Глава . Препятствия ( в получении наследства ). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Глава . Препятствия ( в получении наследства ).

2021-12-12 30
Глава . Препятствия ( в получении наследства ). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Лишается доли наследства ребенок по отцу и матери (то есть родной брат) по причине трёх:
- сын;
- сын сына;
- отец.
Лишается доли наследства ребенок по отцу (т.е. брат по отцу) при наличии трёх вышеупомянутых, а так же при наличии;
- родного брата (по отцу и матери).
Лишается доли наследства ребенок по матери (т.е. брат по матери) при наличии четырех;
- ребенок (одинаково мужского или женского пола - сын, дочь);
- ребенок по отцу (сын сына или дочери);
- отец;
- дед.

Лишается доли наследства дед при наличии;
- отца;

Лишается доли наследства каждый далёкий дед (прадед и т д.) при наличии близкого деда (отец отца)

 

 

                                      Глава. Асабаты.1)

Асабаты это те, кто является близким родным сам по себе или притягивает посредством другого из числа мужского пола - кроме мужа - и той которая дала свободу рабу (она так же относится к числу асабатов) и ее асабаты.
Более достойны получить наследство самые близкие из них.
Самыми близкими считаются:
- сын;
- сын сына (и так далее ниже т.е. сына сына сын);
- затем отец;
- отец отца (и так далее выше), в том случае если не будет братьев;
- затем сыновья отца;
- затем их сыновья (и так далее ниже;
- затем сыновья деда;
- затем их сыновья.
Согласно вышесказанному сыновья дальнего отца (т.е. прапрадеда) не получают наследство вместе с наличием близкого отца (прадеда) и ниже (дед например).
Более достойный (кандидат на наследство отца) из всех сыновей отца - более близкий в родстве с ним. Если их степень родства одинакова, то более достойным будет близкий со стороны обоих родителей.
Четыре категории родственников получают наследство по пути та'сиба от своих сестер, и так же находится в доли распределения наследства: «мужчине достается доля, равная доле двух женщин» (4:11), они:
- сын;
- сына сын;
- брат по отцу и матери (родной);
- брат по отцу.
Что касается остальных, то мужской пол получает наследство отдельно, как например сыновья братьев, дядьки по отцу и их сыновья. Если асабий будет один, то он получает все наследство. Если с ним будет кто-то из тех, кто имеет долю, то первый получает он, остальная часть имущества полагается асабатам, потому что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Наследство относите к ее обладателям (наследникам), а остаток самому достойному (кандидату из числа родственников) мужчин». 2
Если наличествуют такие наследники как: муж, мать, братья по матери, братья по отцу и матери (родные), то мужу полагается половина (1/2), матери одна шестая (1/6) братьям по матери треть (1/3). Родные братья по отцу и матери лишаются наследства, данный вопрос называется «аль муштарика» («аль муштарика» - когда объединяются асабий из числа близкого родства и дети матери) и «аль химарийя» («аль химарийя» - когда родной ребенок по отцу и матери лишается доли). Если на их месте будут сестры, то им полагается две трети (2/3) и остальная часть наследства возвращается с увеличением разделения исходя из коррекции десяти частей. Данный вопрос называют «Умм аль Фарух».
Если ребенок будет гермафродитом, то учитывается его гендер. Если исходить из того, что у него наличествует половой член, то будет учитываться как мужчина, если же женские половые органы, то он (гермафродит) женщина. Если же оба половых признаков одинаковы, то тут присутствует неясность, в этом случае он будет получать половину наследства от доли мужчины и половину от доли женщины. Такое же положение при выплате виры, при нанесении ран и в других случаях. Гермафродит с выраженными признаками обоих полов не может жениться ни при каких обстоятельствах.

1) Как ранее уже упоминалось асабаты это те и родственников, кто получает остаток наследства, не имея определенной доли.
2) Передал аль Бухари 6731. Муслим 1615.

 

 

                                    Глава. Близкие родственники.

