Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...
Топ:
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Процедура выполнения команд. Рабочий цикл процессора: Функционирование процессора в основном состоит из повторяющихся рабочих циклов, каждый из которых соответствует...
Комплексной системы оценки состояния охраны труда на производственном объекте (КСОТ-П): Цели и задачи Комплексной системы оценки состояния охраны труда и определению факторов рисков по охране труда...
Интересное:
Национальное богатство страны и его составляющие: для оценки элементов национального богатства используются...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Средства для ингаляционного наркоза: Наркоз наступает в результате вдыхания (ингаляции) средств, которое осуществляют или с помощью маски...
Дисциплины:
2022-08-20 | 33 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
1. Динамические процессы в малой группе
Впервые термин «групповая динамика» был использован Куртом Левином. Г. М. Андреева определяет групповую динамику как совокупность тех динамических процессов, которые одновременно происходят в группе в какую-то единицу времени и которые знаменуют собой движение группы от стадии к стадии, т.е. ее развитие. Среди наиважнейших традиционно рассматриваются такие групповые процессы, как развитие и сплочение, принятие групповых решений. Развитие группы в широком значении — это и есть групповая динамика.
Механизмы групповой динамики. Выделяют три механизма: 1) разрешение внутригрупповых противоречий, 2) «идиосинкразический кредит» и 3) психологический обмен.
Разрешение внутригрупповых противоречий. Исследователи группового развития указывают на наличие нескольких типов внутригрупповых противоречий. Так, изучая динамику коллективообразования во временных юношеских группах, А. Г. Кирпичник обратил внимание на противоречия, во-первых, между возрастающими потенциальными возможностями группы и ее актуальной деятельностью и, во-вторых, между растущим стремлением членов группы к самореализации и самоутверждению и одновременно усиливающимися тенденциями включения личности в групповую структуру, интеграции ее с группой. Обнаружилось, что «переход группы с одного уровня развития на другой происходит скачкообразно в результате 0бострения противоречий и их последующего разрешения.
Еще один тип внутригрупповых противоречий описывает Ф. Шамбо, основывающий свой анализ развития малой группы на материалах большого числа исследований психоаналитического толка, начиная с известной работы 3. Фрейда по групповому влиянию. Развитие группы есть результат столкновения противоречивых тенденций, периодически возникающих в ней вследствие рассогласования поведения лидера с ожиданиями, связываемыми с его действиями последователями. Подобное рассогласование приводит группу к дестабилизации и конфликту. Разрешение конфликта заканчивается наступлением «фазы гармонии», характеризующейся стабилизацией отношений и оптимистической направленностью межличностного восприятия, после чего вновь появляются «возмущения» в системе, связанные с очередными противоречиями между лидером и последователями. Лишь по мере прохождения группой целой серии конфликтных фаз и выработки у ее членов общих «культурных» критериев оценки действительности структура группы окончательно стабилизируется.
|
Идиосинкразический кредит. Традиционно считается, что чем выше статус человека в группе, тем в большей степени он ориентирован на ее нормы и ценности, более последовательно реализует их в своем поведении. То есть чем выше статус, тем выше нормативность поведения. Ненормативное поведение наказывается снижением статуса. Действительно, человек, который хочет иметь в своей группе высокие рейтинговые показатели, должен вести себя нормативно. Однако если он, благодаря своему вкладу в жизнь группы, занимает в ней лидерское положение, он в определенной степени освобождается от необходимости вести себя строго нормативно, он получает право отклоняться от групповых норм (естественно, чисто психологически, никакими «верительными грамотами» это не подтверждено). Это явление Холландер назвал идиосинкразическим кредитом лидера, а поведение, отклоняющееся от групповых норм, — идиосинкразическим. Для группы это возможность развития, изменения. Если новшество, которое привнесет лидер, окажется неэффективным, вредным, можно отказаться от него (вместе с лидером чаще всего). Если же эксперимент окажется удачным, новый вариант отношений, достижения групповых целей могут способствовать развитию группы. Через некоторое время он превратится в групповую норму.
|
Психологический обмен. Механизм психологического обменазаключается во взаимном влиянии членов группы на ценности друг друга. Межличностное взаимодействие в группе активизирует процессы обмена взглядами, интересами, принципами, что влияет на ценностно-смысловую сферу каждого члена.
