Православная триадология как основа учения о человеке. — КиберПедия 

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Православная триадология как основа учения о человеке.

2021-04-18 126
Православная триадология как основа учения о человеке. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Нужно заметить, что в православном богословии заложено глубокое и богатое антропологическое содержание. В богословии и догматике кроются важные свидетельства Откровения и христианского разума о человеке.

Самый очевидный пример: тринитарное богословие несет в себе онтологию, описание особого образа бытия, стоящего на началах любви и общения, – и, безусловно, эта онтология и эти начала весьма существенны для антропологии. Можно сказать, что антропологическое содержание догмата троичности постоянно питало христианскую мысль.

Далее, христологическое богословие определяет образ связи человека и подлинного бытия, и его кардинальное антропологическое значение еще более очевидно. Можно привести, скажем, следующие слова архимандрита Софрония (Сахарова): «Христос есть незыблемое основание и высший критерий учения Церкви о человеке – антропологии... Утверждения относительно человечества Христа одновременно отображают весь диапазон возможностей человеческой природы в целом».[298]

Вместе с тем, существует некоторая сложность в понимании этих глубочайших истин. Богословие обладает специфическим языком, характером понятий и рассуждений, и поэтому имеющееся в нём антропологическое содержание часть остается неявным, его нужно еще некоторыми способами извлекать.[299]

Решающее значение для понимания человеческой личности и человека в целом имеет учение о Троице. «В Боге одна природа и три Лица. Во Христе две природы и одно Лицо. Это значит, что как в Боге, так и в человеке, созданной по образу Бога, необходимо различать лицо, или личность, и – природу, или сущность»,[300] - резюмирует православное учение современный иерарх.

Во Христе Бог стал человеком, не теряя при этом Своего Божественного достоинства. В Его Личности Божественная природа соединилась с человеческой, но Личность Богочеловека является единой. Так и каждый человек, являясь носителем человеческой природы, остаётся при этом уникальной личностью.

Поскольку человек есть образ и подобие Божие, то многое из того, что можно сказать о Боге-Троице, справедливо и в отношении человека.

Во-первых, Бог есть любовь (1 Ин. 4, 8). Следовательно, можно предположить, что и «человек есть любовь».[301]

Во-вторых, невозможно говорить о Боге, не затрагивая тему общения. «Человек – чтобы быть подлинно человеком – должен жертвовать собой, то есть преодолевать свою самодостаточность… Преодолеть грех – значит разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к самоотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое даровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща».[302]

 Поскольку Бог есть Троица, весьма важное значение имеют для нас отношения между Тремя Лицами в Боге. Выразить истину о человеке невозможно без глубокого и полного раскрытия темы общения – как между людьми, так и между человеком и Богом.

Нужно отметить, что учение о Троице является величайшей тайной во всём христианском учении. Большинство людей уверены, что тринитарное учение является отвлеченно-богословским, оторванной от жизни головоломкой.

Действительно, учение о Троичности Бога – тайна в богословском смысле этого слова,[303] то, что может быть только открыто нам, причём в силу нашей способности вместить эту тайну, исчерпывающее же понимание нам не дано.

И всё-таки, есть свидительства о Святой Троице в Священном Писании, в определениях Вселенских Соборов и писаниях Святых Отцов.

Наиболее глубоким и полным образом, говорящим нам о Троице, является образ взаимной любви. Согласно этому образу, Троица понимается как общность (общение) Ипостасей (Личностей), соединенных взаимной любовью.

С точки зрения антропологических основ психологии, это очень важное заявление, имеющие свои следствия. Блаженный Августин говорил, что обратившись внутрь себя, мы обнаружим «следы Троицы». Учение о Троице имеет важное значение для психологии – как для личности, так и в межличностных отношениях. Троичность напоминает нам, с одной стороны, взаимодействие способностей внутри одной личности, с другой, - межличностные отношения.

