Глава о праздничном жертвоприношении паломников и остальных мусульман — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Глава о праздничном жертвоприношении паломников и остальных мусульман

2021-12-12 35
Глава о праздничном жертвоприношении паломников и остальных мусульман 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу


Оба этих жертвоприношения являются Сунной и не обязательны к исполнению, кроме как в случае обета. И закалывание жертвенной скотины имеет более высокую ценность, чем простая милостыня.

Наилучшим будет жертвоприношение верблюдов, затем коров, а затем овец. И желательно выбирать для этого хороших и тучных животных.

В качестве жертвоприношения не будет принято ничего, кроме овец (баранов), достигших возраста восьми-девяти месяцев, и крупных особей других видов скотины. Крупными козами следует считать тех, кому исполнился год, крупными верблюдами – тех, кому есть пять лет, а крупными коровами – животных, которым есть два года.

Заклание овцы или козы будет достаточным для одного человека, а верблюда или коровы – для семерых. И не будет принято жертвоприношение скотины с очевидным дефектом одного глаза, слабого животного, которое не способно пожирнеть, хромого, чья хромота очевидна, больного с явным недугом и побитого, у которого отсутствует большая часть рога или уха. Однако будет принято заклание безрогого, бесхвостого и кастрированного зверя, а также того, чьё ухо разорвано, проколото или обрезано менее чем наполовину.

Сунной является закалывать верблюда в стоячем положении, связав его левую ногу, тогда как коров и овец забивают, положив их на бок. При этом следует произнести: «Во имя Аллаха, Аллах велик! О Аллах, это от Тебя и ради Тебя!»

И желательно, чтобы их не закалывал никто, кроме мусульманина, и лучше всего, если скотину забьёт её хозяин.

Время жертвоприношения начинается в день Праздника после окончания праздничной молитвы и длится до конца второго дня ташрика.

Жертвоприношение типа «удхия» определяют словами: «Это удхия», а «хадьи» – словами: «Это хадьи». Также об этом сообщают другим и делают всё согласно намерению.

Забойщик не должен брать за это никакой материальной награды. И Сунной является одну треть мяса удхии съесть, ещё треть подарить (т.е. накормить гостей) и последнюю треть раздать в виде милостыни. Но если мусульманин съест больше одной трети, то это тоже дозволено. И он вправе воспользоваться шкурой животного, но не должен продавать ни шкуру, ни какую-то иную часть жертвы. Что же насчёт хадьи, то желательно съесть часть её, даже если эта жертва будет добровольной – потому что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, приказывал отрезать кусок от каждой забитой скотины и варить его; затем он съедал часть этого мяса и выпивал несколько глотков бульона.1 И нельзя есть из обязательного жертвоприношения, кроме жертв паломников, совершающих хаджж таматтуа и кыран. Также Пророк, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Если кто-то пожелал заколоть жертву, не находясь в хаджже, то пусть с наступлением первых десяти дней (зуль-хиджжи) не обрезает свои волосы и кожу, пока не принесёт жертву».2

 

1 Муслим 1218

2 Муслим 1977

 

 

                                 Глава об Акыке (1)

Она является Сунной. За рождение мальчика в знак благодарности Аллаху следует заколоть двух баранов/козлов, а за рождение девочки – одного. Их закалывают на седьмой день после рождения ребёнка, голову которого бреют и раздают милостыню, равную весу этих волос. Если это не сделано в седьмой день, то может быть сделано в четырнадцатый, а если и тот день упущен – то в двадцать первый. Убитое животное разделяют на органы, но не ломают ему кости, а в остальном эта жертва имеет статус удхии(2)".

 

1 - Аки́ка это жертвоприношение одного или двух баранов/козлов в знак благодарности Богу за рождение ребёнка.
2- Удхия, мн. число «адахи», языковое значение: “Жертвоприношение, совершенное в утреннее время после восхода солнца (ад-Духа)”. См. “аль-Мисбах аль-мунир” 359.
В определении факъихов слово «удхия» означает: “Определенное животное, принесенное в жертву ради приближения к Аллаху в определенное время с определенными условиями”. См. “Мугъни аль-мухтадж” 6/122, “Субулю-Ссалям 4/160”.