Модели развития малой группы. Существует несколько подходов к выделению этапов развития малой группы.
Модель Л. И. Уманского. В ее основе лежит ряд параметров, для достижения группой высшей ступени развития (ценностная направленность группы, организационное и социально-психологическое единство группы, компетентность ее членов в достижении групповых целей).
Групповое развитие начинается с конгломерата. Конгломерат — это совокупность незнакомых друг с другом людей. Далее развитие группы может происходить в обоих направлениях- к коллективу и антиколлективу. Путь к коллективу лежит через стадии кооперации и автономизации. Кроме того, перед стадией кооперации в развитии группы в ряде случаев можно выделять также промежуточные стадии: номинальной группы и группы-ассоциации.
Номинальная группа: формальная группа, имеющая название, внешне заданную цель и структуру. Пока только это и объединяет ее членов.
Группа-ассоциация: заданные извне цели, способы и виды деятельности приняты членами группы. Возникает первичная межличностная интеграция.
Группа-кооперация: стадия, на которой группа функционирует в основном в инструментальной плоскости. Хорошо развита структура деловых отношений; члены группы ориентированы на сотрудничество в решении целевых вопросов.
Группа-автономия: ориентирована на экспрессивную сферу. Формируется чувство «мы», групповые эталоны и нормы. Группа ориентирована на себя, свои внутренние отношения.
Группа-коллектив: высшая стадия развития группы. Широкая кооперация с другими социальными группами; внутренняя сплоченность, кооперативность в инструментальной сфере.
Стратометрическая теория коллектива А. В. Петровского. В качестве критериев построения типологии групп выступают, во-первых, степень опосредствованности межличностных отношений в группе содержанием совместной деятельности и, во-вторых, общественная значимость совместной деятельности. Исходя из предложенных критериев, развитие группы описывается как движение в своеобразном континууме, положительным и отрицательным полюсами которого являются соответственно коллектив (высокие позитивные показатели по обоим критериям); корпорация (высокий позитивный показатель по первому и высокий негативный показатель по второму критериям); в центральной точке располагается так называемая диффузная группа (общность, в которой практически отсутствует совместная деятельность); а промежуточное положение между диффузной группой и положительным и отрицательным полюсами континуума занимают соответственно просоциальная и асоциальная ассоциации, т. е. группы с низкой степенью опосредствования межличностных отношений совместной деятельностью
|
Модель Б. Такмена. Б. Такмен рассматривает развитие группы в рамках двухфакторной модели. Он выделил две сферы групповой активности: деловую (ее содержание обусловлено необходимостью решения групповой задачи) и межличностную (отражает развитие групповой структуры). Автор считает, что в каждой из этих сфер группа проходит четыре стадии.
В сфере межличностной активности группа проходит: стадию «проверки и зависимости» (оценка каждым членом группы характера действий других членов и поиски взаимоприемлемого поведения в группе); стадию «внутреннего конфликта» (при нарушении взаимодействия членов группы); стадию «развития групповой сплоченности» (постепенная гармонизация отношений, угасание межличностных конфликтов); стадию «функционально-ролевой соотнесенности» (образование ролевой структуры группы как своеобразного резонатора, посредством которого и проигрывается решение групповых задач).
В сфере деловой активности малая группа, по мнению Б. Такмена, эволюционируют через следующие стадии: стадию «ориентировки в задаче» (поиск членами группы оптимального способа решения общей задачи); стадию «эмоционального ответа на определенные требования» (противодействие членов группы общим требованиям, предъявляемым им вследствие несовпадения личных намерений и предписаний); стадию «открытого обмена релевантными интерпретациями» (этап групповой жизни, на котором имеет место максимальный информационный обмен, позволяющий партнерам глубже проникнуть в намерения друг друга и предложить альтернативную трактовку информации); стадию «принятия решений» (конструктивные попытки решить общую задачу).
|
Лидерство и руководство
Лидерство в малой группе – это феномен воздействия и влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов» (В. П. Позняков).
В западной социальной психологии лидерство определяется как «признаваемое окружением обладание способностью оказывать позитив ное мотивирующее влияние на мысли, чувства и действия членов группы, соответствующее групповым целям».
Существуют различные варианты использования термина «лидер».
На житейском уровне он часто звучит как синоним понятий «вождь», «кумир», «авторитет», «социометрическая звезда».
