Управлять – значит «являть образ» — КиберПедия 

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Управлять – значит «являть образ»

2021-01-29 101
Управлять – значит «являть образ» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Французская монархия – вершина пирамиды социальной иерархии, главенствующая над всеми сословиями и корпорациями, но по‑прежнему находящаяся под угрозой подавления, – вынуждена умело использовать свой «образ» в настроениях общества. Это становится для нее жизненной необходимостью, однако в то же самое время, в ту пору, когда в государстве, отходящем от Фронды, понемногу воцаряется порядок, это еще и способ усилить свое господство над обществом. Вот где следует искать причины того удельного веса и внимания, которые власть придает речам, ритуалам, символам, то есть всему, что можно назвать «информационными церемониями» (Мишель Фогель).

«Связи с общественностью» и управление ими

Мазарини, знакомый с юношеских лет с великолепием и пышностью папского Рима, знает об этом приеме лучше, чем кто‑либо иной. Он понимает, что восстановление законной власти должно происходить при помощи пропаганды в самых различных областях искусства: литературе, живописи, скульптуре, архитектуре.

В обществе, в котором около 80% населения незнакомы с грамотой, наилучшим информативным средством является, без сомнения, образ. В целях прославления юного короля выпущена масса эстампов‑аллегорий, на которых он изображен победителем восстания. Кардинал, большой любитель барочного театра и оперы, использует также распространенное при дворе искусство балета, дабы упрочить королевскую власть и укротить дворянство. Помня о том, что Людовик прекрасно танцует, Мазарини не преминет этим воспользоваться: он выведет Людовика на сцену в окружении его товарищей по играм. В балете «Ночь» Исаака де Бенсерада (1653) молодой человек играет роль дневного светила, торжествующего над тьмой и хаосом: вот откуда берет начало образ Короля‑Солнца. Представления следуют одно за другим: сначала это балет «Удовольствия и радости города и деревни», принадлежащий господину де Сент‑Эньяну, затем «Брак Фетиды и Пелея», в котором король исполняет роль Аполлона. Путем сложной хореографии этот балет‑аллегория воспроизводит механизм политического тела. Осторожно, плохие танцоры!

 

Балет «Ночь»

В ходе балета, представленного двору 23 февраля 1653 года, младший брат короля, Филипп Анжуйский, одетый Авророй, шествует впереди своего брата, взывая к зрителям:

 

 

«Солнце, что следует за мной, – юный Луи.

Армия звезд исчезает с небосвода,

Как только к ней приближается Великий Король;

Яркие вельможи Ночи,

Что торжествуют в его отсутствие,

Не могут вынести его присутствия:

Все эти изменчивые огни рассеиваются,

Солнце, что следует за мной, – юный Луи».

 

 

Именно в этом балете король изображает солнце, победившее тьму, что должно служить напоминанием о его победе над Фрондой. Либретто написано Исааком де Бежжрадом, музыку сочинил Жан де Камбефор.

 

Коронация Людовика XIV

Однако ни одна церемония, как бы ни была она великолепна и хорошо продумана, не может сравниться с коронованием в Реймсе (7 июня 1654 года), с этим волнующим древним обрядом, в котором переплелись, став единым и нерасторжимым целым, политика и религия. Это красочный ритуал, наследие старинной королевской Франции!.. С течением времени смысл этой церемонии был изменен. Изначально коронование, своего рода рукоположение в сан, подчеркивало то, что королевская власть подчиняется Церкви. Однако с XV века монархия стала извлекать выгоду из религиозного аспекта, укрепляя и усиливая с его помощью свое могущество. Один из священной чаши не дарует королевскую власть – он лишь официально подтверждает ее, миропомазание делает власть монарха, как пишет Людовик XIV в своих «Мемуарах», «более августейшей, более неприкосновенной и более священной». Чем прочнее «связь с небесами», тем успешнее королевская власть увеличивает свое политическое пространство. Об этом король будет помнить всегда» даже в конце своего правления, когда в государственный организм начнет просачиваться яд десакрализации. Людовик XIV, будучи священной персоной, принимавшей участие в божественном таинстве, не будет пренебрегать благочестивым долгом «короля‑чудотворца», три или четыре раза в году принимаясь по случаю больших религиозных празднеств за исцеление больных золотухой: «Король к тебе прикасается, да исцелит тебя Господь?»

 

Война, все еще война!

 

Однако война с Испанией продолжается. В предыдущем году, в июле 1653. года, Тюренн овладевает Ретелем и не дает Конде двинуться на Париж. Людовик XIV, достигший к тому времени пятнадцати лет, восторгается битвами. На предостережения своего врача Валло, обеспокоенного усталостью короля, он невозмутимо отвечает, что «скорее умрет, чем упустит хотя бы малейший случай, где дело касается его славы и выздоровления его государства».

Король в первых рядах

В октябре он мчится к осажденному французами Сен‑Мену; не покидая седла, король держит путь по грязным и топким дорогам королевства. В июле 1654 года Людовик присутствует на закладке траншеи у стен Стене. 25 августа, в день Людовика Святого, он входит в освобожденный Аррас. Это досадное для Испании поражение свидетельствует об угасании ее военной мощи. В июне 1655 года при осаде Ландреси Людовик XIV еще раз демонстрирует свою железную волю и напористую храбрость. Война сводится к изнуряющей игре в завоевание или отвоевание городов на северной границе: в 1655 году французы, одерживающие небольшие победы над испанцами, занимают Конде и Сен‑Гислен, однако в осаде Валансьена в 1656 году Тюренн терпит поражение самым жалким образом, в то время как Месье Принц в 1657 году завладевает Камбре.

