Исследования К. Леви-Стросса. Анализ мифов. Система родства и свойства. Брачные запреты. Особенности первобытного мышления. Анализ мифов. Кулинарный треугольник. — КиберПедия 

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Исследования К. Леви-Стросса. Анализ мифов. Система родства и свойства. Брачные запреты. Особенности первобытного мышления. Анализ мифов. Кулинарный треугольник.

2021-04-18 197
Исследования К. Леви-Стросса. Анализ мифов. Система родства и свойства. Брачные запреты. Особенности первобытного мышления. Анализ мифов. Кулинарный треугольник. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Анализ мифов. Языковые аналогии лежат и в основе изучения мифов. Для Леви-Строса миф — это логический механизм разрешения противоречий мысли о мире. При изучении всей совокупности известных вариантов мифа хаос содержаний постепенно перерабатывается в сходство структур. По аналогии с фонемами и морфемами, «мифема» — минимальный атомарный фрагмент мифа, который уже не подлежит дальнейшему дроблению и представляет собой законченный элемент, из которого складывается мифологическое повествование.

Основной способ структурирования мифов — вычленение бинарных оппозиций с фигурами-посредниками. (фигуры-посредники обычно - падальщики)

Система родства и свойства. Брачные запреты. Леви-Стросс доказывает, что для изначальных социальных систем обмен женщинами между кланами, фратриями и другими группами служил основой социального структурирования и был главной коммуникационной матрицей — как обмен словами в языке.

Согласно его концепциям, в основе общества лежит операция обмена, которая направлена к установлению равновесия: отдающий должен получать эквивалент своему дару. К. Леви-Стросс выделяет в примитивных обществах два типа обмена женщинами: «ограниченный обмен» и «обобщенный обмен».

Ограниченный обмен - В такой модели организации брака соблюдается принцип равноценности. Фратрия А отдает фратрии В столько же женщин, сколько и получает взамен.

Вторую форму обмена женщинами Леви-Стросс называет «обобщенной». Здесь равновесие между даром и отдариванием достигается не прямым образом, а опосредованным. Если в первой модели может быть только четное число экзогамных фратрий, обменивающих женщин строго «одна на другую», то в обобщенных системах может участвовать теоретически любое — неограниченное — количество фратрий. Общий баланс остается тем же, циркуляция женщин стремится к полному равновесию — сколько женщин род отдает, столько и получает. Но на сей раз получает не непосредственно оттуда, куда отдает, а через промежуточную инстанцию.

Леви-Стросс делит все варианты определения родства на четыре группы: матрилинейное, патрилинейное, матрилокальное и патрилокальное. Первые два типа относятся к определению принадлежности ребенка к роду матери или отца, а вторые два — к местонахождению ребенка на территории рода матери или отца.

Возникает четыре варианта:

1) матрилинейное родство + матрилокальное месторасположение;

2) матрилинейное родство + патрилокальное месторасположение;

3) патрилинейное родство + матрилокальное месторасположение;

4) патрилинейное родство + патрилокальное месторасположение.

Варианты 1) и 4) Леви-Стросс назвал гармоничными, а 2) и 3) — дисгармо-ничными. В 1) и 4) случаях ребенок оказывается помещенным в тот род, к которому он принадлежит и воспитывается в нем как «родной». В случаях 2) и 3) ребенок, напротив, родившись, оказывается в пространстве той фратрии, которая является для него экзогенной, что ставит его в условия определенного отчуждения от окружающих, за исключением матери.

 

Особенности первобытного мышления Леви-Стросс стремился выявить своеобразие первобытного мышления; ему свойственна высокая оценка нравственных устоев первобытного общества. Он создал концепцию "сверхрационализма", направленную к восстановлению единства чувственного и рационального начал, утраченного современной европейской цивилизацией. Такая гармония, по его мнению, присутствовала в первобытном мифологическом мышлении. Это выражалось в особом приятии противоречий человеческого бытия, в чувственной качественной логике и одновременно конкретном метафорическом мышлении. Полемизируя с Л. Леви-Брюлем, исследователь доказывал, что представления об ином способе мышления у народов, живущих в условиях примитивных культур, не обоснованы. Он отмечал, что мыслительные процессы у них протекают так же, как и у цивилизованных современных людей, отличны лишь способы обобщения и представления об общем, отличен набор самых общих понятий или категорий. Работы К. Леви-Стросса выявили логический механизм создания и преодоления противоречий в первобытном сознании посредством мифологической медитации, а также способность первобытного сознания к логическому анализу.

