Мотивационная сфера человека. Интересы и мотивы- составляющие мотивационной сферы. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Мотивационная сфера человека. Интересы и мотивы- составляющие мотивационной сферы.

2021-03-17 179
Мотивационная сфера человека. Интересы и мотивы- составляющие мотивационной сферы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Понятие познавательных интересов.

Понятие учебной мотивации. Виды мотивов.

Формы и методы развитие познавательных интересов

5. Споосбы формирования мотивации учения

1. Мотивационная сфера человека включает в себя такие составляющие как потребности, мотивы, интересы, склонности, убеждения. Т.Е. интересы и мотивы включены в мотивационную сферу личности, которая определяет направленность деятельности, в том числе и учебной.

2. Интерес – в психологии отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Интерес тесно связан с эмоциональной жизнью человека. Невозможность удовлетворить какой-либо интерес вызывает неприятие, отрицательные эмоции.

Интересэмоция, связанное с осуществлением познавательной деятельности и характеризующееся побудительностью этой деятельности. Интерес относится к положительной эмоции

Интере́с — эмоциональное проявление познавательных потребностей человека. Удовлетворение интереса может привести к укреплению и развитию. Познавательный интерес - интерес к учебно-познавательной деятельности является мощным двигателем в обучении.

Интересы бывают

По связи с потребностью:

- непосредственные, напрямую связанные с какой-либо потребностью, и

- опосредованные, при которых потребность прослеживается неявно.

По длительности сохранения

устойчивые и неустойчивые. Люди с устойчивыми интересами чаще добиваются успеха в деятельности, чем личности с неустойчивыми интересами.

По величине

широкими и узкими. (Узкий интерес может быть направлен на совершенно конкретный объект. Интересы бывают мелкими. При этом имеется в виду, что люди в основном интересуются удовлетворением естественных потребностей: в еде, в питье, в сне и других чувственных удовольствиях.

Особый вид интереса - интерес к познаниям, или, как его принято теперь называть, познавательный интерес. Его область - познавательная деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебных предметов и необходимыми способами или умениями и навыками, при помощи которых ученик получает образование.

Интерес формируется и развивается в деятельности. Познавательный интерессвоем развитии проходит через различные состояния. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются чисто условно, наиболее характерные их признаки являются общепризнанными.

Значение интереса

Интерес как к знаниям, так и процессу их приобретения может стать движущей силой развития интеллекта и важным фактором воспитания всесторонне развитой личности.

.      Интерес содействует формированию волевых качеств личности, а также укреплению ее активной, творческой жизненной позиции.

При наличии стрессовых психотравмирующих ситуаций люди, проявляющие поисковую активность, заболевают гораздо реже, чем люди, лишенные такой активности по тем или иным обстоятельствам.

Виды интересов (Я.Л.Коломинский)

По отношению к потребности

1. а)непосредственный
б) опосредствованный - интерес к результатам деятельности: образовательному цензу, приобретению профессии, служебному или общественному положению, ученому званию, материальным результатам.

3. По уровню действенности:
а) пассивный - созерцание;
б) активный - действие.
4. По объему:
(характеризует структуру интересов личности)
а) широкий - многим интересуется, глубоко разбирается;
б) узкий - любознательность, нет постоянного увлечения.
5. По глубине:
а) глубокий - стремление глубоко проникнуть в предмет познания, в совершенстве овладеть профессией;
б) поверхностный - легкомысленность в практике, верхоглядство в познании.
6. По устойчивости:
а) устойчивый - развитые способности и глубокое сознание своего долга и призвания;
б) неустойчивый - антипод первого, характерен взрослым и детям.

Стимулы формирования интереса подразделяются на две группы.

В первой группе стимуляция осуществляется содержанием и к ней относятся следующие стимулы: 1) Новизна содержания; 2) Обновление уже усвоенных знаний; 3) Исторический аспект школьных знаний (в археологии обычно для этого аспекта используется понятие «историография»); 4) Практическая необходимость в знаниях; 5) Показ учащимся современных научных достижений

Во второй группе стимуляция осуществляется характером и организацией деятельности, это стимулы познавательной самостоятельности.

К ним относятся: 1) Многообразие форм самостоятельной работы; 2) Проблемность; 3) Исследовательский подход; 4) Творческая работа учащихся; 5) Практическая работа

 

Условия, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса школьников:

Основными психологическими условиями возникновения познавательного интереса в процессе обучения являются следующие:

1) получаемые знания обладают новизной для обучаемых, ибо повторение известных истин надоедает;

2) знания осознаются как полезные для учащихся, т. е. объективное значение этих знаний приобретает для них личностный смысл;

3) на уроке царит творческая обстановка мыслительного поиска недостающих знаний при решении учебных задач;

4) активность поисковых действий или правильное решение учебной задачи получает положительную оценку (одобрение учителя или коллектива класса, учебной группы);

5) на уроке складывается ситуация творческого конкурса на самое лучшее, самое оригинальное решение учебной задачи.

