Здание Битольской митрополии построенное под руководством митрополита Григория — КиберПедия 

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Здание Битольской митрополии построенное под руководством митрополита Григория

2020-10-20 110
Здание Битольской митрополии построенное под руководством митрополита Григория 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Via Dolorosa

     Н о, в то время как владыко Григорий «сеял разумное, доброе, вечное», ряд священников и учителей, которых не устраивал, слишком длительный, по их мнению, «эволюционный» путь экзархата, создали так называемую внутреннюю македонско-одринскую революционную организацию (ВМОРО). В короткий срок эта организация покрыла всю Македонию сетью своих «комитетов» и стала осуществлять террористичестическую деятельность, направленную на дестабилизацию обстановки, нагнетание напряженности и создание взрывоопасной ситуации в регионе. «Террорист»- было официальное офицерское звание в ее «подпольной армии». Многотрудным и кровавым методом «проб и ошибок» структура и устав этой организации были доведены до «совершенства». (Говорят, что опытом ВМОРО впоследстии воспользовались многие известные террористические организации будущего - ИРА, ЭТА, УПА, ЛЕХИ, усташи, латиноамериканские герильерос, Красные Бригады и т.д.)

     Среди македонских революционеров были люди, искренне верившие в то, что их деятельность – во благо большинства, а благо это в скорейшем освобождении. Но, в то же время, как свидетельствуют их современники, многие лидеры этих тайных комитетов стремились к обретению независимости не столько с целью улучшению жизни людей, сколько для удовлетворения своих личных амбиций. Например, как писал в своем отчете российский консул А.А.Ростковский: «они («комитетчики») не столько заботятся о благе населения, как о себе лично... Мечтают, что при введении автономии, они получат хорошо оплачиваемые выдающиеся места в администрации». Ростковский отмечал также, что комитеты заставляли селян покупать оружие и присоединяться к четам ВМОРО (нелегальным вооруженным формированиям), угрожая им в противном случае смертной казнью.

     Хорошо зная особенности турецкого управления, владыко Григорий был противником силовых методов и призывал народ не поддаваться провокационной агитации. Твердая, принципиальная позиция владыки породила серьезные противоречия между ним и деятелями ВМОРО. Вскоре эти противоречия достигли такой остроты, что владыке потребовалась личная охрана. Экзарх Иосиф1 в своих дневниках писал: «...Григорий борется против создания в епархии революционных комитетов. Те преследуют его, и он просит меня (т.е. Иосифа1) его защитить». (Экзарх разрешил Григорию оплату двух постоянных телохранителей.)

     В 1903 году ВМОРО организовала Илинденское восстание (Сноска: восстание македонских болгар, начавшееся 20 июля- в Ильин день). Причем, по признанию некоторых из его организаторов, они понимали, что восстание обречено на провал, и цель его - привлечь к «македонскому вопросу» внимание широкой мировой общественности. При этом они не могли не представлять себе реакции турецких властей и тех жертв среди болгарского населения которые воспоследуют в процессе и после подавления восстания. Скорее всего на это они и расчитывали: больше жертв - больше «шума» - больше вероятность привлечь внимание.

     Делая отчаянные попытки предотвратить это страшное народное «жертвоприношение», и понимая, что уже не в силах этого сделать, владыко все свои усилия направил на спасение людей от массовых репрессий. Но, не смотря на его авторитет и влияние, ему мало что удалось.

     Репрессии были ужасными. В наказание было сожжено около двухсот болгарских деревень, тысячи болгар были жестоко казнены, десятки тысяч бежали в Болгарию.

     Кроме того, факт восстания, и активное участие в нем учителей и священников, набранных в свое время лично митрополитом, подорвали доверие к нему и к его деятельности со стороны турок.

     Болгарские школы и болгарские церковные приходы («рассадники смуты»), на создание и открытие которых Христо потратил годы упорного труда, стали закрываться, а работавшие в них учителя и священники подвергаться преследованиям и гонениям.

     Так дело просвещения македонских болгар, которому митрополит Григорий посвятил годы жизни, было практически уничтожено, и сам он оказался в духовной изоляции, «между молотом и наковальней»: турецкие власти, как и их антагонисты - революционеры, считали деятельность владыки вредной, враждебной.