Прежде всего, Святая Троица познаётся нами как общение или общность, что соответствует и нашему опыту общения. При этом общение совершается в любви. Любовь трехсоставна: тот, кто любит, кого любят, и сама любовь, простёртая от первого ко второму.[304]

Шотландский богослов XII века Ришар Сен-Викторский предложил такую формулу: «Любовь – это совершение человеческой природы, высшая реальность в нашем опыте личности; а потому она является также тем качеством нашей жизни, которое в наибольшей степени приближает нас к Богу, выражая совершенство Божественной природы».[305]

Себялюбие – это любовь, обращённая на самого себя, она не может быть совершенной, поскольку любовь – это дар другому. Но для того, чтобы быть полной, любовь должны быть взаимной, разделённой, утверждает Ришар Сен-Викторский. Мы это знаем по обычному, ежедневному человеческому опыту. Ведь и Бог – не одна Личность, любящая Себя Самое, но Три Личности, пребывающие в любви. Бог – не единица, но единство Трёх в любви.

Кстати, на иконе преподобного Андрея Рублёва взоры трёх ангелов, символизирующих Три Божественные Ипостаси, обращены не на нас, или куда-то в пространство, но друг на друга.[306]

Итак, мы любим друг друга, а точнее, призваны к любви, в стремлении к совершенству по образу Троицы.

Помимо понятия общения невозможно постичь истину о человеке. Невозможен рост человеческой личности и формирование человека в его полноте без «круговращения любви» в общении. Сущность человека может выразить себя лишь в общении, и касается это самых разнообразных форм нашей жизни. Повторим уже высказанную мысль: личностями мы становимся лишь в отношении к другим личностям.

С.Л. Рубинштейн в своей последней работе «Человек и мир» убедительно показал, что главной характеристикой человека является егоспособ отношения к другому человеку. «Первейшее из первых условий жизни человека — это другой человек. Отношение к другому человеку, к людям составляет основную ткань человеческой жизни, ее сердцевину. «Сердце» человека все соткано из его человеческих отношений к другим людям; то, чего оно стоит, целиком определяется тем, к каким человеческим отношениям человек стремится, какие отношения к людям, к другому человеку он способен устанавливать. Психологический анализ человеческой жизни, направленный на раскрытие отношений человека к другим людям, составляет ядро подлинно жизненной психологии».[307]

Человек не станет личностью, пока не повернётся лицом к другим. Недаром старец Зосима говорит в романе Ф.М. Достоевского: «...всякий человек за всех и за вся виноват; когда люди эту мысль поймут, то настанет для них Царствие небесное уже не в мечте, а в самом деле - на смену «уединению» придет братство».[308]

Подлинное человеческое бытие не может быть эгоцентричным, замкнутом на самом себе. «Ничто так не характерно для нашей природы, как общаться друг с другом, и нуждаться друг в друге, и любить родственного нам» - говорит святитель Василий Великий.[309] «Любовь между мужчиной и женщиной - это тоже любовь по образу любви божественной… И только в любви, благодаря любви человек может уподобиться Богу. В улыбке, с которой мать смотрит на своего ребенка, есть нечто от образа Божия».[310] И всё это потому, что Бог есть Троица.

«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности, - констатирует замечательный психотерапевт Виктор Франкл. – Никто не может осознать суть другого человека до того, как полюбил его. В духовном акте любви человек становится способным увидеть существенные черты и особенности любимого человека, и, более того, он видит потенциальное в нем, то, что еще не выявлено, но должно быть выявлено».[311]

В-третьих, Бог проявляет себя вовне как активная творческая сила. Человек также наделен способностью творить. Причём эта творческая способность выделяет человека из животного мира и ставит его даже выше мира ангельского.

Вот вкратце некоторые аспекты влияния христианского учения на формирование методологической базы психологии. На этой базе строится и психотерапия, и полемика с другими течениями психологии.

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.