Чтобы защитить лиану от могучего слона, олицетворяющего оскорбления, садовник должен со всех сторон обнести ее изгородью. — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Чтобы защитить лиану от могучего слона, олицетворяющего оскорбления, садовник должен со всех сторон обнести ее изгородью.

2021-01-29 133
Чтобы защитить лиану от могучего слона, олицетворяющего оскорбления, садовник должен со всех сторон обнести ее изгородью. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

КОММЕНТАРИЙ: Когда бхакти‑лата   начнет расти, преданному для ее защиты следует со всех сторон обнести ее изгородью. Чтобы быть защищенным, преданный‑неофит должен находиться в окружении чистых преданных. Это не позволит бешеному слону вырвать с корнем его лиану бхакти.   Общение же с непреданными, наоборот, предоставляет бешеному слону полную свободу. Шри Чайтанья Махапрабху сказал: асат‑санга‑тйага,   – эи ваишнава‑ачара.   Вайшнав прежде всего должен прекратить общение с непреданными. Если же так называемый зрелый преданный оставляет общество чистых преданных, то он наносит им тяжкое оскорбление. Человек – общественное животное, и, когда кто‑то оставляет общество чистых преданных, ему приходится общаться с непреданными (асат‑санга).   Поддерживая тесные отношения с непреданными и участвуя в их деятельности, так называемый зрелый преданный становится жертвой бешеного слона оскорблений. Эти оскорбления быстро сводят на нет весь его духовный рост. Поэтому нужно старательно оберегать лиану, со всех сторон возведя вокруг нее ограду, то есть следуя регулирующим принципам и общаясь с чистыми преданными.

Даже если кому‑то кажется, что в Обществе сознания Кришны много псевдопреданных или непреданных, все равно не следует покидать наше Общество. Если человек не считает членов Общества чистыми преданными, он может общаться непосредственно с духовным учителем, и, если у него возникают сомнения, ему нужно обратиться за разъяснением к духовному учителю. Но если ученик не будет следовать наставлениям духовного учителя, касающимся регулирующих принципов, а также повторения и слушания святого имени, то он не сможет стать чистым преданным. Потакать прихотям собственного ума – значит обречь себя на падение. Общаясь с непреданными, человек начинает нарушать регулирующие принципы, и его духовная жизнь терпит крах.

Ч.‑ч., Мадхья, 19.157

Чтобы защитить росток преданности в своем сердце, необходимо избегать гурв‑апарадхи, оскорбления лотосных стоп духовного учителя

Говоря о том, как нужно ухаживать за лианой преданного служения, Шри Чайтанья Махапрабху особо подчеркивал, что ее необходимо оберегать от оскорблений, наносимых лотосным стопам вайшнавов. Такие оскорбления называют вайшнава‑апарадхами. Апарадха значит «оскорбление». Тот, кто совершает вашинава‑апарадхи, перестает духовно развиваться. Какого бы высокого уровня в преданном служении ни достиг человек, если он нанесет оскорбление лотосным стопам вайшнава, все его достижения будут сведены на нет... Поэтому мы должны быть очень осторожными и стараться не наносить оскорблений лотосным стопам вайшнава. Самая тяжкая вашинава‑апарадха – это гурв‑апарадха, оскорбление лотосных стоп духовного учителя. Среди оскорблений, которые можно нанести святому имени Господа, гурв‑апарадха считается самым тяжким. Гурор аваджна шрути‑шастра нинданам (Падма‑пурана). Из десяти оскорблений святого имени самые серьезные – это неповиновение духовному учителю и поношение ведических писаний.

Бхаг., 4.21.37, комментарий

Как только глупый ученик пытается добиться превосходства над духовным учителем и занять его место, он неминуемо падает

Достичь совершенства может только тот, кто посыпает свою голову пылью с лотосных стоп возвышенного преданного, духовного учителя. Если ученик всегда следует указаниям духовного учителя, ему не грозит падение. Но если какой‑нибудь глупый ученик пытается добиться превосходства над духовным учителем и занять его место, он неминуемо падет. Йасйа прасадад бхагават‑прасадо йасйапрасадан на гатих куто 'пи. Тот, кто пренебрегает духовным учителем, считая его обыкновенным человеком, лишает себя возможности духовно развиваться.

