Человек как образ и подобие Божие. — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Человек как образ и подобие Божие.

2021-04-18 92
Человек как образ и подобие Божие. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

В Библии мы читаем: «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26). Но в описании совершившегося акта творения ещё не говорится о подобии. «И сотворил Бог человека по образу Своему» (Быт. 1, 27) и «сотворил Бог Адама, по образу Божию сотворил его» (Быт. 5, 1). Отсутствие упоминания о подобии как бы подчеркивается здесь дважды повторенным «по образу Божию», по которому создан Адам.

Некоторые Отцы Церкви отличают «образ» от «подобия», отмечая, что образ - это то, что изначально вложено Творцом в человека, а подобие - то, чего предстояло достичь в результате добродетельной жизни. Выражение «по образу» означает разумное и одаренное свободной волей, а выражение «по подобию» означает уподобление через добродетель, насколько это возможно», - пишет преп. Иоанн Дамаскин.[262]

Если образ Божий изначально присущ человеку, то подобие Божие он должен стяжать: образ должен раскрываться в подобии, и это совершается в свободе и самоотдаче любви. Быть образом Божиим – значит иметь возможность уподобляться Богу. Другими словами, подобие Божие, «сходство» с Богом, есть задание, данное человеку, динамическая задача, которую он должен выполнить. Все свои способности человек должен реализовать в «возделывании» мира, в творчестве, в добродетели, в любви, чтобы через это уподобиться Богу, ибо «предел добродетельной жизни есть уподобление Богу», как говорит святитель Григорий Нисский.[263]

В своем слове «О воплощении Слова» свт. Афанасий Александрийский утверждал, что если в мире на всей твари и на каждой в отдельности, «положены некий отпечаток и подобие» божественной Премудрости и Слова, то только одна природа человека запечатлевается, помазывается образом Божиим.[264]

Вообще, для христианской антропологии учение свт. Афанасия имеет очень большое значение, поскольку «призыв не пуританизму и не к юридическому оправданию, как это слышится в западных исповеданиях, протестантском и католическом, а призыв к обожению и составляет в глазах учителей Востока истинную сущность христианства».[265]

Св. Афанасий сравнивает падшего человека с потускневшей иконой: Бог не пишет Свой образ заново, а восстанавливает на старой доске. Для этого необходим первообраз, и Сын Божий приходит на землю, чтобы обновить человека, созданного по образу Божьему.

Понимание «образа Божия» в человеке можно сформулировать следующим образом. Господь наделил человека способностью быть личностью, то есть реализовать свою жизнь согласно модусу[266] Божественного бытия. Бог един в Трёх Лицах, Которые реализуют Божественную природу как любовь, свободную от какой бы то ни было необходимости. Бог является Богом потому, что Он Личность и Его бытие не зависит ни от чего другого, в том числе от природы, или сущности. Он Сам, будучи Личностью, совершенно свободно определяет собственную природу. Он есть потому, что хочет быть, и это волеизъявление осуществляется как любовь, как взаимообщение Трех Ипостасей. Вот почему «Бог есть любовь» (1 Ин. 4, 16), и само Его бытие есть любовь. Эту способность личностного существования Бог запечатлел и в человеческой природе. В уподоблении Христу «человеческая жизнь становится причастной вечности и нетлению, поскольку вечна и нетленна Божественная жизнь в ее троичной взаимопроникновенности и единстве».[267]

Богослов Оливье Клеман однажды сказал, что человек существует как ответ на призыв Бога.[268] Бог пробуждает человека как личность, пробуждаясь при этом Сам как Личность. Поэтому мы и говорим, что человек - это образ Божий. Не следует понимать слово «образ» в неподвижном или статическом смысле. Можно перевести выражение «образ Божий» как «Божий призыв». Бог зовет каждого по его имени; это то самое имя, которого мы не знаем, которое знает только один Бог.[269]

И тут мы снова подходим к взаимосвязи Тринитарного богословия и антропологии. Действительно, из всех живых существ только человек может быть не только причастен Божеству, но способен общаться с Богом, предстоять Богу лицом к лицу. Но общаться может не что, а только кто, то есть личность. Поэтому «можно сказать, что образ Божий в человеке заключается прежде всего в том, что человек есть личностное существо. И в этом безличностном мире он единственный является личностным образом личного Бога».[270]

В практическом плане наличие в каждом человеке образа Божия говорит о необходимости предельной бережности в общении с ближним.

