Аспекты семиотики в проектировании визуальных коммуникаций — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Аспекты семиотики в проектировании визуальных коммуникаций

2022-05-13 137
Аспекты семиотики в проектировании визуальных коммуникаций 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Под семиотикой, согласно Ю.М. Лотману, следует понимать науку о знаках и коммуникативных знаковых системах, используемых в процессе общения. Здесь следует отметить два основных понятия, которые и являются ключевыми в подходах и принципах единых для семиотики и проектирования визуальных коммуникаций – это коммуникативные знаковые системы и процессы общения.

Процессы общения могут осуществляться через устную речь и письмо, передаваться и приниматься посредством визуализации изображений, предметов, жестов (движений), а также через непосредственные контакты с предметами и людьми. Чтобы понять общие принципы процессов общения в рамках проектирования визуальных коммуникаций, необходимо определить местоположение и значение аспектов семиотики в Общей системе коммуникаций. Общая система коммуникаций делится на три основных коммуникационных вида: вербальный, визуальный, тактильный. Нас, в частности, будут интересовать два вида коммуникаций из Общей системы коммуникаций: вербальный и визуальный. На примерах сопоставлений основных принципов вербальных и невербальных, фонетических и графических знаковых систем определим синкретические взаимосвязи аспектов семиотики в проектировании визуальных коммуникаций.

Визуальные коммуникации часто относят к области графического дизайна, так как в большинстве случаев в процессе работы над созданием визуальных элементов в коммуникативной среде проектировщиками используются графические материалы, приёмы и техники. Рассмотрим, к примеру, визуально-графический процессуальный тип визуальных коммуникаций. В данном случае элементами визуальной коммуникации будут графические элементы: Пиктограмма, Индекс, Символ.

Семиотика, согласно теории Ч.С. Пирса, тоже классифицирует знаки на три основные группы: пиктограмма (качественный знак), индекс (индивидуальный знак), символ (обще-смысловой знак). Исходя из того, что мы рассматриваем в данной работе аспекты семиотики в проектировании графических средств визуальных коммуникаций, то не будем рассматривать фонетические, предметные, динамические и другие процессуальные типы коммуникативных видов, а сосредоточимся на разделе графического дизайна. Семиотика апеллирует терминологией вербальных средств общения, а проектирование средств визуальных коммуникаций имеет свой профессиональный язык. Однако содержательно-смысловая составляющая обоих языков имеет общие свойства. Попробуем найти схожие признаки системного подхода и аналитических рассуждений в обеих науках на ниже приведённой схеме на Рис 4.

 

Рис 4. Общая содержательно-смысловая составляющая вербальных и невербальных коммуникаций

Возвращаясь к общей системе коммуникаций, процесс создания графического знака и графических средств визуальных коммуникаций (графики) можно описать следующим образом:

1. Создание графического знака: Автор (Дизайнер-график) --- Коммуникативный вид (Вербальный) --- Процессуальный тип (Вербальнографический) --- Объективный результат (Пиктограмма, Индекс, Символ).

2. Создание графических средств визуальных коммуникаций: Автор (Дизайнер-график) --- Коммуникативный вид (Визуальный) --- Процессуальный тип (Визуально-графический) --- Объективный результат (Графика, Типографика, Фотографика или Графическая система, которая объединяет в себе все объективные результаты (Рисунок 5).

 

 

Рисунок 5 Результаты процессуальной деятельности (проектирование) вербальных и визуальных коммуникаций.

Также необходимо вспомнить определение, что такое визуальная коммуникация, и что процесс проектирования визуальных коммуникаций состоит из двух основных частей, составляющих суть проектирования.

Первая часть – это проектирование элементов визуальных коммуникаций, которые являются составляющими визуальной системы и используют такие понятия семиотики как пиктограмма, индекс и символ.

Вторая часть – это проектирование коммуникационных связей, которые объединяют композиционные элементы визуальной системы, и используют такие аспекты семиотики, как семантика, синтактика и прагматика.

В основе проектирования графических элементов визуальной системы (пиктограмма, индекс, символ) лежит решение нескольких композиционных задач. В первой степени, композиция определяет особое значение объекта, выявляемое человеком в ситуации эстетического восприятия, эмоционального, чувственного переживания и оценки степени соответствия объекта эстетическому идеалу субъекта. Элементы визуальной системы, в отдельности, проектируются по законам композиции, а композиция, как говорилось выше, имеет три основополагающих вида: абстрактная композиция, формальная композиция, ассоциативная композиция.

Однако далее в сравнительном анализе двух научных подходов сосредоточимся на второй части проектирования визуальных коммуникаций, где рассматриваются коммуникативные взаимосвязи в проектировании системы визуальных коммуникаций. Чтобы дать сравнение между Коммуникативными связями в проектировании средств визуальных коммуникаций и аспектам семиотики, необходимо повторить определения трёх основных видов коммуникативных связей в создании графических знаков и знаковых систем:

- Логическая коммуникативная связь – это смысловые, идейные, семантические отношения между визуальными элементами системы. Логические связи для создателя средств визуальных коммуникаций это выбор темы проектирования, постановка задач, определение понятий, анализ существующих знаковых систем, говоря профессиональным языком составление технического задания. Инициатором создания средств визуальных коммуникаций может выступить любой культурный субъект в обществе: общественные и образовательные организации, торговые и развлекательные центры, религиозные конфессии и политические партии и т.д. Также в основе идеи-замысла может быть: дорожная или эвакуационная навигация, пользовательская или монтажная инструкция, игровой или учебный сценарий и т.п. Логические связи являются главной составляющей организации понятийных систем: астрологическая знаковая система, алхимическая знаковая система, математическая знаковая система, периодическая таблица Менделеева и т.п. Логические связи формируют понятия при создании визуального образа, и наибольшее значение имеют в таком виде графического искусства, как инфографика. Инфографика очень часто используется в презентациях, демонстрациях, докладах, отчётах и других видах виртуально-визуальных коммуникации. Коммуникативные логические связи — это абстрактная схема, заложенная в основу проектирования знаков и знаковых систем, которая лишена эмоционального чувственного начала, выражающая понятие, действие, процесс. Логические связи — это алгоритм процесса проектирования средств визуальных коммуникаций и дальнейшей последовательности восприятия и понимания созданной знаковой системы для большинства участников коммуникационных процессов, или определённой группы людей, объединённых общими целями.

