Становление и развитие белорусской социальной психологии — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Становление и развитие белорусской социальной психологии

2022-08-20 34
Становление и развитие белорусской социальной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Белорусская социальная психология имеет относительно непродолжительную исто­рию. С той или иной степенью определенности о ней как о сформировавшейся области можно говорить лишь, начиная с 1960-х годов.

Собственно оциально-психологические исследования, во многом определяю­щие белорусскую традицию, начинаются с работ доктора психологических наук Я.Л. Коломинского по проблеме взаимоотношений между учениками в классе. Им опублико­ван ряд фундаментальных работ, определивших на долгие годы приоритеты социально-психологических исследований. Следует отметить и несомненную заслугу Я.Л. Коломинского во внедрении «чуждого» зарубежного социометрического подхода. Реализация социометрической мето­дологии и привела к обретению белорусской социальной психологией собственного уни­кального лица.

Другое направление – межличностное понимание в общении изучалось ученицей В.Н. Мясищева и Б.Г. Ананьева доктором психологических наук С.В. Кондратьевой, также создавшей свое направление в социальной психологии. Широкую известность получили ее работы по социальной перцепции и перцептивно-рефлекторной регуляции поведения субъекта познания. Ее учениками изучались возрастные, половые, профессиональные, ин­дивидуально-психологические особенности социально-перцептивной активности субъек­та. Как и для школы Я.Л. Коломинского для направления С.В. Кондратьевой также харак­терна ориентация на психолого-педагогическую проблематику.

С 1990-х годов начинается экстенсивный период развития белорусской социальной психологии. Резкое возрастание международ­ных контактов создало предпосылки для переосмысления структуры, содержания и приоритетов социально-психологического знания.

Еще одной предпосылкой перехода к данному этапу явилась трагедия Чернобыль­ской катастрофы, стимулировавшая изучение ее социально-психологических последствий. Эта проблематика стала предметом исследований центра психолого-педагогических про­блем Чернобыля, возглавлявшегося доктором психологических наук Л.А. Пергаменщиком, занимающимся проблемой социально-психологической адаптации человека к кри­зисным событиям жизненного пути.

Экстенсивный характер переживаемого сегодня периода развития белорусской со­циальной психологией выражается в том, что в ней, наряду с классическим педагогиче­ским направлением, начали развиваться и ранее не представленные направления: агрес­сивное поведение (И.А.Фурманов), организационная психология, социальная психология спортивного кол­лектива, кросс-культурные исследования и др.

3. Методы исследования в социальной психологии.

Социально-психологическая наука строится на основе проведения социально-психологических исследований.

Социально-психологическое исследованиевид научного исследова­ния с целью установления в поведении и деятельности людей пси­хологических закономерностей, обусловленных фактом включения в социальные (большие и малые) группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Любое социально-психологическое исследование нацелено на получение информацию с помощью научных методов.

Психологические методы группируются по различным основаниям. Например, известна классификация Б.Г. Ананьева, в соответствии с которой выделяют организационные методы, эмпирические методы, методы обработки и интерпретационные методы. Также предлагается весь набор методов подразделять на две группы: методы сбора информации и ее обработки (Г. М. Андре­ева, 2000; В. А. Ядов, 1995).

Н.И. Шевандрин для системного решения задач социальной психологии считает целесообразным выделять семь групп методов (Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. М., 1995. С. 28-31):

1. Методы феноменологизации и концептуализации. Данные методы позволяют осуществить предварительную работу по выделению и первоначальной категоризации социально-психологических явлений. Выбор предмета исследования определяется социальными потребностями. Концептуализация предполагает соотнесение исследуемых процессов с имеющимися в социальной психологии теориями и концепциями.

2. Методы исследования и диагностики, которые также называют эмпирическими методами (методами сбора первичных данных).

Методы сбора первичных данных –совокупность приемов, процедур и операций, с помощью которых получают первичную информацию об изучаемых явлениях и осуществляет первичный анализ.

Традиционно к этой группе методов относят: наблюдение, эксперимент, анализ документов, опрос, тест, эксперимент и др. Некоторые из них, прежде всего эксперимент и тест, являются сквозными методами психологического исследования и выраженной социально-психологической специфики не имеют.

Наблюдениеме­тод сбора информации путем непосредственного, целенаправленного и систематического восприятия и регистрации социально-психо­логических явлений (фактов поведения и деятельности).

Объек­том наблюдения в социальной психологии являются отдельные люди, малые группы и боль­шие социальные общности (например, толпа) и социальные процес­сы, происходящие в них, например, паника. Предметом наблюдения обычно служат вербальные и невербальные акты поведения индиви­да или группы в целом в определенной социальной ситуации. Выбранные ха­рактеристики поведения (единицы наблюдения) и их кодификаторы составляют так называемую «схему наблюдения».

Метод наблюдения может исполь­зоваться как один из центральных, самостоятельных методов иссле­дования. Метод наблюдения осуществляется также в целях сбора предварительного материала исследования, а также для контроля полученных эмпирических данных.

