Долг пастырский и гражданский — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Долг пастырский и гражданский

2020-10-20 116
Долг пастырский и гражданский 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

     Д о Освобождения Болгарский экзарх, являясь, по форме, османским государственным чиновником, должен был постоянно пребывать в Константинополе. Но и после освободительной для болгар Русско-Турецкой войны 1877–1878 гг. и образования независимого Болгарского княжества местопребывание экзарха и его непосредственных помощников не изменилось (за исключением небольшого перерыва сразу после Освобождения).

     Дело в том, что на турецкой территории в Македонии и Восточной Фракии проживало большое количество болгар, нуждавшихся в духовном попечительстве, осуществлять которое, согласно фирману турецкого правительства, мог одобренный султаном Болгарский экзарх. Поэтому, демонстрируя истинно христианскую жертвенность и преданность своей пастве, несмотря на возможность свободного служения в независимой Болгарии, экзарх и его сподвижники, в числе которых был и Христо Зафиров, избрали пастырский труд в тяжелых условиях духовной несвободы, как того требовали интересы болгарского народа.

     Значительные усилия при этом экзархат направил на улучшение социального положения македонских болгар, расширение и укрепление болгарского присутствия в Македонии и Одринской Фракии, проведение национальной политики Болгарского Княжества на территории Турции. Как сказал один известный публицист «Истинно национальная политика должна и за пределами своего государства поддерживать не голое, так сказать, племя, а те духовные начала, которые связаны с историей племени, с его силой и славой».      Сегодня трудно себе представить как, будучи (после принятия независимости с помощью русского оружия) институтом фактически враждебного государства, Болгарский экзархат добился от турецких властей того, чего добился. А добился он многого. Были получены султанские бераты (официальные полномочия) для болгарских митрополитов в епархиях на территории Османской империи, где преобладало болгарское население, и им было разрешено вести службы на болгарском языке. Были получены разрешения на строительство новых болгарских церковных общин и приходов, зданий митрополий в городах и крупных селах Македонии и Одринской Фракии. Получила ощутимый толчок организация болгарского образования путем расширения сети болгарских школ. В этом экзархии помогало молодое Болгарское Княжество. В результате деятельности экзархата процент болгарских школ в Македонии сравнялся с их процентом в свободной Болгарии, а число учителей стало даже выше, чем в свободных землях. «Умственное развитие приводит, естественно, к материальному богатству, и чем более какой-либо народ развит умственно, тем легче он находит средства улучшения своего материального состояния», - писал экзарх Иосиф I.

     Еще раз отметим, что вся эта деятельность производилась на турецких территориях с ведома турецких властей и на вполне законных основаниях. В этой ситуации устойчивые доверительные отношения между Болгарским экзархатом и турецкой администрацией были крайне необходимы. Мудрость и политическая гибкость, баланс отношений с Высокой Портой, установленный на зыбкой основе взаимных уступок и обещаний, позволили экзархату выстроить хрупкое здание «болгаризации» на территориях с преимущественно болгарским населением.

      Но яростные «подземные толчки» в толще обнищавших народных масс, провоцируемых революционерами, грозили разрушить построенное. «Бедность и отчаяние породили «революционных апостолов», призывающих народ к восстанию и обещающих ему политическую автономию...» писал экзарх Иосиф I весной 1903 года.

     В этой ситуации Церковь считала своим долгом защищать и оберегать свою паству от кровавых революционных страстей. И, глубоко чувствуя общую политическую ситуацию в османских землях и хорошо зная характер и методы турецкого управления, экзархат предупреждал не в меру горячих «апостолов» об опасности применения экстримистских форм и методов борьбы.

 

Прибытие в Македонию

     Я рким выразителем политики экзархата был и Григорий (Христо) Зафиров. Получив, после Освобождения высшее духовное образование в России, кандидат богословия, выпускник Московской Духовной Академии Григории Зафиров отправился служить не в освобожденное от турок Болгарское Княжество, а в Турцию, в Константинополь.

     Какое-то время он проработал в ближайшем окружении экзарха. Известно, что экзарх Иосиф I доверял Григорию и во многом на него полагался. Бывало даже, что он оставлял Григория в качестве своего заместителя, когда сам по каким-либо делам покидал Константинополь.

