Формы воспитательной деятельности — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Формы воспитательной деятельности

2021-03-17 162
Формы воспитательной деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(общая характеристика, типология, методические особенности).

Воспитание - процесс целенаправленного развития, общественно необходимых для личности отношений человека к окружающей жизни, к различным ее сторонам, к самому себе; целенаправленное преодоление общественно чуждых отношений к окружающей жизни; деятельность, направленная на обеспечение условий и возможностей развития личности, результат которой – становление личности. Смысл воспитания как деятельности – организация жизни воспитанников в различных сферах. Характеристика процесса воспитания: R опосредован взаимодействием воспитателей и воспитанников; R направлен на достижение заданной цели; R многофакторный (совокупность субъективных и объективных факторов); R длительность (всю жизнь); R непрерывность (систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников); R комплексный подход (единство целей, задач, содержания, форм, методов; R вариативность, неопределенность результатов.

определение формы воспитательной работы: ограниченная по месту и времени структура совместного взаимодействия детей и взрослых, позволяющая решить определенные воспитательные задачи.  Подходы в педагогической литературе (С.П. Афанасьев, Л.В. Байбородова, В.С. Безрукова, А.Г. Кирпичник, С.Д. Поляков, М.И. Рожков, Е.В. Титова) говорят, что сущностными признаками формы воспитательной работы являются:

участники деятельности (лица или группы лиц), выполняющие какие-либо точно установленные функции - организаторов, выступающих, зрителей и т.д.;

 педагогические задачи, которые можно решить при помощи данной формы (потенциал формы, ее содержательность);

организация времени (фиксированный промежуток времени проведения формы);

 набор актов, ситуаций, процедур;

 порядок действий (алгоритм);

организация пространства.

Структура совместного взаимодействия включает в себя: функции участников, содержание взаимодействия, методы и приемы взаимодействия, порядок действий, материал, на котором развертывается взаимодействие.

Классификация форм воспитательной работы

Е.В. Титова представляет типологию форм воспитательной работы следующим образом: мероприятия, дела, игры. Основанием для различения первых и вторых она считает характер субъекта организации деятельности (взрослые или дети).

Мероприятия: событие, занятие, ситуация в коллективе, организованная педагогами или третьим лицом для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия.

Виды форм: беседы, лекции, диспуты, дискуссии, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия, классные часы, собрания и т.п. Признаки: организаторская роль взрослых; прямое педагогическое воздействие; созерцательная и исполнительская позиция детей. Целесообразность: при решении просветительских задач; когда содержание требует высокой компетентности; когда организаторские функции слишком сложны для детей; при постановке задачи непосредственного обучения чему-либо; при необходимости укрепления здоровья детей, их физического развития. Цель любого мероприятия с позиции педагогов – формирование отношения личности к различным видам деятельности и обществу.

Дела: общая работа, важное событие, осуществляемое и организованное членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в т.ч. самим себе. Виды форм: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, акции, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.

Признаки: деятельностно-созидательная позиция детей; участие детей в организаторской деятельности; социально-значимая направленность содержания; продуктивность; опосредованное педагогическое руководство.

Игра (как форма воспитательной работы): воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развития, обучения.

Признаки: опосредованное педагогическое воздействие; скрытые педагогические задачи; собственные игровые признаки (…). Виды игровых форм: сюжетно-ролевые, деловые, на местности, спортивные, познавательные. Соотношение форм в работе педагога: дела<игры<мероприятия Þ снижение социальной зрелости; дела<мероприятия<игры Þ снижение уровня ответственности, инфантильность; мероприятия<игры<дела Þ opt. Методические особенности форм: инвариантность и вариативность набора элементов – методического рисунка (отражается в видовом наименовании формы: конкурс и турнир; путешествие и экспедиция; фестиваль и ярмарка). Постоянный МР: конкурс (разработка условий – состязание – работа жюри/оценивание – награждение); защита проектов: (выбор общей темы - формирование групп - выбор тем проектов и их разработка группами - подготовка к защите /презентация, выступление/ - защита/сообщение - оценка проектов, подведение итогов). «Формы свободного творчества»: методологическая идея отражается как …. Походы к конструированию форм: þ от формы (предметы, реальные события, организации, учреждения); þ от содержания. Параметры вариативности форм: по времени подготовки (экспромт/длительная подготовка); по способу организации (1 человек/группа/коллектив); по характеру включения в деятельность (обязательное/добровольное); по взаимодействию с другими коллективами (открытые – для/совместно с другими/закрытые – для своего). Многие формы ВД моделируют жизненные ситуации в игровом варианте.