Лидер — не вождь, так как его роль не связана с привнесением в группу определенной идеологии.
Лидер — не кумир, так как его эталонные функции в жизни других членов группы касаются только поведения в сфере совместной внутригрупповой деятельности. Лидер не определяет их поведение и систему ценностей в целом.
Лидерошибочно отождествляется с понятием «авторитет». Лидер выступает как авторитет для группы, но не всякий авторитет обязательно означает лидерские возможности его носителя. Лидер должен организовать решение какой-то задачи, авторитет такой функции не выполняет, он просто может выступать как пример, как идеал, но вовсе не брать на себя решение задачи.
Лидер — не социометрическая «звезда». Лидер и «звезда» — это различные внутригрупповые роли.
Следовательно, феномен лидерства — это весьма специфическое явление, не описываемое никакими другими понятиями.
Функции лидерства
· организация совместной жизнедеятельности в различных ее сферах,
· выработка и поддержание групповых норм,
· внешнее представительство группы во взаимоотношениях с другими группами,
· принятие ответственности за результаты групповой деятельности,
· установление и поддержание благоприятных социально-психологических отношений в группе.
Типы лидеров. Так как лидерство тесно связано с решением тех или иных групповых задач, его можно типологизировать в соответствии с двумя основными сферами жизнедеятельности малой группы: деловой, связанной с осуществлением совместной деятельности и решением групповых задач, и эмоциональной, связанной с процессом общения и развития психологических отношений между членами группы.
|
Первые шаги в этом направлении были сделаны А. Бине и Л. Терменом. Ими были выделены две функциональные лидерские роли:
– роль делового, («инструментального») лидера, ориентированного на решение групповых задач;
– роль экспрессивного («социально-эмоцинонального») лидера, направленного на общение и взаимоотношения в группе.
Эти два вида лидерства могут быть персонифицированы в одном лице (универсальный лидер), но чаще они распределяются между разными членами группы.
Внутри каждой из сфер может происходить еще более глубокая дифференциация лидерских ролей.
Так, внутри инструментального лидерства можно выявить лидера-организатора, лидера-инициатора, лидера-эрудита, лидера - специалиста, лидера - мотиватора, лидера-мастера, лидера-скептика и т. д.
А среди экспрессивных лидеров существуют: лидер эмоционального притяжения (социометрическая «звезда»), лидер-генератор эмоционального настроя и т. д.(Л.И.Уманский).
Теории происхождения лидерства.
Существует три основных теоретических подхода в понимании происхождения лидерства.
«Теория черт» («харизматическая теория», «теория великих людей») концентрирует своевнимание на врожденных качествах лидера.
Лидером, согласно этой теории, может быть лишь такой человек, который обладает определенным набором личностных качеств или совокупностью определенных психологических черт.
В результате анализа Р. Стогдилл сделал вывод о том, что не существует такого набора личных качеств, который присутствует у всех эффективных лидеров, и что структура личных качеств лидера должна соотноситься с личными качествами членов группы, характером групповой деятельности и решаемыми задачами.
Ситуационная теория лидерства: лидерство — продукт ситуации.
В различных ситуациях групповой жизни выделяются отдельные члены группы, которые превосходят других по крайней мере в каком-то одном качестве, необходимым в данной ситуации.
Лидером является такой член малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи. Он демонстрирует более высокий, чем другие члены группы, уровень активности, участия, влияния в решении данной задачи. Таким образом, лидер выдвигается в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.
Системная теория лидерства: лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом. Лидерство интерпретируется как функциягруппы, и изучать его следует поэтому с точки зрения целей и задач группы, хотя и структура личности лидеров при этом не должна сбрасываться со счетов.
Эффективность лидерства определяется соответствием качеств лидера ситуации, в которой находится группа (характеру решаемой задачи, сложившимся условиям: степени благоприятности отношений лидера с членами группы, величине реальной власти, которой обладает лидер в группе).
Руководство как феномен влияния.
Руководить — значит оказывать влияние на одного человека или многих людей таким образом, чтобы они изменяли свое местоположение, свою точку зрения, направление своих мыслей или действий (Г. Аммельбург).
Влияние – это любое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение, отношения, ощущения и т.п. другого индивида.
Власть - это возможность влиять на поведение других людей.
Френч и Рэйвен выделяют 5 источников влияния руководителя на подчиненных или, как их называют сами авторы, 5 форм власти.
