Главные идеи – разум, прогресс, эмансипация. — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Главные идеи – разум, прогресс, эмансипация.

2021-04-18 120
Главные идеи – разум, прогресс, эмансипация. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Причины: 1.возникновение общества потребления 2. экологический кризис. К сказанному следует добавить угрозу ядерной катастрофы.

В самом общем виде постмодернизм выражает глубокое разочарование в итогах всего предшествующего развития, утрату веры в человека и гуманизм, разум и прогресс, во все прежние идеалы и ценности.

Характерные черты постмодерна. В социальной сфере постмодернизм соответствует обществу потребления и масс-медиа, основные характеристики которого выглядят аморфными, размытыми и неопределенными. В нем нет четко выраженной социально-классовой структуры. Уровень потребления — главным образом материального — выступает основным критерием деления на социальные слои. Это общество всеобщего конформизма и компромисса. К нему все труднее применять понятие «народ», поскольку последний все больше превращается в безликий «электорат», в аморфную массу «потребителей» и «клиентов». В еще большей степени это касается интеллигенции, которая уступила место интеллектуалам, представляющим собой просто лиц умственного труда.

Важную черту постмодерна составляет театрализация, которая охватывает многие области жизни. Практически все сколько-нибудь существенные события принимают форму яркого и эффектного спектакля или шоу.

Постмодерный человек как бы утратил почву под ногами, оказался в невесомости, из которого никак не может выйти.

В эпоху модерна интеллектуалы занимали ведущие позиции в культуре, искусстве, идеологии и политике. Постмодерн лишил их прежних привилегий.

Для антропологии важный феномен – предел – максимальное напряжение потенциальных сил и возможностей.

Ключевой формой деятельности становится потребление. В постмодерне человек не обладает изначально заданной сущностью, у него нет абсолютной точки зрения, с вершины которой можно было бы рассудить и исчерпать все видимые горизонты мироздания, он есть чистый проект, и в данной проекции его бытийного статуса он изначально активен в отношении к миру. Одни теоретики полагают, что общества модерна - области господства социально-механических структур, экономико-политической организации, индивида и функции, общество господства групп, основанных на договоре. Общества постсовременные - области структур сложных и органических, общества масс и персон (ролей) вместо индивидов, общества господства "племен", а не четко структурированных социальных групп. Одна группа легко заменяется на другую, как клуб по интересам.

Постмодернизм как относительно новый этап философии постструктурализма начинается в работах французских мыслителей Ж. Дерриды и Ж. Делёза.

Постмодернизм в философии декларируется как «новая философия», которая «в принципе отрицает возможность достоверности и объективности..., а такие понятия как «справедливость» и «правота» утрачивают свое значение...». К факторам возникновения философии постмодернизма относят:

1) исчерпанность управленческого потенциала государства;

2) антигуманность процессов технологической коммуникации;

3) активное включение в социальный процесс новых социальных групп (феминисты, экологи).

 

22. Аналитические приёмы децентрации (Леви-Строс, Р.Барт, Деррида), детерриториализации (Делез и Гваттари) и деконструкции (Деррида).

Наиболее важными аналитическими процедурами постструктурализма являются деконструкция, децентрация и детерриторизация.

Деконструкция. На пути постмодернистского плюрализма (роста и умножения различий) стоит логоцентризм, которому подчинена вся европейская модерная культура. Его основная функция – вытеснение из мышления всего нерационального, спонтанного. Противопоставление рационального и нерационального – основа для бинарной системы мышления, т.е. представления всего многообразия мира в виде противоположных друг другу категорий (общество – природа, дух – материя, норма – не-норма и т.д.). Постмодернистской борьбе с логоцентризмом и бинаризмом как раз служит метод деконструкции, который выявляет, утверждает и поощряет различия, направляя свою критику против всего, что эти различия подрывает и разрушает.

Практика деконструкции не имеет жестких правил, но можно назвать некоторые приемы. Чаще всего бинарную оппозицию переворачивают, периферийное, маргинальное становится центральным. Затем центр вытесняется, исчезает. Иначе говоря, чтоб структура жила, нужно чтоб каждый ее элемент мог быть центром по отношению к другим элементам.

Вместе с тем, деконструкция в постструктурализме – это метод «парадоксального чтения». Эффективно в этом плане разложение текста на исходные элементы с последующей их сборкой на другой основе. Авторское понимание текста в перспективе деконструкции объявляется одной из читательских интерпретаций. Не то, что сказал автор, а то, что «сказалось», что мог бы сказать сам текст. Плодотворно работать также с этой точки зрения не над тем, что автор сказал, а как раз на тем, что не сказал, вытеснил, не договорил, не заметил. Таким образом, метод деконструкции представляет собой механизм наращивания многообразия и аргументов того, что различия играют гораздо большую роль в жизни, чем мы привыкли думать.

