Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте

2022-05-13 88
Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Ижевск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                              СТР.

1. ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ.                                       5

1.1.  Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте.           6

1.2.  Определение визуально-знаковых образов культуры.                         11

1.3. Сравнительный анализ взаимовлияния знаков и значений в письме и знаковых системах.                                                                                   13

2. ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ КОММУНИКАЦИЙ.                                                               15

2.1. Структура общей системы коммуникаций.                                            16

2.2.  Аспекты семиотики в проектировании визуальных

коммуникаций.                                                                                               23

3. ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАДАЧ  В ПРОЕКТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНЫХ

КОММУНИКАЦИЙ.                                                                                       33

3.1.  Визуальное поле и композиционный кластер.                                      36

3.2.  Статика, динамика и степень динамичности.                                        39

3.3.  Модульные системы средств визуальной коммуникации.                   46

4. ГЛАВА 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ 

ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ.                                                                                                         52

4.1.  Методы исследования психологии визуального восприятия в проектировании средств визуальных коммуникаций.                           52

4.2.  Цветосветовые решения в проектировании средств визуальных коммуникаций.                                                                                          55

4.3.  Шрифтовые гарнитуры в проектировании средств визуальных коммуникаций.                                                                                          59

4.4.  Определение модели зрительного восприятия для разработки визуальных коммуникаций.                                                                     70


ВВЕДЕНИЕ

Визуальные коммуникации в современных городах, транспортных сообщениях, общественных сооружениях, имеют большое значение для формирования информационной, навигационной, рекламной просветительской и эстетической среды. Быстро растущие и развивающие города всё больше испытывают недостаток в визуальных коммуникациях, потому что жителям сложнее ориентироваться в пространстве мегаполисов. Разработка коммуникационных систем поможет решить проблемы потока несистематизированной информации, так как это непосредственное её функциональное предназначение. В новых сферах деятельности человека необходимо создавать средства коммуникации с нуля, а устоявшиеся коммуникационные системы разумнее модернизировать. Ускоренное продвижение по пути модернизации, как показала практика, всегда связано с комплексным, системным проектированием.

Для современной коммуникационной среды характерны сложные компьютеризированные системы управления, современные энергоёмкие технологии производства носителей визуальных коммуникаций, повышенные требования к эргономике средств коммуникаций, интеграция в архитектурное и промышленное проектирование, как неотъемлемый компонент разработок. Безусловно, при развитии и увеличении объёма средств коммуникаций, важно включить правила понимания и пользования средств коммуникаций в образовательный процесс. При этом выявляется необходимость в разработке принципов унификации и стандартизации, которые могут быть использованы в практике дизайн-проектирования средств визуальных коммуникаций.

Современное состояние исследований знаков и знаковых систем представляет обширное, но довольно разрозненное знание, так как изучением данной проблемы занимаются специалисты и учёные различных научных направлений, а используют результаты этих знаний огромное количество людей, хоть как-то знакомых с «грамотой проектирования». Проблема изучения визуальных коммуникаций существует на стыке междисциплинарных исследований, поэтому приходиться учитывать степень разработанности разных граней этой проблемы в разных научных комплексах. В связи с этим необходимо обратится к работам по теории и истории культуры и искусства отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, указанных в библиографическом списке учебно-методического пособия. Изучить, основываясь на литературных источниках и на практических проектных примерах, происхождение и историю знаков, символов, эмблем, геральдики и письменности. Необходимо понять значение знаковых систем в истории и культуре, рассмотреть типы и виды знаков, провести сравнительный анализ взаимовлияния знаков и значений в письме и знаковых системах.

Представленные литературные источники имеют принципиальное значение для изучения средств визуальной коммуникации, так как они выводят на анализ не только «кухни» практики проектирования, но и выявляют принципы и методологию проектной деятельности по разработке визуальных образов в коммуникативной сфере общества.

В этом отношении практическое и методологическое значение имеют исследования реестра композиционных средств и приемов, изучение ряда объективных законов художественно-образной деятельности, а также системы принципов дизайна (социологического, технического, эргономического, экономического, экологического и эстетического), основанных на мере человека и мере предмета. Созданный теоретический базис является хорошей основой для исследования визуальных коммуникаций и создания средств визуальных коммуникаций.


 

ГЛАВА 1.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ

«Знаки и символы управляют миром – а не слово и не закон» Конфуций (ок.551 – 479 гг. до н.э.)