Первый источник влияния – принуждение. Влияние через страх. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность наказывать таким образом, который помешает удовлетворению какой-то насущной потребности, или может сделать какие-то неприятности.
Принуждение предполагает жесткую систему контроля, осуществляемого со стороны руководителя за всеми этапами и аспектами деятельности подчиненных.
Второй источник влияния – вознаграждение. В каком-то смысле вознаграждение — обратная сторона принуждения, по своей сути — столь же манипулятивная техника управления. Исполнитель верит, что влияющий имеет возможность удовлетворить насущную потребность, или доставить удовольствие.
Третий источник влияния – традиции. Традиционная власть руководителя опирается на устоявшееся в культуре, ставшее частью традиционного воспитания стереотипное представление о том, что «начальник всегда прав» и «недостойного человека начальником не сделают».
Четвертый источник влияния — личность руководителя, власть примера (харизма) – это власть, основанную на личном влиянии, на отождествлении подчиненного с руководителем.
Называют следующие черты харизматической личности:
1. Обмен энергией. Создается впечатление, что эти личности излучают энергию и заряжают ею окружающих людей;
2. Внушительная внешность. Харизматический лидер не обязательно красив, но привлекателен, обладает хорошей осанкой и прекрасно держится;
3. Независимость характера. В своем стремлении к благополучию и уважению (в их понимании) эти люди не полагаются на других;
4. Хорошие риторические способности. Они умеют говорить;
5. Восприятие восхищения своей внешностью. Они чувствуют себя комфортно, когда другие выражают им восхищение, не впадая при этом в надменность или себялюбие;
6. Достойная и уверенная манера держаться. Они выглядят людьми собранными и владеющими ситуацией.
Наконец, пятый источник влияния — экспертная власть. Исполнитель верит, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволяют удовлетворить насущную потребность.
Возможности использования типов влияния значительно различаются для разных руководителей. Определяются они ситуацией, в которой работает группа, особенностями решаемых группой задач и сложившихся в ней взаимоотношений (в том числе — с руководителем), уровнем группового развития.
Стиль руководства (лидерства) и эффективность групповой деятельности.
Стиль руководства – это стабильно проявляющиеся особенности взаимодействия руководителя с коллективом (группой в целом и отдельными ее представителями), формирующиеся под влиянием как объективных и субъективных условий управления, так и индивидуально-психологических особенностей личности руководителя.
К. Левин выделил 3 стиля руководства, прочно укоренившиеся в социально-психологической литературе: «авторитарный», «демократический» и «попустительский».
Авторитарное руководство характеризуется высокой степенью единоличной власти руководителя.
Демократическое – разделением власти и участие членов группы в управлении, ответственность не концентрируется, а распределяется.
Либеральное – минимальным участием лидера, группа имеет полную свободу принимать собственные решения.
В своем знаменитом исследовании К.Левин обнаружил, что авторитарное руководство добивалось выполнения большего объема работы, чем демократическое. Однако на другой чаше весов была низкая мотивация, меньшая оригинальность и дружелюбие, отсутствие группового мышления, большая агрессивность к руководителю и другим членам, большая тревога и одновременно – более зависимое и покорное поведение.
По сравнению с демократическим, при либеральном руководстве объем работы уменьшался, качество снижалось, а в опросах выражалось предпочтение демократическому руководителю.
Согласно более поздним исследованиям в ситуациях близких к экстремальным, в том числе в условиях стресса, наибольшая удовлетворенность членством наблюдалась в группах с авторитарным лидером. Установлено, что люди с различными ценностями и установками могут совершенно по-разному реагировать на один и тот же тип руководства.
М.-А. Робер и Ф. Тильман, опираясь на типы, выделенные школой групповой динамики, описывают три модели руководства — директивную, кооперативную и недирективную, каждая из которых включает описание особенностей поведения руководителя в наиболее значимых с точки зрения управления ситуациях.
В основедирективной модели лежит единоначалие руководителя, в основе кооперативной — возможность активного коммуникативного обмена между руководителем и другими членами группы.
Преимущества и недостатки директивной и кооперативной моделей руководства.
Преимущества директивной модели состоят в ее структурной простоте и возможностях оперативного использования, а также в том, что она закрывает и защищает руководителя в психологическом плане.
