Конфликты в педагогической деятельности — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Конфликты в педагогической деятельности

2022-08-20 29
Конфликты в педагогической деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Невозможно избежать конфликтов и в педагогической деятельности. Известно, что природа педагогического конфликта существенным образом отличается от других межличностных конфликтов, так как в этом случае в столкновении участвуют ребенок как развивающаяся личность и взрослый. При этом взрослый обладает опытом, умениями, самоконтролем и другими качествами, а у ребенка поведение может носить импульсивный характер, так как волевая сфера еще не достаточно развита.

Среди особенностей педагогических конфликтов можно также отметить следующие:

• участники конфликтов имеют различный социальный статус, чем и определяется разное поведение в конфликте;

• разница возраста и жизненного опыта участников разводит их позиции в конфликте, порождает разную степень ответственности за ошибки при их решении;

• различное понимание событий и их причин участниками (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному;

• присутствие других учеников при конфликте делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда приходится помнить учителю;

• профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

• всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые ситуации и конфликты, в которые включаются другие ученики;

• конфликт в педагогической деятельности легче предупредить, чем успешно разрешить.

Педагогический конфликт можно рассматривать как частный вид конфликта, который связан с педагогической деятельностью.

Под педагогическим конфликтом следует понимать столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций субъектов педагогического взаимодействия.

Длительное время в теории и практике конфликты в педагогическом процессе оценивались односторонне, как нежелательное явление, как показатель слабости руководства группой, вплоть до признания того факта, что учитель, воспитатель недостаточно требователен, а учащийся имеет ошибочную линию поведения.

Сама профессия учителя конфликтогенна, т.к. основана на взаимодействии с другими людьми. Она способна по объективным и субъективным причинам порождать конфликт.

Во-первых, сам процесс социализации ребенка, непосредственным участником которого становится учитель, является напряженно-противоречивым. Он протекает в постоянной борьбе зарождающихся черт с отживающими. Если педагог не знает закономерностей протекания процесса социализации ребенка, не умеет учитывать изменяющиеся стремления и потребности ребенка, глух к переживаниям и настроениям детей, то это может стать причиной педагогических конфликтов [Козырев].

Педагогические конфликты могут возникать в разных системах отношений. По мнению Леонова Н.И., собственно педагогическими можно считать конфликты, возникающие в системе «учитель-ученик». Их преодоление предполагает использование специфической технологии. Именно они являются самыми распространенными, и их разрешение требует от учителя определенного профессионального мастерства и психологической компетентности. Однако часто педагогическими называют конфликты и в других системах отношений: «учитель – классный коллектив», «учитель - учитель», «учитель - Я», «учебный класс – учебный класс».

Можно выделить следующие типы педагогических конфликтов:

- в зависимости от участников конфликта – внутриличностные конфликты, межличностные, личностно-групповые и межгрупповые конфликты.

- в зависимости от предмета конфликта – конфликты ценностей, конфликты интересов, конфликты средств достижения целей, конфликты потенциалов, конфликты правил взаимодействия.

- в зависимости от социальных последствий – конструктивные конфликты (способствуют развитию социальной системы) и деструктивные конфликты (создают социальную напряженность и ведут к разрушению социальной системы).

- в зависимости от длительности и напряженности конфликта – бурные быстротекущие конфликты, острые длительные конфликты, слабовыраженные и вялотекущие конфликты, слабовыраженные и быстротекущие конфликты.

Причины педагогических конфликтов в различных системах отношений рассматривает Г.И. Козырев. Вслед за ним мы обозначим некоторые из них.

В системе отношений «учитель-ученик»:

- нарушение дисциплины на уроке;

- плохое выполнение домашних заданий;

- нездоровые отношения между учениками;

- оскорбления со стороны учителя, грубость, несдержанность;

- необъективность при оценке знаний;

- неподготовленное домашнее задание или пропуски уроков [ Это наиболее типичные причины конфликтов в системе отношений «учитель-ученик». Однако, можно рассматривать специфические причины этих педагогических конфликтов, характерные для детей разных возрастных периодов

В системе отношений «учитель-учитель»:

- нетактичное отношение друг к другу;

- неудобное расписание;

- перекладывание чужих обязанностей;

- неравномерное распределение педагогической нагрузки.

 

В системе отношений «учитель-родители»:

- самоустранение родителей от процесса обучения и воспитания

- предвзятое отношение к ребенку со стороны учителя.

 

В педагогическом взаимодействии очень важно помнить о том, что конфликт, как пожар, легче предотвратить, чем погасить. В урегулировании и разрешении педагогического конфликта велика роль педагога. Ему, как наиболее профессионально подготовленному, должна принадлежать инициатива урегулирования конфликта. Главная задача педагога – превратить деструктивный конфликт в конструктивный. Негативное влияние на развитие личности педагога оказывает так называемая консервация конфликта, когда он настаивает на своем и категорически не собирается менять свое поведение. Такое поведение не только не способствует разрешению конфликта, но и тормозит в целом личностный рост учителя. Успешно разрешенный конфликт улучшает психологический климат в коллективе и приводит к росту взаимопонимания.

5. Социально-психологический климат

Межличностные отношения оказывают непосредственное влияние на социально-психологический климат группы.

Социально-психологический климат группы – преобладающая и относительно устойчивая психологическая атмосфера в малой группе, проявляющаяся в характере отношений людей друг к другу и к решаемым задачам.

Доминирование положительных, дружеских или товарищеских отношений между членами группы определяют благоприятный психологический климат, который ценен как сам по себе, так и для достижения высоких результатов совместной деятельности. Неблагоприятный социально-психологический климат свидетельствует о низком уровне развития группы, порождает конфликтную среду, ведет к несогласованности и низкой эффективности деятельности.

В.В.Косолаповым установлено, что самочувствие личности в группе, оценка ею психологического климата зависит от таких показателей, как уровень ее адаптированности, мера включенности в совместную деятельность, степень причастности к жизни данной группы. В структуре социально-психологического климата группы отражается также сомоотношение (отношение к себе) и отношение к миру в целом. Особенно существенна для характеристики проявлений психологического климата оценка отношений индивида к самому себе (самооценка, самочувствие и т.д.).

В тоже время нахождение в группе вдет к тому, что у каждого участника на основе основных параметров психологического климата вырабатывается соответствующее этому климату сознание, восприятие, оценка и ощущение своего «Я», аналогичное всем, кто принадлежит данной конкретной общности людей. С этой точки зрения, индивидуальное самочувствие личности (самооценка, степень удовлетворенности положением в группе, преобладающий настрой), по мнению Б. Д.Парыгина, может рассматриваться как один из наиболее общих показателей социально-психологического климата. Он предложил следующую структуру общих показателей социально-психологического климата.


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.