 

                                             КНИГА ТОРГОВЛИ

Сказал Всевышний Аллах: «И Аллах дозволил торговлю» (Коран, 2:275). И торговля – это обмен имущества на имущество.
И допустима продажа всего, чем человек владеет, если в этом есть дозволенная польза – кроме собаки, которую нельзя продавать, а с её гибелью никто не понесёт материальных убытков, потому как Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил оценивать собаку какой-либо стоимостью, сказав: «У того, кто приобрёл собаку не для охраны скота и не для охоты, (награда) за его дела каждый день будет убывать на два карата». 1

И не разрешено продавать те вещи, которые не принадлежат торговцу, кроме как с дозволения их хозяина или иного человека, имеющего власть над ними, вещи, от которых нет пользы, типа насекомых, и вещи, приносящие пользу запретным путём, наподобие алкоголя и мертвечины. Нельзя также продавать то, что и так известно, наподобие потомства, которое в будущем принесёт беременная самка, или плодов, рождающихся на дереве, и то, что неизвестно, типа будущей беременности, а также спрятанные вещи, которые никто не может описать заочно и не видел заранее, и вещи, которые невозможно вручить покупателю, типа беглого или потерянного раба, птиц в небе и рыб в море. Недопустимо продавать вещи, отнятые силой, кроме как самому похитителю или тому, кто способен отобрать их у него, и неопределённые вещи – например, какого-то одного раба из множества невольников и какую-то одну овцу в целой отаре; исключением являются те товары, все единицы которых полностью равны, наподобие кафиза, взятого из кучи какого-то сыпучего материала.

1 Бухари 5480,Муслим 1574

 

 


                              Глава о запретной торговле


Пророк, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать по принципу прикосновения1, говоря: «До какой бы одежды ты ни дотронулся, она станет твоей по такой-то цене», и по принципу отказа, говоря: «От какой бы одежды ты ни отказался, она станет твоей по такой-то цене»2, а также по принципу жеребьёвки, говоря: «Бросай камешки! На какую бы одежду они ни попали, она станет твоей по такой-то цене». Также он запретил перебивать торговлю своему брату в Исламе, торговлю оседлого жителя за кочевника, т.е. маклерство, запретил взвинчивание цены, когда за товар предлагают более высокую цену, не желая его покупать, и выбор между двумя видами продажи, когда говорят: «Я продам тебе по этой цене десять хороших или двадцать поломанных вещей», либо: «Я продам тебе это, если ты мне отдашь то-то или купишь у меня ещё вот это».3 И он же сказал: «Не берите товар, пока не спадут рыночные (цены) на него». 4 И сказал: «Пусть тот, кто купил какую-либо еду, не продаёт её до тех пор, пока не сделает её окончательно пригодной (к употреблению)». 5

1 Бухари 2146,Муслим 1511
2 Муслим 1513
3 Тирмизи 1231
4 Бухари 2165
5 Бухари 2126

 

                                    Глава о ростовщичестве

 

От Убады бин Самита известно, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сказал: «Золото обменивают на золото, серебро на серебро, пшеницу на пшеницу, финики на финики и соль на соль только в равной мере – когда (обмениваемые вещи) подобны друг другу. Если же товары различны по природе, то продавайте (т.е. обменивайте) их, как захотите, если их передают из рук в руки. Тот же, кто (при обмене) добавил стоимость своего товара или попросил дать ему больше, впал в ростовщичество»1.

Съедобные товары, отмеренные по объёму или весу, можно обменивать на себе подобные лишь в равной мере, и нельзя обменивать те, которые отмерены по объёму, на те, которые отмерены по весу, и наоборот.

Если же род товаров различен, то допустимо обменивать их как угодно – но из рук в руки. Нельзя продавать их в кредит и разделять до получения, кроме тех случаев, когда обменивают товары с одинаковой стоимостью.

Любые две вещи, объединённые каким-то конкретным названием, относятся к одному и тому же типу товаров. Исключением являются те случаи, когда они имеют разную основу – даже если и похожи друг на друга во второстепенных качествах и совпадают по названию, как, например, разные сорта муки и масел.

Нельзя продавать во влажном состоянии те вещи, которые по природе должны быть сухими, продавать те материалы, которые должны содержать определённые примеси, свободными от этого, и продавать в сыром виде те продукты, которые должны быть приготовлены.