     Несколько лет после Илинденьского восстания владыко еще пытался что-то спасти, как–то остановить процесс разрушения созданных в епархии церковной и образовательной систем, но усилия его были тщетными. А годы, проведенные в тревогах и беспокойстве, подорвали могучий организм, и у владыки проявилась тяжелая болезнь сердца.

     По прежнему проповедуя смирение и верность законной власти, призывая людей к миру и терпению, сам он с трудом скрывал обуревавшие его тяжелые чувства и что бы не сорваться на резкое высказывание или опрометчивый поступок, которые могли навредить его пастве, избагал встреч с турецкими властями, не реагировал на требования и угрозы «комита» - македонских революционеров...

         

Преданные забвению

   Д а, в своих проповедях деятели экзархата призывали не слушать «смутьянов», проявлять терпение и выдержку, доверять законной власти, и, таким образом, идейно противостояли деятельности сторонников вооруженной борьбы против турецкого правительства! Но делали это они не потому, что были врагами своего народа или врагами Свободы. Исповедники человеческих душ, они, как никто другой, знали, чем живет и чего желает народ. И выступая против смуты и кровопролития, они призывали следовать желанию большинства людей во все времена - жить в мире и спокойствии. И, конечно же они желали свободы своему народу, но подходили к этому вопросу с великой осторожностью отцов, несущих ответственность за духовное и физическое здоровье своих чад. Они знали, что людей к свободе нужно готовить и готовить постепенно, подобно тому, как готовится человек перед выходом на яркий свет после долгого пребывания в темноте.

   А в сознании большинства болгар за пятьсот лет пусть и тяжелой, но привычной, устоявшейся жизни в рамках доминирующих турецкой и греческой культур произошли настолько серьезные изменения, что даже само желание «выйти к свету», то есть вернуться к своим корням, к собственной, не зависящей ни от кого жизни, с трудом принимало осознанные формы. Как писал известный болгарский поэт и общественный деятель Христо Ботев: «Умственные и политические события новой истории наш народ проспал, находясь в условиях рабства... Мертвый и полузабытый лежал он почти до тридцатых годов нынешнего (XIX) века...». Чех Константин Иречек, известный исследователь истории болгар, писал: «В начале настоящего (XIX) столетия болгарский народ, лишенный всякой политической и церковной жизни, до такой степени пропал из виду в Европе, что его приходилось вновь открывать».      Поэтому, - считали деятели экзархата, - болгарский народ нужно вначале просветить, обучить собственной грамоте и истории, пробудить национальное самоосознание, а уж после требовать от него сознательного проявления национал - патриотизма.

   Только просвещенный человек правильно осознает необходимость свободы, только у развитого интеллекта понятие свободы является по-настоящему полным и содержательным.  И в случае обретения свободы, только страна с достаточным интеллектуальным потенциалом может эту свободу сохранить и нормально развиваться! В противном случае ее ожидают политическая нестабильность, метания из крайности в крайность, разочарования, а, возможно, и новые, более тяжкие путы.

 Таким образом, и у революционеров, и у деятелей экзархата цель была одна – Свобода. Но разным было содержание этого «сладкого» слова. Если для «комитетчиков» Свободой было освобождение болгар от турецкого ига, причем скорейшее и  любой ценой, то для деятелей экзархата Свободой было, в первую очередь, состояние зрелости, внутренней готовности народа к независимости, освобождение, при котором болгары смогут войти в международное сообщество с высоко поднятой головой и достойно нести звание свободного народа.

И для достижения такой Свободы священники, деятели экзархата все свои усилия направили в русло национального просвещения, благо, что турецкое правительство им доверяло и их деятельности не препятствовало. Последнее обстоятельство было очень важно: для эффективной просветительской работы мир и доверие властей были совершенно необходимы, не говоря уже о том, что мир и спокойствие – условия нормальной жизни людей.  

Но это совершенно не устраивало «пламенных борцов». Мирная жизнь болгар в турецком государстве противоречила их идее непремиримой всенародной борьбы против поработителей.

Эта разница в понимании Свободы и путей ее достижения у деятетелей ВМОРО и экзархата и привела в конечном итоге к серьезным противоречиям между ними. 

После обретения Болгарией независимости, революционеры, «апостолы свободы» - яркие личности, несомненные герои, жизнями заплатившие за освобождение своего народа, естественно обрели романтический ореол мучеников, и свято почитаются болгарами. Имена же деятелей экзархата, людей, которые идейно противостояли «апостолам», противились скоропалительной свободе, пытались предотвратить те великие жертвы, которые, могли быть при этом принесены (а, в итоге, и были принесены), были вычеркнуты из анналов болгарской истории и преданы забвению.

