Шоу-цивилизация: конец реальности? — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Шоу-цивилизация: конец реальности?

2021-12-12 49
Шоу-цивилизация: конец реальности? 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Монография

Редактор А. В. До бр ов а

Художник С. В. Алексе ев

Корректор О. Л. Графинина

Компьютерная верстка Е. Е. Ку зьминой

Подписано в печать 25.12.2014 г. Формат 60×84 1/16

Бумага офсетная. Печать цифровая

Усл. печ. л. 12,5. Уч.-изд. л. 15,0

Тираж 100 экз. Заказ № 40726

Санкт-Петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права

191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., 42

Отпечатано в типографии ООО «Мегатек Плюс»

192007, Санкт-Петербург, ул. Боровая, д. 51

Тел. (812) 655-09-33

Ильченко С. Н.

И 48 Шоу-цивилизация: конец реальности?: монография / С. Н. Ильченко. — СПб.: ИВЭСЭП, 2014. — 198 с.

       ISBN 978-5-4227-0117-9

Книга известного петербургского журналиста-практика посвящена важнейшей проблеме отношений мира экранных впечатлений и окружающей реальной действительности. В центре издания — теория шоу-цивилизации, благодаря которой раскрывается манипулятивная изнанка «информационного общества». На примере телевизионных проектов и кинематографических премьер последнего времени автор анализирует проблему достоверности информации, адекватной презентации и восприятия тех идей и смыслов, которые распространяются с помощью средств массовой коммуникации, в том числе и Всемирной сети.

Издание предназначено для студентов, обучающихся по гуманитарным специальностям, прежде всего журналистике, рекламе и связям с общественностью, а также широкому кругу читателей, которые интересуются современными проблемами медиа.

ББК 60.56

ОУ ВО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА»

ОУ ВО «СПБ ИВЭСЭП»

Лиц. Б/С № 1085 от 15.09.2014 г.; Гос. аккр. до 2018 г. № 1138 от 10.12.2014 г.

Объявляет прием на факультеты

(очная, заочная, очно-заочная формы обучения):

Экономический

по направлениям: менеджмент, экономика, технология транспортных процессов, прикладная информатика юридический

по направлению: юриспруденция гуманитарный

по направлениям: психология, реклама

и связи с общественностью, лингвистика международных отношений

по направлениям: международные отношения, зарубежное регионоведение

второй квалификации и дополнительного образования

по направлениям: менеджмент, экономика, юриспруденция, психология, реклама и связи с общественностью, лингвистика

Магистратура по направлениям: менеджмент,

государственное и муниципальное управление

Аспирантура

по направлениям: экономика и управление народным хозяйством, уголовное право и криминология, уголовно-исполнительное право

◆ ◆ ◆ ◆ ◆

Военнообязанным на период обучения по очной форме в вузе предоставляется отсрочка от призыва на воинскую службу.

Выпускники получают дипломы установленного образца.

Обучение платное. Оплата производится по семестрам.

Адрес: 191014, Санкт-Петербург, Литейный пр., д. 42.

Метро: «Маяковская», «Владимирская», «Площадь Восстания», «Гостиный двор».

Тел.: 272-80-55 (приемная комиссия)

Email: [email protected], [email protected]

Сайт: http://ivesep.spb.ru/

В институте созданы и работают филиалы:

187650, Ленинградская обл., г. Бокситогорск, ул. Воронина, д. 3, тел. 8(81366) 2-14-81, 2-14-90

187400, Ленинградская обл., г. Волхов, ул. Володарского, д. 3-а, тел. 8(81363) 7-55-23