Существенным недостатком этой модели является пассивность подчиненных. Кроме того, директивная модель внутренне конфликтна, так как опирается на давление и диктат, что время от времени будет взрывать группу изнутри через бурные, сложно разрешимые конфликты.
Несомненными преимуществами кооперативной модели являются ее прогрессивность, экономичность и гуманность, которые выражаются в возможности решать сложные групповые задачи небольшим числом подчиненных, обладающих высокой квалификацией, в хорошем взаимопонимании между руководителем и подчиненными, в низкой конфликтности группы и управляемости ее конфликтов, свободном развитии группы в целом и ее отдельных членов.
Следует отметить, что реализация кооперативной модели требует высокой эмоциональной зрелости и руководителя, и членов группы.
Трудно говорить о недостатках такой модели, логичнее отметить, что в своей реализации она сталкивается с рядом трудностей. Одна — это необходимость затрачивать много сил, высокие требования к психологической готовности участников. Кроме того, данная модель плохо работает в условиях, требующих оперативных решений, так как на ее реализацию требуется достаточно много времени (совместная выработка решений, обмен полной информацией и так далее).
По мнению Робера и Тильмана, будущее — за кооперативной моделью, позволяющей лучше справляться со сложными реалиями сегодняшней социальной жизни и производства.
Таким образом, два различных феномена власти — руководство и лидерство, переплетаясь, взаимодополняя друг друга, создают уникальный, свойственный только данной группе рисунок психологического влияния.
3. Руководство в педагогическом процессе Учитель как лидер и руководитель.
Под педагогическим руководством понимается управление различной групповой активностью школьников, как в процессе учебной деятельности, так и вне ее. То есть, в качестве педагога-руководителя может выступать и учитель-предметник, и классный руководитель и освобожденный воспитатель.
Мерой влияния педагога руководителя на группу школьников является его авторитет. Авторитет педагога — сложное составное понятие, можно говорить о двух его составляющих: авторитете роли учителя и авторитете его личности. В различные периоды школьного обучения эти составляющие имеют различное значение для детей начальной школе еще очень большое влияние оказывает авторитет роли учителя. Часто один тот факт, что данный взрослый человек — учитель, определяет отношение малышей, автоматически обеспечивает педагогу уважение, послушание, внимательное отношение ко всем требованиям (отметим, часто практически не критичное).
В дальнейшем авторитет роли учителя начинает падать, уже не достаточно одного декларативного заявления «я — ваш учитель» для того, чтобы обеспечить успешное руководство классом. В старшем школьном возрасте авторитет личности учителя становится решающим, для старшеклассников принципиально важно отношение педагога к ним, его умение общаться, его эрудиция и профессиональная компетентность, этические качества.
В своем развитии авторитет личности педагога проходит три важные стадии, на каждой из которых право педагога руководить подвергается соответствующей проверке и оценке. На первой стадии педагог выступает для школьников как достоверный источник самой разной информации — от сообщаемых на уроке знаний до доносимых до класса школьных слухов и мнений. То есть, сначала формируется доверие к словам и знаниям педагога, предпочтение обращаться к нему за достоверной информацией.
На второй стадии педагог становится референтным лицом для школьников, то есть носителем личностных качеств, ценностей, идей и взглядов, значимых для учащихся, разделяемых ими. Формируется доверие к жизненной позиции педагога.
Наконец, на третьей стадии педагог становится доверительным лицом. Ему как бы авансируется доверие, дается право принимать значимые решения, касающиеся школьников. Педагог, достигший в своих отношениях с конкретной группой школьников такого авторитета, облекается большим доверием детей. Ему уже не требуется каждый раз обращаться к ним для принятия определенных групповых решений, так как ему предоставлено право действовать от имени всей группы.
Авторитет личности педагога — значительно более сильная и устойчивая форма влияния, чем авторитет его роли.
Педагог как одна из ключевых фигур в воспитании школьников должен внимательно относится к используемому стилю педагогического руководства.
Стиль педагогического руководства — совокупность устойчивых способов взаимодействия учителя и учеников в процессе совместной деятельности и общения.
Стиль педагогического руководства влияет на многие стороны развития личности школьника и ученической группы: на формирование самостоятельности и ответственности детей, на их самовоспитание, на мотивы учения и позицию в учебной деятельности, на освоение социальных норм поведения, развитие социальной активности. При анализе используемых стилей руководства, уместно использовать рассмотренную выше классификацию К.Левина, в соответствии с которой выделяются демократический, авторитарный и либеральный стили руководства.