Можно долго спорить и говорить о верности высказывания великого философа, но данное высказывание актуально по сей день. И чем дальше развивается общество, тем необходимее использования им знаков и знаковых систем. Знаки окружают нас повсюду: дорожные знаки на улицах городов и дорогах мира, навигационные системы метрополитенов, визуальные коммуникации огромных торгово-развлекательных центров, коммуникационные системы аэропортов, гостиничных и медицинских центров. Эти знаковые системы вовлекают нас в символьную коммуникацию на макроуровне, но и на микроуровне нас окружают знаковые системы: панели управлением автомобилей и летательных аппаратов, пульты управления телевизоров и радиоприборов, виртуальные системы компьютеров и мобильных телефонов и т.д.

В знаковые системы вовлечена вся наша современная действительность. То, во что мы одеты, какие мы носим аксессуары, на чём мы передвигаемся, где мы живём, может говорить о нашем статусе, положении в обществе, принадлежности к какой-либо социальной группе. Одежда, предметы, автомобили, жилища являются знаками, символами, имеют визуальные графемы, раскрывающие внутреннее содержание идеи и функциональное предназначение использования. Использование знаковых систем имеет давнюю историю. Человечество начало использовать знаки гораздо раньше, чем появилась письменность. Письмо как знаковая система по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Но письмо имеет также некоторые ограничения по сравнению со знаковыми системами. К сожалению, большинство современных письменностей передаёт только звучание, смысл знаками не выражен, а извлекается читателем посредством звуков. Из этого следует, что писатель и читатель должны говорить, писать и читать на одном языке. Письменные знаки и знаковые системы не имеют смысла и практического значения, если их воспроизводить по отдельности, как вербальным способом, так и невербальным способом. В этом смысле визуальные знаковые системы призваны выразить как раз смысловое значение сообщения, что делает визуальные средства коммуникации более универсальным языком в международных сообщениях.

Ввиду того, что совершенствуются коммуникативные связи в глобальном аспекте, а также средства, при помощи которых передаются коммуникационные сообщения, соответственно растёт интерес к разработке и развитию коммуникационных знаковых систем, которые предполагают универсальный язык общения. Проблема исторического исследования и философского анализа знаковых систем требует синкретического подхода в изучении таких наук как палеография, семиотика и лингвистика, как часть семиотики.

Палеология – это историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью определения времени и места их создания.

Под семиотикой, согласно Ю.М. Лотману, следует понимать науку о знаках и коммуникативных знаковых системах, используемых в процессе общения. Здесь следует отметить два основных понятия, которые и являются ключевыми в подходах и принципах единых для семиотики и проектирования визуальных коммуникаций – это коммуникативные знаковые системы и процессы общения.

Лингвистика является частью семиотики, как науки о знаках. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Данные науки исследуют исторические, культурные и социальные аспекты средств вербальной и визуальной информации и коммуникации. В работах такого типа исследуются содержательные функции визуальных средств письма и знаков, механизмы социально-психологического воздействия символов и образов, которые по каналам информации и коммуникации поступают в распоряжение мирового сообщества.

Созданный теоретический базис является хорошей основой для нашего исследования визуально-вербальных коммуникаций с культурологической точки зрения. В связи с этим существует необходимость в создании визуальной коммуникационной системы, которая дополнит существующие средства коммуникационных систем и образует новое «эсперанто» символического графического языка.

ГЛАВА 2.

ГЛАВА 3.

ГЛАВА 4.

Ижевск, 2020


СОДЕРЖАНИЕ                                                                                              СТР.

1. ГЛАВА 1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ.                                       5

1.1.  Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте.           6

1.2.  Определение визуально-знаковых образов культуры.                         11

1.3. Сравнительный анализ взаимовлияния знаков и значений в письме и знаковых системах.                                                                                   13

2. ГЛАВА 2. ЗНАЧЕНИЕ ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ В ОБЩЕЙ СТРУКТУРЕ КОММУНИКАЦИЙ.                                                               15

2.1. Структура общей системы коммуникаций.                                            16

2.2.  Аспекты семиотики в проектировании визуальных

коммуникаций.                                                                                               23

3. ГЛАВА 3. РЕШЕНИЕ КОМПОЗИЦИОННЫХ ЗАДАЧ  В ПРОЕКТИРОВАНИИ СРЕДСТВ ВИЗУАЛЬНЫХ

КОММУНИКАЦИЙ.                                                                                       33

3.1.  Визуальное поле и композиционный кластер.                                      36