Близкие родственники это все родные, не являющиеся асабатами, и не имеющие определенную долю наследства. Также они не получают наследство ни по причине асабатов, ни по причине родных имеющих долю, за исключением одного из супругов, они могут получить остаток без лишения доли наследства и без возврата остатка с наследства и деления его с надбавкой поновому (таавуль). Они получают наследство по пути танзиля (танзиль получение доли наследства тем, кто в основе не имеет доли, по причине того, кто имеет). Таким образом, каждый человек из этой категории будет в статусе своего близкого родственника. Следовательно, ребенок дочерей и ребенок дочерей сына, а также сестры будут на уровне их матерей. Дочери братьев и дядек по отцу, а та же, братья по матери, (в плане распределения наследства) будут как их отцы (т.е. в таком же статусе). Дядьки и тётушки со стороны матери и отец матери будет как отец матери (т.е. в том же статусе в распределения наследства). Если же с ними будет двое и больше с одной стороны (как например есть дочери дочь и дочери дочери дочь), то преемственность на наследство у тех, у кого больше прав (т.е. у более близких). Если же они на одном уровне, то делят между ними, и дают имущество каждому из них; кто является близким родственником. Одинаково распределяют между мужским и женским полом, если они одинаковы со стороны родства.
Если после смерти человека остался сын дочери и дочь другой дочери, и двое сыновей и одна дочь третьей дочери, то имущество делят между дочерьми на три части, а затем распределяют между их детьми: сыну одна треть (1/3), дочери одна треть (1/3), сыну и дочери третьей оставшуюся треть (1/3) пополам.
Если стороны (степени) родства отличаются, то далёкого родственника ты спускаешь до уровня наследника, а потом делишь имущество согласно тому, как мы упоминали ранее. Сторон родства три;
- дети;
- матери;
- отцы.

 

 

                                      Глава. Основы 1) вопросов.

Основ вопросов семь:
- половина (1/2) исчисляется из двух частей;
- треть (1/3) или две трети (2/3) исчисляются из трёх частей;
- четверть (1/4), или четверть с половиной (1/2) исчисляется из четырех частей;
- одна восьмая (1/8) или одна восьмая вместе с половиной (1/2) исчисляется из восьми частей.
Все четыре вышеперечисленных способов исчисления не подвергаются повышению исходного числа коррекции (т.е. исчисление может только производится на основе 2,3,4,8 частей).

Если же вместе с долей в половину (1/2) будет треть (1/3) или две трети (2/3) или одна шестая (1/6), то изначально корректируется из 6 частей, и поднимается до десяти частей. Если же будет вместе с долей в четверть (1/4) одна из вышеперечисленных, то для основы корректировки исчисления наследство делят на двенадцать частей и поднимают до семнадцати. Если же с долей в одну восьмую (1/8) будет доля в одну шестую (1/6) или в две трети (2/3), то исчисляется из корректировки двадцати четырех частей и поднимают до двадцати семи.

1) Под основой в терминологии специалистов по наследственному праву имеется в виду достижение наименьшего количества частей, из которых корректируется доля без дробления.

 

 

                                            Глава. Отвод 1).

Если все имущество не было распределено полностью по долям, и при этом отсутствуют асабаты, то остаток возвращают к ним (к наследникам, имеющим долю) в соответствии с их долей наследства, за исключением супругов. Если их доли отличаются, то ты берешь их части исходя из основы корректировки деления на шесть частей, а затем учитываешь количество частей из основы корректировки исчисления. Если произойдет дробление в отношении долей некоторых из них, то ты относишь это к числу их частей. Если среди них (дольщиков) присутствует один из супругов, то ему отдается его доля из основы корректировки частей, а остальное делишь исходя из вопроса обладателей долей отвода. Если не получилось разделить без остатка, то вопрос вопроса обладателей долей отвода ты вводишь вопрос распределения среди супругов, а потом исправляешь согласно тому, как мы упоминали ранее.
В том случае когда с вопросом распределения наследства, присутствуют асабаты, то в нем отсутствуют операции с отводом и увеличением (так как асабаты забирают остаток).

1) Отвод (Радд) — разделение излишка наследства между наследниками, которые в основе не претендовали на эту долю, с увеличением частей.

 

 


                          Глава. Исправление в вопросах деления.