Рисунок 6 Логические коммуникативные связи

- Тектоническая коммуникативная связь – это формальные, конструктивные, функциональные отношения между визуальными элементами системы (Рисунок 7.). В элементах какой-либо визуальной системы изначально существует заложенный смысл, т.е. каждый элемент уже имеет определённую семантику, будь то точка, линия, крест, круг, квадрат, поэтому под формальными отношениями надо понимать формальное подобие форм или отдельных признаков одной формы в другой форме. По законам композиции воспринимается более цельной, если в неё доминирует большее количество подобных фигур, а если невозможно в одной композиции применить подобные фигуры, то они должны обладать общими признаками. Очень распространённый пример: округление углов у фигур композиции, или включение во все фигуры композиции какой-нибудь одной фигуры. Конструктивные особенности знака и знаковой системы определены методами формообразования в композиции: сложение, перетекание, пересечение, вращение, наложение, т.е. если использовать в композиции две одинаковых фигуры, применяя эти методы, то одновременно будет появляться новые смыслы, а в дальнейшем приобретаться иные значения. Функциональные отношения между визуальными элементами системы говорят о применении и назначении каждого отдельного знака в знаковой системе, об архитектонике системы в целом, о едином восприятии средств визуальных коммуникаций.

 

Рисунок 7 Тектонические коммуникативные связи

- Эстетическая коммуникативная связь – это ассоциативные, художественно-образные отношения между визуальными элементами системы. Ассоциации возникают из сравнений, из пропорций элементов целого. Визуальный художественный образ формируется из ассоциаций и впечатлений, которые производит тот или иной предмет или действие, в нашем случае это знаки, находящиеся в единой знаковой системе.

Художественный образ всегда находится в контексте средового окружения и предметов. Он сливается со средой или противопоставляется среде. Именно контекст определяет уровень культурного феномена художественного произведения.

Рисунок 8 Эстетические коммуникативные связи

Знаки и знаковые системы, спроектированные с учётом логических и тектонических связей, вполне могут соответствовать поставленным задачам и отвечать всем требованиям осуществляемых коммуникативных функций, но знаки и знаковые системы, созданные по законам эстетики, приобретают индивидуальность, свой неповторимый визуальный образ. Например: узнаваемость главное достоинство такой знаковой системы как фирменный стиль торговой марки или бренд продукта, символика государства или политической организации. Эстетические связи преображают знак в знак образ (символ), а знаковую систему в визуальные образы культуры, благодаря профессиональному уровню и талантам художников, дизайнеров, архитекторов и других участников творческого коммуникационного процесса.

Попробуем рассмотреть эти коммуникативные связи проектирования средств визуальных коммуникаций применительно к аспектам семиотики. Безусловно, логические связи в проектировании средств визуальных коммуникаций можно отнести к такому аспекту семиотики, как семантика. Семантика рассматривает отношение знаков к обозначаемому объекту. Тектонические связи – охватывает такой аспект семиотики, как синтактика. Синтактика изучает внутренние свойства систем знаков безотносительно к интерпретации. Такой аспект семиотики, как прагматика, исследует проблемы интерпретации знаков и знаковых систем для тех, кто их использует, их полезности и ценности для интерпретатора. Каждый интерпретатор ставит перед собой свои прагматические цели и индивидуальные художественно-образные задачи, а значит, использует эстетические связи.

Из выше сказанного следует, что аспекты семиотики играют значимую роль в процессах проектирования средств визуальных коммуникаций. Изучение семиотики как науки необходимо для подготовки дизайнеров и архитекторов. Синкретический подход в применении аспектов семиотики для проектной деятельности дизайнеров и архитекторов даёт более эффективные результаты в создании художественных образов знаков и знаковых систем. На примере проектной деятельности, которая требует всестороннего изучения смежных дисциплин и синкретического подхода к другим наукам, в частности, к семиотике,

Рисунок 9 Синкретические взаимосвязи аспектов семиотики и принципов проектирования

герменевтике, филологии, социологии, коммуникативистике и т.д., приходит понимание, что они образуют общую культурно-коммуникационную среду. На вооружение дизайнерам, архитекторам, художникам и представителям других творческих специальностей даётся эффективное орудие для создания запоминающихся функциональных визуальных образов и визуально образных коммуникационных систем. Но как любое орудие, его можно употребить во благо или во зло. Всё зависит от того в чьи руки оно попало, какими помыслами, идеями, интересами руководствуется человек, социальная группа и общество, владеющие приёмами и методами создания механизмов манипулирования сознанием людей. Исходя из этого, хочется обратить внимание на острую необходимость формирования культурнопозитивной визуальной среды и визуальных образов, которые нас окружают. Визуальные образы играют важную роль в образовании культурных ценностей, так как было сказано выше, что большую часть информации человек получает через органы зрения.


ГЛАВА 3.


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.