Хорошо сказал об этом И.С. Шмелев в повести «Лето Господне». Плотник Горкин (по сути, это образ настоящего русского праведника) говорит шести-семилетнему Ивану:

«Вот зачем ты на Гришу намедни заплевался? Лопату ему расколол, он те побранил, а ты — плеваться. И у него тоже Ангел есть, Григорий Богослов, а ты... За каждым Ангел стоит, как можно... на него плюнул — на Ангела плюнул!

На Ангела?!. Я это знал, забыл. Я смотрю на образ Архистратига Михаила: весь в серебре, а за ним крылатые воины и копья. Это все Ангелы, и за каждым стоят они, и за Гришкой тоже, которого все называют охальником.

— И за Гришкой?..

— А как же, и он образ-подобие, а ты плюешься. А ты вот как: осерчал на кого — сейчас и погляди за него, позадь, и вспомнишь: стоит за ним! И обойдешься. Хошь царь, хошь вот я, плотник... одинако, при каждом Ангел… За тобой Иван Богослов стоит... вот, думает, какого плевальщика Господь мне препоручил! — нешто ему приятно? Чего оглядываешься... боишься?

Стыдно ему открыться, почему я оглядываюсь.

— Так вот все и оглядывайся, и хороший будешь. И каждому Ангелу день положен, славословить чтобы... вот человек и именинник, и ему почет-уважение, по Ангелу. Придет Григорий Богослов — и Гриша именинник будет, и ему уважение, по Ангелу. А завтра моему: «Небесных воинств Архистратизи... начальницы высших сил бесплотных...» — поется так. С мечом пишется, на святых вратах, и рай стерегет, — все мой Ангел. В рай впустит ли? Это как заслужу. Там не по знакомству, а заслужи. А ты плюешься...».

 

«Кожаные ризы».

 

    Одним из главных следствий грехопадения для первых людей было расторжение союза с Богом, потеря благодати, смерть духовная. По слову преп. Симеона Нового Богослова, «Удаление души от Бога есть смерть для неё. Как тело умирает, когда отделяется от него душа, так и, когда от души отделяется Дух Святой, душа умирает».[271]

В результате грехопадения в нашу жизнь вошли болезни, страдания и скорби. Человек «стал смертным, так как потерял возможность вкушать от древа жизни. Не только сам человек, но и весь окружающий его мир изменился в результате грехопадения. Изначальная гармония между природой и человеком нарушена - теперь стихии могут быть враждебны ему, бури, землетрясения, наводнения могут погубить его. Земля уже не будет произращать все сама собой: ее надо возделывать «в поте лица», а она принесет «терния и колючки». Звери тоже становятся врагами человека: змей будет «жалить его в пяту» и другие хищники нападать на него (Быт. 3:14-19). Вся тварь подчиняется «рабству тления», и теперь она вместе с человеком будет «ждать освобождения» от этого рабства, потому что покорилась суете не добровольно, но по вине человека (Рим. 8:19-21).[272]

Согласно Библии, после падения первых людей Бог из сострадания к ним «одел их… в одежды кожаные» (Быт. 3, 21). Под «кожаными ризами» Святые Отцы обычно понимают смертность человека, которую человек после своего падения воспринял как свою вторую природу. В определенном смысле это утрата человеком своего богоподобного достоинства.

    Однако Господь «использует сложившуюся ситуацию на пользу согрешившему человеку. Это как бы вторая сторона «кожаных риз» – в ней прослеживается не только правосудие, но и проявление любви и попечения Божия о падших прародителях. Позволяя существовать смерти, Творец обращает её против тления, приводящего к смерти, и устанавливает предел как для тления, так и для греха. Так Бог ограничивает зло и делает падение небезнадежным. Его первоначальный план о вечной и блаженной жизни человека остается неизменным. Комментируя эту тайну беспредельного Божественного сострадания, святитель Григорий Богослов говорит, что Бог попускает существовать смерти, «чтобы тело не стало бессмертным».[273]