     Я - не историк, и, тем более, не специалист по истории болгар, но, по человечески, мне представляется справедливым сохранить память и о деятелях экзархата, как о достойных сынах болгарского народа, которые, естественно, желали благоденствия своей пастве, и тоже стремились к свободе, но шли к ней своим путем, тратя на этом пути свои силы, теряя здоровье, а то и саму жизнь. 

Герб Болгарской экзархии

Смена жанра

     И так, я коротко рассказал об истории и проблемах той «среды» - основной совокупности обстоятельств (социальных, и прочих), под воздействием которой Христо жил, совершенствовался, исполнял свое предназначение.

       Теперь я хочу более подробно описать те обстоятельства его жизни, которые повлияли на становление его духовности, сформировали в нем стремление к миру и согласию между людьми, непримеримое отношение к национальному экстремизму и, в конечном итоге, определили его Выбор - Высокое Служение. Г оворя о духовности болгарина Христо, я также имею ввиду и культуру его взрастившую - самобытную культуру болгарского народа, интересную уже тем, что она впитала в себя традиции таких древних и таких разных этносов, как тюрки, славяне, и греки - фракийцы.

       Добавлю, что в основе дальнейшего повествования лежат реальные обстоятельства жизни Христо. Попытка же воссоздания эмоционального настроя нашего героя и некоторых недостающих эпизодов его жизни, сделана мной на основе анализа большого количества известных мне мелких независимых фактов.

 

Ассаля ́ му ‘але ́ йкум - мир вам

 

Зло войны и благо мира

до такой степени известны людям,

 что с тех пор, как мы знаем людей,

 самым лучшим пожеланием

было приветствие «мир вам».

Лев Толстой

 

     Т ысяча девятьсот шестой год. Западная Македония. П осле страшной Ильинденской трагедии, когда тысячи мусульманских и христианских жизней сгорели в пламени антитурецкого восстания, прошло три года, и огненная лава в сердцах людей, казалось, уже подернулась корой времени. Но всякий, кто прикладывал свое чуткое ухо к этой коре, с содроганием ощущал под ней неутихающую грозную ярость.

... Целую неделю шли дожди, и когда распогодилось, то на влажных, нагретых солнцем каменных улочках Битолы - центре Манастирского вилайета Великого Османского Царства, которым Аллах наградил Абдул-Гамида Второго- тридцать четвертого султана и девяносто девятого халифа Блистательной Порты, стало душно.

Была пятница. Джума. Поднявшись по крутой лестнице самого высокого в Битоли минарета Хайдар-кади джамии, м уэдзин с облегчением вздохнул. Здесь наверху, на огражденном каменными перилами шерефе (Сноска - верхняя наружная галерея минарета, балкон), веял легкий прохладный ветерок, особенно приятный после уличной духоты.

Внизу шумела чершия - квартал ремесленников, и даже здесь, на многометровой высоте, были хорошо слышны выкрики разносчиков воды, скрип тележных колес на каменной мостовой, бодрый перестук молотков уста-быкырджия - мастеров по металлу.

Когда сбившееся от подъема дыхание восстановилось, муэдзин повернулся в сторону Мекки, поднес кисти рук к огромной белой чалме и, коснувшись большим и указательным пальцами мочек ушей, набрал в грудь побольше воздуха... 

     - Аллааху акбарул-лааху акбар, Аллааху акбарул-лааху акбар... – азан уверенно и величаво поплыл над мостом через Драгор, мимо Саат-кулы- высоченной башни с часами, гулко и привычно отозвался под трехсотлетними сводами рынка Безистен, и уплыл дальше, в сторону развалин античной Гераклеи.

    ...... Хайя ‘аля ссоляя Хайя ‘аляль-фаляях...

     И о ставив всякую торговлю, работу и деятельность, правоверные привычно заторопилась на пятничную молитву чтобы на коленях просить у Всевышнего «аль-васийля» и благословения для Пророка, мира и благополучия для себя.

