Виды поведения в социуме. Агрессивное поведение — КиберПедия 

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Виды поведения в социуме. Агрессивное поведение

2022-08-20 22
Виды поведения в социуме. Агрессивное поведение 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

О результатах социализации можно судить по социальному поведению человека. Если процесс социализации протекает нормально, то у человека наблюдается выраженное просоциальное поведение и отсутствует антисоциальное поведение, хотя проявления асоциального поведения могут иметь место.

Асоциальное поведение – тип поведения, характеризующийся отрицанием социальных норм и ценностей, принятых в обществе.

Асоциальное поведение и антисоциальное поведение – не одно и то же. Человек с антисоциальным поведением вступает в активный конфликт с нормами общества. Асоциальные люди открыто не нарушают нормы, но сознательно исключают себя из нормальной жизни общества. Чаще в психологической литературе антисоциальное поведение именуют агрессивным.

Сегодня нет общепринятого определения агрессии, тем не менее исследователи согласны, что для агрессивного поведения характерно: 1) причинение ущерба или нанесение травмы другому лицу или организму; и 2) намерение вызвать негативные последствия для жертвы.

Агрессия – поведение, рассчитанное на причинение вреда другому человеку.

Типы агрессивного поведения.

По конечной цели выделяют: 

Враждебную агрессию – агрессия, которая является самоцелью; и и нструментальную агрессию - агрессия, которая является лишь инструментом в достижении некоей цели.

По направленности на объект: внешняя агрессия и аутоагрессия. Внешняя агрессия направлена на окружающих, внутренняя – на себя: самообвинении, самоунижении, нанесении себе телесных повреждений вплоть до самоубийства.

По форме выражения агрессию подразделяют на:

физическую (использование физической силы против другого лица или объекта);

вербальную (оскорбление, клевета, угроза); выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание вербальных реакций (угроза, проклятья, ругань);

  – прямую (непосредственно направленная на человека);

косвенную (действия, которые окольным путем направлены на другое лицо (злобные сплетни, шутки и т. п.), и действия, характеризующиеся ненаправленностью и неупорядоченностью (взрывы ярости, проявляющиеся в крике, топанье ногами, битье кулаками по столу и т. п.);

 Кроме того, агрессия может быть сознательно контролируемой и импульсивной, направленной на внешние объекты или на себя. И.А. Фурманов в соответствии со способом выражения выделяет произвольный и непроизвольный виды агрессии. Произвольная агрессия возникает из желания, намерения воспрепятствовать, повредить кому-либо, обойтись с кем-то несправедливо, кого-нибудь оскорбить. Непроизвольная агрессия представляет собой нецеленаправленный и быстро прекращающийся взрыв гнева или ярости, во время которого действие неподконтрольно субъекту.

Психологические теории возникновения агрессии.

За долгие годы социально-психологического изучения агрессии были выдвинуты различные теории, объясняющие причины ее появления. Можно выделит три основные влиятельные точки зрения:

согласно одной из них – агрессия это форма поведения, определяемая врожденными инстинктами и побуждениями;

согласно другой – агрессия, как и другие формы поведения, приобретается в результате индивидуального опыта;

третья, промежуточная точка зрения, соединяет побуждение и приобретение, гипотеза о фрустрации – агрессии.

Агрессия как инстинкт рассматривается в психоанализе. 3. Фрейд считал, что в человеке существуют два наиболее мощных врожденных инстинкта: инстинкт жизни, Эрос, и инстинкт смерти –Танатос. Первый рассматривался как стремления, связанные с созида­тель­ными тенденциями в поведении человека: любовью, заботой, бли­зостью. Второй несет в себе энергию разрушения, его задачей явля­ется «приводить все органически живущее к состоянию безжизнен­ности» — это злоба, ненависть, деструктивность. Когда инстинкт смерти обращен вовнутрь, то выражает себя в самонаказании, крайней формой которого становится самоубийство, когда он обращен вовне, то выражает себя во враждебности, стремлении к разрушению, убийству. 

Фрейд был убежден, что подобно тому, как снижается сексуальное напряжение вследствие сексуальной активности, агрессивная энергия также должна каким-то образом выйти наружу. Если людям не давать излить свою агрессию, ее энергия будет расти, а вместе с ней расти и напряжение; энергия будет искать выход, либо взрываясь актами предельного насилия, либо выражая себя в симптомах психического заболевания. Это привело к идее «катарсиса».   Катарсис (в буквальном смысле "очищение эмоций") — это процесс освобождения возбуждения или накопившейся энергии, приводящий к снижению уровня напряжения.

Враждебные и агрессивные тенденции могут выражаться и не деструктивным способом, например, через сарказм или фантазию, их можно сублимировать, т.е. направить разрушительную энергию в русло какого-либо приемлемого или общественно полезного поведения.