Кулинарный треугольник. С его помощью Леви-Стросс старался упорядочить кулинарные привычки различных народов.На вершинах "кулинарного треугольника" расположено "сырое", "термически обработанное" (вареное, тушеное, жареное, печеное) и "гнилое". Если мы возьмем хлеб, то от "сырого" он отходит немного в сторону "гнилого" (потому что любая ферментация, в данном случае дрожжевая опара, - шаг на пути к гниению), а затем сдвигается в сторону "термически обработанного". Хлеб занимает в этом треугольнике место, немного продвинутое к "гнилому" и существенно приближенное к "термически обработанному".

 

18. Книга К. Леви Стросса «Структурная антропология». Привести примеры структур. Колдуны, целительство, искусство маски по К.Леви-Строссу («Структурная антропология»). Холизм архаического общества.

«Структурная антропология». Привести примеры структур. В противоположность англо-амер. антропологам-эмпирикам, Леви-Строс предлагает изучать не столько факты, сколько соотношения между фактами — структуры; в противоположность исследователям «дологического мышления» (Л. Леви-Брюль) Леви-Строс утверждает, что первобытные народы обладают развитым логическим мышлением, что «цивилизованное» и «примитивное» мышление разнятся не качеством мысли, а ее предметами. Эта специфика подхода побуждает к построению новой дисциплины — структурной антропологии.

Изучая соотношение биологического (природного) и социального в поведении человека, Леви-Строс признает главным наличие формальных структур во взаимоотношениях между людьми, влияние на поведение человека символических форм, традиций и ритуалов, принятие определенного языка как системы, моделирующей общественные институты. Важным моментом его структурной антропологии является толкование мифа как фундаментального содержания коллективного сознания, основы устойчивых социальных структур.

Все культурные системы первобытных народов — правила браков, термины родства, мифы — рассматриваются Леви-Стросом как своего рода языки, как бессознательно функционирующие означающие системы. Эта аналогия с языком обосновывает для него применение в этнологии (или иначе — в структурной антропологии) приемов и методов структурной лингвистики. Какой бы материал мы ни взяли, задачей становится нахождение основных бинарных оппозиций (природа — культура, растительное — животное, сырое — вареное), анализ сложных явлений культуры как пучков дифференциальных признаков.

Так, система брака выступает как особого рода язык, позволяющий упорядочить обмен женщинами внутри социальной группы (член коллектива дает женщину одному партнеру, а получает от др. партнера внутри определенного круга лиц, связанных взаимными обязательствами). Тем самым возникает система, в которой множество операций обеспечивает общение между индивидами и переводит — вследствие запрещения инцеста — систему кровных отношений в отношения между свойственниками, а вся социальная жизнь трактуется как обмен взаимно дополнительными ценностями.

Языковые аналогии лежат и в основе изучения мифов. Для Леви-Строса миф — это логический механизм разрешения противоречий мысли о мире. При изучении всей совокупности известных вариантов мифа хаос содержаний постепенно перерабатывается в сходство структур. По аналогии с фонемами и морфемами, «мифема» — минимальный атомарный фрагмент мифа, который уже не подлежит дальнейшему дроблению и представляет собой законченный элемент, из которого складывается мифологическое повествование.

Основной способ структурирования мифов — вычленение бинарных оппозиций с фигурами-посредниками.

Язык — это одновременно продукт культуры, часть культуры и ее условие, как во времени становления индивида и общества, так и в уже существующих индивидуальных и общественных организмах. Одним из следствий подобной вездесущести языка оказывается особая «действенность символики»: она основана на способности «гомологичных» структур, построенных на разном материале, приводить друг друга в действие. Так, песни и рассказы шамана позволяют пациентке канализировать, выразить свои телесные страдания и тем самым пережить то, что организм не в силах вытерпеть.

Цель структурной антропологии, изучающей бессознательное единство функционирования человеческого разума в различных культурных системах, заключается в построении моделей, которые можно было бы обобщать на уровне их формальных свойств, снимая тем самым перегородки между различными дисциплинами. В дальнейшем структурная антропология расширяет поле своей применимости, обращаясь к тотемизму, маскам, продолжая изучение мифов.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.