Педагогическая теория коллектива. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Педагогическая теория коллектива.

2021-03-17 119
Педагогическая теория коллектива. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Развитие

Процессы развития личности и коллектива неразрывно связаны друг с другом. Развитие личности зависит от развития коллектива, его уровня развития, структуры сложившихся в нем деловых и межличностных отношений. С другой стороны, активность воспитанников, уровень их физического и умственного развития, их возможности и способности обусловливают воспитательную силу и воздействие коллектива.

А.В.Луначарский должно быть всестороннее развитие такой личности, которая умеет жить в гармонии с другими, которая умеет содружествовать, которая связана с другими сочувствием и мыслью социально.

Н.К.Крупская раскрыла теоретические основы и показала конкретные пути формирования детского коллектива. Рассматривала коллектив как среду развития ребенка и придавала большое значение организационному единству детей в условиях коллективной деятельности.

Теория коллективного воспитания получила практическое воплощение в опыте первых школ-коммун. Одной из таких школ в составе Первой опытной станции по народному образованию руководил С. Т. Шацкий. Он на практике доказал возможность организации школьного коллектива и подтвердил действенность первичного школьного коллектива как эффективной формы организации воспитанников, открывающей широкие перспективы для всестороннего развития личности каждого ребенка.

А. С. Макаренко Доказал, что "никакой метод не может быть выведен из представления о паре: учитель+ученик, а может быть выведен из общего представления об организации школы и коллектива". Он первым глубоко обосновал стройную концепцию воспитательного коллектива, пронизанную гуманистическими идеями.

Под коллективом А. С. Макаренко понимал "целеустремленный комплекс личностей", объединенных общественно значимыми целями, совместной деятельностью по их достижению, взаимной ответственностью и самоуправлением. Формирующая функция коллектива определяется тем, что его члены выступают в качестве активных субъектов общественно значимой коллективной деятельности и взаимоотношений.

(ИДЕЯ)

А. С. Макаренко принадлежит идея первичного коллектива как основного инструмента воспитательного воздействия на ребенка. Разработанный им принцип параллельного действия использовался в качестве важнейшего при воспитании в коллективе.

Законом сплочения коллектива является стремление к достижению все более значимых общественных целей. Они объединяют коллектив, усиливают взаимную ответственность, повышают требовательность коллектива к каждому члену, создают мажорный тон в коллективе.

В. А. Сухомлинский: принципы, которые должны быть положены в основу формирования школьного коллектива: организационное единство школьного коллектива; руководящая роль школьного коллектива; руководящая роль педагога; богатство отношений между учениками и педагогами, между учениками, между педагогами; ярко выраженная гражданственность духовной жизни воспитанников и воспитателей; самодеятельность, творчество, инициатива;

Важную роль в развитии теории детского коллектива сыграла идея коммунарского движения, которая начала активно проявлять себя в 70-е годы в практике школ и внешкольных объединений (Фрунзенская коммуна в Ленинграде, "Бригантина" в Чите, коммунарские движения в пионерском лагере "Орленок"). Во главе коммунарских объединений детей стояли талантливые педагоги И. П. Иванов, Ф. Я. Шапиро, М. Н. Ахметов и др. Главную цель организаторы коммунарского движения видели в развитии коллективного самоуправления детей, их творческой инициативы, общественной направленности.

Основные идеи.

Ø Понятие и специфика воспитательного коллектива (создаваемая в воспитательных целях особым образом организованная группа воспитанников, обладающая основными признаками коллектива);

Ø Функции коллектива (социализация – адаптация в оществе; элемент микросреды, необходимый для полноценного развития личности; арена для первичной самореализации личности; инструмент воспитательного влияния на становление личности);

Ø Признаки коллектива (чтобы направить группу по пути развития коллектива, ей необходимо задать следующие характеристики: Œ общая социально значимая цель /цель-ценность & цель-деятельность/;  совместная деятельность, направленная на ее достижение; Ž наличие структуры и органов самоуправления;  отношения ответственной зависимости / взаимной ответственности /не зависимость личности от коллектива, а коллектива от индивидуальности/;  связи с другими коллективами /полномочное представительство в вышестоящих органах самоуправления; совместные дела с другими коллективами; дела для других коллективов – во избежание замыкания внутренних связей и формирования «группового эгоизма»/);

Ø Структура коллектива (официальная/формальная: микроколлективы /постоянные и временные по 7-15 чел/ + выборные органы /постоянные и временные/; неофициальная: микрогруппы по симпатиям и интересам + неформальные лидеры /как правило, они и представляют временные органы самоуправления/; в основе формирования структуры лежат отношения);

Ø Этапы развития коллектива (группа-когламерат, -ассоциация, -корпорация

группа-конгломерат — группа ранее незнакомых людей, оказавшихся или собранных на одном пространстве и в одно время. Группа-кооперация в основном соответствует понятию «кооперация* — объединению людей, собравшихся для выполнения определенной задачи.

Ø Закономерности влияния коллектива на личность (соприсутствие ребенка в социальном пространстве реализуется через присутствие ребенка в группе, как взаимодействующей общности двух и более людей, вступающих в контакт в ходе взаимодействия. Функции группы: þ благодаря взаимному обмену информации группа создает необходимые условия для каждого члена группы, содействуя общему развитию; þ группа - богатейшее поле эмоционального напряжения, где субъект черпает эмоциональный опыт; þ в групповом взаимодействии ребенок обретает социально ценный поведенческий опыт; þ в группе ребенок обнаруживает свою несхожесть с другими людьми, с Другим «Я», и познает самого себя в сопоставления с другими; þ группа предоставляет возможность ребенку выразить себя, избрав то, что интересно);

Ø Самоуправление в коллективе (способ функционирования коллектива, обеспечивающий возможность участия всех его членов в решении жизненно важных задач и организации деятельности; органы: Œ совет коллектива/главный организационный орган коллектива – постоянное объединение полномочных представителей микроколлективов и др. органов/,  совет дела/временный орган коллектива, избираемый из представителей микроколлективов, для организации конкретного дела или события/, Ž творческая группа/временный орган коллектива, избираемый из наиболее компетентных членов, для подготовки общего дела/,  инициативная группа /временный орган, создаваемый из добровольцев для организации конкретного дела или события/);

Ø Роли и позиции педагога в детском коллективе (педагогическое руководство, стили руководства и взаимодействия с детским коллективом).

Детский коллектив – основной воспитательный инструмент Для эффективной организации и работы педагогу надо сделать из группы коллектив.

 

 



Поделиться с друзьями:

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.