Также Посланник Аллаха запретил торговлю типа «музабана»2, когда обменивают финики на финики, висящие на вершинах пальм, и дозволил обменивать сухие финики тому, кто не может продать их за деньги3, на свежие в объёме меньше пяти васков – при условии, что участники сделки обменяют сухие финики на примерно равное количество свежих, которые будут съедены.

1 Муслим 1587.
2 Бухари 2172,Муслим 1542.
3 Бухари 2190,Муслим 1541

 


                     Глава о продаже основ урожая и самих плодов


От Пророка, мир ему и благословение Аллаха, передано, что он сказал: «Если кто-то продал пальмы после их опыления, то их плоды принадлежат продавцу – кроме того случая, когда покупатель поставил условие, (что он будет пользоваться этим урожаем)».1 То же самое верно и для продажи деревьев, на которых видны созревающие плоды. И если он продал участок земли с посевами, урожай от которых возможно собрать лишь один раз, то это тоже принадлежит продавцу, кроме того случая, когда покупатель договорился о пользовании им. Если же с этой земли снимали урожай раз за разом, то его основа достанется покупателю, а тот урожай, который можно снять уже в момент сделки, принадлежит продавцу.


1) Аль Бухари 2379,Муслим 1543.

 

 

                     Глава о продаже плодов и их спелости

 


Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, запретил продавать любой плод до тех пор, пока не станет очевидной его спелость.1 Даже если хозяин продаст плоды в спелом виде вместе с черенками, то это дозволено; однако если они поражены каким-то дефектом, то их следует вернуть продавцу ввиду слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если продал своему брату (в Исламе) плоды и (оказалось, что они) поражены каким-то дефектом, то тебе нельзя присваивать что-либо из их (стоимости). За что ты незаконно присвоишь деньги своего брата?»2 Спелость плодов пальм будет очевидной тогда, когда они покраснеют или пожелтеют, плодов винограда – тогда, когда они наполнятся влагой, а остальных плодов – тогда, когда они обретут зрелый вид и станут приятны на вкус.

1 Бухари 2194,Муслим 1534
2 Муслим 1554.

 

 

                                                   Глава о выборе

 

Оба участника торговой сделки вправе выбирать до тех пор, пока они не расстались физически. Если же они расстались и ни один из них не отказался от сделки, то её нужно принять. Исключением является случай, когда для выбора им обоим либо одному из них предоставлен определённый, пусть и долгий срок, который действует в отношении их обоих – если только они сами не прервут его.

Если же один из них обнаружил в товаре какой-то изъян, о котором он не знал, то он вправе вернуть его либо получить за этот изъян компенсацию. Но те изъяны, которые он обнаружил по мере дальнейшего пользования, получив от товара отдельную выгоду, будут на его совести, поскольку выплата компенсации связана с гарантией.

Если товар погублен, а невольник отпущен на свободу либо их невозможно вернуть бывшему хозяину, то за все изъяны тот должен выплатить компенсацию. Пророк, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Не раздувайте вымена верблюдицам и овцам! А если кто-то купил (такую скотину), то он может выбрать наилучший из двух вариантов после того, как подоит её: если она ему понравилась – оставить у себя, а если он ею недоволен – то вернуть её вместе с саа фиников». (1) Если же он понял, что вымя скотины раздуто, до первого удоя, то может вернуть её, ничего не добавив к этому".

"И аналогичным образом каждый обманутый покупатель, не знавший о подделке либо скрытом изъяне товара, вправе вернуть его – например, вернуть рабыню, которой подкрасили лицо, придав ему румянец, либо покрасили в чёрный цвет её волосы, чтобы скрыть седину, либо завили их, сделав кудрявыми, либо смочили ручной жёрнов, (давящий плоды), каким-то соком и выдали его ей их при показе покупателю, (дабы он подумал, что она всегда им работает). Также товар возвращают, если продавец завысил его стоимость, приписав товару какое-то качество, которое покупатель в нём не обнаружил – например, способность раба к некоторому ремеслу или наличие у него умения писать, либо способность скакуна к иноходи, либо способность гепарда к охоте или наличие у него дрессировки, либо способность птицы к пению и т.д.