Если часть наследства дробилась среди дольщиков, то ты умножаешь эти части - их количество - или совпадающие, если их части совпадают основе вопроса коррекции исчисления, или увеличению частей если они увеличиваются, или уменьшаешь, если они уменьшаются. Затем каждому из них полагается часть, которая полагалась всем, или соответственная.
Если же дробление было распределено между двух групп и более и они (дробные части) подобны друг другу, то одной из двух частей достаточно (для основы коррекции исчисления долей), если же они соответствуют, то достаточно из всех основ коррекции исчисления частей взять максимальную (за основу исчисления). Если же они отличаются (не совместимы), то одну часть ты умножаешь на другую (сумма сложения будет основой коррекции частей исчисления долей). Если они совпадают, то следует помножить совпадение одной части с другой. Потом ты доводишь до совпадения между результатом и третьей частью коррекции исчисления, затем ты умножаешь это совпадающую часть с третьей, а потом результат умножаешь на основу коррекции исчисления вопроса, а затем каждого, у кого есть доля наследства множат в часть (исчисляемой основы).

 

 


              Глава. Сменяемость наследников (аль мунасахат 1))

 

Сменяемость - когда имущество покойного ещё не было распределено, а некоторые наследники уже умерли, притом-что второе поколение наследников получают в соответствии с их долями наследства от первого поколения наследников. В этом случае наследства распределяется среди второго поколения наследников, и этого достаточно. Если же принцип деления наследства отличается, то следует исправить вопрос распределения (и коррекции исчисления) наследства второму и делишь согласно ней долю исходя из исчисления первого вопроса. Если деление происходит, то оба вопроса правильны в соответствии с тем (видом исчисления; будет это совпадение или отличие) что было правильно в первом вопросе коррекции исчисления. Если же деление не происходит, то второй вопрос коррекции исчисления (т.е. число частей) умножаешь или доводишь до совпадения в первом.
Затем, каждый кто имел долю в первом вопросе коррекции исчисления (т.е. представители первого поколения наследников) забирает ее, в соответствии с умноженным или с совпадением (с результатом частей коррекции исчисления). Тот же, кто имеет долю во втором вопросе коррекции исчисления (т.е. из числа второго поколения наследников), берёт ее с учётом умноженного результата частей коррекции исчисления, из доли второго покойного (второй покойный это первый наследник первого покойного), или в соответствии с совпадением. Затем в случае увеличения в вопросе исчисления (то есть при наличии корреляции увеличением) исчисление происходит по тому же принципу (что указан выше).

1) аль мунасахат это смена наследников: когда один за другим умирают наследники, а наследство еще не было распределено.

 

 

            Глава. Пречины препятствующие получению наследства.

 

Причин три:
Причина первая: различие конфессий. Представители одной религии не наследуют от представителей другой, потому что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Мусульманин не наследует от неверного и неверный не наследует от мусульманина». 1) Также он, да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Не наследуют друг от друга представители разных религий».

Вероотступник (муртадд) не наследует ни от кого, если же он умрет, то его имущество является трофеем (оно уходит в казну мусульман).
Причина вторая: рабство. Раб не наследует ни от кого, и от него тоже никто не наследует, так как у него нет своего имущества. Тот, кто свободен на половину, может получать наследство, и от него так же могут получать наследство. Так же он может быть причиной лишения наследства в зависимости от степени его свободы.
Причина третья: убийство. Убийца не наследует от убитого, если он убил его не по праву. Если же он убил его по праву, как например; казнил за преступление, или в качестве возмездия, или же когда справедливый (правитель) казнит бунтаря, то это не препятствует получению наследства.

1) Аль Бухари 6764. Муслим 1614.
2) Абу Дауд 2911. Ан Насаи 6384. Ибн Маджа 2371.

 

                                       Глава. Различные вопросы.

 