Бхаг., 5.12.14, комментарий

Гурор авагьятретье оскорбление святого имени

Третье оскорбление лотосным стопам святого имени, называемое гурор авагья, наносит тот, кто считает духовного учителя обычным человеком и потому завидует его высокому положению.

Ч.‑ч., Ади, 8.24, комментарий

Ни при каких обстоятельствах ученик не должен быть непочтительным к духовному учителю или завидовать ему

Господь Брахма сказал: О лучшие из полубогов, к несчастью, материальное богатство затмило ваш разум, и, когда в собрание к вам пришел Брихаспати, вы не приняли его как подобает. Брихаспати – первый среди брахманов, ибо он постиг Верховный Брахман и в совершенстве владеет своим умом и чувствами. Как же вы дерзнули его оскорбить?

КОММЕНТАРИЙ: Здесь Господь Брахма превозносит брахманские добродетели Брихаспати, который по праву занимал положение духовного наставника полубогов, ибо постиг Верховный Брахман. Как подобает настоящему брахману, Брихаспати всегда держал в узде свой ум и чувства. Господь Брахма укоряет полубогов за то, что они не почтили столь достойного брахмана, который к тому же был их гуру. Брахма хотел внушить им, что гуру всегда нужно оказывать почет и уважение. Индра и другие полубоги восприняли приход Брихаспати как нечто само собой разумеющееся: он приходил к ним каждый день, и они не сочли нужным удостоить его особым вниманием. Как говорится, чем ближе знаешь, тем меньше ценишь. Очень недовольный таким приемом, Брихаспати тотчас покинул дворец Индры. Так полубоги во главе с Индрой нанесли оскорбление лотосным стопам Брихаспати. Зная обо всем, что случилось,

Господь Брахма осудил полубогов за непочтительное отношение к Брихаспати.

В молитве Нароттамы даса Тхакура, которую мы поем каждый день, есть такие слова: чакшу‑дана дила йеи, джанме джанме прабху сеигуру наделяет ученика духовным вйдением, поэтому ученик должен жизнь за жизнью считать его своим господином. Что бы ни случилось, ученик никогда не должен повторять ошибку полубогов, которые, возгордившись материальным богатством, пренебрегли своим гуру. В Одиннадцатой песни «Шримад‑Бхагаватам» (17.27) сказано: ачарйам мам виджанййан наваманйета кархичит / на мартйа‑буддхйасуйетаачарье надо всегда выражать почтение; к ачарье никогда не следует питать недобрых чувств, считая его простым смертным.

Бхаг., 6.7.21

Неофиты, неспособные избавиться от зависти и не следующие по стопам предыдущих ачарьев, не могут достичь подлинных духовных плодов своей практики

Неофиты, находясь на низшей ступени преданного служения, не могут избавиться от зависти, которая настолько поглощает их, что они не следуют ачарьям, а вместо этого выдумывают собственные правила и методы преданного служения. Поэтому они, хотя и делают вид, что постоянно повторяют святое имя Господа, на самом деле не способны насладиться его трансцендентным вкусом. Ачарьи сурово осуждают такие показные слезы, дрожь, испарину, потерю сознания и т.д. Однако, начав общаться с чистым преданным Господа, неофиты могут избавиться от своих дурных привычек; в противном случае их сердца так и останутся каменными, и им уже ничто не поможет. Пройти до конца весь путь домой, обратно к Богу, может только тот, кто следует указаниям богооткровенных писаний, полученных от осознавшего себя преданного.

Бхаг., 2.3.24, комментарий

Ученик должен остерегаться фамильярного отношения к духовному учителю

Нельзя слишком приближаться к тем, кто занимает более высокое положение. На Господа в образе Божества и на духовного учителя нужно смотреть издалека. Это называется марйада. Как говорится, чем ближе знаешь, тем меньше уважаешь. Чрезмерная близость к Божеству или к духовному учителю может привести преданного‑неофита к падению. Поэтому личные слуги Божества и духовного учителя всегда должны быть очень осторожными, чтобы у них не возникло пренебрежительного отношения к тем, кому они служат.