Основны­ми недостатками метода считают: а) высокий субъективизм при сбо­ре данных, привнесенный наблюдателем (эффекты ореола, контра­ста, снисходительности, моделирования и др.) и наблюдаемыми (эф­фект присутствия наблюдателя); б) преимущественно качественный характер выводов наблюдения; в) относительная ограниченность в обобщении результатов исследования. Пути повышения надежнос­ти результатов наблюдения связаны с использованием надежных схем наблюдения, технических средств фиксации данных, трениров­ки наблюдателя, минимизацией эффекта присутствия наблюдателя.

Эксперимент выступает в качестве одного из основных методов исследования в социальной психологии. Он позволяет получить информацию о социально-психологическом явлении на основе манипулирования определенным фактором (называемым независимой переменной) с целью вызвать и зафиксировать изменения в изучаемом объекте (называемом зависимой переменной). В качестве специфи­ческих признаков эксперимента выделяют: моделирование явле­ний и условий исследования (экспериментальная ситуация); актив­ное воздействие исследователя на явления (варьирование перемен­ных); измерение реакций испытуемых на это воздействие; воспро­изводимость результатов.

Большинство экспериментов в социальной психологии было проведено в лабораторных условиях. Выбор данного метода сбора информации обусловлен следующими достоинствами лабораторного эксперимента:

- при  изучении психических процессов необходимо точное измерение, которое можно осуществить только в лаборатории с использованием технических средств;

-эксперименты, проведенные в лаборатории, гораздо легче воспроизвести, а это важное условие для построения научных теорий в социальной психологии;

- лабораторный эксперимент позволяет осуществлять строгий контроль всех случайных воздействий и в большей мере приблизиться к идеальному эксперименту.

Критикуют эксперимент прежде всего за его низкую экологическую валидность, т. е. невозможность перенесения выво­дов, получаемых в экспериментальной ситуации, за ее пределы (в естественные условия). Ограниченность лабораторного эксперимента связывают с проблемой репрезентативности. В эксперименте участвует ограниченное число испытуемых, но полученные выводы обычно распространяются на более широкую популяцию. В качестве недостатков лабораторного эксперимента отмечают также искусственность условий, влияние личностных особенностей экспериментатора и исследуемого.Однако, несмотря на многие критические оценки этого метода, эксперимент остается важным средством получения достоверной информации.

Анализа документовметод, позволяющий на основе документов реконструкцию тех или иных социальных явлений и их изменений, проводить сравнительный анализ документальных источников, выявлять центральную идею документа и многое другое.

Частным методом аналитической работы с документами является контент-анализ (дословно термин означает анализ содержания). Контент-анализ — это способ перевода в коли­чественные показатели текстовой информации с последующей ста­тистической ее обработкой. Полученные с помощью кон­тент-анализа количественные характеристики текста дают возмож­ность сделать выводы о качественном, в том числе латентном (не яв­ном) содержании текста. В связи с этим метод контент-анализа не­редко обозначается как качественно-количественный анализ доку­ментов. Он находит широкое применение в социальной психологии, прежде всего – в работе с объемными, неструктурированными текстами (например, сочинения, свободные ответы на вопросы), видео- и киноматериалами. Основной недостаток метода заключается в сложности и трудоемкости процедуры и техники, тре­бующей высокой квалификации кодировальщика и код-аналитиков.

Многие социально-психологические явления диагностируются пр помощи метода опроса. Суть метода заключается в полу­чении информации об объективных или субъективных (мнениях, настроениях, мотивах, отношениях и т. д.) фактах со слов опраши­ваемых. Среди многочисленных видов опроса наибольшее распро­странение имеют два основные типа: а) опрос «липом к лицу» — интервью, очный опрос, проводимый исследователем в форме воп­росов-ответов с опрашиваемым (респондентом); б) заочный оп­рос — анкетирование с помощью предназначенного для самостоя­тельного заполнения вопросника (анкеты) самими респондентами.

Основные виды интервью в социально-психологическом исследо­вании — стандартизированное и нестандартизированное интервью. В первом случае интервью предполагает наличие стандартных форму­лировок вопросов и их последовательности, определенных заранее. При этом исследователь не имеет возможности их изменения. Мето­дика нестандартизированного интервью характеризуется гибкостью и варьированием в широких пределах. Интервьюер при этом руковод­ствуется лишь общим планом опроса, формулируя вопросы в соответ­ствии с конкретной ситуацией и ответами респондента.

Виды анкетирования разделяются по числу опрашиваемых (ин­дивидуальное и групповое), по месту проведения, по способу рас­пространения анкет (раздаточное, почтовое, прессовое) Среди наиболее существенных недостатков раздаточного, и особенно по­чтового и прессового опроса является низкий процент возврата ан­кет, отсутствие контроля за качеством заполнения анкет, использо­вание только очень простых по структуре и по объему анкет.

Предпочтение типа опроса определяется целями исследова­ния, его программой, уровнем изученности проблематики. Ос­новное преимущество анкетирования связывают с возможностью массового охвата большого количества респондентов и его про­фессиональной доступностью. Информация, получаемая в интер­вью, является более содержательной и глубокой в сравнении с ан­кетой. Однако, недостатком является прежде всего трудно контро­лируемое влияние личности и профессионального уровня интер­вьюера на опрашиваемого, которое может приводить к искаже­нию объективности и надежности информации.