 

Людовик XIV на войне  

«Король неутомим: весь день он передвигается вместе с войсками и, прибыв сюда для отдыха, идет осматривать все караулы передовой линии той воинской части, которой командует господин маршал де Лаферте, то есть вблизи Авена. Он только что вернулся; меня восхищает то, что он не устал после пятнадцати часов верховой езды; но если он будет продолжать в том же духе, то те, кто следует за ним, не смогут за ним угнаться. Вся наша надежда на то, что он в конце концов утомится».

(Письмо Мазарини Анне Австрийской от 31 июля 1655)

 

Дипломатия кардинала

Мощь Испании медленно угасает, однако иссякают и силы Франции. Вот уже двадцать два года она ведет войну с Австрийским домом. Рискуя привести в негодование благочестивый люд, Мазарини подписывает договор о союзе с цареубийцей Кромвелем – договор, по условиям которого англичане в обмен на военную помощь получают Дюнкерк и Мардик. Однако сначала эти города нужно отвоевать у голландцев. Кардинал прекрасно осведомлен и о том, что происходит в этот момент в разрозненной Германии. 1 апреля 1657 года в Вене умирает император Фердинанд III. Передача имперской короны основана на выборном принципе, однако обычай велит, чтобы титул «король римлян» еще при жизни императора переходил к его старшему сыну, чтобы тот наследовал его автоматически. Поскольку в случае Леопольда, сына Фердинанда, эта формальность была упущена, Мазарини оказывает давление на его выборы в империи, навязывая ей, при помощи своих сторонников‑курфюрстов, «имперскую капитуляцию», ратифицированную новым австрийским правителем. Текст этого договора обязывает Леопольда не оказывать военной поддержки врагам французского короля. Следующим шагом Мазарини будет создание Рейнской лиги, которая объединит «клиентелу» Франции, в частности архиепископов Майнца и Кельна, трех правителей Брауншвейга‑Люнебурга, герцога Нейбургского, короля Швеции (вступившего в Лигу ради своих немецких владений), ландграфа Гессена, герцога Вюртембергского и курфюрстов Трира и Мюнстера. Этот союз позволяет немецким правителям совместными усилиями оказывать сопротивление захватнической опеке Габсбургов, а Франции – играть роль могущественной покровительницы и арбитра в немецких конфликтах.

Болезнь короля в Кале

14 июня 1658 года испанские войска Конде и дона Хуана Австрийского терпят жестокое поражение в битве при Дюнах, вблизи Дюнкерка. Город, в свою очередь, капитулирует. После этой двойной победы Тюренн продолжает свое триумфальное шествие по землям морской Фландрии.

В ходе этой кампании Людовик XIV остается самим собой – он неустрашим и полон энергии. Но вскоре его жизнь оказывается под угрозой опасной «багровой лихорадки» (скорее всего, скарлатины). В ночь с 6 на 7 июля окружающие короля уже не надеются увидеть его живым. В Париже вовсю идут народные процессии. К счастью, королевский медик Гено спасает короля при помощи «чудодейственного снадобья» – рвотного. Перенесенное испытание оставило глубокий след в душе короля, который, поправившись, узнал об интригах, начатых некоторыми бывшими фрондерами в тот краткий период времени, когда его корона чуть было не оказалась на голове его младшего брата Филиппа Анжуйского.

 

Как излечить короля?

Консилиум из шести докторов решает, какое лекарство применимо в данном случае. Поскольку слабительное и нарывные пластыри не приносят королю никакого облегчения, Гено, доктор королевы, предлагает дать Людовику рвотное – микстуру, приготовленную на основе сурьмы и вина, которую некоторые считают сильнодействующим адом. После множества дискуссий врачи с согласия Мазарини решают испробовать это средство как последний шанс. В понедельник 8 июля, пишет в своем «Журнале» королевский медик Валло, «я смешал три унции рвотного, вина с тремя разовыми дозами слабительного питья и немедленно дал королю треть всей этой смеси, которая так хорошо подействовала, что короля основательно и без натуги пронесло двадцать два раза зеленоватой и немного желтой слизью, рвало его всего два раза через четыре или пять часов после приема лекарства…»

 

Опасности гражданской войны

Потухший костер гражданской войны угрожает вспыхнуть в любую минуту. Богомольцы, кюре, каноники собора Парижской Богоматери, Сорбонна и аббатство Пор‑Рояль по‑прежнему требуют освободить кардинала де Реца. Последнему удается бежать из Нантского замка, где его удерживали в заключении, и добраться до Испании, а затем до Рима, откуда он начинает борьбу против Мазарини. При помощи викария епископа, скрывающегося в Париже, Гонди управляет делами столичного архиепископства, вакантного с момента ухода из жизни его дяди. Это «Фронда под предводительством кюре».

У многих знатных вельмож во французском королевстве психология феодалов: они нередко пользуются бедственным положением государства, чтобы получить деньги в обмен на свою помощь. Так, вице‑адмирал Фуко запирается в своих владениях в Бруаже, откуда он управляет флотом Ла‑Рошели. Он присоединяется к Конде и Испании и отдаст свое морское княжество лишь в обмен на маршальский жезл, титул герцога, заведование делами судоходства, орденскую ленту и 530 000 ливров вознаграждения. Приходится уступить. К подобному шантажу прибегают многие: Окенкур, Эпернон, Аркур… Надменность, алчность и непокорность аристократии не исчезли вместе с Фрондой.

 


Поделиться с друзьями:

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.