Облечение в грубую плоть лишило человека возможности напрямую общаться с духовным миром. «Однако в этом была немалая польза, ибо, по причине греховного направления своей воли, человек мог общаться только с демонами, но никак не с Ангелами и тем более с Богом. И грубая плоть, как завеса, скрывает его от непосредственного влияния духов злобы».[274]

Человек есть средина и средоточие тварного бытия. Через него всё творение получает участие в жизни духовной (ср. Рим. 8, 22). Именно человеку, поставленному во главе всего видимого мира, надлежало в себе объединить всё и через себя объединить с Богом, привести мир к такому состоянию, при котором Бог «всяческая во всём» (ср. 1 Кор. 15, 28), поскольку конечной целью творения мира является его преображение.

Первый человек не исполнил поставленной перед ним задачи. Грехопадение вызвало распад человеческого существа, распад малого мира, который повлёк за собой, как естественное своё последствие, и распад космический, разлад во всём мире. Мир погрузился в беспорядок, борьбу, страдания, смерть и тление. Он перестал быть отражением божественной красоты, потому что образ, вписанный в человеке, омрачился.

Однако замысел Божий о человеке не изменился. Задание, которое падший человек не смог выполнить, было осуществлено вторым Адамом, Спасителем. «Бог, желая иметь такого человека, каким в начале создал Адама, послал в последние времена на землю Сына Своего единородного, и Он, пришедши, воплотился, восприняв совершенное человечество, чтобы быть совершенным Богом и совершенным Человеком, и Божество имело таким образом человека, достойного Его».[275]

Чтобы освободить человечество от власти первородного греха, нужен был безгрешный человек, ибо грех есть нечто внешнее, привносимое извне к сотворенной Богом человеческой природе. Грех – порождение воли твари, по объяснению св. Григория Нисского, вольное выпадение твари из полноты бытия.

В совершенной жизни Спасителя осуществилось восстановление образа Божия в человеке. Через вольно принятые страдания[276] Христос упразднил власть первородного греха и привёл человека к осуществлению той цели, для которой он был создан, - к уподоблению Богу.

Согласно православному учению, образ Божий неизгладим в человеке. Но уподобление Богу может увеличиваться или уменьшаться. Будучи свободным, человек может, по своему произволению, стать и «сыном погибели». Тогда образ Божий в нём затмевается и он может осуществить в своей природе отвратительное «неподобие», карикатуру Бога.

Таким образом, христианский психолог может исходить из двух антропологических посылок. С одной стороны, это учение о человеке как об образе Божием, с другой стороны – утверждение о «ризах кожаных» (Быт. 3, 21). Взятые вместе, эти принципы дают возможность правильно понять состояние человека: к чему он призван, каков его потенциал, и в каком положении он оказался после грехопадения. «Человек – это животное, получившее повеление стать богом», - сказал однажды свт. Василий Великий.[277]

Уже то, что эти «ризы» были надеты на человека после падения, говорит о том, что их нельзя считать неотъемлемыми составляющими. И то, что современная наука определяет как «человеческое естество», оказывается его падшим состоянием.[278]

Согласно ёмкой формулировке св. Григория Богослова, кожаные ризы – это воля плоти.[279] Душа человека является как бы связующим звеном между Богом и телом, «и имеет силы, объединяющие её с обоими», - учит св. Максим Исповедник.[280]

В повседневной жизни мы можем наблюдать антитезу «кожаных риз» и образа Божьего всякий раз, когда человек хочет сделать что-то доброе, но в итоге совершает грех.

Пример: человек узнает о том, что его знакомый заболел, идет к нему в гости с вполне благими намерениями. Придя же к больному, впадает в грех празднословия, осуждает всех общих знакомых, вдобавок ссорится с самим больным, уходит в самом плохом расположении духа: «Я-то к нему в гости пришел, решил доброе дело сделать, а он… Вот она, черная неблагодарность!»

Вот другой пример. Проголодавшийся человек чувствует аппетитный запах вкусной скоромной пищи, доносящейся с кухни. Однако он готовится завтра причаститься, к тому же сегодня постный день. Возможны два варианта: человек не выдержит и нарушит пост (то есть победят «кожаные ризы»), или – станет сильнее влечения своего (и победит образ Божий, заложенный в нем).

 


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.019 с.