Широкое используется в социальной психологии метод тестирования, предполагающий стандартизированное испытание, выполнение определенных заданий, по результатам которых судят об особенностях изучаемых процессов и объектов. Вот лишь некоторые области примене­ния тестов в социальной психологии: диагностика групп, изучение межличностных и межгрупповых отношений и социальной перцеп­ции, социально-психологических свойств личности (социальный ин­теллект, социальная компетентность, стиль лидерства и др.). Классификация тестов может быть по нескольким основаниям: по основному объекту иссле­дования (межгрупповые, межличностные, личностные), по предмету исследования (тесты совместимости, групповой сплоченности и т. д.), по структурным особенностям методик (опросники, аппаратурные, проективные тесты), по исходной точке отсчета оценки (методики экспертной оценки, предпочтений, субъективного отражения меж­личностных отношений) (В. А. Ядов, 1995).

Проце­дура тестирования предполагает выполнение испытуемым (группой испытуемых) специального задания или получение ответов на ряд вопросов, носящих в тестах косвенный характер. Смысл последующей обработки состоит в том, чтобы при помощи «ключа» соотнести полу­ченные данные с определенными параметрами оценки, например с характеристиками личности. Итоговый результат измерения выража­ется в тестовом показателе. Тестовые показатели относительны. Их диагностическое значение обычно определяют через соотнесение с нормативным показателем, полученным статистически на значитель­ном числе испытуемых.

Из наиболее известных тестов социально-психологичес­кой диагностики называют социометрический тест Я.Л. Морено (Я.Л. Коломинский, 1971), тест интерперсональной диагно­стики Т. Лири (Л. Н. Собчик, 1981), шкалу совместимости В. Шутца (А. А Рукавишников, 1992), методику оценочной биполяризации Ф. Фидлера (И. П. Волков, 1977) и др.

Среди тестов, используемых в социальной психологии, особое место занимают методики (шкалы) измерения социальных установок, являющиеся важным инструментом изучения и прогнозирования социального поведения личности. Наиболее известны следующие направления их применения: изучение общественного мнения, по­требительского рынка, выбор эффективной рекламы, измерение отношения к труду, к другим людям, к политическим, социальным, экономическим проблемам и т. п. К наибо­лее известным шкалам измерения и построения установок относят - шкалы разных интервалов (Л. Терстоун), шкалы суммарных оценок (Р. Лайкерт) и др.

Существуют и другие методы сбора первичной информации, которые позволяют получить необходимые данные об исследуемых явлениях.

3. Метода обработки и интерпретации. Для обработки полученных данных чаще всего используются статистические методы (нахождение средних значений, отклонений от среднего, значения связи между переменными, уровня значимости, достоверности, выявление факторов и т.п.). Такие методы позволяют вскрыть имеющиеся закономерности, представить информацию в обобщенном и наглядном виде. Важную роль играют методы интерпретации, которые позволяют придать содержательно-психологический смысл полученным данным. Они дают возможность перевести полученные в ходе диагностики и обработки данные (числа, закономерности) с языка математики на язык психологии, т.е. осуществить переход от чисел и закономерностей к психологическим понятиям и суждениям.

4. Методы коррекции и терапии. Как отмечает Н.И. Шевандрин, эти методы позволяют улучшать различные личностные и групповые характеристики, умения, навыки и т.п.п; осуществлять лечение психики (терапию) средствами взаимодействия между ними (межличностного взаимодействия). В психологии выделяют различные психотерапевтические группы: телесной терапии, группы встреч, терапии искусством, гештальттерапии, поведенческого тренинга, психодрамы и др.

5. Методы мотивирования и управления позволяют побуждать субъектов к деятельности и обеспечивать оптимальное функционирование отдельных личностей и команд в процессе достижения поставленных целей. Благодаря использованию этих методов, с одной стороны, повышается эффективность деятельности, а с другой – может улучшать психологический климат в организациях и других групповых общностях.

6. Методы обучения и развития личности или группы нацелены на реализацию социально-психологического потенциала межличностного взаимодействия в процессе решения задач повышения эффективности усвоения конкретных знаний, умений, навыков. Это достигается за счет роста уровня межличностной компетентности, развития личностных характеристик каждого члена группы. К этой группе методов Н.И. Шевандрин предлагает относить дискуссионные методы, деловые игры, тренинги межличностной чувствительности и личностного роста.

7. Методы конструирования и творчества дают возможность использовать потенциал группы (команды) как для алгоритмизированного осуществления деятельности, так и для порождения новых решений, идей, продуктов и т.д.

Представленная классификация, как и любая другая, носит условный характер и не лишена спорных моментов. Так, например, многие из методов воздействия одновременного выполняют и функцию развития, и функцию управления, а методы творчества содержат в себе терапевтический и развивающий потенциал. Но важнее то, что в этом подходе реализована попытка указать на возможности всего арсенала имеющихся психологических методов для качественного решения задач социальной психологии.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.