Авторитарный стиль педагогического руководства — система взаимоотношений педагога с учениками, основанная на приоритетности статуса педагога и оказании им давления в различной форме на все процессы, связанные с осуществлением педагогической деятельности.
Психологическими следствиями использования учителем данного стиля руководства являются: пассивность учащихся; существенное снижение познавательной активности; ориентированность на внешний контроль; большие энергетические затраты детей на психологические защиты; развитие у детей неуверенности в себе, агрессивности; низкий уровень доверия в отношениях учителя и детей; доминирование страха и др.
Демократический стиль педагогического руководства — взаимодействие педагога и детей на равноправных началах, с уважением личности друг друга и с активным участием всех сторон в деятельности.
Психологические следствия данного стиля: активность, инициативность и ответственность за результаты деятельности двух сторон; развитие у детей доверия себе, самостоятельности, уверенности в своих силах; уважение личности другого человека; удовлетворенность межличностными отношениями; развитие внутренней мотивации учебной деятельности и саморазвития; максимальное раскрытие детьми своего потенциала.
Либеральный стиль педагогического руководства — отношения, при которых наблюдается отстраненность, поверхностность и нежелание принимать активное участие педагога в создании благоприятных условий для учебной деятельности и развивающей среды для детей.
Психологические следствия: низкая эффективность деятельности; в деятельности многих детей доминируют пассивность и безответственность; несистемность и непоследовательность при решении задач педагогической деятельности, скрытые конфликты, неустойчивый микроклимат, пессимизм.
В «чистом» виде тот или иной стиль руководства встречается не так уж часто. Он формируется в зависимости от ряда объективных и субъективных предпосылок и во многом зависит от ценностей и выборов самого педагога.
Психологические факторы, влияющие на успешность педагогического руководства. Эффективной является кооперативная модель руководства (естественно, с учетом возраста детей и зрелости класса как малой группы). В любом случае, стиль руководства педагога должен обеспечивать реализацию основных функций управления группой (целеполагание, информирование, принятие решений, обратная связь, контроль, делегирование полномочий, поощрение успехов), преимущественно в духе кооперативной модели управления. Кроме того, учитывая слабость собственных лидерских сил большинства школьных классов, руководитель должен брать на себя реализацию и ряда функций, направленных на создание благоприятного социально-психологического климата в классе, развитие класса как группы. Чем успешнее педагог — руководитель реализует эти функции, тем продуктивнее стиль его руководства.
Важную роль играет также система социально-психологических установок учителя относительно своих взаимоотношений со школьниками. Наиболее плодотворна установка на открытое диалогическое общение с детьми.
Личностные качества, существенные для успешного педагогического руководства.
· Во-первых, это те черты личности, которые способствуют в целом успешному общению со школьниками: общительность, направленность на других, склонность к сотрудничеству, эмоциональная восприимчивость (эмпатия), тактичность, терпимость. Важна эмоциональная устойчивость, гибкость в усвоении новых социальных ролей, артистизм. Интересно, что успешнее работают те педагоги-руководители, которые не имеют ярко выраженного стремления к лидерству.
· Во-вторых, это личностные особенности, обусловленные спецификой педагогического труда: высокая интеллектуальная гибкость, критичность и быстрота мышления, способность к импровизации, самокритичность, самостоятельность, инициативность.
· Для успешной управленческой деятельности педагог должен обладать хорошими навыками социально-перцептивного и социально-рефлексивного анализа, то есть он должен уметь адекватно оценивать отношения в группе школьников, чувствовать отношение к себе с их стороны.
· Еще один фактор — удовлетворенность собственной деятельностью. Естественно, что лучше работает человек, высоко оценивающий свои успехи и свои возможности.
Средства, имеющиеся в распоряжении педагога-руководителя, можно разделить на группы – прямых и косвенных средств воздействия.
К прямым относится общее обсуждение, организация групповой дискуссии или посредничества в разрешении споров.
Косвенны е пути — это попытки вносить коррективы в межличностные отношения учащихся посредством переструктурирования деловых взаимоотношений, создания новых форм совместной деятельности, выработку иных групповых норм и мнений.
Лекция 3
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!