Гатчина: 188300, Ленинградская обл., г. Гатчина, пр. 25-го Октября, д. 16-б, тел. 8(81371) 40-017, 40-252
Дзержинск: 606026, Нижегородская обл., г. Дзержинск, ул. Марковникова, д. 18А, тел. 8(8313) 39-40-92
Ереван: 370002, Республика Армения, г. Ереван, ул. Туманяна, д. 23, тел. (1037410) 50-03-77
Калининград: 236039, г. Калининград, Ленинский пр., д. 42-Б, тел. (4012) 64-39-97
Киров: 610005, г. Киров, ул. Советская, д. 73, тел. (8332) 36-32-02
Краснодар: 350002, г. Краснодар, ул. Леваневского, д. 82, тел. (8612) 516-204
Красноярск: 660075, г. Красноярск, ул. Маерчака, д. 8, стр. 9, 3-й этаж, тел. (9312) 21-36-75
Москва: 101000, г. Москва, ул. Покровка, д. 1/13/6, стр. 2, тел. (495) 624-76-10
Новокузнецк: 654041, Кемеровская обл., г. Новокузнецк, ул. Циолковского, д. 13, тел. (3843) 71-44-42
Хабаровск: 680000, г. Хабаровск, ул. Гоголя, д. 18, тел. (4212) 30-50-94, 31-25-84

Наро-Фоминск: 143306, Московская обл., г. Наро-Фоминск, ул. Ленина, д. 28, тел. 8(49634) 448-22

Новосибирск: 630049, г. Новосибирск, Красный пр., д. 167, тел. (3832) 36-04-84

614022, г. Пермь, ул. 9 Мая, д. 21, тел. 8(342) 221-50-15

214016, г. Смоленск, ул. Соболева, д. 105-Б, тел. (4812) 21-53-58

445035, Самарская обл., г. Тольятти, ул. Индустриальная, д. 9, тел. (8482) 26-85-27


[1] Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М., 2006.

[2] Там же. С. 239–240.

[3] Ильченко С. Н. Отечественное телевидение на рубеже столетий. CПб., 2009; Его же. Современные аудиовизуальные СМИ: новые виды и формы вещания. СПб., 2006; Его же. Стоит ли верить рейтингу? (к проблеме измерения контента телевизионного вещания) // Социальные коммуникации: новое в науке, образовании, технологиях: мат. междунар. науч.-практ. конф. СПб., 2004; Его же. Как оценить контент? // Телецентр. 2006. № 3; Мелехин А. Парадоксы ТВ-метрии // Телефорум. 2000. Март. С. 38–39; Шариков А. Как обустроить систему телеизмерений в России? // Телецентр. 2005. № 4; Веселится и ликует // Smart Money. 2006. № 41. 25 дек. С. 30–31; Борьба за зрителя не ослабевает и будет только расти. Руководители телеканалов об итогах телесезона (обзор) // Коммерсант. 2006. 26 июня; Бордюг Т. Gallup Media расширила аудиторию // Коммерсант. 2005. 9 марта; Гоголева И. Что нужно знать в погоне за рейтингом // Телецентр. 2006. № 1. С. 25–26; Колбовский А., Нечаева Н. Господин измеритель // Итоги. 2003. 9 дек. С. 88–92; Кононенко М. (Mr. Parker). Широка страна моя. Как Россия голосует за участников «Евровидения» // Огонек. 2005. № 8. Февр. С. 61; Лапин Е. В погоне за рейтингами // Телецентр. 2008. № 4. Май. С. 40–45; Ослон А. Две стороны ТВмедали: рейтинг и след // Телефорум. 2002. № 3. Март. С. 7; Его же. Монополия рейтингов бессмысленна // Известия. 2002. 27 мая; Роднянский А. Мисс рейтинг (интервью) // Огонек. 2006. 3–9 июня. С. 21; Цитовский А. Поиски аудитории. К интерпретации рейтингов // Среда. 2003. № 12. С. 28–31; Его же. Телевизионный рейтинг: как с ним работать // Среда. 2003. № 12. С. 56–61.

[4] Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 241.

[5] Меншел Р. Рынки и безумство толпы. Современный взгляд на природу массового умопомрачения. М., 2005. С. 141.

[6] Cм. подр. об этом: Новикова А. А. Современные телевизионные зрелища.

Истоки, формы и методы воздействия. СПб., 2008.

[7] См. подр.: Цуладзе А. Большая манипулятивная игра. М., 2000.