Ч.‑ч., Мадхья, 12.212, комментарий

Питать зависть к истинному духовному учителю все равно что завидовать Самому Богу

Человеку следует знать, что ачарья – это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он – представитель всех полубогов.

КОММЕНТАРИЙ: Это стих из «Шримад‑Бхагаватам» (11.17.27), произнесенный Господом Кришной... Истинный духовный учитель всегда занят чистым преданным служением Верховной Личности Бога. Именно это доказывает, что он – непосредственное проявление Господа и подлинный представитель Шри Нитьянанды Прабху. Такого духовного учителя называют ачарьядевой. Иногда завистливые обыватели, обуреваемые ненасытным желанием чувственных наслаждений, критикуют истинных ачарьев. Но им невдомек, что истинный ачарья неотличек от Верховного Господа, и питать к нему зависть – все равно что завидовать Самому Богу. А это лишает человека возможности обрести духовное просветление.

Ч.‑ч., Ади, 1.46

Проявив неуважение к духовному учителю, преданный неизбежно падет и утратит все свои достижения

Вы провинились перед Брихаспати, о полубоги, и потому демоны так легко одолели вас. Иначе они бы никогда не одержали победы, ведь им не сравниться с вами ни в силе, ни в богатстве, и вы столько раз наносили им поражение.

КОММЕНТАРИЙ: Девы извечно враждуют с асурами, и они всегда побеждали асуров, но на сей раз сами потерпели от них поражение. Как же это могло случиться? Причина, как указано здесь, кроется в том, что полубоги обидели своего духовного наставника. Их дерзкая непочтительность к Брихаспати привела к тому, что демоны нанесли им поражение. Шастры гласят, что тот, кто оскорбляет старшего, сокращает себе жизнь, теряет плоды благочестия и в результате низко падает.

Бхаг., 6.7.22

Ученик не имеет права давать советы своему духовному учителю или поправлять его

Оскорбительно думать, будто у вас есть право наказывать такого вайшнава, давать ему советы или поправлять его. Вайшнава‑неофита от возвышенного вайшнава можно отличить по его делам. Возвышенный вайшнав всегда выступает в роли духовного учителя, а неофит всегда считает себя его учеником. Ученик не имеет права давать советы своему духовному учителю; более того, духовный учитель не обязан советоваться с теми, кто не является его учениками. В этом смысл наставления Шрилы Рупы Госвами, изложенного в шестом стихе.

Нектар наставлений, текст 6

Ученик не вправе указывать духовному учителю

Сначала ученик должен твердо решить, что он будет поклоняться Верховному Господу, – тогда духовный учитель объяснит ученику, как правильно это делать. Ученик не вправе указывать духовному учителю, какие тот должен давать наставления, так же как пациент не может требовать, чтобы врач прописал ему то лекарство, которое он сам хочет.

Бхаг., 8.16.22, комментарий

Ученик никогда не должен давать наставления своему гуру

Прежде, когда Мадхавендра Пури лежал на смертном одре, к нему пришел тот же Рамачандра Пури. В это время Мадхавендра Пури повтоил святое имя Кришны и иногда плакал, говоря: «О мой Гос подь, мне не удалось получить прибежища в Матхуре». Тогда Рама чандра Пури по великой глупости своей посмел дать наставление своему духовному учителю. «Если ты исполнен трансцендентного блаженства, – сказал он, – то должен сейчас памятовать только о Брахмане. Почему же ты плачешь?»

КОММЕНТАРИЙ: В «Бхагавад‑гите» сказано: брахма‑бхутах пра саннатма (Б.‑г., 18.54) – тот, кто осознал Брахман, всегда счастлив. На шочати на канкшати – он никогда ни о чем не скорбит и ничего не желает. Не зная, почему плакал Мадхавендра Пури, Рамачандра Пури попытался стать его наставником. Тем самым он со‑вершил великое оскорбление, ибо ученик никогда не должен давать наставления своему духовному учителю.