    ...Стоя между порфирными колоннами искусно украшенного минбара, имам Хайдар-кади джамии - городской кади, достопочтенный Мехмед - ефенди с великим выражением читал сегодняшнюю хутбу. Вознеся хвалу Аллаху и пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), Мехмед ефенди пожелал здоровья и процветания Светлейшему Султану - знатному господину, объединителю народов, хранителю мира и спокойствия, после чего продолжил:

     -... В мире продолжается борьба! И количество жертв растет! Остановить это зло трудно потому, что против людей воюет сам сатана! Иблис — именно он разрабатывает планы сражений с людьми и командует войсками! У него есть солдаты из джиннов и людей, которых он посылает к рабам Аллаха, чтобы они подстрекали и побуждали творить зло. Истинно верующие люди знают, что Аллах запрещает распространять на земле зло и вражду! Это Иблис тянет вашу руку к рукоятке кинжала или ружья. Всякое оружие — признак неуверенности в том, что Всевышний Аллах придёт на помощь. Сила оружия — ничто по сравнению с силой души.

     Вражда между подданными разрушает государство, противна существующему порядку, установленному Всемогущим Аллахом. Нужно проявлять терпение и мудрость. Ведь Всевышний говорит нам: «О вы, которые уверовали! Будьте терпеливы и будьте терпимы». Человек слаб, и когда теряет выдержку и самообладание то совершает злые и неправедные поступки. Разум, данный нам Всемилостивейшим Аллахом, любовь к нашему великому султану (Да продлится его царствие), говорят о том, что будущее может быть только в единении народов нашей страны, в умении сохранить мир, дабы передать его новым поколениям. Да, сейчас не простые времена. Но нельзя сгибаться перед трудностями, опускать руки и терять надежду на милость Всевышнего! Так давайте же молиться, повторяя айаты досточтимой суры аль-Фатиха.

       Во имя Аллаха, Всемилостивого и Милосердного!...

     А в нескольких сотнях метров от Хайдар-кади джамии, под сенью храма в честь Рождества Пресвятой Богородицы православные райя Манастирского вилаета внимали словам своего владыки - митрополита Пелагонийского Григория. От мерцания лампад и восковых свечей множились блики золоченых окладов иконостаса, с потемневших икон внимательно и серьезно взирали святые лики, курился ладан, и глуховатый голос Его Высокопреосвященства проникал в людские души.  

     -... Враги нашей страны и ее подданных употребят, без сомнения, все усилия к тому, чтобы нарушить наше спокойствие и возбудить распри и отчуждение между нами и нашими мусульманскими соотечественниками.

     Мы убедительно советуем вам проявлять терпение, отклонять все внушения людей злонамеренных, не слушать их зловредных советов, не доверять слухам. Имейте полное доверие к законной власти, которая никогда не отказывала и никогда не откажет принять самые строгие меры к тому, чтобы обеспечить вашу жизнь, ваше имущество и честь вашу. Любите друг друга, живите в мире и согласии с вашими мусульманскими соседями, ибо они нам также братья, сыны одной с нами родины. Радея об общем благе, будьте готовы на всякую жертву, чтобы упрочить славу и спокойствие нашего государства. Следуя этим советам, мы будем достойные сыны отечества и дадим нашему правительству возможность упрочить на всем пространстве нашей страны мир и тишину, столь необходимые для развития и благоденствия ее подданных. 

     Да услышит Господь мои молитвы и да хранит Он Cветлейшего Султана и наше государство. Аминь.

         

     Мудрость, любовь к ближнему, пастырский долг руководили духовными отцами, когда они призывали к терпению, отказу от оружия, доверию к существующей власти.

      Иначе взаимные обиды могут опять затмить разум и вызвать жесткое противостояние, а то и дикую резню, вселяя ужас и ярость в людские души...      

     Православный владыко тяжело ступил с клироса, где помещалась его кафедра. И хотя в этот день он читал свою проповедь, как и всегда - проникновенно и убедительно, но многие, кто хорошо знал иерарха, отметили его усталый и нездоровый вид. Вероятно, виной всему была духота, царившая в храме, и за его пределами. Правда, ходили слухи, что в последнее время у «дядо» Григория сильно «пошаливает» сердце...

 

 

 

Утро его жизни

Бащина къща

(Отчий дом.)

... Т ысяча восемьсот шестидесятый год. Четыре года как кончилась Крымская война. Уже четыре года действует султанский Хатт-и - хумаюно равноправии, гарантирующий жизнь, честь и процветание всех народов Турецкой империи. Четыре года назад его текст на разных языках (в том числе и на русском) был развешен во всех общественных местах.