Если человек умер, когда его жена была беременной ребенком, который наследует, то распределение наследства останавливается с расчетом на двух мужчин (т.е. при вероятности рождения двух мальчиков) в противном случае с расчетом на двух женщин (т.е. при вероятности рождения двух девочек).
Каждому наследнику распределяется наследство (если его доля не зависит от пола и количество новорожденных), а что касается распределения долей остальных наследников (чьи доли зависят от пола и количества новорожденных), то распределение им приостанавливается до выяснения (т.е. до рождения при котором будет ясно, кому какая доля полагается).
Когда среди наследников будут отсутствующие и нет о них известия, то каждому наследнику (на чью долю не влияет данная ситуация) отдается его доля. Что касается остальных, то там распределение останавливается до тех пор, пока не станет известно о положении пропавшего наследника, за исключением случая когда исчезновение произошло в местах высокой вероятности гибели, в этом случае ожидают четыре года, а затем делят наследство.
Если тяжело больной - относительно которого есть опасения что он умрёт - дал развод жене, и есть подозрение что он дал развод с целью лишить ее наследства, то она не лишается доли наследства, до тех пор, пока она находится в выжидаемом сроке (идда). Если же развод был дан с правом возврата, то они оба имеют право на получения наследства друг от друга, и нет разницы в здравии был дан развод, или при болезни.
Если же все наследники признали кого-то как соучастника с ними в наследстве, то он будет соучаствовать с ними в наследстве, если подтвердит их признание. Если же кто-то из наследников признал его (как кандидата на наследство) притом-что его родство с ними не было доподлинно установлено, то он получает какой-то излишек от доли, которую получат наследники, признавшие его.

 

                                             Глава. Опекунство 1).

Опекунство (над вольноотпущенником) остаётся за тем, кто освободил, даже если их религии различны, потому что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Поистине опекунство остаётся за тем, кто освободил».2)
Если человек освободил раба по причине родства, или закончив договор о выкупе, или завещал свободу после своей смерти, или по причине рождения ребенка (т.е. когда рабыня рождает ребенка от своего хозяина), то за ним (за хозяином) остаётся опекунство над ним (вольноотпущенником), так же за ним остаётся право опекунства над его детьми которые родились от свободной, освобожденной женщины или от рабыни, и над теми, кого он (бывший раб) освободил и над его детьми (т.е. когда освобожденный раб сам освободил раба, то хозяин первого раба имеет опекунство над вторым рабом и его детьми) и так же и их освобождённые ими и так далее по цепочке. От всех вышеперечисленных он (тот, кто освободил) будет получать наследство в том случае, если нет преграждающих (наследников) от наследства или асабатов после них (т.е. в случае отсутствия наследников).
Если один человек скажет другому: «Освободи своего раба, а я беру на себя его оплату» и тот сделал, то тот, кто повелел отпустить обязан выплатить цену, а хозяину принадлежит опекунство. Если же он не сказал: «Отпусти раба от меня» то он обязан оплатить цену, а право опекунства остаётся за освободителем. Тот, кто освободил своего раба, от живого (например; отпустил своего раба за кого-то) без того, чтобы тот повелел ему это сделать, то или от покойного то, право опекунства остаётся за освободителем. Если же ему кто-то повелел, то право остаётся за тем, кто повелел.
Если один из двух супругов является исконно свободным (а второй вольноотпущенник), то право опекунства не устанавливается над их детьми. Если же один из родителей является рабом, то ребенок следует в положении за матерью в свободе и рабстве. Если мать будет рабыней, то ее ребенок будет рабом для ее господина. Если хозяин их освободит, то он имеет право опекунства над ними, из которого они не смогут выйти ни при каких обстоятельствах.
Если же отец является рабом, а мать вольноотпущенной, то их дети являются свободными, опекунство над ними будет дано бывшему хозяину их матери. Если хозяин освободил раба, то за ним устанавливается право опекунства, и его дети так же получают право опекунства (после смерти отца). Если человек выкупил своего отца и тем самым освободил из рабства, то ему принадлежит опекунство (право на наследство) над отцом и братьями. Его же право опекунства будет оставлено за опекунами его матери (т.е. теми, кто ее освободил), потому что он не может обладать опекунством над собой.
Если их отец купит раба и освободит его, а затем умрет отец, то наследство будет поделено между его детьми, мужчинам (т.е. сыновьям) доля вдвое больше чем женщинам (т.е. дочерям). Если же умрет его вольноотпущенник, то наследство будет дано сыновьям (бывшего хозяина, который освободил) но не дочерям. Если же и мужчины (сыновья) и женщины (дочери) выкупили своего отца и освободили, а потом их отец купил раба, освободил его, затем умер, а затем умер и его вольноотпущенник, то их наследство будет распределено согласно тому, как было описано выше. Если же умрут сыновья, дотого как умрёт вольноотпущенник, то наследство получают женщины (дочери), согласно той доли, которую они вложили при выкупе отца из рабства. А затем остальную часть делят между ними и теми, кто освободил мать. Если же они выкупили половину стоимости отца и при этом среди них были как двое мужчин (сыновей) и двое женщин (дочерей), то женщинам полагается пять шестых (5/6) доли наследства, а тому, кто освободил мать одна шестая (1/6), потому что ей положено половина права опекунства, а остальную часть делят между ними и тем, кто освободил мать на одну треть (1/3), дробя ее. Если сын вольноотпущенной рабыни купит раба и освободит его, а затем этот вольноотпущенник купит отца своего бывшего хозяина и освободит его, то каждый из них будет иметь право опекунства друг над другом.
Если воинствующий неверный (харбий) освободит раба, а затем этот раб примет Ислам и захватит в плен бывшего хозяина и вывезет его на территорию Ислама, а затем освободит, то каждый из них будет иметь право опекунства друг над другом