И если продавец сообщил покупателю о цене товара, завысив её, то ему это возвращают по завышенной цене либо вместе с той наценкой, которую сделал сам покупатель. Если стало очевидно, что покупатель ошибся в наценке, то он вправе выбрать между возвратом товара и выплатой продавцом тех денег, которые равны стоимости этой ошибки. Если же для выплаты полной стоимости товара нужен определённый срок, о котором продавец заранее не сообщил покупателю, то второй может выбрать между возвратом товара и сохранением его у себя.

И если оба участника торговой сделки разошлись в вопросе о цене товара, то они должны договориться, причём каждый вправе расторгнуть этот договор – если он недоволен тем, что сказал его партнёр.

1) Аль Бухари 2148.Муслим 1515

 

                                   Глава о предоплате

 

От Ибн Аббаса известно, что он рассказал: “Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, прибыл в Медину, жители которой покупали плоды, давая предоплату за год или за два года вперед. Он сказал им: «Пусть тот, кто покупает плоды с предоплатой, приобретает определённый объём или определённый вес в определённый срок»”(1).
И покупка с предоплатой верна для каждой вещи с точно установленным описанием, если при этом упомянута её мера – объём, вес, длина или количество, для её приобретения установлен определённый срок, а её стоимость оплачена до того, как оба участника сделки расстались.
Также дозволена покупка с предоплатой товара, состоящего из разрозненных частей, которые прибудут в установленные сроки. Если же таким образом продают два товара, оплачивая их одновременно, то сделку нельзя заключать до тех пор, пока не будет выяснена стоимость каждого из них. И тот, кто получил предоплату за некоторую вещь, не должен отпускать её другому.
Торговая сделка с предоплатой не будет действительна до тех пор, пока товар не достанется покупателю; также продавец не вправе отсылать покупателя к другому человеку для приобретения этого товара. И возможно расторгнуть эту сделку или часть её условий, так как она отменяема.


1) Аль Бухари 2239, Муслим 1604.

 

 


                                 Глава о Займе вещей

 

От Абу Рафиа сообщается, что Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, взял взаймы у одного мужчины верблюжонка. Затем к нему поступили верблюды, выданные в качестве закята, и он приказал Абу Рафиа вернуть долг тому мужчине в виде такого же верблюжонка. Абу Рафиа пришёл назад и доложил: «Я не нашёл в стаде ничего, кроме отборного взрослого верблюда». Пророк сказал: «Отдайте ему этого (верблюда), ведь наилучшее из людей – это те, кто лучше всех возмещает свои (долги)». (1)

И тот, кто взял какую-то вещь взаймы, должен вернуть долг подобной же вещью – если они договорились о равном возврате; также допустимо вернуть долг тем, что лучше – в силу наличия исламского предания об этом. И если некто взял взаймы несколько вещей по отдельности, он может вернуть их вместе, если только это не является условием сделки. И каждую вещь, взятую взаймы, следует возвращать тогда, когда её потребует хозяин.

И займодавец не вправе ставить занявшему какие-то условия, которые приносят первому пользу, кроме случая, когда второй отдаёт ему заклад либо отправляет поручителя; и не должен принимать подарки от занявшего, если только в отношениях между ними такой обычай не сложился ещё до выдачи займа.


1) Муслим 1600

 

                        Глава о нормах денежнего займа

 

Тот, кто выдал долг деньгами до определённого срока, не вправе требовать его назад раньше истечения этого срока, а на собственность должника не могут наложить арест по этой причине. И этот долг не будет снят с него ни при банкротстве, ни при смерти, если должник заверил его передачу по наследству, выдав заклад или отправив поручителя.
И если должник решил отправиться в поездку до выхода срока займа либо принять участие в добровольном военном походе, то его кредитор вправе запретить ему это, если только тот не заверил свой долг закладом или поручителем.
Если долг лежит на том, кто финансово несостоятелен, то ему необходимо предоставить отсрочку. Чтобы его признали несостоятельным, он должен принести клятву, после чего освобождается от своевременной выплаты долга – если до этого людям не было известно о наличии у него богатства; в последнем случае его слова не будут приняты без ясных доказательств. Если же он обладает материальным благосостоянием, то обязан вовремя погасить долг, а если отказался, то его заточают в тюрьму до тех пор, пока он его не погасит. Если его имущества не хватает, чтобы покрыть весь долг, а кредиторы попросили судью наложить на это имущество арест, то он обязан удовлетворить их иск. После того как должника лишили прав на его собственность, он не может произвольно распоряжаться ею, и от него не принимают заявления о том, что это имущество неприкосновенно.