От 10 джезами-уль-ахир 1272

(18 февраля 1856 г.)

 

     Теб е, мой верховный визиръ, Мехмед-Элиен-Аали-паша, украшенный императорскими орденами Меджидiе 1 степени и Знакомъ Почета и пр., да даруетъ Господь теб е в е личiе и да удвоитъ твою власть.

    ... Я желаю увеличить ея (империи) благосостоянiе и внутреннее благоденствiе, достигнуть счастья моихъ подданныхъ, которые в моихъ глазахъ вс е равны, вс е одинаково мн е дороги, и связаны между собою сердечными отношенiями патриотизма, и упрочить средства к ежедневному возрастанiю процв е танiя своей имперiи.

    ... Посему я р е шил и повел е ваю исполнить сл е дующiя меры:

    ...Обезпеченiя, обещанныя съ нашей стороны Хатт-и хумаюномъ и Гюль-ханейскимъ и законами танзимата всемъ подданнымъ имперiи, безъ различiя классовъ и в е роиспов е данiй, въ огражденiе ихъ личности и имущества, и охраненiя ихъ чести, нын е подтверждаются и упрочиваются; и будутъ приняты д е йствительныя м е ры къ тому, чтобы они возъим е ли полную и совершенную силу.

    ... Моя Высокая Порта приметъ энергическiя меры, чтобы обезпечить каждой религiи, каково бы ни было число ея посл е дователей, полную свободу проявленiя.

    ... Всякое отличiе или ноименованiе, им е ющее ц е лью унизить одинъ класъ моихъ подданныхъ передъ другимъ, ради в е ры, языка или племени, будетъ навсегда уничтожено изъ вс е хъ административныхъ протоколовъ. Законы будутъ строго пресл е довать обычаи употребленiя частными лицами или властями наименованiй поносныхъ и оскорбительныхъ.

    ... Такъ какъ вс е религiи могутъ быть свободно испов е дуемы в моихъ владенiяхъ, то никто изъ подданныхъ моей имперiи не можетъ быть стесняемъ въ отправленiи своей религiи и подвергаться за нее пресл е дованiямъ. Никто не будетъ вынуждаемъ къ перем е н е своей религiи.

    ... Вс е подданные моей имперiи, безъ всякаго раличiя, будутъ принимаемы в гражданскiя и военныя школы правительства, если только удовлетворить условiямъ возраста и экзамена, опред е леннымъ въ органическихъ регламентахъ сихъ школъ.

    ... Сверхъ того, каждой общин е (национальной, религиозной) разр е шается учреждать самой школы наукъ, искусствъ и промышленности;

      ... Законы уголовные, исправительные и коммерческiе, равно какъ и правила судопроизводства будутъ в самомъ скоромъ времени пополнены и кодифицированы. С нихъ будутъ опубликованы переводы на вс е хъ языкахъ, употребляемыхъ въ нашей имперiи.

    ...Все, что сколько нибудь походитъ на пытку, будетъ радикально уничтожено. Нарушенiя по сему предмету будутъ строжайше пресл е дуемы и подвергнутся справедливому наказанiю, согласно уголовному уставу, какъ власти, такъ и исполнители, виновные въ совершенiи оныхъ.

    ... Будутъ соображены наискор е йшiя и энергическiя средства къ исправленiю злоупотребленiй во взиманiи налоговъ.

    ...Органамъ власти и членамъ меджлисовъ (сов е товъ) подъ страхомъ строжайшихъ наказанiй, воспрещается принимать участiе въ откупахъ, или принимать мал е йшее участiе въ выгодахъ по ихъ выполненiю. М е стныя повинности будутъ по возможности рассчитаны такъ, чтобы отъ нихъ не страдали источники производства и не происходило ущерба движенiю внутренней торговли.

    ... Законы противъ подкуповъ, продажности и лихоимства будутъ неослабно прим е няемы ко вс е мъ подданнымъ имперiи к какому бы они ни принадлежали классу и какихъ бы ни были должностей.