[8] Бурдье П. О телевидении и журналистике. М., 2002. C. 46.

[9] О спекулятивных приемах использования подобных интерактивных технологий в практике российского телевидения см.: Емельяненко В. Лукавая эсэмэска // Профиль. 2007. 19 марта. С. 52–54; Горелик О. Не играйте в «наперстки» с телевизором. Федеральная антимонопольная служба предупреждает: все равно проиграете // Известия. 2008. 27 янв.

[10] Дебор Г. Общество спектакля. М., 2000. С. 103.

[11] Это было наглядно продемонстрировано в период с 4 декабря 2011 г. по 4 марта 2012 г. в период резкого повышения митинговой активности в крупных городах, когда каждый из субъектов телевещания выбирал свой идеологический ракурс в рассказе о происходивших политических процессах. В совокупности общероссийского контента формировалась иллюзия мощного дискуссионного экранного потока.

[12] Cредство есть сообщение (англ). Так называется один из главных трудов медиатеоретика.

[13] Подобного процесса не избежал и такой канал распространения информации как Интернет, где визуальность восприятия видеоматериалов сочетается с визуальностью восприятия текстуального содержания. Недаром именно Всемирная сеть в последнее время становится все чаще поставщиком соответствующих видеороликов для телевизионного эфира.

[14] Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти. Сотворение видеомира. Ростов н/Д, 2006. С. 48.

[15] Дебор Г. Указ. соч. С. 25.

[16] Там же. С. 25.

[17] Подр.: Черных А. Мир современных медиа. М., 2007.

[18] Луман Н. Реальность массмедиа. М., 2005. С. 129.

[19] Шкуратов В. А. Указ. соч. С. 37.

[20] Аналогичная закономерность характерна и для печатных СМИ. В ряде случаев мы можем наблюдать функционирование визуально-графической модели того или иного периодического издания, имеющей очевидную внешнюю коннотацию с дизайном тех или иных порталов и сайтов. Обработка и размещение информации на полосе, так же как и на экране дисплея, происходит совсем по иным стандартам. В. Г. Костомаров предлагает называть подобный подход «блочным синтаксисом», который, по его мнению, «все дальше отводит текст от привычного и безыскусного синтаксиса живого разговора и, тем более, от логически отвлеченного компенсационного синтаксиса книжности». — См.: Костомаров В. Г.

Рассуждение о формах текста в общении. М., 2008. С. 52.

[21] Костомаров В. Г. Указ. соч. С. 63.

[22] Показательна в связи с этим схема организации атаки террористов с помощью захваченных «боингов» на башни Всемирного торгового центра (ВТЦ) 11 сентября 2001 г. в Нью-Йорке. Символичность выбора мишени очевидна ввиду их функциональной принадлежности и местонахождения. Однако для большего социально-психологического воздействия на массовое сознание могла быть применена тактика одновременного удара по ВТЦ. Так, по крайней мере, действуют и действовали террористы и в ХХ в., и в начале ХХI. Можно вспомнить взрывы на железнодорожном вокзале в Мадриде (март 2003 г.), в Лондоне (июль 2005 г.), взрыв двух авиалайнеров, вылетевших из Москвы (август 2004 г.) и т. п. Тем не менее захваченные «боинги» врезались в башни ВТЦ с интервалом в 15 минут, один за другим. Как показал дальнейший ход событий, в подобной схеме заключался циничный расчет террористов. После первого взрыва все ведущие телеканалы США и мира установили камеры в пределах видимости от башен ВТЦ и начали вести прямую трансляцию из Нью-Йорка. Именно в этот момент и был нанесен второй удар по другой башне ВТЦ. Многомиллиардная телеаудитория увидела эту атаку террористов в прямом эфире. Воздействие было совершенно иным по природе и пролонгированному остаточному посттравматическому психологическому эффекту. Аналогичная схема воздействия на российскую аудиторию была запланирована террористами во время захвата заложников в театральном центре на Дубровке в октябре 2002 г.