Деррида: тексты создаются на основе других, уже существующих текстов. Следовательно, вся культура рассматривается как серия взаимопересекающихся текстов, продуцирующих новые, включая и тексты критики. Эта интеллектуальная ткань живет своей собственной жизнь, наполняется смыслами, которые не были заложены как интенции автора. Контроль над текстом невозможен по причине постоянного переплетиния текстов и значений. Не существует ничего вне текстов.: поиск одного текста внутри другого, растворение одного текста в другом, встраивание одного текста в другой.

Децентрация. Одной из важнейших структурных оппозиций является «центр – периферия». Такая позиция привела к отрицанию центра как такового в разных областях жизни. Например, в области культуры децентрация означает отказ от этноцентризма в пользу многообразия и равноправия культур.

В «центре» - властные социальные группу, в периферии – нет (простолюдины, рабочие). Эта оппозиция теснейшим образом связана с оппозицией «власть-подчинение» Леви-Стросса: «отношение между центром и периферией выражает две оппозиции: одна – между мужским и женским началами, другая – между сакральным и профанным».   

В постструктурализме не только теряется смысл противопоставления центра и переферии, но изменяется и само значение слова «центр». Деррида: «центр, выполняя роль организующего принципа, сохраняет целостность структуры и допускает игру элементов в ее границах, но в то же время сам центр, управляя структурой, не структурирован. Следовательно, центр, как ни парадоксально, находится внутри структуры и вне ее. Центр не есть центр»

Такая позиция привела к отрицанию центра как такового в различных областях социокультурной жизни.

Постструктуралистское мышление предполагает внимание к «Другому». В то время как «просвещенный» модернизм говорил от лица «других» унифицированным голосом, в постструктурализме налицо отрицание таких универсализирующих предпосылок (подчеркивается аутентичность, многоголосие различных культурных миров).

Ролан Барт предложил тезис о «смерти автора», уничтожив центральную фигуру автора текста. Барт критикует метод чтения и критики, которые опираются на аспекты личности автора — его политические взгляды, исторический контекст, вероисповедание, этническую принадлежность, психологию и другие биографические и личные качества, для раскрытия смысла работы автора. В этом типе критики, опыт и пристрастия автора служат решающим «разъяснением» текста. По Барту, этот метод чтения точен и удобен, но на самом деле ненадежен и имеет значительные недостатки: «Присвоить тексту авторство» и присвоить одну соответствующую ему интерпретацию «есть наложение ограничений на текст».

Маргинализация субъекта-автора, вытесняемого из своего центрального по отношению к объекту-герою и объекту-читателю положения в пространстве, не имеющего ни центра, ни определенных рамок, ограничивающего его от обоих.

Детерриториализация. Согласно Делез и Гваттари, первичные пространства были безграничными, понятие территориальности появляется на следующей стадии человеческой истории, которая начинается с возникновения государства и продолжается до наших дней. Это понятие используется в широком смысле, означая познавательнын и поведенческие структуры, которые человек демонстрирует по отношению к окружающей его среде обитания, на которую он предъявляет права собственности.

Стадии по постструктурализму:

1.одиночка – представитель общественного.

2.вытеснение представителя желания, т.е. появление аскетизма.

3. детерриториализация на фоне упадка человеческого рода.

Эта идея разработана в трудах Жиля Делёзом и Феликса Гваттари. По их мнению, первичные пространства были безграничными, понятие территориальности появляется на стадии истории, которая начинается с возникновением государства и продолжается до наших дней. Это понятие используется в широком смысле, означая познавательные и поведенческие структуры, которые человек демонстрирует по отношению к окружающей его среде обитания, на которую он предъявляет права собственности.

Социальный аспект дететерриторизации – невозможность найти свое место, вынужденное блуждание по пограничным линиям и временно освободившимся территориям. Отвечая на вопрос, что значит жить и мыслить сегодня, Делёз неоднократно предпринимал попытки критической оценки современной эпохи. Наше время, по его мнению, это прежде всего время абсолютной детерриторизации: двойственность общественного устройства, называемого капитализмом, состоит в том, что последний опирается на саму природу желания, не переставая при этом ставить желанию преграды.


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.02 с.