1) под опекунством в данной главе имеется в виду право на получение наследства.
2) Аль Бухари 2168. Муслим 1504.

 


                               Глава. Завещание опекунства.

Опекунство не завещают (т.е. такое завещание недействительно). Его может наследовать близкий из числа асабатов. Женщина не наследует опекунство за исключением того случая, когда она освободила или, когда освободил тот, кого она освободила. Точно так же и каждый обладатель доли, кроме отца и деда; им обоим полагается одна шестая часть (1/6) вместе с сыном и с сыном сына. Опекунство остаётся за самым старшим.
Если освободивший раба (бывший хозяин) умрет, и у него остались два сына, затем один из сыновей умер, оставив сына, а затем умер вольноотпущенник, то его имущество передается сыну освободившего. Если же оба сына умерли после него, но до смерти опекуна (освободителя), но при этом у одного из сыновей один сын, а у второго девять, то опекунство распределяется между ними по количеству человек, каждому присуждается одна доля из десяти.
Если женщина освободила раба, а потом умерла, то опекунство переходит к ее сыну, а выплата компенсации (акль - вира за убийство или нанесение телесных повреждений) на асабатов (если на ней висела вира).

 

 


                                        Глава. Освобождение.

Освобождение - это дача свободы рабу. Осуществляется дача свободы посредством слова или действия. Что касается слова, то оно осуществляется посредством прямого произнесения слов «освобождаю» или «даю свободу» и производных от них слов. Если человек произнес их, то освобождение раба осуществилось этим, даже если он не имел намерение освободить. Что же касается остальных слов, смысл которых содержит значение освобождения и другое значение, то это косвенное выражение, и оно не приводит к освобождению, за исключением того, когда оно произносится с намерением (освободить).
Что касается действия, то тот, кто завладел близким родственником, махрамом, освобождает его (то есть он освобождается автоматически с момента завладения). Тот, кто освободил часть раба в общем (например, сказал: освобождаю полностью) или что-то конкретное (например, сказал: освобождаю руку) он освобождается полностью. Тот, кто освободил свою долю из общего раба, и при этом он является богатым в состоянии возместить остальную часть раба ее владельцу, то раб освобождается полностью, ему оценивают стоимость этой части, и он должен возместить ее своему компаньону (т.е. совладельцу раба), и за ним остаётся право опекунства. Если же он бедный, то освобождается только его доля от раба, потому что посланник Аллаха да благословит его Аллах и да приветствует, сказал: «Кто освободил свою долю раба, тот должен освободить его полностью, если у него хватает средств, чтобы покрыть стоимость этого раба которую он даёт дольщикам за их долю, и раб становится свободным от него (т.е. освобождение числится за ним) в противном случае, освобождение осуществляется лишь в той мере, в которой он освободил».1)
Если человек завладел долей раба, из числа своих близких родственников, то он (раб) становится свободным (автоматически), если тот кто завладел является богатым, за исключением случая когда он завладел этой долей посредством наследства, в этом случае освобождается лишь та часть, которой он завладел.

1)Аль Бухари 2522. Муслим 1501.

 

                   Раздел. Освобождение привязанное к условию.