Ч.‑ч., Антья, 8.18‑21

Поскольку ачарья находится на одном уровне с Верховной Личностью Бога, его нельзя осуждать

Те, кто достиг более высоких ступеней преданного служения, могут даже не обращать внимания на предписания шастр. Такого уровня можно достичь, только следуя примеру ачаръев. Поскольку чистый преданный идет по стопам ачарьев, все его действия, совершаемые ради служения Господу, трансцендентны. Поэтому Господь Кришна говорит, что ачарью нельзя ни в чем упрекать. Неофит не должен считать себя ранным ачарье. Он должен усвоить, что ачарья находится на одном уровне с Верховной Личностью Бога и что ни Кришну, ни Его представителя, ачарью, нельзя осуждать.

Кришна, Верховная Личность Бога, глава 87

Ученик должен всегда быть верным духовному учителю и никогда не лицемерить с ним или относиться к нему с пренебрежением и фамильярностью

И тогда царь Индра сказал: Я пойду и с чистым сердцем, без притворства, преклоню голову к лотосным стопам Брихаспати, духовного наставника полубогов. Он всегда пребывает в гуне благости, поэтому ему ведомо все; он – лучший среди брахманов. Я припаду к его лотосным стопам и буду молить о благосклонности.

КОММЕНТАРИЙ: Опомнившись, царь Индра понял, что он был недостойным учеником своего духовного наставника, Брихаспати. Индра решил отныне стать нишатхой – искренним. Нишатхах, шйршна тач‑чаранам спрьиан: он хотел пойти и низко поклониться своему наставнику, коснуться головой его стоп... Ученик должен всегда быть верным духовному учителю и никогда не лицемерить с ним.

В Одиннадцатой песни «Шримад‑Бхагаватам» (17.27) Господь именует духовного наставника ачарьей: ачарйам мам виджанййан – и требует почитать его наравне с Собой. Наваманйета кархичит: с ачарьей ни в коем случае нельзя обходиться пренебрежительно; на мартйа‑буддхйасуйета: ачарью не следует считать простым смертным. Говорится, что чем ближе знаешь, тем меньше ценишь, поэтому в отношениях с ачарьей надо быть очень осмотрительным.

Бхаг., 6.7.15

Никто не должен критиковать телесные недостатки духовного учителя

Чистый преданный, сознающий Кришну, пребывает в своем изначальном состоянии и потому не отождествляет себя с телом. О нем нельзя судить с материальной точки зрения. Не следует обращать внимание на низкое происхождение такого преданного или на то, что его тело не блещет красотой, искривлено, поражено болезнью или немощно. Такие недостатки, возможно, бросятся в глаза обыкновенному человеку, однако, несмотря на все эти мнимые изъяны, тело чистого преданного никогда и ничем не оскверняется. Оно подобно водам Ганги, которые в сезон дождей несут порой пузыри, пену и грязь. Однако Ганга не оскверняется, и те, кто обладает развитым духовным разумом, совершают омовение в Ганге, не обращая внимания на состояние воды.

КОММЕНТАРИЙ: ...Бхакти‑йога – естественная деятельность души, и тот, кто действительно занимается беспримесным, ничем не оскверненным преданным служением, уже находится в освобожденном состоянии (са гунан саматйтйаитан). Преданный Кришны не подвластен материальным условиям, хотя его тело может показаться материально обусловленным. Вот почему о чистом преданном нельзя судить с материальной точки зрения. Пока человек сам не станет настоящим преданным, он не сможет правильно смотреть на другого преданного... Никто не должен критиковать чистого преданного за его телесные изъяны. Если такие изъяны и присутствуют, на них не следует обращать внимание. Нужно знать одно: преданное служение, чистое служение Верховному Господу, является для духовного учителя делом всей жизни... Необходимо понять, что, придавая значение телесным недостаткам вайшнава, мы наносим оскорбление его лотосным стопам. Оскорбление лотосных стоп вайшнава влечет за собой очень тяжелые последствия. Шри Чайтанья Махапрабху назвал такое оскорбление хати‑матой, бешеным слоном. Бешеный слон способен натворить немало бед, особенно если ворвется в прекрасный, ухоженный сад. Вот почему следует быть очень осторожными и стараться не наносить оскорбления вай‑шнавам... Подходить к деятельности чистого вайшнава с материалистическими мерками недопустимо. Это особенно губительно для неофитов. Поэтому, глядя на чистого преданного, нужно стараться видеть не его внешность, а внутренние качества и помнить о том, что он занимается трансцендентным любовным служением Господу. Только так можно избежать мирской оценки чистого преданного и самому со временем стать чистым преданным.