Судья в этих обстоятельствах берёт процедуру возвращения долга на себя; если у дебитора есть раб, совершивший какое-то преступление, то начинают с выплаты потерпевшему компенсации за нанесённый им вред либо всей стоимости раба, если она меньше этой суммы. Далее, если должник отдал кому-то заклад, то его присуждают кредитору – либо ту часть, которая необходима для покрытия долга, либо весь, исходя из его стоимости. И это будет примером того, как кредиторы должны покрыть оставшуюся часть долга".

"Если кто-то из них обнаружит у должника свой предмет, который он продал второму целиком, а дебитор ничего к нему не добавил и не присвоил часть его стоимости, то его следует изъять в силу слов Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Если кто-то нашёл у разорившегося должника свой предмет, то он больше других имеет право на (его изъятие)»(1). Оставшееся же имущество должника кредиторы разделят по мере его долгов перед ними; часть этих богатств они потратят также на него и на содержание тех, кто обязан получить для этого свою долю при разделении его собственности. Если на человеке лежит долг, о наличии которого свидетельствует только один мусульманин, но первый отказался поклясться в этом, то другие кредиторы не могут принести клятву, подтверждающую это.

1) аль Бухари 2402, Муслим 1559.

 

                      Глава о переводе долга и поручительстве

 

Если кто-то переложил свой долг на другого человека и кредитор согласился с этим, то первый освобождается от его выплаты. И если долг переложен на богача, то кредитору нужно принять это в силу слов Посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует): «Если кому-то из вас предложено взыскать (долг) с богача, то пусть он примет это предложение». (1)

Если же у должника есть поручитель, то с первого долг не снимается, и он ложится на них обоих. При этом владелец долга может потребовать возврата денег с любого из них двоих. Если дебитор, взявший себе поручителя, целиком погасит долг либо освободится от него, получив прощение кредитора, то с поручителя спадёт обязанность его выплаты, а если второй получит такое прощение, то с основного дебитора долг не спадёт. И если поручитель выполнил свою часть гарантий, обязанность выплаты долга возвращается к должнику.

И если кто-то поручился доставить к кредитору того человека, на ком лежит долг, но не доставил его, то он обязан сам выплатить его; если же должник умер, то с поручителя спадёт эта обязанность.

1) Аль Бухари 2287,Муслим 1564.

 

 


                                      Глава о залоге

Всё, что возможно продать, допустимо и отдать в качестве залога; если же эта вещь не продаётся, то её нельзя закладывать. И она не станет залогом без принятия на хранение; её нужно либо привезти, если она является передвижной, либо оставить под опекой кредитора, если она недвижима. И когда её принимает доверенное лицо держателя залога, то это равносильно тому, что её взял на хранение сам держатель.

Держатель залога или его доверенное лицо не гарантирует ему полную сохранность, кроме случаев осознанного нанесения вреда. И он не вправе получать от залога какую-то пользу, кроме тех случаев, когда им является верховое животное либо скотина, приносящая молоко; тогда он может ездить на ней и доить её в меру кормления. Владелец же залога имеет право на доход от его эксплуатации и развития, однако всё это входит в состав заклада. И все убытки дебитора возмещают за счёт хранящихся в залоге съестных припасов, денежных сбережений и савана, если он умрёт.

Если закладчик что-то погубил в заложенном имуществе либо отделил от него что-то, отпустив на свободу или став причиной рождения ребёнка (у рабыни), то он обязан добавить к залогу ту вещь, которая по стоимости равна утерянной части. Если заложенной вещи другой человек нанёс некоторый вред, то истцом должен быть закладчик, и всё, что будет взыскано с преступника по причине этого вреда, станет частью залога. Если же само заложенное имущество причинило кому-то вред, то потерпевший имеет больше прав на обладание ею; если же закладчик заплатил за это выкуп, то оно сохраняет статус залога.

Если наступило время возврата долга, но закладчик не вернул его полностью, то залог продают, и частью этой выручки удовлетворяют права кредитора, а остаток отдают должнику. Если же о залоге либо поручителе договорились при заключении торговой сделки, но в дальнейшем покупатель отказался выдать залог либо поручитель отказался взять на себя материальные гарантии, то продавец вправе выбрать между расторжением сделки и продажей товара без залога и без поручителя".