[23] Бурдье П. Указ. соч. С. 55.

[24] См. подр.: CultTV. Th e Rough Guide to Cult TV. London, 2002; Gwenllian-Jones S., Pearson R. E. Cult Television. USA, 2004; Reality TV. Remaking Television Culture. NY; London, 2004.; Silverstone R. Media and Morality. On the Rise of the Media Polis. Cambridge, 2007; Survivor. Th e offi cial companion book to the CBS television show. Th e Field Guide. By Mark Burret. NY, 2001; Survivor. Th e Ultimate Game by Mark Burret with Martin Dygard. NY, 2000.

[25] «Как привлечь к телеэкранам молодую, активную и думающую аудиторию, которая все чаще заявляет: «Я не смотрю телевизор». Руководители основных телеканалов специально для «Ъ» оценивают свою работу в телевизионном сезоне 2009/2010 (подборка материалов) // Коммерсант. 2010. 29 июня.

[26] В газете «Коммерсантъ» публикуется ежедневный мониторинг телеконтента по признаку частотности наиболее упоминаемых в эфире публичных личностей. Отдельно прилагается сравнительная таблица того времени, которое отводится в эфире Д. А. Медведеву и В. В. Путину.

[27] Бодрийяр Ж. Указ. соч. С. 160.

[28] Хронология событий в этот день выглядела следующим образом. В 8 часов 45 минут по восточноамериканскому времени самолет «Боинг-767», захваченный террористами, врезался в северную башню Всемирного торгового центра (ВТЦ) в Нью-Йорке. Телекомпания CNN отреагировала на трагедию со свойственной ей оперативностью. Началась прямая трансляция вспыхнувшего в здании пожара. В 9.03 на глазах у всего человечества в южную башню центра врезается еще один «Боинг-767». Трансляция продолжалась. Телевизионный апокалипсис нарастал. В 9.43 уже в Вашингтоне на здание Пентагона падает еще один пассажирский лайнер. В 10.05 обрушивается горящее здание южной башни ВТЦ в Нью-Йорке. Северная простоит чуть дольше. Но в 10.28 показывать камерам СNN уже нечего. Второе здание обрушилось так же стремительно, как и первое. Прямая телетрансляция завершилась. Она длилась 1 час 43 мин., т. е. примерно столько же, сколько длится среднестатистический американский кинобоевик. Подробнее хронологию событий см.: Фочкин О., Яшлавский А. 11 сентября 2001 г.: Первый день новой эры. М., 2001.

[29] По данным американского журнала «Variety», только один фильм — «День независимости» — за один год проката собрал сумму, превышающую 300 млн долл.

[30] Эта акция осуществлялась, по объяснениям руководства США, как ответ на действия арабских террористов.

[31] Эффект достигнут не был. Каддафи остался жив. В результате налетов погибло свыше 100 мирных жителей, один самолет был сбит. Как известно, неугодного полковника в 2011 г. уничтожили совсем иным способом.

[32] Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. М.: Алгоритм, 2000. С. 281.

[33] Стоит обратить внимание и на то, с каким азартом соревнуются американские телеканалы в поисках возможностей прямых трансляций процедуры смертной казни и суицида.

[34] McLuhan M. Culture is Our Business, NY; Toronto, 1970. Р. 66. Цит. по: Терин В. Массовая коммуникация. Исследование опыта Запада. М.: МГИМО, 2000. С. 170.

[35] Показательно свидетельство телеведущей Жанны Агалаковой, которая так описывает обстановку в информационной редакции ОРТ в момент трансляции

[36] Невероятно значительной представляется в подобном контексте фраза президента США: «Кто не воюет с нами против террористов, тот воюет против нас». Излишне напоминать, что она почти текстуально совпадает с известной формулой сталинского периода нашей истории.

[37] Уже в 2006 г. эта запись была публично продемонстрирована по многим американским телеканалам. Однако ее просмотр миллионами телезрителей еще более усилил сомнения в факте атаки самолета.