Слабым местом теории инстинктов являлась предопределенность способов управления агрессией. Считалось, что человек никогда не сможет справиться со своей аг­рессивностью. И поскольку накапливающаяся агрессия непремен­но должна быть отреагирована, то единственной надеждой остается направить ее по нужному руслу. Сторонники теории инстинктов считают, что наиболее цивилизованной формой разрядки агрессии для человека являются конкуренция, различного рода состязания, занятия физическими упражнениями и участие в спортивных со­ревнованиях.

Фрустрационная модель агрессии. З десь агрессивное поведение рассматривается как ситуативный процесс. Основоположником этого направле­ния исследования человеческой агрессивности считается Дж. Доллард. Согласно его воззрениям, агрессия — это не автоматически возникающее в организме человека влечение, а реакция на фрустрацию (фрустрация – это все, что препятствует достижению цели): попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворе­нию потребностей, достижению удовольствия и эмоционального равновесия.

Рассматриваемая теория утверждает, что агрессия всегда есть следствие фрустрации. Фрустрация же, в свою очередь, всегда вле­чет за собой агрессию.

Одной из примечательных идей фрустрационной теории агрес­сии является эффект катарсиса, заимствованный из психоанали­за. Суть этой идеи сос­тоит в том, что физическое или эмоциональное выражение враж­дебных тенденций приводит к временному либо длительному об­легчению, в результате чего достигается психологическое равнове­сие и ослабление готовности к агрессии.

Как и предыдущая концепция, фрустрационная теория не избе­жала критических замечаний. Основной огонь критики пришелся на гипотезу о жесткой взаимопредопределенности самой схемы "фрустрация — агрессия". Поскольку было замечено, что люди до­вольно часто испытывают фрустрацию, но не обязательно при этом ведут себя агрессивно, и наоборот. Сторонники фрустрационной теории согласились и несколько видоизменили свою позицию.

Представителем такой модифици­рованной теории обусловливания агрессии фрустрацией является Л. Берковитц. Он ввел новую дополнительную переменную, ха­рактеризующую возможные переживания, возникающие в резуль­тате фрустрации — гнев – как эмоциональную реакцию на фрустрирующий раздражитель. Т.е. он считал, что фрустрация вызывает гнев, озлобление, эмоциональную готовность реагировать агрессивно. Помимо этого, по его мнению, агрессия не всегда является доминирующей реакцией на фрустрацию и при оп­ределенных условиях может подавляться.

В концептуальную схему "фрустрация — агрессия" Л. Берко­витц ввел три существенные поправки: а) фрустрация не обяза­тельно реализуется в агрессивных действиях, но она стимулирует готовность к ним; б) даже при состоянии готовности агрессия не возникает без надлежащих условий; в) выход из фрустрирующей ситуации с помощью агрессивных действий воспитывает у индиви­да привычку к подобным действиям.

Поведенческая модель. Теория социального научения, в отличие от других, гласит, что агрессия представляет собой усвоенное поведение в процессе соци­ализации.

Социализацией агрессии называют процесс науче­ния контролю собственных агрессивных устремлений или выраже­ние их в формах, приемлемых в определенном сообществе, цивили­зации. Совершенно ясно, что "природный" агрессивный потенциал никуда не исчезает в более зрелом возрасте. Просто в результате социализации многие учатся регулировать свои агрессивные импульсы, адаптируясь к требованиям общества. Другие остаются весьма агрессивными, но учатся проявлять агрессию более тонко: через словесные оскорбления, скрытое принуждение, завуалиро­ванные требования, вандализм и другие тактические приемы. Третьи ничему не научаются и проявляют свои агрессивные им­пульсы в физическом насилии.

На социализацию агрессии оказывают влияние два основных фактора:

1. Наблюдение соответствующего способа дейст­вий. Теория социального научения — это, в первую очередь, изу­чение человеческого поведения, ориентированного на образец. Об­разец в данном случае рассматривается как средство межличнос­тного воздействия, благодаря которому возможно формирование (изменение) отношений или способа действий человека.

Сущес­твенное внимание при этом уделяется изучению влияния первич­ных посредников социализации, а именно, образца отношений и поведения родителей, на обучение детей агрессивному поведению. Установлено, что в семьях агрессивных детей выявлена большая распространенность агрессивных проявлений со стороны взрослых по сравнению с семьями неагрессивных детей. Этим было доказа­но, что поведение родителей представляет собой модель агрессии и что у агрессивных родителей обычно бывают агрессивные дети.