 

                                     Глава о примирении сторон

 

Допустимо, чтобы кредитор снял с должника часть долга или подарил ему такую же часть имущества, которое находится в его руках – если сам должник не сделал возврат оставшейся части условием дарения и прощения, либо без этого он будет игнорировать права хозяина собственности, либо потребует простить часть отложенного долга для ускоренного возвращения остатка.
Можно взыскивать долг, отданный серебром, в золотых монетах, и долг, отданный золотом, в серебряных – если их обменивают, соблюдая равную стоимость, в один и тот же день и в рамках одной встречи.
Если кто-то имеет дебиторскую задолженность, о которой самому должнику ничего не известно, то они оба могут договориться о частичном возврате либо прощении долга. Если же один из них знает, что он лжёт, то такой договор будет недействительным. Договариваться допустимо и тогда, когда один человек обязан вернуть другому долг, о котором они оба ничего не знают.

 

 

                                   Глава о представительстве

 

Такое дозволено во всех случаях, когда один человек может представлять другого, если они оба относятся к числу тех, кто правдив в этом деле. Функцию представительства упраздняет смерть любого из этих людей, расторжение договора между ними, сумасшествие и признание одного из них недееспособным в силу его глупости. Аналогично дела обстоят с любым дозволенным видом сотрудничества – товарищество, предоставление друг другу земли и посевов в издольщину, обещание премии за какой-то поступок и конкуренция.

И представитель не вправе делать с чужим имуществом то, что ему не дозволили на словах или не дозволяют местные обычаи. Также он не может представлять кого-то иного, покупать и продавать доверенную ему собственность без разрешения её хозяина. И если он купил для другого человека то, что второй ему не разрешал, но затем тот одобрил эту покупку, то такое допустимо; в противном же случае он обязан продать это и вернуть стоимость покупки владельцу денег.
Представитель – это доверенное лицо, которое не несёт ответственности за погубленное имущество, если он не вышел за рамки дозволенного. И все его слова о возврате и гибели имущества, а также отрицании незаконных действий должны быть приняты на веру. Если же он уплатил долг без ясных доказательств своего представительства, то обязан дать гарантию того, что эти деньги принадлежали дебитору – если только уплата не произошла в присутствии второго.
Возможно брать себе представителя за плату и без неё. Если кто-то скажет: «Купи это за десять (единиц), а то, что останется из денег, будет твоим», то такое представительство тоже верно.


                               Глава о партнёрстве

 

Оно бывает четырёх типов:

1. Тесное товарищество, в котором оба компаньона участвуют материально и физически.

2. Номинальное товарищество, когда они оба складываются для покупки товара.

3. Торговое партнёрство, когда один отдаёт другому деньги для торговых операций, но они оба являются совладельцами прибыли.

4. Физическое партнёрство, когда они оба сотрудничают физически для приобретения общения выгоды в дозволенных делах – в каком-то ремесле, косьбе, охоте и т.п., как это передаётся от Абдуллы бин Масуда, который рассказал: «В день Бадра я, Саад и Аммар договорились о сотрудничестве. Саад привёл двух пленников, а я и Аммар не привели никого»1.

Доходы во всех этих видах партнёрства разделяются на основе обоюдной договорённости, а убытки они оба несут в меру своих капиталовложений. И нельзя, чтобы кому-то из них заранее причиталась определённая сумма дирхемов или иное определённое имущество. То же самое относится к издольщине, причём убытки вычитаются из дохода. И ни один из них не вправе продавать что-то в долг фирме или присваивать часть дохода без согласия другого.

1 Абу Дауд 3388, ан-Насаи 4701, Ибн Маджах 2288.

 


                                 Глава об издольщине

 

Дозволено предоставлять другому человеку для орошения любые плодоносящие деревья в обмен на установленную часть их плодов, а также предоставлять землю для возделывания в обмен на часть урожая, поскольку Ибн Умар рассказал: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, сотрудничал с жителями Хайбара, договорившись о том, что они будут отдавать за это часть своего урожая». В другой версии: «на условиях того, что (другие мусульмане) будут пользоваться их имуществом». 1
И пользователь чужими посевами осуществляет те работы, к которым его обязывают местные обычаи. И если хозяин отдаст пользователю свой скот, чтобы тот работал на нём, а выгода доставалась им обоим, то это тоже допустимо.

