Система верных слуг и вознаграждений — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Система верных слуг и вознаграждений

2021-01-29 94
Система верных слуг и вознаграждений 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Политика меценатства допускает присутствие в королевском окружении группы преданных монарху поэтов и писателей, поставивших свое искусство на службу Его Величеству во имя его прославления. Людовик XIV добьется своей цели путем системы вознаграждений, распределяемых между почетнейшими литераторами той поры. Список деятелей, каждый год составляемый Шапленом и Перро, содержит от 60 до 80 имен. Лучше всего Людовик XIV относится к ученым‑иностранцам: Кассини и Гюйгенс, например, получают один 9000, а другой 6000 ливров. Историк Эд де Мезере получает 4000 ливров, Корнель – 2000, Кино и Перро – по 1500 ливров каждый, Мольер и Буало – 1000 ливров… Величина награды варьируется в зависимости от того, в милости или в немилости пребывает «получатель сего». Мезере, осуждавший тяжесть налогового бремени, обнаруживает, что его пенсия урезана наполовину, а Буало и вовсе не находит себя в списке (причина его опалы – насмешки над его составителем, поэтом Шапленом). Лафонтен, остающийся преданным Фуке, не получает ничего вовсе. Королевское меценатство должно, тем не менее, учитывать различия. Общая сумма пенсий достигает в 1664 году 77 500 ливров – чуть больше половины той суммы, которую получает принц де Конде или госпожа де Монтеспан на воспитание королевских бастардов. И эти суммы в дальнейшем будут лишь уменьшаться…

Академии

В 1663 году Кольбер формирует «Малую академию», которая впоследствии, в 1701 году, превратится в Академию надписей и изящных искусств. Поначалу в нее входят Жан Шаплен, Франсуа Шарпантье, Эмабль де Бурзей и аббат Жак Кассань. Цель академии – произвести отбор надписей и девизов королевских памятников, а также подписей под гобеленами и медалями. «Господа, – заявляет «комиссии» Людовик XIV, – вы сами можете судить о чести, которую я вам оказываю, ибо вам я доверяю самую драгоценную в мире вещь: свою славу». «Малая академия» займется также «металлической историей правления Людовика XIV», превознося деяния короля – военные победы, королевские путешествия, возведение памятников – при помощи медалей. В сферу ее действий попадет не только нумизматика, но и живопись, скульптура, гравюра, музыка, танец, опера, риторика, архитектура, гобелены. «Малая академия» станет своего рода министерством культуры и пропаганды, управляющим делами искусства во Франции и выполняющим функции цензора. Параллельно с этим учреждением будет создана система королевских академий, предназначенных осуществлять контроль в научном, литературном и художественном мире: это академии наук, танца, музыки, живописи и скульптуры. После смерти канцлера Сегье Людовик XIV берет под покровительство Французскую академию, созданную в 1634 году. Он выплачивает пенсии выдающимся артистам и ученым (размер пенсии зависит от степени научного рвения), включая и некоторых иностранцев – тех, что усердно прославляют короля Франции, Для чести Его Величества важно, пишет Жан Шаплен, «чтобы казалось, что его восхваляют добровольно, а для того, чтобы создать видимость доброй воли; необходимо, чтобы его воспевали и за пределами его государства». Король, напоминает он, «милостив, но он знает, что делает, вовсе не желая прослыть простаком…»

Балеты и карусели

Молодой король в окружении аристократии, подчинившейся его власти, – таково значение праздника Карусели, развернувшегося 5‑6 июня 1662 года перед 15 000 зрителей в Париже, во дворе Тюильри. Разделившись на четыре группы по четыре всадника, молодые сеньоры держат щиты, на которых изображены символические картины и девизы, говорящие об их покорности или восхищении: «Uni militat astro» («Он сражается лишь для одной звезды»), «Reprice florebo» («Взгляни на меня, и я вновь зацвету»)… Вся эта «карусель» вращается вокруг молодого короля, который, облаченный в одеяния римского императора, выстраивает новую политическую систему, в которой дворянство играет роль его клиента или должника. В это же время постепенно набирает силу образ Короля‑Солнца, а сам Людовик XIV берет для своего девиза знаменитое «Nee pluribus impar», которое не так‑то просто перевести. В те времена большим знатоком и теоретическим разработчиком помпезных барочных празднеств считали преподобного отца‑иезуита Менестрие, крупного специалиста в области геральдики; именно он разрабатывал эмблематические правила подобных действ, творя тем самым новый мир.