3.2.  Статика, динамика и степень динамичности.                                        39

3.3.  Модульные системы средств визуальной коммуникации.                   46

4. ГЛАВА 4. МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ПРОЕКТИРОВАНИЯ 

ВИЗУАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ И ИНФОРМАЦИОННЫХ

СИСТЕМ.                                                                                                         52

4.1.  Методы исследования психологии визуального восприятия в проектировании средств визуальных коммуникаций.                           52

4.2.  Цветосветовые решения в проектировании средств визуальных коммуникаций.                                                                                          55

4.3.  Шрифтовые гарнитуры в проектировании средств визуальных коммуникаций.                                                                                          59

4.4.  Определение модели зрительного восприятия для разработки визуальных коммуникаций.                                                                     70


ВВЕДЕНИЕ

Визуальные коммуникации в современных городах, транспортных сообщениях, общественных сооружениях, имеют большое значение для формирования информационной, навигационной, рекламной просветительской и эстетической среды. Быстро растущие и развивающие города всё больше испытывают недостаток в визуальных коммуникациях, потому что жителям сложнее ориентироваться в пространстве мегаполисов. Разработка коммуникационных систем поможет решить проблемы потока несистематизированной информации, так как это непосредственное её функциональное предназначение. В новых сферах деятельности человека необходимо создавать средства коммуникации с нуля, а устоявшиеся коммуникационные системы разумнее модернизировать. Ускоренное продвижение по пути модернизации, как показала практика, всегда связано с комплексным, системным проектированием.

Для современной коммуникационной среды характерны сложные компьютеризированные системы управления, современные энергоёмкие технологии производства носителей визуальных коммуникаций, повышенные требования к эргономике средств коммуникаций, интеграция в архитектурное и промышленное проектирование, как неотъемлемый компонент разработок. Безусловно, при развитии и увеличении объёма средств коммуникаций, важно включить правила понимания и пользования средств коммуникаций в образовательный процесс. При этом выявляется необходимость в разработке принципов унификации и стандартизации, которые могут быть использованы в практике дизайн-проектирования средств визуальных коммуникаций.

Современное состояние исследований знаков и знаковых систем представляет обширное, но довольно разрозненное знание, так как изучением данной проблемы занимаются специалисты и учёные различных научных направлений, а используют результаты этих знаний огромное количество людей, хоть как-то знакомых с «грамотой проектирования». Проблема изучения визуальных коммуникаций существует на стыке междисциплинарных исследований, поэтому приходиться учитывать степень разработанности разных граней этой проблемы в разных научных комплексах. В связи с этим необходимо обратится к работам по теории и истории культуры и искусства отечественных и зарубежных авторов по данной проблематике, указанных в библиографическом списке учебно-методического пособия. Изучить, основываясь на литературных источниках и на практических проектных примерах, происхождение и историю знаков, символов, эмблем, геральдики и письменности. Необходимо понять значение знаковых систем в истории и культуре, рассмотреть типы и виды знаков, провести сравнительный анализ взаимовлияния знаков и значений в письме и знаковых системах.

Представленные литературные источники имеют принципиальное значение для изучения средств визуальной коммуникации, так как они выводят на анализ не только «кухни» практики проектирования, но и выявляют принципы и методологию проектной деятельности по разработке визуальных образов в коммуникативной сфере общества.

В этом отношении практическое и методологическое значение имеют исследования реестра композиционных средств и приемов, изучение ряда объективных законов художественно-образной деятельности, а также системы принципов дизайна (социологического, технического, эргономического, экономического, экологического и эстетического), основанных на мере человека и мере предмета. Созданный теоретический базис является хорошей основой для исследования визуальных коммуникаций и создания средств визуальных коммуникаций.


 

ГЛАВА 1.

ИССЛЕДОВАНИЕ ВИЗУАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ИСТОРИЧЕСКОМ И КУЛЬТУРНОМ АСПЕКТЕ

«Знаки и символы управляют миром – а не слово и не закон» Конфуций (ок.551 – 479 гг. до н.э.)