1Хадис передал Бухари 2329, Муслим 1551

 

 

                               Глава о возделывании целины

 

Целина – это заброшенная земля, хозяин которой неизвестен. Тот, кто оживил её, станет её владельцем в силу слов Посланника Аллаха (мир ему и благословение Аллаха): «Мёртвая земля будет принадлежать тому, кто оживил её».1 Оживлением является её обработка, дающая видимые результаты – окружение стеной, проведение к этой земле воды, если хозяин пожелал выращивать посевы, а также удаление деревьев и камней, мешающих сажать и выращивать их.
Также, если он выкопал колодец и добрался до воды, то станет владельцем окружающей его территории в радиусе пятидесяти локтей – если речь идёт о заброшенном сухом колодце; для вновь вырытого колодца радиус этой территории составляет 150 локтей.


1) Хадис передал Абу Дауд 3073, Ат-Тирмизи 379.

 

 


                                         Глава о Премии

 

Суть её состоит в том, что некто говорит: «Кто отдаст мне принадлежащую мне находку, или вернёт мне потерянную вещь, или построит для меня эту стену, то ему достанется такая-то (награда)». И если кто-то поступил так, то он заслуживает получить эту премию, поскольку Абу Саид передал:

“Однажды человека из одного племени ужалил скорпион, и они пришли к сподвижникам Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, и спросили: «Есть ли среди вас заклинатель (т.е. целитель)?» Те ответили: «(Мы) не (скажем), пока вы подарите нам что-нибудь». Они подарили мусульманам овечье стадо, а один из вторых стал читать (над больным) суру «Фатиха», произносить (шариатские) заклинания и поплёвывать, пока тот не выздоровел. Затем они забрали стадо с собой и спросили Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, о (дозволенности) этого, на что он сказал: «Откуда вам стало известно, что это (сура ‘Фатиха’) является заклинанием? Возьмите (премию) себе, а мне отдайте мою долю»”.
Если же некто присвоил находку до того, как ему стало известно о премии, он не заслуживает её вручения.


1 Аль Бухари 5007, Муслим 2201.

 

                                     

                                        Глава о находке

 

Она бывает трёх типов:

1. (Безхозная вещь), ценность которой невелика; её можно забрать и пользоваться, не разузнавая о хозяине, в силу слов Джабира: «Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, дозволил нам пользоваться посохом, кнутом и тому подобными вещами, которые человек нашёл случайно».1)

2. Животное, которое может защитить себя от мелких хищников, наподобие верблюдов, коней и т.п.; его нельзя присваивать, так как Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однажды спросили о заблудившемся верблюде, и он ответил: «А какое тебе до него дело? Оставь его на воле, ведь у него есть копыта, и он может бродить по водопоям и питаться растительностью, пока его не найдёт хозяин».2) Тот, кто прибрал к рукам такое животное, не станет его владельцем и обязан гарантировать его сохранность; также он не вправе отдавать его другим, кроме наместника правителя.

3. Те вещи, стоимость которых велика – драгоценности, предметы утвари и животные, которые не могут быть в безопасности от мелких хищников. Их дозволено присваивать, однако при этом необходимо разузнавать о хозяине в местах массового скопления людей – на рынках и в дверях мечетей. И когда человек, ищущий этот предмет, объявился и описал его признаки, то следует отдать это ему, не требуя дополнительных доказательств. Если же он остался неизвестен, то эту вещь прибавляют к остальному имуществу нашедшего её. Но он не вправе распоряжаться ей, пока не будет знать, в какой мешочек её поместили, какой верёвкой обвязали и каковы её признаки. И когда ищущий это человек пришёл и описал данный предмет, то ему нужно отдать это или нечто подобное – если та вещь уже испорчена. Если же находкой стало животное, нуждающееся в кормлении или ещё в чем-то, без чего оно может умереть, то его употребляют в пищу до установления личности хозяина либо продают, после чего объявляют о находке, так как Зайд бин Халид передал, что Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, однажды спросили о найденных золоте и монетах, и он ответил: «Попроси описать (претендентов на находку) сам мешочек и его завязку, затем объявляй о ней в течение года, а если когда-нибудь ищущий её придёт, то отдай это ему»" "Когда же его спросили о безхозной овце (либо козе), он ответил: «Возьми её, ибо она достанется либо тебе, либо твоему брату, либо волку». Если же находка была погублена за время поиска хозяина без нарушения правил её хранения, то нашедший не несёт за это ответственности.