 

Девиз короля

Девиз «Nee pluribus impar» дословно означает «не равное и многим» – или же «для многих равное». Дуврие, автор этого изречения, хотел выразить им то, что король, подобно солнцу, освещающему множество миров, способен управлять многими империями одновременно.

 

Король и науки

Во Франции основная научная деятельность сосредоточена в области астрономии. Благодаря вкладу зарубежных ученых, пользующихся поддержкой Людовика‑мецената, королевство шаг за шагом приближается к лидирующим в плане астрономической науки странам. В 1667 году король создает Парижскую обсерваторию, в стенах которой вскоре будет работать группа общепризнанных астрономов: Пикар, Озу, Рёмер, голландец Гюйгенс, пользующийся доверием Кольбера, и Кассини.

Значительные достижения в области астрономических инструментов (в частности, линзы и зрительные трубы) позволяют Кассини открыть пять новых спутников Сатурна и наблюдать за движением спутников Юпитера. Гюйгенс изучает динамику твердых тел и разрабатывает математическую теорию маятника, положив тем самым начало рациональной механике, в рамках которой будет открыт закон гравитации. Однако в области химии, ботаники, анатомии и медицины не будет сделано ничего нового вплоть до следующего века. Тем не менее в стенах Королевской академии наук, появившейся в 1666 году, будет отведено место как физикам, так и математикам.

 

ГЛАВА V.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ ЛЮДОВИКА XIV (1661‑1679)

 

Сердце короля

 

Будучи центром внимания всего двора, король – юный, красивый, величественный – становится объектом нескончаемых женских притязаний. Сердце принца «атакуют, как крепость», говорит он. Однако король‑воин, несмотря на врожденную осторожность в отношении женщин, не считает своим долгом оборонять эту «крепость» с пылом и усердием осажденного. Одаренный, как и его предок Генрих IV, привлекательной внешностью, он не медлит проявить инициативу в отношениях с представительницами прекрасного пола.

Королева Мария‑Тереза

В скором времени после заключения брака становится ясно, что супруга короля, Мария‑Тереза Австрийская, не может понять и принять нравы и обычаи французского двора и – что хуже всего – не способна занять в нем свое место. Суровое воспитание и не менее суровый этикет мадридского двора оставили в ее душе неизгладимый след. Молодая супруга короля еще с трудом говорит на французском языке! Она застенчива, замкнута в себе и не может привыкнуть к стесняющему ее образу жизни. Спокойная и добродетельная, но в то же время немного скаредная и ворчливая, большую часть своего времени Мария‑Тереза проводит в своих покоях в окружении испанских фрейлин, горничных и мопсов.

Без сомнения, королева глубоко набожна. Перед тем как стать супругой Людовика XIV, она приняла одеяния ордена францисканцев. Она навещает бедняков и больных, покровительствует множеству монастырей и снабжает их деньгами. Своему мужу, своей единственной любви, Мария‑Тереза подарит шесть детей, пять из которых умрут в раннем возрасте. Выживет лишь один, Людовик Французский, которого будут называть Великим Дофином. Он появился на свет 1 ноября 1661 года и скончался 14 апреля 1711 года, опередив отца. Людовик XIV выполняет свой супружеский долг, но стремится проводить время и в более пикантном обществе…

Кокетливая Генриетта

Это общество Генриетты Английской, его кузины и свояченицы. Дочь Карла I Английского, шестнадцатилетняя Генриетта должна стать супругой брата Людовика, Филиппа Орлеанского. Про нее нельзя сказать, что она ослепительно красива, но все убеждены в одном: Генриетта – воплощенная грация. Летом 1661 года в Фонтенбло король, юный торжествующий бог, влюбляется в эту бледную Офелию, привлеченный ее странными чарами и кокетливыми плутнями. Начинается опасная игра обольщения.

Но двор не остается в неведении. О любовной интрижке короля перешептываются за каждым веером. Королева возмущена. Филипп Орлеанский (который, впрочем, вряд ли подходит на роль праведника – слишком уж много в его окружении смазливых фаворитов) негодует по поводу этих лесных прогулок, которые король и Генриетта совершают верхом в компании молодых, прекрасно одетых, опьяневших от удовольствий придворных. Его выводят из себя эти бесконечные развлечения на канале, эти полночные купания в Сене… Желая избежать скандала, влюбленные решают прибегнуть к помощи подставного лица: чтобы отвлечь внимание от Генриетты, король делает вид, что его заинтересовала одна из фрейлин Мадам, некая Луиза Лавальер…

 

«Мадам умирает, Мадам умерла!..»