[38] Chunovic L. One Foot on the Floor. Th e Curious Evolution of Sex on Television from «I Love Lucy» to «South Park». NY, 2000. P. 11.

[39] Входит в состав холдинга «Медиагруп».

[40] Maxim. 2010. № 12. Здесь и далее цитируется именно этот номер журнала.

[41] Гринин Л. Е. Звезды без грима. О кумирах шоу-бизнеса, кино и спорта. М., 2007. С. 222.

[42] Барт Р. Мифологии. М., 2008. С. 217.

[43] Характерно, что на одном из интернет-сайтов, касающихся вопросов интимной жизни, фото обнаженных мужчин располагаются в разделе «Перец», а фото обнаженных женщин — в разделе «Перчинки».

[44] Проект «За стеклом» выходил ежедневно в эфир на канале ТВ-6 в октябре–ноябре 2001 г. Проект «Дом-2» выходит ежедневно в эфир с 11 мая 2004 г. на канале ТНТ.

[45] Показательно, что в данном проекте Водонаева присутствовала в одном из самых расхожих «образов» эротического видео — соблазнительной медсестры.

[46] Еще более показательно, что одним из участников проекта в статусе герояодиночки оказался Степан Менщиков, еще один известный «герой» «Дома-2». С ним тогда Водонаеву связывали более чем близкие отношения. В «Спокойной ночи, мужики!» Менщиков выиграл, т. е. разгадал: кто из четырех участниц оказалась девушкой-одиночкой.

[47] Дженнингз Б., Томпсон С. Основы воздействия СМИ. М., 2004. С. 121.

[48] Телефильм назывался «Гражданин Икс» (1995). Авторы сценария: Р. Каллен, К. Джеролмо. Режиссер — К. Джеролмо. В ролях: С. Ри, Д. Сазерленд, М. фон Сюдоф. Фильм демонстрировался в начале 2000-х годов по Первому каналу.

[49] См.: Шкуратов В. А. Искусство экономной смерти: Cотворение видеомира, 2006. С. 166–176.

[50] Гражданин России, расправившийся со швейцарским авиадиспетчером, по вине которого случилась авиакатастрофа над Боденским озером. В ней погибла семья Калоева.

[51] В ноябре 2008 г. суд признал Александра Кузнецова виновным и приговорил к 2,5 годам тюремного заключения с отбыванием в колонии строгого режима.

[52] Меншел Р. Рынки и безумство толпы. М., 2005. С. 1.

[53] Первоначальным каналом распространения слуха стала мобильная связь. На дисплеи мобильных телефонов различных операторов стали поступать предупредительные SMS, суть которых сводилась к следующему: «На ЛАЭС произошел радиоактивный выброс. Не надо выходить из дома. Запасайтесь йодом и красным вином». Веерная рассылка подобных сообщений была организована с сайтов мобильных операторов, где предусмотрена услуга бесплатной посылки SMS определенного объема. При этом адрес отправителя или его номер не определяется, сохраняя анонимность первоисточника информации.

[54] Меншел Р. Указ. соч. С. 11.

[55] Например, крест на Голгофу, который нес на себе Кэвизиел на съемках, весил более семидесяти килограммов.

[56] Cкандал как формат присутствия религиозной тематики в отечественном контенте снова заявил о себе в марте–апреле 2012 г. в связи с кощунственной хулиганской выходкой членов группы «Pussy Riot» в храме Христа Спасителя в Моск ве. Показательно, что основным поводом для многочисленных дискуссий в обществе и специально организованных на данную тему ток-шоу стал небольшой любительский видеоролик, в котором видны несколько девушек в соответствующих нарядах, выплясывающих в алтарной части храма. Правда, об идентичности до сих пор продолжаются споры, так как иных визуальных доказательств вины выступивших не существует. Символично, что первоначально ролик был размещен в социальных сетях.

[57] Канал начал вещание 28 июля 2005 г.

[58] Сальникова Е. Указ. соч. С. 160.

[59] Postman N. Amusing Ourselves to Death. NY, 1985. Более точно по смыслу название книги надо было бы перевести так: «Заразвлекаем себя до смерти».