Нектар наставлений, текст 6

Нельзя давать наставления другим в присутствии человека, занимающего более высокое положение

Шри Уддхава сказал: Ты можешь стать учеником великого мудреца Майтреи, который находится неподалеку и которому поклоняются, чтобы обрести трансцендентное знание. Это знание открыл ему Сам Господь, Личность Бога, перед тем как покинуть этот бренный мир.

КОММЕНТАРИЙ: Даже тот, кто обладает обширными познаниями в трансцендентной науке, должен избегать оскорбления, которое называют марьяда‑въятикрама: нарушение субординации в отношениях с человеком, занимающим более высокое положение. Священные писания предостерегают нас от нарушения закона, запрещающего марьяда‑въятикраму, ибо, преступая его, человек сокращает свою жизнь, лишается богатства, славы, добродетели и всех земных благ. Знать трансцендентную науку – значит уметь применить ее на практике. Уддхава, хорошо знакомый со всеми тонкостями трансцендентной науки, посоветовал Видуре обратиться к Майтрее Риши, чтобы тот открыл ему трансцендентное знание. Видура хотел, чтобы его духовным учителем стал Уддхава, но Уддхава отказался от этой роли, поскольку Видура годился Уддхаве в отцы, и, следовательно, Уддхава не мог стать его учителем, тем более что в то время неподалеку находился Майтрея. По правилам этикета даже тот, кто компетентен и учен, не должен давать наставления другим в присутствии человека, занимающего более высокое положение. Поэтому, несмотря на то что Уддхава в совершенстве знал трансцендентную науку, получив наставления от Самого Господа перед Его уходом из этого бренного мира, он, тем не менее, решил направить почтенного Видуру к старцу Майтрее. И Уддхава, и Майтрея получили наставления от Самого Господа, поэтому и тот и другой мог стать духовным учителем Видуры или любого другого человека. Однако Майтрея, благодаря своему преклонному возрасту, пользовался преимущественным правом на роль духовного наставника, особенно потому, что в данном случае речь шла о Видуре, который был намного старше Уддхавы. Духовным учителем ни в коем случае нельзя становиться ради достижения таких ничтожных целей, как богатство или слава. Духовным учителем можно стать только ради того, чтобы в этом качестве служить Господу. Господь никому не прощает такой дерзости, как марьяда‑въятикрама. Никому не позволено пренебрежительно относиться к убеленному сединами духовному учителю, чтобы за его счет возвыситься самому и тем самым добиться богатства и славы. Дерзкое поведение такого самозваного гуру губительно сказывается на его духовном развитии.

Бхаг., 3.4.26

Нанося оскорбление лотосным стопам духовного учителя, преданный ставит крест на своем преданном служении

В Своих наставлениях касательно многочисленных правил и предписаний для вайшнава, которые Шри Чайтанья Махапрабху дал Шриле Рупе Госвами, Он очень ярко описал последствия оскорблений в адрес вайшнавов. Йади ваишнава‑апарадха утхе хатй мата (Мадхья, 19.156). Хулу или поношения в адрес вайшнава Он назвал величайшим оскорблением и сравнил их с бешеным слоном. Когда бешеный слон врывается в сад, он крушит все лианы, цветы и деревья. Подобно этому, если преданный, который должным образом совершает преданное служение, наносит оскорбление лотосным стопам своего духовного учителя или другого вайшнава, он тем самым ставит крест на своем преданном служении.

Ч.‑ч., Антья, 3.213, комментарий

Если человек наносит оскорбление духовному учителю, он падает на материальный уровень и пускается в пустые измышления


Поделиться с друзьями:

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.044 с.