Генриетта Английская – герцогиня Орлеанская, третья дочь Карла I Английского и Генриетты Марии Французской, дочери Генриха IV, – умирает неожиданно. Смерть настигает ее в Сен‑Клу 30 июня 1670 года. Скоропостижная кончина порождает множество слухов и догадок, среди которых, разумеется, мелькает слух об отравлении. Сен‑Симон и Пфальцская принцесса, вторая супруга Филиппа Орлеанского, уверены, что это дело рук фаворитов Месье, маркиза д'Эффиа и шевалье Лотарингского. В действительности же современные врачи, изучив описания аутопсии, склоняются к мысли о естественной смерти, наступившей вследствие желчного перитонита и кишечной непроходимости. После ее кончины двор с волнением внимает речам Боссюэ, епископа Кондомского: «Тем не менее Мадам перешла от утра к вечеру, как полевая травинка. Утром она цвела с дивной грацией, вы это знаете. Но вечером мы увидели, что она засохла…»

 

Луиза де Лавальер

Луиза де Лабом‑Леблан, девица Лавальер, дочь доблестного маршала… Эта юная дочь Турени, недавно появившаяся при дворе, привлекает к себе не только своим чистосердечием и прямотой – у нее гибкий, стройный стан, голубые глаза и белокурые волосы. Невинный цветок! Несмотря на легкую хромоту, Луиза ловкая и неутомимая наездница, это Диана‑охотница во всем великолепии своих семнадцати лет.

Вот так попался тот, кто сам расставил сети! Людовик XIV влюбляется в девушку, выбранную им «для прикрытия», и встречает с ее стороны ответное искреннее чувство. Вскоре, не задерживаясь на остановках, усеивающих карту Страны Нежности, влюбленные становятся любовниками.

В этот период религиозные принципы короля расшатаны. Он перестает причащаться. На упреки брата король отвечает, что «он не такой лицемер, как Филипп, который идет на исповедь лишь потому, что этого желает королева‑мать». Проповедям Боссюэ и преподобных отцов, обрушивающих громы и молнии на головы нечестивцев, он предпочитает «Тартюфа», поддерживая Мольера в его распрях с богомольцами. Тем не менее вплоть до смерти матери король старается скрыть свою страсть и супружескую измену, хотя о ней знает весь двор, включая королеву. Луиза Лавальер, родившая королю пять детей, трое из которых умерли в раннем возрасте, умело скрывает свои 'беременности, хотя дело, конечно, не обходится без затруднений.

 

Смерть Анны Австрийской

20 января 1666 года в возрасте 64 лет уходит из жизни Анна Австрийская. Рак груди, унесший ее в могилу, заставлял ее месяцами страдать из‑за непереносимой боли. Чтобы прижечь рану, использовали негашеную известь! Людовик искренне оплакивает нежную, преданную мать, которая столь много вынесла, чтобы сохранить его трон. Однако вместе с ней исчезли последние моральные барьеры, удерживавшие короля от открытого афиширования своего предмета страсти. «Это была одна из наших величайших королев», – вздыхает во время похорон кто‑то из придворных. «Нет, – поправляет его Людовик XIV, – одна из наших величайших королей!»

 

Приключение на крыше

Интрига, затеянная летом 1662 года графиней де Суассон, нацелена на то, чтобы вывести из любовной игры мадемуазель де Лавальер при помощи опасной соперницы, фрейлины королевы, Анны‑Лючии де Ламотт‑Удан‑кур, пикантной блондинки, которая не испытывает недостатка в поклонниках, потерявших из‑за нее голову. Людовик, попав в эту западню, с удвоенным пылом ухаживает за кокеткой, заставляющей его сердце изнывать в любовном томлении.

Как‑то вечером в новом замке Сен‑Жермена, король, трепещущий от неудовлетворенной страсти, взбирается на крышу в компании двух, волокит, Сент‑Эньяна и Лозена, обманув тем самым бдительность герцогини де Наваль, придворной дамы королевы. Там, под крышей, сквозь дыру, проделанную в перегородке комнаты фрейлин, ему удается нашептать своей жестокосердной красавице слова любви и нежности. На следующий день, втайне от всех, госпожа де Наваль, узнавшая о том, что некие «привлекательные люди» в ночи подвергали себя опасности на водосточной трубе и дымоходе, велит снабдить окна вышеупомянутой комнаты решетками. Однако через день она обнаруживает, что решетки, снятые неведомо кем, валяются во дворе. А Людовик XIV, с едва заметной насмешливой улыбкой на губах, высмеивает «сноровку» наставницы, которая действовала столь тайно…