[60] Ibid. P. 80.

[61] См. подр.: Neuman W. R. Th e Psychology of the New Media // Television for the 21-st Century. Th e Next Wave // Th e Aspen Institute // Washington D. C. 1993. P. 46.

[62] См., напр.: Кононенко М. (Mr. Parker). Широка страна моя. Как Россия голосует за участников «Евровидения» // Огонек. 2005. № 8. С. 61.

[63] Домашнее видео (англ).

[64] См. подр.: Шенгелия В. Уход от реальности [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. runewsweek. ru

[65] Цит. по: Гончарова О. Deloitte советует телеканалам больше общаться [Элект ронный ресурс]. Режим доступа: РБК Daily. http://www.sotovik.ru

[66] Моисеева Н. «Реальные» деньги // Санкт-Петербургский курьер. 2007. № 11. С. 22.

[67] См. подр.: Моисеева Н. Указ. соч.

[68] Позвони герою «Дома 2»! [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.dom2.ru

[69] Ливси Е. Сколько зарабатывают в «Доме 2»? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://spb.kp.ru

[70] Служба спасения любви «Дома 2» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dom2.ru

[71] Бурсак А. Сотовый вирус [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www1.ko.ru

[72] Моисеева Н. Указ. соч. С. 22.

[73] Что в переводе с профессионального жаргона на простой русский язык озна чает: «Одна бабушка сказала».

[74] Отечественная литературная традиция рассказа о Сталинградском сражении имеет давние корни. Все началось с повести Виктора Некрасова «В окопах Сталинграда» (1946), которая была удостоена Сталинской премии и стала фильмом «Солдаты» в 1956 г. Трагическим событиям, предшествующим Сталинградскому сражению, посвятил свой роман «Они сражались за Родину» Михаил Шолохов. Он начал писать его еще во время войны. В 1975 г. Сергей Бондарчук перенес книгу на экран.

Сталинграду посвятил вторую часть трилогии «Живые и мертвые» Константин Симонов, написав роман «Солдатами не рождаются» (1963–1964). Его экранизировал в 1969 г. режиссер Александр Столпер. Фильм вышел в прокат под названием «Возмездие». О том, что происходило под Сталинградом после окружения войск Паулюса, рассказал в романе «Горячий снег» Юрий Бондарев (1969).

В 1973 г. режиссер Гавриил Егиазаров снял по роману свой знаменитый фильм.

[75] Многие зрители сериала недоумевали: почему он называется «Оттепель», а за кадром остались многие знаменательные события, которые происходили в этот период. В 1961 г. в космос полетел Юрий Гагарин. В этом же году на космическую орбиту отправился космонавт номер 2 Герман Титов. Об этом ни слова нет в сериале. Летом того же года в Москве проходил очередной международный кинофестиваль, который всегда становился громадным событием для людей мира кино. Герои «Оттепели» игнорируют фестиваль.

[76] Учрежденный в 1992 г. по инициативе Европейского вещательного союза телеканал Euronews сегодня стал одним из самых мощных и влиятельных СМИ в условиях глобализации информационного пространства. Данные об охвате им аудитории разнятся, но в целом можно обозначить цифру в 300 млн домохозяйств, где смотрят программы канала. Публика Euronews нынче проживает в более чем 150 странах мира на всех континентах (за исключением Антарктиды). Принято считать, что канал обходит своих ближайших конкурентов в телевизионном пространстве: СNN (118 миллионов домохоязйств), ВВС World News (73 млн) и CNBC (71 млн).

[77] Баранов А. Е. Интернет-психология. М.: РИОР, 2012. С. 45.

[78] Гоним В. Революция 2.0: Документальный роман. СПб.: Лениздат; Команда А, 2012. С. 106.

[79] Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика: учеб. пособие. М.:

ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 16.

[80] Вольтон Д. Информация не значит коммуникация. М.: ПОЛПРЕД. Справочники, 2011. С. 14.


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.067 с.