Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
Топ:
Генеалогическое древо Султанов Османской империи: Османские правители, вначале, будучи еще бейлербеями Анатолии, женились на дочерях византийских императоров...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Теоретическая значимость работы: Описание теоретической значимости (ценности) результатов исследования должно присутствовать во введении...
Интересное:
Принципы управления денежными потоками: одним из методов контроля за состоянием денежной наличности является...
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Дисциплины:
2021-04-18 | 98 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Говоря о воле, следует отметить, что ряд психологических школ, в частности, бихевиористы, считают волю комплексом чувственных стремлений, да ещё и детерминированных извне. Фрейдисты определяют это понятие как сублимированное бессознательное. Уильям Джеймс называет её способом самозащиты от неуверенности. Эмиль Дюркгейм – проявлением социального давления. Постмодернисты[343] вообще отмахиваются от этого понятия, считая, что воля – это поток бессмысленных, несвязных импульсов, не поддающихся интерпретации.
Однако христианская психология, верная антропологическому учению Православной Церкви, утверждает, что каждый нормальный человек обладает способностью принимать решения, опираясь на интеллектуальное познание внешней и внутренней реальности.
У воли есть одно важное свойство, выраженное в известном латинском афоризме: «Nihil volitum quin prae cognitum» (нельзя желать того, чего не знаешь). Ум познаёт, воля желает. При этом личность находится в условиях множественных возможностей и реальностей. Среди них мы вынуждены выбирать, причём большей частью в обстоятельствах, от нас не зависящих. «Жизнь – это решение того, что нужно делать», - говорил испанский философ Ортега-и-Гассет.[344]
Воля – это наша способность решать, руководствуясь разумом, чего мы хотим или какими хотим быть. Здесь мы видим, что помимо времени, пространства, множества возможностей и условий, в которые поставлен человек, одно измерение присутствует всегда – это свобода.
Итак, мы сказали эти слова. Человеку присуща свобода воли.
Или так: свобода воли – базовое, существенное и неотъемлемое свойство человеческой личности.
Именно воля должна быть тем орудием, которое постоянно выбирает для нас благо, имено воля формирует нашу личность. «Мы стали карикатурой образа Божия» - говорит о человеке после грехопадения митрополит Антоний (Блум).[345] Делая многократный выбор в пользу добра, мы тем самым формируем свою личность, очищаем её от наслоений, реализуем её предназначение. В каких-то моментах тот, кто живёт духовной жизнью, приближается к евангельскому образу человека, по большинству пунктов – нет. В чём-то мы проявляем добродетель без усилия, в чём-то приходится себя напрягать и даже ломать, напрягая волю.
|
Вообще для тренировки воли полезно её напрягать. Но перенапрягать её, надеясь только на собственные усилия, для человека может быть опасно. Шаг за шагом, в мелочах, в ежеминутном выборе, направляя свою волю ко благу, мы медленно (очень медленно!) освобождаем себя от всего, что омрачает в нас образ Божий, от того, что закрепощает и порабощает нашу личность. И в какой-то момент добро становится частью нашего естества, перевешивая цели временные, сиюминутные и потому бесполезные.
При этом личность, находя своё удовлетворение и обретая полноту в раскрытии своего первообраза («совершенного образа», по выражению митрополита Антония (Блума)), всё в большей степени открывается Богу, обретая гармонию, возрастая в любви. Это путь святых, единственно верный путь приближения конкретного индивида к идеалу подлинного Человека.
Как мы уже поняли, воля проявляется и действует в желании. Но человеческое желание, отмечает Николай Кавасила, не удовлетворяется ничем сотворенным. Это одно из проявлений образа Божьего в человеке.
«Всё наше следует за желанием, и куда влечёт оно, туда направляются и побуждение тела, и движение помысла, и всякое деяние, и всё человеческое; словом, желание управляет всё в нас, и когда обуздывается оно, всё бывает связано» - пишет Кавасила.[346]
Говоря современным языком, тут и воля, и феноменология, и теория доминант.
Вообще, мы часто делаем ссылки на феноменологический подход,[347] хотя следует оговориться, что не всё в человеке поддаётся феноменологическому описанию.[348]
|
Итак, именно направление воли является ключом к духовной жизни, а следовательно, и к пониманию человека. Духовная жизнь является исполнением меры человека внутри нас. Воля – это центральное понятие духовной жизни. Недаром основной целью монашеского искуса, послушания старцу, является оставление своей воли, то есть своеволия. Взамен формируется воля обоженная, как высочайшая добродетель, рождающая любовь и носящая имя святости.