Можно долго спорить и говорить о верности высказывания великого философа, но данное высказывание актуально по сей день. И чем дальше развивается общество, тем необходимее использования им знаков и знаковых систем. Знаки окружают нас повсюду: дорожные знаки на улицах городов и дорогах мира, навигационные системы метрополитенов, визуальные коммуникации огромных торгово-развлекательных центров, коммуникационные системы аэропортов, гостиничных и медицинских центров. Эти знаковые системы вовлекают нас в символьную коммуникацию на макроуровне, но и на микроуровне нас окружают знаковые системы: панели управлением автомобилей и летательных аппаратов, пульты управления телевизоров и радиоприборов, виртуальные системы компьютеров и мобильных телефонов и т.д.

В знаковые системы вовлечена вся наша современная действительность. То, во что мы одеты, какие мы носим аксессуары, на чём мы передвигаемся, где мы живём, может говорить о нашем статусе, положении в обществе, принадлежности к какой-либо социальной группе. Одежда, предметы, автомобили, жилища являются знаками, символами, имеют визуальные графемы, раскрывающие внутреннее содержание идеи и функциональное предназначение использования. Использование знаковых систем имеет давнюю историю. Человечество начало использовать знаки гораздо раньше, чем появилась письменность. Письмо как знаковая система по праву причисляется к величайшим культурным ценностям человечества. Но письмо имеет также некоторые ограничения по сравнению со знаковыми системами. К сожалению, большинство современных письменностей передаёт только звучание, смысл знаками не выражен, а извлекается читателем посредством звуков. Из этого следует, что писатель и читатель должны говорить, писать и читать на одном языке. Письменные знаки и знаковые системы не имеют смысла и практического значения, если их воспроизводить по отдельности, как вербальным способом, так и невербальным способом. В этом смысле визуальные знаковые системы призваны выразить как раз смысловое значение сообщения, что делает визуальные средства коммуникации более универсальным языком в международных сообщениях.

Ввиду того, что совершенствуются коммуникативные связи в глобальном аспекте, а также средства, при помощи которых передаются коммуникационные сообщения, соответственно растёт интерес к разработке и развитию коммуникационных знаковых систем, которые предполагают универсальный язык общения. Проблема исторического исследования и философского анализа знаковых систем требует синкретического подхода в изучении таких наук как палеография, семиотика и лингвистика, как часть семиотики.

Палеология – это историко-филологическая дисциплина, изучающая памятники древней письменности с целью определения времени и места их создания.

Под семиотикой, согласно Ю.М. Лотману, следует понимать науку о знаках и коммуникативных знаковых системах, используемых в процессе общения. Здесь следует отметить два основных понятия, которые и являются ключевыми в подходах и принципах единых для семиотики и проектирования визуальных коммуникаций – это коммуникативные знаковые системы и процессы общения.

Лингвистика является частью семиотики, как науки о знаках. Это наука о естественном человеческом языке вообще и обо всех языках мира как индивидуальных его представителях.

Данные науки исследуют исторические, культурные и социальные аспекты средств вербальной и визуальной информации и коммуникации. В работах такого типа исследуются содержательные функции визуальных средств письма и знаков, механизмы социально-психологического воздействия символов и образов, которые по каналам информации и коммуникации поступают в распоряжение мирового сообщества.

Созданный теоретический базис является хорошей основой для нашего исследования визуально-вербальных коммуникаций с культурологической точки зрения. В связи с этим существует необходимость в создании визуальной коммуникационной системы, которая дополнит существующие средства коммуникационных систем и образует новое «эсперанто» символического графического языка.

Исследование знаков и знаковых систем в историческом аспекте

Как у человека, у народов, у человеческой цивилизации есть история и культура, так и у знаков, у письма есть свои исторические корни и культурные особенности, которые неразрывно связаны с историей и культурой человечества, тем более что знаки, символы, письменность являются средствами визуальной коммуникации.

Самыми древними свидетельствами применения знаков в человеческой цивилизации признаны петроглифы, обнаруженные на территории севера России в Карелии и по всему миру. Их находили в Казахстане (Тамгалы), в Испании (Пещера Альтамира), в Сибири, на Дону, Англии, Германии, а так же в пустыне Сахара (территория Алжира) были найдены великолепные монументальные цветные росписи горного плато Тассилин-Анжер.

Петроглифами принято называть изображения на камне с древнейших времён палеолита. В основном – это изображения флоры и фауны (40-20 тыс. до н.э.), изображения человека и головы человека встречаются реже, но 9 больший интерес представляют те петроглифы, которые изображают какие-нибудь действия или явления: сцены охоты, пляски, сражения и другие всевозможные обряды (4-6 тыс. до н.э.). В петроглифах заложены знаковые, ритуальные, мемориальные и другие возможные коммуникативные отношения в общности древних людей. Кроме понятных по смыслу графем в петроглифах, присутствуют графические символы, которые до сих пор сложны для понимания, и имеются предположения некоторых учёных, что они принадлежат внеземным цивилизациям.