С.Д. Поляков выдвигает в качестве основания для типологии форм характер взаимосвязи субъектов действия. Он предлагает различать следующие типы форм воспитательной работы: «защита», «эстафета», «бои», «хеппинг». «Защита» — каждая группа (каждый школьник) выступает, действует сама по себе, а объединяет участников только общая тема. «Эстафета» — совместно-последовательная деятельность, группы (школьники) выступают, действуют в последовательности, определяемой сюжетом, сценарием, правилом. «Бой» — соревнование между группами, школьниками, в частности взаимообмен заданиями (классический пример — КВН), «Хеппинг»- одновременное взаимозависимое действие школьников, групп без зрителей. Примеры: карнавал, инсценировка, всеобщая ролевая игра.

С.П. Афанасьев полагает, что «конкурсная программа» может рассматриваться как отдельный класс форм воспитательной работы. Так, интеллектуально-познавательная игра может быть проведена в форме представления на сцене, игры-путешествия, интеллектуальной ярмарки-гуляния. Содержанием взаимодействия при таком подходе будут выступать результаты воспитательной работы: познание, осознание, проблематизация, приобретение опыта деятельности, формирование эмоционально-ценностных отношений, развлечение — отдых.

Л.В. Байбородова и М.И. Рожков предлагают для различения форм воспитательной работы два показателя: количественный (количество участников) и качественный (субъект организации и общественно значимый результат).

Кратковременные (от 1 до 2 часов) и многодневные

массовые (не менее 15 участников) формы воспитательной работы, микрогрупповые, групповые

Типология форм. ¤ индивидуальные, микрогрупповые (2-4 человека), групповые (5/7-25/40 человек), массовые (>40). По И.П. Иванову, И.В. Полякову, Б.В. Куприянову © (основания: j целевая направленность, k позиция участников, l объективные воспитательные возможности):

Основываясь на традициях костромской научно-методической психолого-педагогической школы (Л.И. Уманский, С.П. Афанасьев и другие), в качестве основания для типологии процедуры (способы) передвижения участников. три основных типа: «статичные», «статично-динамичные», «динамико-статичные».

Формы-представления в воспитательной работе

Примерами статичных форм (представлений) являются: линейка, митинг, КВН, концерт, спектакль, лекция, фронтальная беседа, диспут, дискуссия, просмотр кино-, видео-, телефильма. Все эти формы объединяет то, что организация пространства в них предполагает ярко выраженный центр внимания (сцена, трибуна, спортивная площадка и т.п.), характер действий участников определяется наличием выступающих и зрителей, даже если в ходе действия происходит обмен этими функциями.

Созидание-гуляние как особый тип форм воспитательной работы. Второй тип форм воспитательной работы - статически- динамический, или «созидание-гуляние». (Ярмарка (народное гуляние) — развернутое на определенной площадке совместное развлечение, предполагающее вовлечение участников в различные аттракционы. Представление в кругу — (новогодняя елка, пионерский костер и т.п.), Танцевальная программа (дискотека), Субботник (трудовая акция, Изготовление выставки (газеты, книги, летописи и т.д, Подготовка к представлению).Объединяет все формы статично-динамичного типа то, что они разворачиваются на одной площадке без зрителей, процедуры (способы) движения могут быть жестко или не жестко заданы.

Формы воспитательной работы типа «путешествие»динамико-статичный тип форм воспитательной работы. (игра-путешествие, экскурсия, поход, парад (карнавальное шествие). Источником возникновение такой разновидности форм являются путешествия как таковые: выход на охоту, поездка на ярмарку, путешествие на богомолье, на заработки, переселение на новые земли и так далее.

 


19. Методика организации коллективной творческой деятельности школьников.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.