Если человек сказал своему рабу: «Ты свободен в такое то время» или связал его освобождение с условием, то он становится свободным при наступлении этого времени или условия, а до этих пор он не освобождается. У него (хозяина) нет права нарушить это условие словами (т.е. он не может отказаться от него). Он имеет право продать его, или подарить или распоряжаться как-то иначе. Затем, если раб вернётся к нему (т.е. если он его продал, а потом купил), то и условие приобретает силу.
Если рабыня беременна в момент заключения условия, или наличествует условие, то ее ребенок тоже становится свободным вместе с ней. Если же она забеременела и родила в период между заключением условия и наступлением времени условия, то ее ребенок не освобождается от рабства.


                                          Глава. Ат Тадбир 1).

Если человек скажет своему рабу: «Ты свободен после моей смерти» или «Ты мудаббир», то он становится мудаббиром (рабом который) станет свободным после смерти господина, если он входит в треть (1/3) наследства, однако если его стоимость превышает одну треть (1/3), то он становится свободным лишь с разрешения наследников.
Хозяин имеет право продать такого раба, подарить его или, если это невольница, то иметь близость. Если он завладеет им после этого (т.е. если он его продаст, а потом купит его), то положение тадбира возвращается.
Ребенок, которого родила рабыня не от своего хозяина в положении тадбира, или же в положении договора о самовыкупе, или если она является рабыней родившей (до этого) от своего хозяина (Умм аль Валяд) имеет такое же положение как и она.
Разрешается переводить раба из положения мудаббира в положение самовыкупа и наоборот. Если он выкупит себя, то он свободен, а если хозяин умрет раньше самовыкупа, то он освобождается в том случае, если его стоимость не превышает треть (1/3), с учётом того, что он уже заплатил в качестве самовыкупа, если же превышает, то освобождается его доля в размере трети (1/3) имущества и из его самовыкупа отпадает, то количество стоимости которое входит в треть, а остальную часть он должен отдать в качестве самовыкупа.
Если рабыня, находящаяся под договором тадбира родила, то договор тадбира становиться недействительным.
Если раб мудаббир принадлежащий кафиру, или рабыня, которая родила от хозяина кафира, приняли Ислам, то их разделяют (от хозяина) и оплачивают им обеспечение с их заработка. Если же у них нет источника заработка, то хозяина принуждают обеспечивать их (необходимым). Если их хозяин примет Ислам, то ему их возвращают. Если хозяин умрет, то они становятся свободными.
Если человек обладающий частью раба, будучи богатым заключил с ним (с рабом) тадбир (на эту часть), то раб становится свободным (после смерти господина владеющего частью раба) лишь той доли которой он (хозяин) владел. Если же он освободил его в состоянии предсмертной болезни, то если остальная доля (принадлежащая другому) не выходит за рамки одной трети (1/3) имущества покойного, то раб становится свободным (а второму владельцу компенсируют стоимость доли раба из 1/3 наследства покойного).

1) Ат Тадбир - когда хозяин обещает рабу свободу после своей смерти.

 

                            Глава. Мукатиб (самовыкуп).