    ... Будутъ приняты м е ры къ устройству банковъ и другихъ подобныхъ учрежденiй, для преобразованiя монетной и финансовой системы, а равно для создания фондовъ, предназначаемыхъ къ развитiю источниковъ матерiальнаго богатства имперiи. Также будутъ приняты м е ры къ устройству дорогъ, коими облегчатся сообщенiя и разовьются богатства страны. Все, что вредитъ торговле и землед е лiю, будетъ уничтожено. Для достиженiя сей ц е ли изыщутся м е ры къ воспользованiю науками, искусствами и капиталами Европы, и прим е ненiю ихъ къ д е лу.

     Таковы мои желан i я и повел е н i я; ты, мой велик i й визиръ, опубликуешь, согласно обычаю, сей императорск i й фирманъ в столиц е и во вс е хъ м е стахъ импер i и; и примешь необходимыя м е ры къ точному его исполнен i ю.

     Да, хороший был Хатт-и хюмаюн! Но, вот беда: он не был исполнен.

     К сожалению, так бывает, что и султанские хатт-и хюмаюны не исполняются. И тому находится множество серьезных причин.

     Вот и в этот раз тоже нашлись причины, по которым Равноправие с Процветанием, которых, очевидно, так хотелось султану, где-то сильно подзадержались.

     -Да о чем вы говорите?! Какое такое Процветание?! Хотя бы налоги уменьшили, а то забирают почти все: и шерсть, и кожу, и жито! На жизнь ничего не остается! И после этого еще норовят откусить то там, то сям. В прошлом месяце у меня помер отец, Царствие ему Небесное! Так мне, кроме платы за разрешение на похороны, пришлось заплатить еще и кысмет параса (Сноска: Кысмет параса - налог на превратности судьбы) а после похорон я еще должен в течении трех лет вносить харач (Сноска: Харач - подушная подать с иноверцев) за покойника! А в этом году еще и засуха, неурожай! И не только я в таком положении, весь народ обнищал!

     - Ну, ты за весь-то народ не говори. Народ – он как мешок из-под муки: если его хорошенько потрясти, всегда что-нибудь вытрясешь.

     - Не-е-ет, так жить невозможно!!! Остается или помирать, или... сбрасывать захребетников!

     - Но, но! Полегче! Быка за рога вяжут, а болтуна и смутьяна за язык!

Примерно такие речи можно было услышать тогда в Империи. Тяжелая налоговая кабала, беспросветная нищета, голод и болезни делали стремление сбросить ненавистное ярмо все определенней.

     На фоне тяжкого экономического гнета со стороны турецкой администрации уж совсем нестерпимым было духовное давление греческой Патриархии, усилившееся после получения Грецией частичного освобождения (Сноска: В ооружённая борьба греков за независимость от Османской империи, начавшаяся в 1821 году, завершилась в 1832 году Константинопольским мирным договором, утвердившим Грецию как независимое государство. Греки были первыми из народов, покорённых Османской империей, кто обрёл независимость.-Википедия), пробудившего у греческих «фанариотов» идею восстановления Византийского царства(Сноска: Фанарио́ты — название этнически греческой элиты в Османской империи, селившейся в районе Фанар в европейской части Константинополя, близ резиденции Константинопольского Патриарха. Ряд семейств фанариотов составили правящий класс в вассальных османских дунайских территориях. На Балканах термин фанариоты употребляется и в негативном смысле для обозначения коллаборационизма с турками во времена османского ига. Отдельные фанариотские деятели вынашивали планы реставрации Византийской империи путём постепенного завладения органами власти Османской империи и выступали за сохранение империи и контроля над негреческим православным населением со стороны Патриархии, которая находилась в значительной от них зависимости.-Википедия).

     И весной этого года во время пасхального богослужения в болгарской церкви в Константинополе Илларион Макариопольский (Сноска: Митрополит Иларион Макариопольский (в миру Стоян Стоянов Михайловский, 1812 —1875) — епископ Константинопольского Патриархата болгарского происхождения, деятель Болгарской схизмы. Анафематствован собором в Константинополе в мае 1872 года. Один из лидеров болгарского национального возрождения. Духовный отец Христо Зафирова.) не упомянул имени греческого патриарха, что было равнозначно заявлению о независимости болгарской церкви от греческой Патриархии.

     Но до обретения независимости людям предстояло прожить еще долгие годы. Десять лет оставалось еще до султанского фирмана об учреждении экзархата, и семнадцать - до обретения политической независимости.

     Эти годы и были годами детства и юности владыки Григория (тогда еще просто Христо, Христо Зафирова).