2. Социальное подкрепление. Теория социального науче­ния считает, что другим важным элементом этой теории является характер подкрепления агрессивного поведения со стороны окру­жающих. Под подкреплением обычно понимается какое-либо действие, призванное усилить определенную реакцию. Это может быть похвала и выго­вор, улыбка и насмешка, дружеские и враждебные жесты. Разли­чают две формы подкрепления:

Положительное подкрепление — это любой стимул, который, следуя за желательной реакцией, усиливает ее или поддерживает на том же уровне.

Отрицательное подкрепление это стимул, устранение кото­рого усиливает желательную реакцию.

Вместе с тем, существует и множество самих способов подкреп­ления. К наиболее распространенным относятся поощрение (предъявление приятных стимулов) и наказание (предъявление неприятных стимулов). Таким образом, в практике воспитания ча­ще всего используются четыре разновидности подкрепления:

1) если вслед за реакцией ребенка следует вызывающее при­ятные ощущения и переживания подкрепляющее средство, то ре­зультат — положительное поощрение. Например, когда родитель или педагог постоянно хвалят ребенка за хорошее, примерное пове­дение;

2) если за реакцией следует не вызывающее приятные ощуще­ния и переживания подкрепляющее средство, то результат — поло­жительное наказание. К примеру, подросток, испытывающий не­достаток внимания и любви со стороны родителей, совершает кра­жу и получает от них сильную трепку. Эта трепка и есть положи­тельное наказание, он наконец привлек внимание родителей;

3) если вызывающее неприятные ощущения и переживания подкрепляющее средство устраняется после получения желатель­ной реакции, то результат — отрицательное поощрение. Напри­мер, учащийся, которого педагог в течение года сильно критиковал за слабую учебу, в последней четверти повысил свою успеваемость, за что педагог не похвалил его, но и не сказал ничего плохого. Поэ­тому отказ от критики рассматривается ребенком как поощрение;

4) если приятный стимул устраняется после той или иной неже­лательной реакции ребенка, то результат — отрицательное нака­зание. *Например, когда ребенок, привыкший к похвале за отлич­ные школьные успехи, вдруг не услышал ее после полученной хорошей отметки. Он привык к похвале, а на этот раз ее не было. И в результате отсутствие похвалы воспринимается ребенком как нака­зание.

В рамках теории социального научения существует мнение, свидетельствующее о том, что переживания, вызы­ваемые даже пассивным наблюдением агрессии и насилия, происходящих как на экране, так и в реальной жизни ведут к возбуждению агрессии. Это мнение основано на том, что наб­людатель, особенно если он ребенок, проявляет тенденцию совер­шать те же самые действия, что и лицо, за которым он наблюдает. В частности, указывается, что просто ожидание или сам просмотр сцен насилия по телевидению и в фильмах может увеличивать сте­пень агрессивности. Было установлено, что зрители с высоким уровнем агрессивности в большей степени интересуются видеона­силием, в то время как малоагрессивные поверхностно просматри­вают такие фильмы и не концентрируются на сценах подстрека­тельства и ответного насилия.

Способы снижения агрессии. Поощрение альтернативных форм поведения.  Необходимо обучать детей созидательному конструктивному поведению путем его поощрения. Эта идея была проверена в рамках эксперимента, проведенного П.Брауном и Р. Эллиотом. Воспитательниц проинструктировали, чтобы они не обращали внимание на проявление агрессии со стороны детей, но были предельно заботливыми и обращали особое внимание в тех случаях, когда они вели себя мирно и дружелюбно, играли, обмениваясь игрушками, сотрудничали друг с другом. Спад агрессивного поведения заметен был уже спустя несколько недель. Даже в ситуации фрустрации (когда у детей забрали шоколадки, прекратили показа интересного фильма) дети, которых обучали созидательному поведению, действовали более конструктивно и менее агрессивно, нежели другие дети.

Создание эмпатии по отношению к другим людям. Норма и Семур Фешбах продемонстрировал наличие отрицательной корреляции между эмпатией и агрессией у детей: чем больше эмпатия у данного человека, тем меньше он прибегает к агрессивным действиям. Позже Норма Фешбах разработала метод обучения эмпатии и успешно проверила его воздействие на агрессивное поведение. Дети учились смотреть на события с точки зрения других людей: учились идентифицировать чужие эмоции, проигрывали роли других людей в разнообразных эмоционально нагруженных ситуациях, исследовали свои чувства. Подобные действия по обучению эмпатии привели к значительному снижению агрессивного поведения.

2. Просоциальное поведение

Под просоциальнымповеде­нием понимаются любые действия, направленные на благопо­лучие других людей.

Просоциальноеповеде­ние – это поведение, обладающее позитивными социальными последствиями и привносящее вклад в физическое и психологическое благополучие других людей (И. Виспе). 