Аль Мукатаба - это договор о том, что раб выкупает самого себя у своего хозяина, за определенное имущество, в кредит, если раб правдивый, способный на заработок желает этого.
Хозяину раба желательно ответить на это (т.е. желательно согласиться на такой договор) потому что Всевышний Аллах сказал: «А те, которые хотят записи (договориться о самовыкупе), из тех, которыми овладели правые руки ваши (из числа ваших рабов и рабынь), – заключайте (договор об выкупе) с ними, если знаете, что в них есть добро (благоразумие, способность зарабатывать самостоятельно)».(24:33)
Хозяин устанавливает ему оплату кредита в рассрочку. Когда же он выплатит его (кредит), то становится свободным.
Так же (желательно) чтобы хозяин отдал ему четверть (т.е. скинул 1/4 из оговоренной суммы), потому что Всевышний Аллах сказал: «и давайте (о, владельцы) им (вашим рабам, которые желают свободы) из достояния Аллаха то, что Он дал вам (помогите им, дав некоторое имущество списав часть оговоренного имущества)» (24:33). Али, да будет доволен им Аллах, сказал: «Речь идёт об одной четвертой (1/4)».1)
Аль мукатиб это раб, у которого нет дирхамов (денег), за исключением того, что он владеет возможностью продавать покупать отправляться в сафар и все, в чем есть имущественное благо. Он не имеет право заниматься благотворностью, жениться, иметь наложницу, без разрешения господина (хозяина).
Хозяин не имеет право использовать его, или брать что-то из его имущества, если же хозяин возьмёт что-то из его имущества, или совершит преступление против него (например; нанесет телесные увечья) или против его имущества, то обязан возместить. Между ними может присутствовать ростовщичество, так же как и между посторонними (т.е. ростовщический договор между ними так же запретен, как и между любыми другими людьми), однако нет ничего плохого в том, чтобы он (раб мукатиб) выплатил своему хозяину раньше срока и чтобы (хозяин) скинул определенную сумму договора самовыкупа.
Хозяин не имеет право совокупляться с невольницей, с которой заключил договор о самовыкупе, так же с ее дочерью, или с ее невольницей. Если он все же имел близость, то обязан выплатить ей соответствующий махр. Если она родит от своего хозяина, то она станете Умм аль Валяд; если выплатит самовыкуп, то становится свободной, а если умрет ее хозяин ещё до того как она успеет полностью оплатить самовыкуп, то становится свободной (как Умм аль Валяд), и все то имущество которое она накопила, будет принадлежать ей, за исключением случая, когда она была не в состоянии исполнить договор самовыкупа, в этом случае ее имущество переходит к (его) наследникам. Разрешается продавать раба аль мукатиба, потому что Аиша, да будет доволен ею Аллах, купила Бариру, по велению посланника Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, в то время когда она была под договором аль мукатаба (самовыкупа).
Раб аль мукатиб имеет тот же статус мукатиба у того, кто купил его (новый хозяин), если он (мукатиб) выплатит новому хозяину самовыкуп, то станет свободным, если будет не в состоянии, то останется в рабстве.
Если два раба аль мукатиба купили друг друга, то первый договор действителен, а второй недействителен. Если неизвестно какой из них первый, а какой второй, то оба договора недействительны.
Если раб умрёт, то договор аль мукатаба становится недействительным, если умрёт хозяин, до невольника, то договор остаётся в силе (в прежней форме), и он должен выплатить выкуп наследникам хозяина, а опекунство над ним остаётся у того, кто заключил с ним договор о самовыкупе. Аль Мукатаба является взаимообязательным видом договора, никто из сторон не может расторгнуть его в одностороннем порядке.
Если пришел срок выплаты доли от самовыкупа и раб не смог оплатить его, то у хозяина есть право объявить его (раба) не состоятельным (и как следствие отказаться от договора). Если раб аль мукатиб совершит преступление, то выплата компенсации лежит на нём.
Если между рабом и хозяином появилось разногласие в договоре самовыкупа или же в оплате (сумма выплат и т.д.) или же в договоре ат тадбир, или в договоре рождения (когда рабыня рождает от своего хозяина), то учитывается слово хозяина вместе с его клятвой.

1) Ан Насаи «аль Кубра» 3/199.

 

 

                       Глава. Решения связанные с Умм аль Валяд 1)

Когда рабыня забеременеет от своего господина и родит плод, в котором можно отличить черты человеческого эмбриона, то этим самым она становится Умм аль Валяд, которая освобождается после смерти господина, даже если у него нет помимо нее других рабов.
До тех пор, пока хозяин живой она является его рабыней её положение - положение рабынь (невольниц), и в вопросе с половой близостью и в вопросе получения от нее пользы, заработка на ней и в других положениях, кроме; продажи, оставления в залог и все остальное, в чем может быть переход имущества от него к другому (т.е.у него нет права ее продавать, дарить, завещать и т.д.), однако он может завещать что-то ей, или возложить завещание на неё. Если она намерена убьёт своего хозяина, то с нее взыскивается возмездие. Если же она убила по ошибке, то она обязана оплатить свою стоимость, но освобождается в обоих случаях (когда убила, умышлен,о если ей простили или случайно).
Если человек совокупился с чужой рабыней после того как женился на ней, а потом выкупил ее, когда она была беременна (его ребенком), то ребенок освобождается от рабства, а ее он имеет правопродать.

1) Умм аль Валяд - это невольница, которая забеременела от своего хозяина и родила. Она освобождается после смерти хозяина.

 

 

                                      Книга бракосочетания.