Царственная Монтеспан

С приходом осени 1666 года страсть Людовика к Луизе Лавальер угасает. Вероятно, короля утомляет слишком томная и робкая нежность его юной любовницы. Отныне его сердце принадлежит другой, на сей раз замужней женщине – Франсуазе де Рошеруар‑Мортемар, маркизе де Монтеспан, прозванной Атенаис. Ее ослепительная красота двадцати шести лет затмевает Луизу Лавальер и других придворных дам. Очарование Атенаис таится не только в ее белокурых волосах, глазах цвета небесной лазури, нежных губах и орлином носе, мужчин пленяет не только ее красивая, изысканно статная фигура или осанка богини, но и ее острый ум, способный на колкую и насмешливую шутку, на хитрую остроту, на меткий и жестокий ответ. Это – знаменитый ум Мортемаров.

Атенаис отнюдь не беспутная женщина. Она набожна и совестлива. Она правдива и порядочна. Но разве можно без конца отвергать любовь самого великого короля на земле? В мае 1667 года, когда Людовик XIV во главе своей армии борется за обладание испанскими Соединенными Провинциями, уступая в Авене имперскому Марсу, она предается вместе с ним усладам острова Цитеры. Их связь, начавшаяся в то время, преображает их: король перестает быть робким и неуклюжим юнцом; Атенаис, мудрая и набожная супруга, перерождается в сияющую Юнону, гордую и властную богиню, склонную к задорным шуткам и насмешкам. Эта «красота, приводившая в восхищение всех послов» (так характеризует ее госпожа де Севинье), умела сказать королю свое «нет» и заставить его подчиняться своим капризам. Ее вынуждена терпеть даже королева. «Эта потаскуха сведет меня в могилу!» – жалуется она со своим неизменным испанским акцентом.

Беспокойный гасконец

В январе 1663 года Франсуаза де Рошеруар стала супругой отважного гасконца Луи‑Анри де Пардайяна де Гондрена, маркиза де Монтеспана, неудержимого игрока, грубого, прямолинейного вояки и волокиты, не брезгующего выпивкой. Этот красочный персонаж узнает о неверности своей второй половины по возвращении из военной кампании 1668 года, в которой он прославился тем, что похитил юную руссильонку и удерживал ее в своем полку, переодев в мужской наряд. Взбешенный изменой гасконец появляется при дворе, бранясь на чем свет стоит и извергая тысячи угроз в адрес неверной неблагодарной супруги. В замке Сен‑Жермена он жестоко оскорбляет госпожу де Монтозье, наставницу Великого Дофина, обвиняя ее в посредничестве. Король велит препроводить смутьяна в тюрьму Фор‑Левек, а затем отсылает маркиза в его владения. Когда маркиз де Монтес‑пан прибывает в фамильный замок Бонфон, что неподалеку от Ош, он требует открыть большие ворота. «Мои рога, – объясняет он, – слишком велики для того, чтобы позволить пройти мне сквозь малые ворота». После чего он, созвав всех своих слуг, объявляет им о кончине своей благоверной. В память о ней в его часовне проведена погребальная месса – что не мешает ему спустя несколько дней прикрепить к своей карете оленьи рога…

Благополучный исход

Лувуа не упускает случая посоветовать интенданту Руссильона предпринять все необходимые меры для того, чтобы вынести докучливому гасконцу приговор «так, чтобы можно было сломить его под видом правосудия». В апреле 1674 года госпожа де Монтеспан получает из Шатле приговор о разделе имущества… Маркиз де Монтеспан скончался в 1702 году, торжественно заявив в своем завещании «о дружеском чувстве и искренней нежности», которую он сохранил по отношению к супруге. У супружеской четы есть один законный наследник, Луи‑Антуан, маркиз, а затем граф д'Антен (1665‑1736), который получит должность суперинтенданта строительства.

 

Госпожа де Монтеспан путешествует

В письме от 15 мая 1676 года своей дочери, госпоже де Гриньян, госпожа де Севинье описывает путешествие любовницы короля: «Она едет в коляске, запряженной шестью лошадьми, с маленькой м‑ль де Тианж; за ней следует карета с шестью девушками, запряженная тем же способом. В ее кортеже есть две крытые повозки, шесть мулов и десять‑двенадцать всадников верхом на лошадях, без офицеров; ее свита насчитывает сорок пять персон. Для нее готовят комнату и кровать; прибыв, она ложится и плотно ест […]. К ней приходят испросить милостей для церкви; она сыплет золотыми луидорами направо и налево, щедро и милостиво. Каждый день у нее бывает военный курьер…»

 


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.026 с.