Р одился будущий владыко в тысяча восемьсот пятьдесят третьем году в большом (по меркам того времени) городе с названием Стара Загора (при турках этот город назывался Ески-Загра, или Ески Хисар), расположенном на южных склонах Средна-Гора (Сноска:  Сре́дна-Гора — горы в центральной Болгарии, расположенные к югу параллельно Балканским горам).

Город этот был основан очень давно, еще при Филиппе Втором - отце Александра Македонского. Позже, когда городом завладели римляне, император Марк Аврелий сделал из него центр всей фракийской долины- с храмами, термами, базиликами, портиками, форумом и торговыми рядами. С тех пор город не раз переходил из рук в руки, разрушался, страдал от пожаров и эпидемий, но, благодаря своему выгодному территориальному расположению и плодородности близлежащих земель, каждый раз возрождался вновь.

В окрестностях Ески-Загры издревле выращивали рожь, пшеницу, ячмень, овощи, фрукты, производили вино и розовое масло, разводили скот. В самом же городе занимались ремеслом, и в годы Христо ески-загрский торгово-ремесленный комплекс насчитывал около тридцати различных ремесел и более трехсот мастерских, в которых занимались производством сукна, шерстяных тканей, ковроткачеством, меднолитейным, кожевенным, портняжным делом и многим другим.

       Отец Христо - Васил Зафиров занимался разведением скота и сопутствующими этому занятию производствами. Так в Ески-Загре, он, кроме прочего был главой (- уста-башия) ескизагрских абаджиев - портных, шивших одежду из традиционного шерстяного материала- абы.         

     Бай Васил был болгарином, но имел греческие корни. Его дед, Зафир, был греком из Северного Эпира, и слыл у себя на родине состоятельным человеком. Он торговал скотом и одно время даже поставлял продукты - молоко и мясо ко двору Али-Паши Янинского.

     Но когда разразилось греческое восстание, Зафир стал активно помогать повстанцам, снабжал их провизией, деньгами, участвовал в доставке оружия через горные перевалы, и турки, прознав о его деятельности, схватили его, скот  конфисковали, а самого приговорили к смерти. Тогда его спас старший сын, служивший в Янине в элитных войсках Его Величества султана Махмуда Второго (Сноска: Махму́д II — 30-й османский султан). Зафиру тогда очень повезло: его оставили в живых и даже вернули часть скота. Какое-то время его не трогали, и даже стало казаться, что про него забыли, что беда миновала его кров.

     Но вскоре старший сын перебрался в Константинополь и там принял участие в янычарском мятеже. При подавлении мятежа тысячи янычар лишились жизни, и в их числе -сын Зафира (Сноска: Янычары - войны из детей христиан, обращенные в Ислам. Их называли кошмаром Европы, бичом Балкан. Это была лучшая в мире профессиональная пехота, подобной которой в то время не было нигде в мире. В памяти народа янычары остались как символ ярости и упорства. В 1826 году в Стамбуле янычары подняли мятеж. В результате 20 000 янычар было казнено, их казармы были разрушены, знамена сожжены). Гибель сына была тяжелым ударом для Зафира. Кроме того, с потерей сына, Зафир лишился защиты от подозрительных турецких властей. И, чувствуя, что тучи вновь стали сгущаться над его головой, и опасаясь за свою жизнь и жизнь своих близких, он принял решение покинуть родные места. Спешно распродав все свое имущество, он и его семья с попутным торговым караваном перебрались из Северного Эпира в небольшое село на Балканах, где их никто не знал.

     На новом месте, имея некоторые начальные средства, их семья освоилась довольно быстро. В балканских предгорьях приобрели землю, построили дом, и стали заниматься джелепчийством, то есть тем же, чем занимались у себя на родине - разведением и продажей скота.

     На Балканах джелепчийство было преимущественно в руках болгар, и Зафир и его семья общались в основном с болгарскими семьями. Такое общение для Зафира - активного участника греческого восстания, находящегося под постоянной угрозой разоблачения, было хорошим прикрытием, так как болгары в этой местности в вопросах греко-турецких отношений большей частью сохраняли нейтралитет, и в этом плане были у турецких властей вне подозрений.

     Прожив, на Балканах около десяти лет, Зафир умер.

     Его средний сын, унаследовав дело отца и общаясь в основном с болгарами, с течением времени полностью «оболгарился»: вместе с другими джелепчия вел дела на болгарский манер, соблюдал болгарские обычаи, и уже в двадцать два года женился на местной девушке и стал жить интересами новых родственников. И его самого и, тем более, его детей люди уже с полным правом считали болгарами.

