных эмоций. Конечно, развивающиеся отношения редко бывают спокойными, их характеризуют взлеты и падения, но эти отношения живые, т.к. их подпитывают переживаемые и успешно решаемые людьми психологические конфликты.

В целом, конструктивная функция конфликта сводится к тому, что он:

- является важным источником развития личности, группы, а также межличностных отношений, позволяет им подняться на новую высоту, расширить и изменить сферу и способы взаимодействия;

- через открытую конфронтацию освобождает группу от подтачивающих ее факторов, снижает вероятность ее застоя и упадка;

- способствует развитию взаимопонимания между участниками взаимодействия.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.03 с.