Педагогические условия

Максимальная опора на активную мыслительную деятельность учащихся: ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

вести учебный процесс на оптимальном уровне развития учащихся.

Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса

благоприятное общение в учебном процессе.

Стремление к общению с товарищами, с учителем само по себе может быть сильным мотивом учения и в то же время способствовать укреплению познавательного интереса.

Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ученика.

Наличие интереса является одним из главных условий успешного протекания учебного процесса и свидетельством его правильной организации. Отсутствие интереса у школьников является показателем серьезных недостатков в организации обучения.

3. Мотив — это внутреннее побуждение личности к тому или иному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности (от базовых, жизненных, биологических до высших социальных).
Мотив может обладать:
1. Количественными характеристиками (по принципу «сильный—слабый»).
2. Качественными характеристиками (внутренние и внешние мотивы). Если для личности деятельность значима сама по себе (например, удовлетворяется познавательная потребность в процессе учения), то перед нами внутренняя мотивация. Если же основной толчок к деятельности дают соображения социального престижа, зарплаты и т. д., то речь идет о внешних мотивах.

  1. Сами внешние мотивы могут быть положительными (мотивы успеха, достижения) и отрицательными (мотивы избегания, защиты). Или позитивными и негативными.

От силы и структуры мотивации в значительной мере зависят как учебная активность учащихся, так и их успеваемость. При достаточно высоком уровне развития учебной мотивации она может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточного запаса у учащегося требуемых знаний, умений и навыков.

Основу человеческой мотивации составляют потребности. Потребностью называют состояние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или материальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

По содержанию потребности делятся на ( по Маслоу): физиологические (органические) потребности, потребности в безопасности, потребности в принадлежности и любви, потребности уважения (почитания), познавательные потребности, эстетические потребности, потребности в самоактуализации – образуют так называемую пирамиду, в основании которой лежат физиологические потребности, а высшие потребности, такие как эстетические и потребность в самоактуализации, составляют ее вершину.

Мотив – это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в основе выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта. Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Мотивация учения складывается из многих, изменяющихся и вступающих в новые отношения друг с другом сторон (общественные идеалы, смысл учения для школьника, его мотивы, цели, эмоции, интересы и др.).

Поэтому становление мотивации есть не простое возрастание положительного или отрицательного отношения к учению, а стоящее за ними усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, установление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними. (Маркова)

       Воспитанию положительной мотивации учения способствуют общая атмосфера в школе, классе; участие ученика в коллективистических формах организации разных видов деятельности; отношения сотрудничества учителя и учащегося, помощь учителя не в виде прямого вмешательства в выполнение задания, а в виде советов; привлечение учителем школьников к оценочной деятельности и формирование у них адекватной самооценки.

       Работа учителя, прямо направленная на упрочнение и развитие мотивационной сферы, включает в себя следующие виды воздействий:

4. актуализация уже сложившейся у школьника ранее мотивационных установок,

которые надо не разрушать, а укреплять и поддержать.

5. создание условий для появления новых мотивационных установок (новых

мотивов, целей) и появление у них новых качеств (устойчивости,

осознанности, действенности и др.)

6. коррекция дефектных мотивационных установок

7. изменение внутреннего отношения ребенка как к наличному уровню своих

возможностей, так и к перспективе их развития.

Формирование включает несколько блоков – работу с мотивами, целями,

эмоциями, учебно-познавательной деятельностью школьников. Внутри каждого из

блоков проводится работа по актуализации и коррекции прежних мотивов,

стимуляция новых мотивов и появлению у них новых качеств.

Какие же задания и упражнения может применять учитель для

целенаправленного воздействия на мотивационную сферу учащихся?

- Могут использоваться упражнения на сотрудничество со Взрослым.

- Упражнения на целеполагание школьников в учении, прежде всего на реалистичность в целеполагании, надо укреплять адекватную самооценку и уровень притязаний. В упражнении на закрепление адекватной самооценки важно учить школьников грамотному объяснению своих успехов и неудач.

- Особым видом работы по формированию у учащихся адекватного уровня притязаний и самооценки является обдуманное поощрение их учителем. Для

мотивации школьника более важной, чем оценка учителя оказывается скрытая в

отметке информация о его возможностях.

- Оценка учителя повышает мотивацию, если она относится не к способностям ученика в целом, а к тем усилиям, которые прилагает ученик при выполнении задания.

- Другим правилом выставления отметки учителем для поощрения мотивации является такой прием, когда он сравнивает успехи не с успехами других учеников, а с его прежними результатами.

   


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.