     Вообще-то у Зафира было трое сыновей, и после гибели старшего сына, оставались еще двое. Но младший сын Петр с детства был очень набожным и совсем молодым постригся в монахи. Поэтому все дело Зафира по праву перешло к его среднему сыну, и от него- к двум внукам -Илчо и Василу.

     Когда Васил вырос, то унаследовав дело предков, проявил исключительную предприимчивость. Кроме простого разведения скота, он наладил в Габрово выделку кож и производство шерстяной ткани, а в Ески-Загра стал шить из шерсти и кожи одежду и другую домашнюю и хозяйственную утварь. Со временем бай Васил стал тем, кого болгары называют «чорбаджия» - зажиточным торговцем.

     Еще в годы Крымской войны интересы дела потребовали от бая Васила постоянного присутствия в Ески-Загре, поэтому ему пришлось оставить село и со всем семейством перебраться в город. И сейчас кышта (дом) уважаемого бая Васила находилась в верхней части города, рядом с турецкой махалой. В дневное время из центра города туда можно было добраться только в объезд. Поэтому, если приезжий выспрашивал как ему добраться до кышты бая Васила, то ему советовали идти пешком:

     - Все, кто живет там, пользуются верхней дорогой. И вы, конечно, тоже можете подъехать на вашей каруце (телеге), но это надо в объезд, за чершию, а уж потом по верхней дороге. Если же идти пешком, то это не далеко: прямо до голяма джамии (большой мечети) Мамза-Бей – вон той, похожей на невысокую крепостную башню, затем налево, в сторону планины (гор).

     Проехать через чершию невозможно, ее узкие улочки запружены телегами и повозками, заставлены всевозможным товаром разложенным и развешенным у толстых железных дверей дучанов местных ремесленников. Объезжать же ее долго. Поэтому лучше привязать мула у коновязи в ближайшем хане (Сноска: здесь «хан» -болгарский постоялый двор), и кинув аспру (мелкую монету) сыну владельца, чтобы присмотрел за повозкой, идти пешком. За джамией обнаруживается «сокач» - зажатый между глухими каменными заборами, грубо мощеный проулок, настолько узкий, что на телеге здесь не проехать и нужно идти пешком. При этом с обеих сторон проулка вдоль заборов расположены целые горы навоза и коровьих «лепешек». В воздухе же, крепко настоенном на животных миазмах, роятся мирриады жирных мух и слепней. И гостям бая Васила нужна определенная решимость, чтобы перескакивая с камня на камень, и отмахиваясь от назойливых насекомых начать продвигаться по центру узенькой улочки в указанном направлении. Но грязь, в конце концов, заканчивается, и путешественник попадает на относительно чистую и довольно широкую каменную лестницу. Преодолев по ней несколько десятков саженей, настойчивый гость оказывается наконец у ворот кышты бая Васила. 

     Бай Васил-человек с достатком. Высокие каменные стены с большими крепкими воротами защищают его кышту от недобрых глаз. Внутри ограды на просторном дворе две старые смукении (инжир), земля под которыми усыпана перезревшими плодами, раскидистый куст свирчковины (вид жимолости), из цветов и ягод которой получается полезный чай. Рядом- почерневший от времени и сырости сруб старого бунара (колодца), с очень холодной и вкусной водой.

     В тени смукений в своем, укрытом от мух бейшике, спит полугодовалая Василева дочь, а рядом, вывалив от жары язык, лежит на боку огромный сторожевой пес Бял. Недавно Христо, семилетний сын бая Васила, заигравшись с Бялом, уснул с ним в собачей будке, и его долго не могли найти.

     Сама кышта - строение деревянное, добротное, возвышается посреди двора на высоком двухметровом каменном цоколе, скрывающем просторные хозяйственные помещения. Стены жилой части дома сложены из буковых стволов, потолочные перекрытия -дубовые. Поддерживаемая упирающимися в стену цоколя деревянными подпорками-консолями, верхняя часть дома сильно выступает, нависая над нижней, цокольной, наподобии эркера. Крыша - четырехскатная, крытая красной турецкой керамидой (черепицей) полуцилиндрической формы (способ укладки которой, болгары образно называют «один монах и две монашки»).


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.