Мотивы просоциальногоповеде­ния:

– улучшить собственное благополучие;

– повысить социальный статус и заслужить одобрение других;

– поддержать образ «я»;

– улучшить настроение (избавиться от дискомфорта);

– сопереживание (эмпатия).

Ситуационные факторы, способствую­щие оказанию помощи:

Начало анализу ситуационных детерминантов оказания помощи положила монография социальных психологов Б. Латане и Дж. М. Дарли под названием «Неотзывчивый свидетель: почему он не помогает?». Они инсценировали ориги­нальные ситуации и выяснили, что только единственный ситуационный фак­тор — присутствие других людей — в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства.

 – «Эффекта очевидца» - присутствие других людей – в значительной степени уменьшает воз­можность вмешательства.  

– Влияние образца: просоциальные модели способствуют прояв­лению альтруизма.  С точки зрения теории социального научения моделирование способствует развитию просоциального поведения и особенно, связанного с самопожерствованием, по следующим причинам:

ü Модели могут учить детей тому, что следует делать, соответственно дети могут бояться наказания за невыполнение социально желаемых действий.

ü Наблюдение последствия чьих-либо просоциальных действий, может изменить представления о возможных издержках такого поведения.

ü Модели могут предоставлять иллюстрации позитивных последствий просоциальных действий.

– Фактор дефицита времени - нехватка времени уменьшает альтруизм, в спешке люди в полной мере не осознают ситуацию.

 

Личностные детерминанты просоциального поведения. Существует два основных типа личностных теорий альтруизма: одни объясняют альтруистическое поведение в терминах настроений (эмоциональных состояний), другие утверждают, что альтруизм определяется устойчивыми характеристиками личности.

Самая значительная попытка дать определение альтруистической личности была предпринята Бирхофом и его коллегами (Bierhoff, I Klein & Kramp, 1991).

Ими было выявлено пять компонентов альтруистической личности.

1. Для тех, кто оказывал помощь, важной частью «Я-концепции» была эмпатия. Люди, оказавшие помощь, также описывали себя как ответственных и общительных, хорошо контролирующих себя, желающих произвести хорошее впечатление, склонных к компромиссу и терпимых.

2. Те, кто оказал первую помощь, верили в справедливость мира. Люди считали, оказывающий помощь, получит от этого пользу. В целом, они воспринимали мир как справедливый и предсказуемый и верили, что хорошие поступки вознаграждаются, а плохие — караются; люди получают то, что заслуживают.

3. Социальная ответственность также дифференцирует тех, кто оказывает помощь, а кто — нет. Человек с высоким показателем этой характеристики убежден, что мы все должны стараться помочь окружающим.

4. Альтруистические личности характеризуются как люди с внутренним локусом контроля. Это означает убежденность в том, что человек может вести себя так, чтобы увеличить до максимума положительные результаты и уменьшить до минимума отрицательные, что человек не полагается беспомощно на удачу, судьбу или другие неконтролируемые силы.

5. Люди, оказавшие помощь, имели более низкий показатель эгоцентризма. Те, кто не оказал помощи, были в большей степени поглощены собой и склонны к соперничеству.

Чувства и альтруизм. Эмпирические исследования показывают, что просоциальное поведение основано на позитивном настроении и чувстве вины. 

Сознание вины способствует усилению стремления к оказанию помощи: оказанная помощь помогает загладить вину и восстановить уважение к самому себе.

Оказание помощи уменьшает плохое и поддержива­ет хорошее настроение. Когда взрослый ощущает сознание вины, находится в печали или в другом отрицательном настроении, полезное деяние (или любой поступок, улучшающий настроение) способствует нейтрализации отрицательных эмоций.

– Хорошее настроение, в свою оче­редь, способствует возникновению приятных мыслей и хо­рошего отношения к самому себе, что предрасполагает нас к хорошему поведе­нию. Положительно мыслящие люди, как правило, становятся и положительными деятелями.

Формирование просоциального поведения. Есть три возможности научить альтруизму.

1. Обучение моральному включению (инклюзии) –включение людей, отличающихся от нас самих, в свой круг, в число людей, на которых распространяются единые мо­ральные ценности и правила справедливости.

2. Моделирование альтруизма демонстрация помогающего поведения, средства массовой информации способны научить просоциальному поведению.

3. Приписывание оказания помощи альтруистическим мотивам –давая людям возможность находить внут­ренние оправдания для их хороших поступков (отучая их от посулов и угроз, когда это возможно), мы можем увеличить их удовлетворение тем, что они со­вершили эти поступки по собственной инициативе.

4. Знание об альтруизме - как только люди осознают, почему присутствие других удерживает их от оказания помощи, они ста­новятся более отзывчивыми в любой групповой ситуации.


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.04 с.