 

Бракосочетание является сунной посланников. Желательные поклонения женатого достойнее, чем неженатого, потому что пророк, да благословит его Аллах и да приветствует, велел Усману ибн Маз'уну отказаться от отрешённого образа жизни*и также сказал: «О молодежь, тот из вас, кто в состоянии жениться, то пусть жениться, ибо это способствует потуплению взоров и сохранению половых органов, а тот, кто не в состоянии, то пусть соблюдает пост, ибо это усмиряет похоть».1) Тому, кто желает посвататься к девушке, дозволено посмотреть на неё, на те места, которые обычно выявляются как например; лицо, кисти рук, ступни ног. Человек не должен свататься поверх сватовства своего брата, кроме как если тому было отказано. Недопустимо открыто свататься к женщине, которая находится в выжидательном сроке (аль 'идда после окончательного развода или смерти мужа). Но разрешается намекать на сватовство в частности к той, которая окончательно освободилась от мужа (последний развод или смерть мужа). Ему разрешается сказать: «Я не хотел бы тебя упустить», или «Я такую как ты желаю» и т.д. Никах (обряд бракосочетания) не может быть заключен без предложения со стороны опекуна невесты или его заместителя. Он должен сказать: «Я заключил обряд никаха, выдав за тебя» или «Я выдал замуж за тебя». И также обряд бракосочетания не может состояться без принятия со стороны жениха или его заместителя. Он должен сказать: «Я принял в жены» или «Я женился». Перед обрядом никаха (бракосочетания) желательно прочитать проповедь Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, который сказал: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и да приветствует, обучал нас шахаде при нужде:1) «Поистине всякая хвала принадлежит Аллаху, мы просим Его о помощи и просим у Него прощения. Мы прибегаем за защитой к Аллаху от зла наших душ и от скверных наших деяний. Тот, кого наставил Аллах, никто не введет в заблуждение, а тот, кого Он ввел в заблуждение, никто не наставит. Я свидетельствую что нет божества кроме Аллаха, Единого не имеющего сотоварища и я также свидетельствую что Мухаммад Его раб и посланник. Всевышний Аллах сказал: «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным образом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!» (3:102). «О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошедших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами» (4:1). «О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха» (33:70-71)». Абу Дауд 2128, ат Тирмизи 1105.Желательно открыто объявлять о никахе (свадьбе бракосочетании) и играть женщинам в бубен (дуф-дуф) в честь этого события

 

1)Аль Бухари 1905, Муслим 1400.

2) аль Бухари 5073, Муслим 1402.

 

                       Глава. Опекунство при бракосочетании.

 

Обряд бракосочетания недопустим без опекуна (со стороны невесты) и двух свидетелей из числа мусульман. Больше прав да выдачу замуж свободной женщины имеет ее отец, затем отец отца и далее выше. Затем ее сын, затем сын сына (внук) и далее ниже. Затем самые близкие из родных, затем близкие из числа мужчин попадающих под категорию асабатов1). Затем, право на выдачу замуж имеет бывший господин (хозяин) женщины, которую он освободил из рабства. Затем, его самые близкие родственники. Затем, его близкие из числа асабатов. Затем правитель. Уполномоченный представитель от любого из вышеперечисленных, имеет тот же статус (т.е. статус того кто его уполномочил, если это отец, то уполномоченный представитель выступает вместо отца).Выдача замуж дальним опекуном недействительна при наличие близкого, за исключением случая, если это будет ребенок, или умалишённый, или представитель другой конфессии, или препятствующий (когда опекун, например отец, отказывается выдавать замуж, не имея на то шариатских оснований) или же если он будет отсутствовать, находясь далеко.Никто не имеет право быть опекуном (невесты) если их религии различаются, за исключением мусульманина правителя и хозяина рабыни (они могут выступать в качестве опекуна за подопечную христианку или иудейку и т.п.).

 

1)асабаты (родственник по мужской линии, не имеющий определенной доли, но имеющий права получения наследства).

 

 

        Раздел. Спрашивание разрешения при выдаче замуж.

У отца есть право женить или выдавать замуж своих малых детей, мальчиков и девочек, а также девушек девственниц (после полового созревания) не спрашивая разрешения. Желательно спрашивать разрешение у половозрелой девушки. У отца нет права женить, или выдавать замуж своих поло


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.071 с.