В те далёкие времена не было письменных знаков. Мы видим графические изображения, разрозненные по своей сути, не видим внятной системы присущей письменности, поэтому не можем определить последовательность сюжета, хронологии исторических событий. Но в эпоху образования культуры Древнего Египта начала зарождаться письменность. Первоначально возникает иероглифическое письмо. Это письмо восходит к четвёртому тысячелетию до нашей эры. Египетское письмо состояло из графических изображений животных, птиц, людей, предметов, и имело около шестисот изображений. Некоторые из этих изображений обозначали отвлечённые понятия или действия, что говорит о зарождении символических понятий в знаковых системах. Здесь мы уже смело можем говорить о систематизации знаков, так как появляется чёткая рядовая структура свойственная любой письменности, чего не было на каменных плитах с изображениями петроглифов.

Иероглифы использовались жрецами и фараонами и оставались почти неизменными примерно три тысячи лет, преимущественно применялись с декоративной целью в монументальных произведениях. Так же появлялась необходимость в быстром письме, так как Древний Египет активно развивался, расширял свое геополитическое пространство. Появляется иератическое письмо, которое позволяет быстрее писать и фиксировать исторические факты. Оно отличается от иероглифического письма большей схематичностью и условностью, но ещё сохраняет предметную форму, его по-прежнему использует ограниченный контингент общества. Впоследствии из иератического письма образуется демотическое (народное) письмо. Тогда возникают первые школы, где кроме детей жрецов обучаются дети ремесленников. Во втором столетии до нашей эры демотическое письмо сменяется греческим письмом, потому что оно лучше читается, и быстрее пишется.

Древний Египет – это не единственное место на планете, где появляется письменность, и используются знаковые системы и символы в коммуникативном процессе. Надо сказать, что параллельно развивалась письменность и на Евразийском континенте. На территории Финикии в XVI в до н.э. семитскими племенами начала создаваться письменность на основе египетского иератического письма. В Греции на рубеже XI в до н.э. на основе финикийского письма создаётся греческий архаический алфавит, который в VIII – VII вв. до н.э. преобразуется в строгий, математически выверенный греческий капитальный алфавит. Так же в Китае, приблизительно за три тысячи лет до нашей эры, начинается использование идеографического письма, письма, которое является предшественником китайских иероглифов в современном понимании. Здесь наблюдается та же последовательность развития письма, как и в Древнем Египте или в древне шумерской письменности. В Китае из фигурного письма возникло иероглифическое письмо, в Древнем Египте из иероглифов – демотическое письмо, а в Шумере из пиктограмм – шумерская клинопись. Даже совпадает количество знаков в рисуночном письме, приведённых выше культур – около шестисот.

Однако если в приведённых выше культурах наблюдается эволюционная схожесть развития письма, то существуют и другие архаические письменности, где рисуночный стиль остаётся практически неизменным, и лишь меняется в зависимости от метода изображения, например древняя письменность майя, инков и ацтеков (современная территория Мексики и север Южной Америки). Памятники письменности Древних культур Центральной Америки датируются II-I вв. до н.э. вплоть до полного исчезновения этих этносов с приходом испанских конкистадоров в XV-XVI вв.

Но наряду с этим существуют древнейшие памятники графических знаков, имеющие изначально абстрактную форму и семантическую сущность, которые впоследствии преобразовались в письменность. Данными знаками являются Руны, памятники такого рода относятся к палеолиту и датируются XVII-XVI тысячелетиями до н.э. Примерами могут служить артефакты, найденные на Межиричской стоянке на Украине, «солнечные колёса» на Сунгурской стоянке у города Владимира, вырезанные из кости, и другие находки по всей территории Европы. К VI-V тысячелетиям до н.э. начинается активный, мощный подъём культуры в Центральной Европе. Совершенствуются ремёсла, различные прикладные искусства, усиливается значение общественной и религиозной жизни народов. Обнаруженные на территории современных Венгрии, Чехии, Болгарии, Румынии, Словакии керамические предметы, а также фигурки богов, остатки святилищ, храмов, поселений изобилуют магическими графическими знаками, и свидетельствуют о зарождении рунического алфавита и неалфавитных европейских символов. Анализ этих графических символов приводит к выводу, что с древних времён наряду с рисуночным письмом параллельно существовала индексная письменность, и в эпохи великих миграций эти виды письма смешивались, как смешивались и народности.