     Но вскоре Григорию было назначено исполнять свой пастырский долг среди болгар западной Македонии, сначала в Охриде, затем в Битоле. Это было очень ответственное назначение, поскольку и в Охриде, и в расположенной в семидесяти километрах от него Битоле ситуация к тому моменту стала чрезвычайно сложной: эти города превратились в центры межнационального и межконфессионального противостояния. И там требовался сильный и авторитетный пастырь.  

     Следуя политике экзархата, Григорий отрицал и осуждал экстримизм и кровопролитие, и полагал, что улучшение жизни народа и его настоящее освобождение можно и должно осуществлять на пути интеллектуального прогресса. Христо понимал свою миссию как руководство духовной жизнью людей, направленное на расширение и усиление в Македонии положительного болгарского влияния, формирование болгарского национального сознания у славянского населения Македонии с тем, чтобы сделать болгарскую национальную идею понятной и привлекательной для большинства людей.

     И все свои душевные и физические силы Григорий направил на церковно- просветительскую деятельность, на развитие болгарского образования и национального самоосознания болгар.

     Много лет, с благословения экзарха и при финансовой поддержке правительства свободной Болгарии, он открывал в Македонии болгарские школы, набирал в них преподавательский состав и следил за качеством образования, подготовкой учителей, приобретением учебных пособий.

     По поручению экзархата он несколько лет руководил церковно-просветительской деятельностью среди болгар Охридской епархии, что было чрезвычайно трудным делом, поскольку он не имел на то султанского берата, и это приводило к постоянным столкновениям с местными властями и Константинопольской Патриархией.

 

Жизнь в «городе послов»

       П оследние девять лет своей жизни владыка Григорий провел в городе Битола - центре Монастирского вилайета Османской Империи в официальной должности митрополита Пелагонийского (Сноска: Пелагония –древнегреческое название региона, в который входил Монастирский вилайет).

      В то время турецкий город Битола с восьмидесятитысячным населением (не считая двадцатипятитысячного военного гарнизона) был важным узлом военных, торговых, и политических коммуникаций, значительной административной единицей Македонии.

     К тому моменту, когда Григорий возглавил Битольскую епархию, Македония (во многом «благодаря» деятельности революционных «апостолов», и не без участия софийского руководства) превратилась в «яблоко раздора» балканских стран - Болгарии, Греции и Сербии. За спинами этих стран, преследуя свои собственные интересы, «маячили» так называемые «Великие державы»: Германия, Италия, Австро-Венгрия, Россия, Англия, Франция.

     Турецкая Империя пребывала на грани полного развала, и чтобы контролировать этот процесс, и не «упустить своего» в момент падения такого гиганта, все заинтересованные стороны имели в Битоле своих наблюдателей, представителей, консулов, из-за чего Битолу прозвали «городом послов».      Культурной особенностью Битолы того времени было сочетание глубокой ориентальности с элементами западной культуры. Это был полумусульманский, полухристианский город, своеобразный оазис средневекового Востока на окраине индустриальной Европы. Состоятельные обитатели двух- и трехэтажных особняков на Широк-сокак -главной улице города, следили за европейской модой, свою молодежь обучали в европейских столицах, до которых было «рукой подать», но дух города, его базары, мечети, одежда простых жителей, культура общения- все говорило о Востоке.

     И чтобы мирно сосуществовать с мусульманской половиной населения от владыки требовались особые чуткость и осторожность в словах и действиях. А что бы при этом осуществлять еще и плодотворную деятельность в интересах православных христиан и болгарского народа, он должен был проявлять исключительную дипломатию и такт в отношениях с турецкой администрацией. И долгое время это ему удавалось. Его гибкая миролюбивая политика встречала поддержку властей, и даже была отмечена османским орденом, и перстенем с личной тугрой султана - знаком особого высочайшего расположения.

     Доверию к владыке со стороны турок способствовало так же прекрасное владение им турецким языком, и глубокое, с детства, знакомство с турецкой культурой и искреннее уважение к ней.

      За почти десятилетнее руководство Битольской епархией, благодаря расположению властей, владыке удалось организовать открытие около двухсот общеобразовательных болгарских школ, в которых обучалось несколько тысяч учеников! С разрешения битольской администрации, под его руководством было построено здание битольской митрополии, два новых храма, отремонтированно и построено около десятка сельских церквей. При этом он не оставлял своих пастырских и священнических обязанностей: вел регулярные богослужения, совершал церковные обряды и таинства, утешал Божьим словом страждущих,


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.