Формирование мотивации на отдельных этапах урока. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Формирование мотивации на отдельных этапах урока.

2021-03-17 136
Формирование мотивации на отдельных этапах урока. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

1. На начальном этапе урока учитель может учитывать несколько видов побуждений учащихся: 

- актуализировать мотивы предыдущих достижений ("мы хорошо поработали над предыдущей темой"), вызывать мотивы относительной неудовлетворенности ("но не усвоили еще одну важную сторону этой темы"),

- усилить мотивы ориентации на предстоящую работу ("а между тем для вашей будущей жизни это будет необходимо: например в таких-то ситуациях"),

- усилить непроизвольные мотивы удивления, любознательности.

  1. Этап подкрепления и усиления возникшей мотивации. Должен сопровождать весь урок. Для этого могут быть использованы чередования разных видов деятельности (устной и письменной, трудной и легкой и т.п.).
  2. Завершения урока.

       Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным, личным опытом и чтобы в конце урока возникала положительная установка на дальнейшее учение. Главным здесь является усиление оценочной деятельности самих учащихся в сочетании с отметкой учителя. Формировать и развивать мотивацию - значит не заложить готовые мотивы и цели в голову учащегося (это могло бы привести к манипулированию другим человеком), а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с четом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика.

 

БЫЛО

Интерес является мотив ом познавательной деятельности - образования личности – и постепенно складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и не является присущим от рождения. ПИ - это эмоционально окрашенное стремление человека познать объект или явление. Физиологической основой интереса является рефлекс (детское любопытство, любознательность, а затем ПИ). Определяется уровнем качества знаний и сформированностью изменений. Функции: средство обучения, Источник формирования ПИ - каждый компонент деятельности. ПИ - явление развивающееся. Уровни: 1. элементарный (интерес к новым фактам); 2. интерес к существующим явлениям (предполагает поиск, активность, оперирование знаниями и изменениями, которыми владеет ребёнок); 3.Интерес к причинно-следственным связям, к выявлению закономерностей (связан с исследовательской творческой деятельностью). Уровни взаимосвязаны. ПИ может быть устойчивым (ситуативный), локализованным (аморфный, не ясно, нужно подумать, стимулировать), осознанным. Проявление ПИ: ☺ интеллектуальная активность (проявляется по-разному: стремление учитбся, в деятельности, оперирование знаниями, умениями); ☺ эмоциональное явление (фон: равнодушие, инертность, удивление, гнев, заинтересованность); ☺ мимика, жесты; ☺ волевые проявления, внимание, реакция на звонок; ☺ поведение учеников при затруднениях; ☺ выбор деятельности в свободное время. Условия формирования: опора на активное мышление, эмоциональная атмосфера. Пути формирования: зависит от учителя: 1.содержание материала, научный подход, опора на личный опыт; 2.сама деятельность, в которую включён ребёнок (игра, творческая деятельность, стиль общения).

Мотивация – ведущий фактор регуляции активности личности, ее поведения и деятельности. Мотивационная сфера личности – это совокупность стойких мотивов, имеющих определенную иерархию и выражающих направленность личности. Мотив - устойчивое качество личности; внутреннее побуждение личности к определенному виду активности (деятельность, общение, поведение), связанное с удовлетворением определенной потребности. В качестве мотивов могут выступать идеалы, интересы, убеждения, социальные установки, ценности + потребности. На успешность учебной деятельности влияет сила (нераспростарняемость закона Йеркса-Додсона на познавательную мотивацию) и структура мотивации + отношение мотива к содержанию деятельности (самоценность деятельности как удовлетворяющей потребность, например, познавательную, либо соображения социального толка Þ внутренние и внешние мотивы). Продуктивную творческую активность личности в учебном процессе связывают с познавательной мотивацией, а не мотивацией успеха (А.М.Матюшкин). Позитивные (успеха, достижения) и негативные (избегания, защиты) мотивы. Высокая позитивная мотивация может восполнять недостаток специальных способностей или недостаточность ЗУН (компенсаторный фактор). Мотивация влияет на учебную активность и успеваемость Þ принцип мотивационного обеспечения учебного процесса.


12. Развитие самостоятельности и творческой индивидуальности учащихся в образовательном процессе.

 

Самостоятельность

Самостоятельность - важнейшая характеристика личности; самостоятельность не может возникнуть в отрыве от других личностных свойств (произвольности, воли, целеустремленности), без самостоятельности личность не становится полноценной.

Необходимость воспитания личности, готовой к самостоятельной и ответственной взрослой жизни является требованием времени и особо подчеркивается во всех документах по модернизации образования (Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, Стратегия модернизации содержания общего образования и другие документы);

2. Самостоятельная работа. Условия развития самостоятельнсоти

Под самостоятельной работой понимают разнообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности учащихся, осуществляемой ими на классных и внеклассных занятиях или дома по заданиям без непосредственного участия учителя.

Задачи педагога:

  • создать условия для самостоятельной работы;
  • вооружить учащихся методами и приёмами творческой работы;
  • обеспечить школьникам основные условия для творческой деятельности;
  • предоставить учащимся время для осуществления всех фаз творчества (подготовка идеи; созревание идеи; озарение; проверка своей идеи, воплощенной в действительность).

Условия творческой деятельности:

  • обмен и борьба мнений;
  • свобода критики;
  • снятие психологической инерции;
  • проведение детального анализа;
  • не избегать вопроса "почему?";
  • сам педагог творческая личность;
  • сотворчество педагога и воспитанника;
  • мотивация.

Есть много способов формирования активной, самостоятельной личности. Это «метод проектов», организация исследовательской деятельности и многое другое.

Для развития самостоятельности в процессе обучения учащиеся должны выступать полноправными субъектами учебной деятельности на всех трех их этапах: - планирования деятельности, - ее осуществления, - анализа, оценки и разработки программ коррекции и совершенствования».

 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.