Многими учёными считается, что главной отправной точкой в развитии общей знаковой системы письменности индоевропейских народов является греческое письмо. Греческое письмо дало развитие двум из главных алфавитов современности латинскому алфавиту и кириллическому. Латинское письмо преимущественно стало распространяться на Запад Европы, а кириллическое в Восточную Европу, но так же, были территории Европы, где в письменности применялись знаки, как латинского, так и кириллического письма, и сохраняются в таком виде по сегодняшний день, например в Болгарии, Словении, Украине и т.д. Латинский алфавит изначально имел 21 букву, а кириллический 43 буквы. В связи с реформой, проведённой Петром I, кириллица упрощается с приближением форм букв к образцам антиквы до 33 букв, а сам шрифт был назван Гражданским. Впоследствии русское кириллическое письмо претерпевает ещё ряд реформ (в 1708-10 гг., в 1735 г., в 1758 г.), и окончательно сформировывается в 1918 году. Что касается латинского алфавита, то он заимствовал ещё 5 букв из кириллицы, такие как «Z» – рус. «Земля», «Y» – рус. «Ижица», «W» – рус. «Омега», «U» – рус. «Червь», «J» – рус. «Йот». Характер латинского письма или его типографика определяется с изобретением книгопечатания в XV веке в Германии благодаря Иоганну Гуттенбергу и датируется 1440 годом. Книга на кириллице была отпечатана в России в 1563 году Иваном Фёдоровым (Иван Фёдорович Москвитин). Фактически с XVI века знаковая система в латинице и кириллице не изменялась, менялись только стили письма в каллиграфии и декоративные элементы букв в типографских литерах.

Что же касается других широко распространённых письменностей, то о них можно сказать следующее. Китайская письменность, имеющая древние корни, по своему семиотическому виду осталась идиоматической, а по техническому воспроизведению каллиграфической. Большое количество знаков-иероглифов усложняет восприятие, что в своё время ведёт к проблемам воспроизведения больших текстов при растущем потоке информации. Тоже происходит и с арабской письменностью, хотя знаков в арабском алфавите, и они в основе своей передают согласные звуки, а гласные передаются дополнительными графическими элементами диакритическими знаками (акцентами), что так же мешает читаемости знаков. Конечно, раньше предпринимались попытки латинизации и кириллизации арабской и китайской письменностей, с меньшим и переменным успехом, но в наше время в связи с расширением информационного поля и компьютеризации мира этот процесс обретает необратимые формы. Но думается, что старая письменность останется, так как она несёт в себе культурную художественно-образную индивидуальность различных этносов и будет сохранена как культовый и религиозный феномен.

Кроме того, человечество использует и другие знаковые системы, используемые в социальных и религиозных сообществах, профессиональных кругах, науке, торгово-финансовой сфере, товарном производстве, сфере услуг и другими областями сфер человеческой деятельности. Например, нотные знаки в музыке, математические знаки в точных науках, фонетические знаки, разработанные для освоения языков, дорожные знаки, созданные для регулирования дорожного движения, топографические знаки, используемые в ориентировании на местности, и другие различные средства визуальных коммуникаций для аэропортов, торгово-развлекательных центров, образовательных и научно-исследовательских заведений и т.п. Многие знаковые системы понятные только ограниченному кругу людей, но немало, знаков, которые понятны практически во всём цивилизованном мире. Здесь можно привести следующие примеры: «красный крест и красный полумесяц» - «оказание первой медицинской помощи», «белый прямоугольник в красном круге» - «стоп», «движение запрещено», «стрелка» - «направление движения», «пять сплетённых колец» - «олимпийские игры», «крест повёрнутый на 450» - «запрещено» или «выключить», «круг с точкой внутри» - «солнце», и т.д.

Нельзя обойти вниманием символические знаки, так как они первооснова всех письменностей и знаковых систем. Но чем отличается символ от знака? Тем, что знак – это прежде всего, индексификатор предмета, действия, звука, количества, чего-либо (цифры), а символ имеет семантическую понятийную составляющую. Символ может иметь много смысловых значений и понятий, он многогранен. Символ зачастую определяет визуально-знаковые образы культуры и не надо долго ходить за примерами.

 

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.061 с.