Визуальное поле и композиционный кластер — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Визуальное поле и композиционный кластер

2022-05-13 67
Визуальное поле и композиционный кластер 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Композиция – это один из самых главных инструментов проектирования. Будь то архитектурный, предметный или графический дизайн, проектировщик всегда сталкивается с проблемами композиции. Пропедевтические законы построения композиции одинаковы как для плоскости и предметов, так и для пространства, но в данной статье хочется отметить некоторые особенности в решении композиционных задач в проектировании визуальных коммуникаций.

Главными особенностями и отличительными чертами композиции в проектировании визуальных коммуникаций являются такие основные аспекты, как: большая степень абстрагирования элементов композиции; наличие коммуникативных взаимосвязей между множеством композиционных решений, входящих в общую систему объекта проектирования; так же семиотическое единство восприятия ассоциативных признаков, большинством зрителей-пользователей систем визуальных коммуникаций. Чтобы понять механизмы построения композиции необходимо договорится о некоторых условностях, понятиях и принципах, которые участвуют в процессе проектирования средств визуальных коммуникаций.

Любая композиция состоит из элементов композиции. Для упрощения восприятия композиции остановимся на трёх правильных геометрических фигурах: круг, треугольник, квадрат. Каждый элемент обладает особенными семантическими свойствами. Круг – ассоциативно воспринимается с солнцем, колесом, глазом, центром, со всем, что воспринимается как центр. В композиции круг всегда является визуальным центром, останавливая внимание. Треугольник ассоциируется с горой, стрелой, крылом, с тем, что находится в движении. Поэтому треугольник определяет направление движения в композиции и обладает наивысшей степенью динамичности. Квадрат – это метрическая уравновешенная фигура. Квадрат напоминает короб, ковёр, лист бумаги. У большинства людей ассоциируется с основанием чего-либо или основой для чего-нибудь. Психологически воспринимается как статический элемент или визуальная остановка.

Рисунок 10 Условные обозначения

Элементы композиции располагаются на визуальном поле композиции. Визуальное поле композиции является одним из элементов композиции. К сожалению, некоторые проектировщики и большинство учащихся не учитывают этого факта в проектировании, что изначально, приводит к неверным результатам. Композиция выстраивается относительно координатных осей, которые являются инструментом для определения степени динамичности композиции в целом, являются «барометром» равновесия и устойчивости в композиционном решении. Используются два вида координатных осей: вертикальные и горизонтальные. Элементы композиции имеют собственные динамические оси, их положение относительно координатных осей и осей других элементов композиции определяют статико-динамическое восприятие композиции. Пересечение собственных динамических осей элементов композиции создаёт визуальный композиционный центр. Если визуальный композиционный центр пересекается с центральной вертикальной осью координат, то данную композицию можно считать уравновешенной, независимо от степени динамичности композиции. Визуальный композиционный центр и координатные оси являются основополагающими ориентирами, относительно которых выстраивается композиция. Поэтому направление движения или поворот элементов композиции совершается относительно этих базовых ориентиров.

Необходимо отметить, что проектирование средств визуальных коммуникаций имеет некоторые особенности. Проектирование системы визуальных коммуникаций подразумевает под собой множество композиционных решений, которые должны быть объединены общими методико-композиционными принципами, поэтому уместно ввести такое понятие, как композиционный кластер. Композиционный кластер – это визуально-целостный объект, состоящий из одного и более элементов. Композиционные кластеры могут быть одноэлементными, двухэлементными, трёхэлементными и так далее. Исходя из этого, композицию в целом можно определить, как одноэлементная, двухэлементная, трёхэлементная композиция и т.д.

Рисунок 11 Взаимоотношение визуального поля композиции и композиционного кластера

Однако здесь можно усмотреть некоторые противоречия в понятиях. Например: каким образом может существовать одноэлементная композиция, так как композиция должна иметь не менее двух элементов? Но в этом и содержится цель разъяснения, и одна из особенностей в проектировании средств визуальных коммуникаций. В решении композиционных задач в проектировании визуальных коммуникаций композицию можно определить, как взаимосвязь визуального поля композиции и композиционного кластера. Так как композиционное поле может быть различной формы и является одним из элементов композиции, то даже при наличии одноэлементного кластера композиция может состояться, что не противоречит основным принципам пропедевтики. Данная особенность способствует более внимательному отношению к композиции не только систем визуальных композиций, но и композиции проектных планшетов, композиции в рисунке и живописи архитекторов и дизайнеров.

В дальнейшем по ходу раскрытия темы в данной работе мы будем в основном аппелировать одно-, двух-, трёх-, четырёхэлементными композициями, а также одно-, двух-, трёх-, четырёх-кластерными композициями, так как в существующих дорожных и железнодорожных знаковых системах визуальных коммуникаций используются именно такие композиционные решения, в частности, связанные с психологией восприятия, особенно в экстремальных ситуациях. Среднестатистический человек не способен концентрироваться более, чем на пяти элементах на плоскости бумаги или экрана монитора, а тем более в пространстве, поэтому и выбрана, в основном, четырёх частная композиционная система в создании сигнального оборудования. Так же необходимо заметить, что в композициях сигнально-знаковых систем преимущественно используются идеальные фигуры: круг, квадрат, треугольник и линия. Эту зависимость можно проследить, не только в сигнально-знаковых системах, а также в проектировании товарных знаков и создании систем визуальных коммуникаций, используемых как в интерьерах различных заведений (торговые центры, культурно-массовые, заведения, аэропорты, автовокзалы и железнодорожные вокзалы, метрополитен), так и в экстерьерах (городская среда, парковые зоны, производственные зоны, территории, прилегающие к различным общественным заведениям).


Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.