Для православного сознания путь подвига отнюдь не означает какого-то эксцентрического выбора. Он не является какой-то странной и маргинальной жизненной стратегии, каким его обычно считает обыденное сознание. Не означает и аномальной формы поведения, каким его считает позитивистское «научное сознание». Скорее наоборот: подвиг – это универсальная установка христианина и даже более, человека как такового, ибо это не что иное, как путь возведения человеческой природы к Богу. Подвиг есть подвигание нашей ветхой природы, соделывание ее подвижной, способной к восхождению и перемене, претворению в иную природу. Иначе говоря, это не что иное как динамический подход к человеку в его природе, динамическая антропологическая установка.[349]
Воля человека направляется в зависимости от выбора на те или иные объекты, которые мы назовём ценностями. Причём объекты будут являться ценностями не сами по себе, а по причине принадлежащих им свойств.
Пост, например, является ценностью не сам по себе («вещь в себе»), он ценен постольку, поскольку является инструментом духовного совершенствования. Иначе он становится всего лишь диетой. Да и диета не является самодостаточной ценностью, она нужна лишь для того, чтобы достичь оздоровления или похудения.
Итак, ценности – это не столько вещи, сколько качества явлений и вещей, в силу которых они становятся ценностями.
Русский философ А.Ф. Лосев в своей «Диалектике мифа» замечательно показал, что любой предмет или явление воспринимается нами в мифологическом ключе. «Мне кажется, что надеть розовый галстук или начать танцевать для иного значило бы переменить мировоззрение, которое… всегда содержит мифологические черты. Костюм - великое дело».[350]
|
Во фраке, пусть даже ветхом, никто не станет работать на огороде, поскольку у фрака есть свой миф. Он не просто одежда, а часть определенного мира со своими атрибутами.
В обычной жизни мы постоянно испытываем ориентирующее воздействие ценностей. Естественно, существуют реальности, являющиеся объективными ценностями для личности, они ведут к развитию личности: это уважение к другим людям, вежливость, уступчивость, служение ближнему, соблюдение заповедей. Это и есть подлинный и неистощимый источник смысла для человека.
Есть реальности, которые, становясь ценностями, доминирующими в сознании какого-либо конкретного человека, ведут к деформации личности, её утяжелению, бездуховности. Это ненависть к людям, страсть к роскоши, зависть, накопительство и т.д.
Есть также реальности, смысл которых зависит от их конкретного ситуативного использования. Самый доступный пример – это деньги. Без денег зачастую нет возможности реализовать свои потребности, ведущие к развитию личности. Но становясь самоцелью, деньги приносят множество бед. «Трудно богатому войти в Царство Небесное», - предупреждал Христос (Мф. 19, 23).
Как же мы различаем ценности? В сердце каждого человека независимо от времени и места рождения заложен нравственный закон, проявляющий себя голосом совести. При этом у всякой ценности со знаком «+» есть антипод со знаком «-»:
Доброта – злоба;
Любовь – ненависть;
Воздержание – распутство;
Нестяжательство – сребролюбие и т.п.
Классификаций ценностей имеется множество. Многие психологи, антропологи, философы, богословы, пытались создать свои схемы. Но человек тем и отличается от других объектов исследования, что с трудом укладывается в различные схемы.
Мы представим только нашу классификацию, как результат синтеза нескольких классификаций. Расположим ценности, начиная с низших и заканчивая высшими:
I. Биологические:
1. Витальные.
2. Инстинктивные.
3. Чувственные.
II. Социально-общественные:
4. Социальные.
5. Экономические.
6. Политические.
III. Умственно-душевные:
7. Логические.
8. Интеллектуальные.
9. Эстетические.
IV. Нравственно-духовные:
10. Ценности стремления.
11. Нравственные.
12. Религиозные.
По меткому замечанию диакона Андрея Кураева, «Человек по природе своей служитель… Человек не может «успокоиться», пока не найдет в своем мире такой ценности, которую он мог бы поставить выше себя и посвятить себя служению ей. Этой ценностью может быть ребенок и семья, работа и искусство, служение людям и, конечно - Богу. Но ценность только тогда и наполняет человека своим смыслом, если он перестает «пользоваться» ею, но отдает себя в ее распоряжение. На языке аскетики такое установление в человеке «диктатуры совести» называется «отсечением своей воли»».[351]
|
|
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...
Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!