.3)

1) Абу Дауд 1717.
2) Аль Бухари 91, Муслим 1722
3) Шарх Муслим Навави 21/12

 

                                           Глава о найдёныше

 

Это брошенный ребёнок, который при обнаружении имеет статус свободного человека и мусульманина. Любое имущество, которое находится при нём, принадлежит ему. Забота о нём ложится на подобравшего его человека, если он является справедливым мусульманином. Если у него нет материальных средств, которые он мог бы расходовать на содержание найдёныша, то их выделяют ему из государственной казны; любой излишек, который останется после этого, принадлежит ему как премия. И найдёныша нужно отдать тому, кто претендует на родительские права – если только он не является неверным; в этом случае ребёнка приписывают к нему в смысле происхождения, но не религии и не передают в его руки.

 

 

                                                Глава о выигрыше

Дозволено устраивать конкурс в любых занятиях, не обещая за это материальную награду, которую можно выдавать лишь при состязаниях в скачках на конях, верблюдах и в стрельбе – в силу слов Посланника Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Нельзя вручать награду, кроме как за (победу) в стрельбе, в скачках на конях или на верблюдах».1) Допустимо, чтобы премию назначал тот, кто не участвует в конкурсе сам – тогда она достанется тому, кто выиграл. Если же потенциальную премию назначил один из участников, и он сам оказался первым либо выиграл вместе с кем-то, (показавшим такой же результат), тогда она останется у него, и кроме этого, он ничего больше не получит. Если первым окажется кто-то иной, то он заберёт весь выигрыш. Если же два человека сложились имуществом, чтобы назначить премию, то такой конкурс не является дозволенным, пока в нём не примет участие третий, чей конь или верблюд по силе равен их коням или верблюдам, либо он равен им обоим в стрельбе – так как Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, говорил: «Если кто-нибудь со своим конём примет участие в скачках вместе с двумя другими всадниками, причём нет уверенности, что он выиграет, то это не будет азартной игрой; если же такая уверенность есть, то это будет азартной игрой».2)
Если он превзойдёт их обоих, то получит всю премию, которую установили они оба, а если победит один из двух других, то он заберёт свою долю награды и долю своего товарища, внёсшего вклад. При этом нужно определить дистанцию забега, разъяснить цель конкурса, условия попадания в мишень (при стрельбе) и число попыток. И при состязаниях в стрельбе выигрыш зависит от попадания в цель, а не от дальности выстрела.

1) Абу Дауд 2574,Ат-Тирмизи 1700, Ан-Насаи 2616, Ибн Маджа 2878. Ат-Тирмизи Сказал Хадис Хороший.
2) Абу Давуд 2579, Ибн Маджа 2876

 

                                Глава о вещи, отданной на хранение.

 

Это вещь, которая находится в безопасности у взявшего её; при этом он не гарантирует ей полную сохранность, а всего лишь обязан не нарушать правила её хранения.
Если он не держал её в безопасном месте либо в том месте, где её приказано хранить, или распоряжался ею для собственных нужд, или не отделял её при хранении от других предметов, или вытащил наружу, чтобы воспользоваться ею, а потом поместил обратно, или сорвал пломбу на сумке либо вообще не ставил её, а потом решил установить, или отказался от просьбы вернуть её при наличии такой возможности, то он понесёт ответственность за это.
Если он скажет: «Ты ничего не отдавал мне на хранение», а потом заявит о порче или возврате этой вещи, то эти слова от него не примут (без ясных доказательств того, что он не повинен в этой порче или в удержании вещи у себя). Если же он скажет: «Я не сделал ничего, к чему бы ты мог предъявить претензии», а потом заявит о возврате или порче этой вещи, то эти слова будут приняты.
И за потерю или порчу чужой вещи, взятой для временного пользования, человек тоже несёт ответственность – даже если он не нарушал правила её эксплуатации.

 

 

                                           КНИГА АРЕНДЫ

Аренда – это взаимовыгодная сделка, которую должны соблюдать обе стороны, причём ни одна из них не вправе самовольно расторгнуть её. Также эта сделка не прекращается ни со смертью, ни с п


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.116 с.